Элективный курс "Основы дизайна"
элективный курс по технологии по теме
Программа курса предназначена для учащихся 5-6 классов. В ходе изучения курса учащиеся подробно познакомятся с такими направлениями дизайна, как промышленное проектирование, графический дизайн, конструирование одежды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_osnovy_dizayna.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
МУ «УСТЬ-ЯНСКОЕ УЛУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ»
МОУ «КАЗАЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Утверждаю»__________ «Утверждаю»___________
Экспертный Совет МОУ экспертный Совет МУ
«Казачинская СОШ» «Усть-Янское улусное
управление образованием»
Программа элективного курса
« Мир дизайна»
Составила
Слепцова Любовь Валерьевна,
учитель I категории
н. Казачье – 2009 г.
Элективный курс «Мир дизайна»
Пояснительная записка
Дизайн (англ.design – проектировать, чертить, конструировать) в широком смысле слова – любое проектирование, т.е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле – новый вид художественно – конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX веке. Его цель – организация целостной эстетической среды жизни человека, проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, удобна и при этом ещё и красива. Научная основа дизайна – техническая эстетика.
Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения красоты и пользы, но и во всем многообразии ее связей в процессе функционирования, т.е. с учетом того, как предмет будет трансформироваться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т.д. Смысл дизайна – комплексный системный подход к проектированию каждой вещи.
В ходе изучения элективного курса учащиеся обзорно познакомятся с такими направлениями дизайна, как промышленное проектирование, графический дизайн, конструирование одежды, визаж, дизайн среды и др.
Программа курса предназначена для обучающихся 5-6 классов.
Количество часов – 68
Цель данной программы - способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить их понимать основной закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий.
Задачи курса:
- Духовно – эмоциональное обогащение личности
- Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
- Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления.
- Расширение кругозора
- Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
- Выявление склонностей и интересов учащихся к профессиональной деятельности.
Умения, которые должны продемонстрировать учащиеся к концу курса:
- Изготавливать из подручного материала различные изделия
- Решать художественно – творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
- Решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием рисунка, эскиза;
- Конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
- Комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
- Экономно и рационально использовать материалы.
Программа элективного курса «Мир дизайна»
Модуль 1 . Дизайн и его место в духовной и материальной культуре (10 ч.)
Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств (2ч.)
Происхождение термина "дизайн". Пластические искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Дизайн как процесс художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.).
Из истории развития дизайна (1 ч.)
Бурное развитие промышленного производства в XIX веке. Проблема "бесстилья и эклектики" изделий машинного производства. II половина XIX века -появление движений и организаций, стремящихся возродить эстетическую значимость изделий промышленности. Начало XX века-"Германский веркбунд" (1907). "Создание культуры путем сведения вместе искусства и техники" (П, Беренс). 1920-е годы - появление центров дизайна: Баухауз (Германия), ВХУТЕМАС (СССР), дизайнерских фирм в США. Бурное развитие дизайна в XX веке, появление различных направлений дизайна. Конец XX века-определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создании всей материальной, социальной и духовной среды.
Направления (виды) дизайна (1 ч.)
Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды, обуви, визаж и т.д. Составление схемы "Направления дизайна" с разработкой эмблемы каждого направления.
Возможность выделения крупных сфер дизайна:
промышленный дизайн;
графический дизайн;
дизайн среды;
дизайн имиджа
Пластические свойства бумаги, технология изготовления рельефных и объемных форм (6 ч.)
Пластические свойства листа и его рельефные проявления на сгиб, излом, выпуклость. «Что такое «ребро жесткости». Различные способы образования рельефа в зависимости от материала и техники исполнения. Общие свойства рельефной композиции.
Модуль II. Графический дизайн (15 ч.)
Графический дизайн и его направления. Графический знак (5ч.)
Два подхода к понятию "Графический дизайн".
1) Графический дизайн (график-дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы).
2) Графический дизайн как способ создания на плоскости проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки и т.д.). Компьютерная графика. Графический знак. Отличительные особенности знака - обобщенность и условность изображения. Разработка графических знаков для школьных кабинетов.
Инструменты и материалы художника-графика (4 ч.)
Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо/тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, рапидограф, аэрограф, гелевая ручка и т.д. Некоторые правила и приемы работы с инструментами и материалами.
Шрифт (4 ч.)
Понятие о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Техники выполнения шрифтов. Выполнение шрифтовой надписи с использованием таблиц (техника и гарнитура по выбору учащегося).
Обобщающее занятие (выставка творческих работ) (2 ч.)
Представление (выставка) домашних творческих работ (по выбору учащегося: разработка эскизов товарных знаков, рекламной листовки, визитной карточки, афиши, книжной обложки и т.п.). Коллективное обсуждение и анализ работ.
Модуль III. Промышленный дизайн (18ч.)
Промышленный дизайн и его направления (5 ч.)
Понятие о промышленном (индустриальном дизайне). Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды и т.д.). Понятие формообразования. Зависимость формы от функции предмета.
Основы проектирования (6 ч.)
Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д.).
Творческая работа (коллективный мини-проект no разработке изделия) (7 ч.)
Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение возможной темы проекта. Анализ существующего состояния. Выявление проблем и потребностей в усовершенствовании. Банк идей и предложений. Обсуждение и выбор наилучшего варианта. Эскизирование. Описание изделия, особенностей технологии изготовления. Представление мини-проекта.
Возможные темы мини-проекта:
набор посуды или разделочных досок,
набор светильников,
школьная парта,
современный стул,
мольберт.
Модуль IV. Дизайн среды (12ч.)
Дизайн среды и его направления. Ландшафтами дизайн (3 ч.)
Направления дизайна среды: дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами садово-парковой архитектуры. Эскиз оформления пришкольного участка.
Архитектура (5 ч.)
Дизайн и архитектура. Понятие архитектурной графики. Вычерчивание плана своей квартиры (школы).
Дизайн интерьера (2 ч.)
Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Некоторые способы и приемы оформления интерьера.
Творческая работа (коллективный мини-проект) (2 ч.)
Разработка и представление проектов интерьера (эскизы). Темы мини-проектов:
Интерьер кухни в якутском стиле,
Современная гостиная.
Интерьер классной комнаты,
Комната школьника,
Интерьер детской комнаты.
Модуль V. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем (15 ч.)
Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок (5 ч.)
Понятие имиджа. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж, или искусство макияжа. Парикмахерское искусство.
Дизайн одежды, обуви и аксессуаров (8 ч.)
Моделирование и конструирование как составляющие дизайна одежды. Мода и ее влияние па внешний облик человека. Обзор творчества выдающихся дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров.
Обобщающее занятие (2 ч.)
Общий обзор пройденного материала. Выставка творческих работ учащихся.
Учебный план
№ | Наименование модулей | Кол-во часов | Форма проведения занятий | Форма контроля |
I | Дизайн и его место в духовной и материальной культуре | 10 | Лекции с элементами беседы | Тестирование |
II | Графический дизайн | 15 | Лекция. Практикум. Самостоятельная работа. | Защита творческой работы |
III | Промышленный дизайн | 18 | Лекция. Творческая лаборатория. Практикум (коллективная работа) | Защита творческой работы (мини – проект) |
IV | Дизайн среды | 12 | Лекция с элементами беседы. Практикум (коллективная работа) | Защита творческой работы (мини – проект) |
V | Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем | 15 | Лекция с элементами беседы. Практикум. | Защита творческой работы |
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Название тем | Кол-во часов |
I | Дизайн и его место в духовной и материальной культуре | 1. Особенности дизайна, его место к системе пластических искусств | 2 |
2. Из истории развития дизайна | 1 | ||
3. Направления (виды) дизайна | 1 | ||
4. Пластические свойства бумаги, технология изготовления рельефных и объемных форм | 6 | ||
II | Графический дизайн | 1. Графический дизайн и его направления. Графический знак | 5 |
2. Инструменты и материалы художника-графика | 4 | ||
3. Шрифт | 4 | ||
4. Обобщающее занятие (выставка творческих работ) | 2 | ||
III | Промышленный дизайн | 1. Промышленный дизайн и его направления | 5 |
2. Основы проектирования | 6 | ||
3. Творческая работа (коллективный мини-проект по разработке изделия) | 7 | ||
IV | Дизайн среды | 1. Дизайн среды и его направления. Ландшафтный дизайн. | 3 |
2. Архитектура | 5 | ||
3. Дизайн интерьера | 2 | ||
4. Творческая работа (коллективный мини-проект) | 2 | ||
V | Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем | 1. Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок | 5 |
2. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров | 8 | ||
3. Обобщающее занятие | 2 |
Контрольно-оценочная деятельность
Профиль | Специализации внутри профиля | Название курса | Форма итоговой работы | Контроль Оценочная деятельность |
Предмет-ный | Технический | Мир дизайна | Лабораторная работа. Доклад. Письменная работа. Составление эскиза. Выставка. | Защита проекта. Зачет. |
Шкала оценивания:
- Знание ключевых понятий во время изучения темы – 4 б.
- Умение применять их на практике – 5 б.
- Применение технических навыков и умений – 3 б.
- Контрольный тест – 2 б.
- Защита проекта – 5 б.
- Подготовка выставки – 2 б.
- Активность на занятиях – 1 б.
Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за практические задания, выполненные работы по схеме:
- «2» - не менее 40 % от всей суммы баллов
- «3» - 40%-60% от общей суммы баллов
- «4» - 60%-75% от общей суммы баллов
- «5» - 75% - 100% от общей суммы баллов
Критерии оценок по темам курса:
Модуль 1. «Дизайн и его место в духовной и материальной культуре»
Обязательный минимум понятий:
- Дизайн 5. Пластика
- Скульптура 6. Визаж
- Архитектура 7. Графика
- Арт-дизайн 8. Фито-дизайн
Умения:
- Определять место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства.
- Знание теории художественно-технического проектирования.
- Уметь изготовлять простые объемные формы.
№ | Группа понятий | Обязательная оценка (форма проверки) | Кем проверяется | Условия выставления добровольной повышающей оценки |
1. | 1-5 | Тест. Творческая лаборатория | Учитель | Защита творческой работы |
2. | 6-8 | Практикум Творческая лаборатория | Взаимопроверка Учитель | Защита творческой работы |
Умения:
№ | Группа понятий | Обязательная оценка (форма проверки) | Кем проверяется | Условия выставления добровольной повышающей оценки |
1. | 1. | Практикум. | Учитель | Зачет. |
2. | 2. | Практикум. | Учитель | Зачет. Контрольная работа. |
Модуль 2. Графический дизайн
Обязательный минимум понятий:
- Шрифт
- Компьютерная графика
- Рейсфедер
- Рапидограф
- Аэрограф
Умения:
- Знание понятий "Графический дизайн".
- Графический знак. Отличительные особенности знака.
- Понятие о шрифтах.
- Выполнять шрифтовые надписи с использованием таблиц.
№ | Группа понятий | Обязательная оценка (форма проверки) | Кем проверяется | Условия выставления добровольной повышающей оценки |
1. | 1-2 | Практикум Творческая лаборатория | Учитель | Защита творческой работы |
2. | 3-5 | Творческая лаборатория | Взаимопроверка Учитель | Защита творческой работы |
Умения:
№ | Группа понятий | Обязательная оценка (форма проверки) | Кем проверяется | Условия выставления добровольной повышающей оценки |
1. | 1-2. | Практикум. | Учитель | Зачет. |
2. | 3-4 | Практикум. | Учитель | Зачет. Контрольная работа. |
Модуль 3. Промышленный дизайн
Обязательный минимум понятий:
- Эскиз 4. Макеты
- Чертеж 5. Модель
- Технические рисунки 6. Проект
Умения:
- Знание понятий о промышленном (индустриальном) дизайне.
- Знание многообразий направлений промышленного дизайна.
- Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования.
- Уметь представлять эскиз.
5.Уметь описывать изделия, особенности технологии изготовления. Представление мини-проекта
№ | Группа понятий | Обязательная оценка (форма проверки) | Кем проверяется | Условия выставления добровольной повышающей оценки |
1. | 1-6 | Практикум Творческая лаборатория | Учитель Взаимопроверка | Защита мини-проекта |
Умения:
№ | Группа понятий | Обязательная оценка (форма проверки) | Кем проверяется | Условия выставления добровольной повышающей оценки |
1. | 1-2. | Практикум. | Учитель | Зачет. |
2. | 3-4 | Творческая лаборатория. | Учитель Взаимопроверка | Защита мини- проекта |
Модуль 4. Дизайн среды
Обязательный минимум понятий:
- Ландшафт
- Архитектурная графика
- Композиция
- Стиль
Умения:
- Знание понятия архитектурной графики
- Роль композиции, стиля, цвета. Уметь применять на практике.
- Вычерчивание плана.
№ | Группа понятий | Обязательная оценка (форма проверки) | Кем проверяется | Условия выставления добровольной повышающей оценки |
1. | 1-4 | Практикум Творческая лаборатория | Учитель Взаимопроверка | Защита мини-проекта |
Умения:
№ | Группа понятий | Обязательная оценка (форма проверки) | Кем проверяется | Условия выставления добровольной повышающей оценки |
1. | 1-3 | Творческая лаборатория. | Учитель Взаимопроверка | Защита мини- проекта |
Модуль 5. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем
Обязательный минимум понятий:
- Визаж 4.Дизайнер
- Имидж 5.Аксессуары
- Стили одежды
Умения:
- Понятие имиджа.
- Уметь определять стиль и применять на практике.
- Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж, или искусство макияжа.
№ | Группа понятий | Обязательная оценка (форма проверки) | Кем проверяется | Условия выставления добровольной повышающей оценки |
1. | 1-2 | Творческая лаборатория | Взаимопроверка | Зачет |
2. | 3-5 | Творческая лаборатория | Учитель Взаимопроверка | Персональная выставка |
Умения:
№ | Группа понятий | Обязательная оценка (форма проверки) | Кем проверяется | Условия выставления добровольной повышающей оценки |
1. | 1-3 | Творческая лаборатория | Взаимопроверка | Зачет |
Литература для учителя:
- Казакевич Ф. Оценка качества по технологии. – М., 2000.
- Крейз Р. Мини энциклопедия Фэн-шуй. – СПб., 2001.
- Попова М.А. Саха торyт культурата.- Якутск, 1993
- Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2000.
- Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под ред.В.Д. Симоненко.-М.:Вентана –Граф, 2000
- Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. -М.:МЗ-Пресс,2001.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2002.
- Федотов Г. Дарите людям красоту – М., 1995
- Барадулин В. Сельскому учителю о народных промыслах. -М.,1999
Литература для учащихся:
- Браеловская Л. Дизайн квартир и реставрация мебели. – Ростов на Дону. 2003
- Барташевич А. Сделай сам – Минск, 1996
- Пауггер И. Все в нужный момент.- СПб., 1997.
- Чекризова Е. Кожа. Техника. Приемы. Изделия – М., 2004
- Скрябина А. Незабываемые узоры.- Якутск, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изонить. Основные приемы ниточного дизайна
Достоинство изонити в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способност...
Дизайн, программирование, анимация, творчество.
http://www.vneuroka.ru/design.ph...
Урок технологии в 4 классе "Моделирование из бумаги. Дизайн автомобиля".
Цели урока Для учителя Для ученика Дать возможность учащимся познакомиться с профессией «дизайнер» и понятием «дизайн». Смоделировать ситуацию для формирования и закрепления навыков производственног...
Программа кружка "Школа дизайна. Оригами"
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Технический дизайн древесины»
Пояснительная записка На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры. Дерево было самым доступным материалом, а по – особому обработанная древесина придавала дерев...
конспект занятия элективного курса "Ландшафтный дизайн"
Представлен конспект по теме "Бассейны", входящий в элективный курс "Ландшафтный дизайн"...
Программа элективных курсов "Дизайн одежды" 9 класс
Программа курса «Дизайн одежды» предназначена для подготовки обучающихся 9 - х классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили. Элективный курс рассчитан на 34 учебных ча...