Здоровье сберегающие технологии профессора В. Ф. Базарного
презентация для интерактивной доски по технологии по теме
Проблемы здоровья в последнее время занимают большое место в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazarnyy.ppt | 1.55 МБ |
bazarnyy.doc | 677 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ЗДОРОВЬЕ—это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а возвращаются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика» -В.Ф.Базарный
школа выпускает в жизнь: -с нарушением осанки 60% -близорукие 40%-50% -нервно-психические отклонения 30%
Метод В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это здоровье-сберегающая технология , которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, прошла практическую апробацию в течение 30 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно- эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат .
Благодаря данной технологии достигается: Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Психологический комфорт в образовательном учреждении. Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.
К основным методам и приемам, используемым в здоровье-сберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся: 1.Режим динамической смены поз 2.Схема зрительно-двигательных траекторий 3. Сенсорно-координаторные тренажёры ( офтальмотренажёры)
Режим динамической смены поз: За основу здравоохранительной системы В.Ф.Базарного принят режим меняющихся поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». Это один из немедикоментозных методов коррекции здоровья воспитанников.
Настольная конторка — одна из основных здоровьесберегающих технологий профессора В.Ф.Базарного.
Смена динамических поз
поза (сидя) поза (стоя)
Режим «динамической смены поз» укрепляет позвоночник-основу энергетики человеческого организма, повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
схема зрительно-двигательных траекторий
сенсорно-координаторные тренажёры (офталъмотренажёры)
Цель этих тренажей: предупреждение близорукости и нарушения осанки В различных участках классной комнаты фиксируются ( подвешиваются) привлекающие внимание яркие, сигнальные метки. Это могут быть игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуется в равноудаленных участках комнаты, например: в четырёх углах потолка.
В результате подобных упражнений развивается чувство общей и зрительной координации, ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации. Учащиеся становятся зоркими, внимательными. Гимнастика для глаз улучшает не только зрение, но и тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат
Раскрепощение телесной вертикали и режима динамических поз в основе построения учебного процесса учащихся способствует улучшению каллиграфических навыков
Каллиграфия учащихся 4 класса
Класс, обучающийся в режимах сенсорного и психомоторного раскрепощения находится в наиболее выгодном положении за счёт построения учебной работы с детьми в режиме динамических поз, расширения зрительной и двигательной активности. Использование динамических поз в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития детей с ОВЗ, сохраняет здоровье, а также является одним из условий для построения занятий в режиме диалога и коллективного сотрудничества.
Что даёт технология В.Ф.Базарного? 1.Гарантированный, фиксирующий результат улучшения здоровья учащихся. 2.Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. 3.Психологический комфорт в образовательном учреждении. 4.Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и другой сугубо патологии. Здоровье-сберегающие технологии профессора В.Ф.Базарного апробированы , дают хорошие результаты в укреплении здоровья и развития детей.
Предварительный просмотр:
«Использование на уроках здоровьесберегающих технологий профессора В.Ф.Базарного для учащихся с ОВЗ
(учитель начальных классов Суманева В.В.)
(СЛАЙД 1)«Использование на уроках здоровьесберегающих технологий профессора В.Ф.Базарного для учащихся с ОВЗ
(учитель начальных классов Суманева В.В.)
Что такое здоровье?
«ЗДОРОВЬЕ»--это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Профессор В.Ф.Базарный сказал так: (СЛАЙД 2 )ЗДОРОВЬЕ—это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а возвращаются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика»
Сегодня проблема здоровья детей одна из основных в нашей стране.
Из млн. относительно здоровых детей, приходящих в 1-й класс, уже через несколько месяцев у каждого четвёртого из них фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, школа (СЛАЙД 3) выпускает в «жизнь» с нарушениями осанки 60% своих питомцев, 40%-50% близорукими, 30% с нервно-психическими отклонениями.
Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу—это та база, которая, во многом, определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет. Именно поэтому учителю важно знать, как правильно организовать учебный процесс школьника, чтобы сберечь его здоровье.
-1-
При обучении детей с ОВЗ, имеющих ослабленную память, неустойчивое внимание, импульсивную, недостаточно целенаправленную деятельность, низкую работоспособность, эта проблема становится ещё более актуальной. Учащиеся этой категории требуют особого подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Поэтому я обратилась к работам Московского института дефектологии по совершенствованию мелкой моторики у детей ОВЗ, к исследованиям, проведённым на базе НИИ медицинских проблем Севера под руководством доктора медицинских наук профессора В.Ф. Базарного .
(СЛАЙД 4) Метод В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это здоровье-сберегающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, прошла практическую апробацию в течение 30 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат .
(СЛАЙД 5) Благодаря данной технологии достигается:
--Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
--Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
-2-
--Психологический комфорт в образовательном учреждении.
-- Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.
К основным методам и приемам, (СЛАЙД 6) используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:
1.Режим динамической смены поз
2.Схема зрительно-двигательных траекторий
3. Сенсорно-координаторные тренажёры ( офтальмотренажёры)
Рассмотрим более подробно каждый из них.
(СЛАЙД 7)1.Режим динамической смены поз:
На основании многочисленных исследований В.Ф.Базарный считает самой вредной для здоровья сидячую позу: сдавлены лёгкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол.
За основу здравоохранительной системы В.Ф.Базарного принят режим меняющихся поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». Это один из немедикоментозных методов коррекции здоровья воспитанников.
В.Ф.Базарный предложил техническое решение, позволяющее сохранить существующую мебель, внедрить методику динамических поз, возвратиться к оптимальной для зрительного труда наклонной рабочей поверхности. Было решено лишь разработать приставку к столам в виде удобной настольной конторки—(СЛАЙД 8) одна из основных здоровьесберегающих технологий профессора Базарного.
-3-
В моём учебном кабинете были установлены конторки (высокая призма с наклоном). Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам (СЛАЙД 9) наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы «сидя» (СЛАЙД 10) , «стоя» через каждые 15минут. За урок получается 2-3 раза смена поз. По мере адаптации к такому режиму у детей возникает внутренняя потребность к занятиям в положении «стоя». Многие из учащихся предпочитают уже заниматься в режиме телесной вертикали большую часть урока. В смене поз принципиально важным является свобода выбора. Это самый главный момент режима динамических поз.
«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.
Режим (СЛАЙД 11) «динамической смены поз» укрепляет позвоночник---основу энергетики человеческого организма, повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
-4-
2. 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. В связи с этим , учитывая особенности детей с ОВЗ для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования с я использую в своей работе гимнастику для глаз, разработанную группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного специально разработанную схему зрительно- двигательных траекторий В.Ф.Базарного. (СЛАЙД 12)
С помощью стрелок указаны основные траектории по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелке, по восьмёрке. Каждая траектория изображается разным цветом.
Это делает схему яркой и привлекает внимание. Упражнения выполняются коллективно и только стоя.
3. (СЛАЙД 13) Следующая технология В.Ф.Базарного—это использование сенсорно-координаторных тренажей (офталъмотренажёры), упражнения ,сочетающие в себе движение глазами, головой и туловищем. Движение выполняется в « позе стоя»
(СЛАЙД14 ) Цель этих тренажей: предупреждение близорукости и нарушения осанки. В различных участках классной комнаты фиксируются ( подвешиваются) привлекающие внимание яркие, сигнальные метки. Это могут быть игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуется в равноудаленных участках комнаты, например: в четырёх углах потолка. Под счёт « раз-два-три-четыре» дети поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках при этом они совершают синхронные движения глазами, головой и туловищем. Продолжительность выполнения упражнений 1,5-2минуты.
-5-
С целью повышения эффективности этих упражнений по активизации чувства координации и равновесия их следует выполнять только в положении стоя. (СЛАЙД 15)В результате подобных упражнений развивается чувство общей и зрительной координации, ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации. Учащиеся становятся зоркими, внимательными. Гимнастика для глаз улучшает не только зрение, но и тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат
Раскрепощение телесной вертикали и режима динамических поз в основе построения учебного процесса учащихся способствует
(СЛАЙД 16) улучшению каллиграфических навыков. (СЛАЙД 17)
Класс, (СЛАЙД 18) обучающийся в режимах сенсорного и психомоторного
раскрепощения. находится в наиболее выгодном положении за счёт
построения учебной работы с детьми в режиме динамических поз,
расширения зрительной и двигательной активности.
Дети занимающиеся в режиме динамической позы, отличаются
раскрепощённостью, повышенной работоспособностью, становятся более спокойными и уравновешенными.
Использование динамических поз в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития детей с ОВЗ, сохраняет здоровье, а также является одним из условий для построения занятий в режиме диалога и коллективного сотрудничества.
-6-
ВЫВОД
(СЛАЙД 19) Что дают технологии В.Ф.Базарного?
1.Гарантированный, фиксирующий результат улучшения здоровья учащихся.
2.Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
3.Психологический комфорт в образовательном учреждении.
4.Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервнопсихических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и другой сугубо патологии.
Здоровье-сберегающие технологии профессора В.Ф.Базарного апробированы , дают хорошие результаты в укреплении здоровья и развития детей.
-7-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки в начальной школе и здоровье сберегающая технология В. Ф. Базарного ч. 1
Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно без вреда для здоровья, делает необходимым поиски новых методик преподавания, основывающихся н...
Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровье сберегающих технологий.
Здоровье человека - это актуальная тема на все времена. Правильное отношение к здоровью надо начинать с раннего детства....
«Здоровье детей, здоровье сберегающие технологии, их учёт в индивидуальном развитии личности».
«Здоровье детей, здоровье сберегающие технологии, ...
Здоровье сберегающие технологии для сбережения здоровья подрастающего поколения.
Работа по здоровьесбережению....
Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.
Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся улучшить качество жизни с точки зрения ...
Статья "Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе на основе методики Базарного В.Ф."
Технология Базарного - включает в себя основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, режим смены динамических поз, реализацию специальных...
Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.
Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся улучшить качество жизни с точки зрения ...