Программа элективных курсов "Дизайн одежды" 9 класс
элективный курс по технологии на тему
Программа курса «Дизайн одежды» предназначена для подготовки обучающихся 9 - х классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили. Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю). Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и в определённой степени обладает новизной для учащихся.<?xml:namespace prefix = o /??>
Данный элективный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент ГОСТа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.
Программа применима для групп школьников с различным уровнем подготовки, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний.
Актуальность программы определяется тем, что профессия дизайнера является одной из привлекательных профессий для выпускников школ, т.к. она становится сегодня всё более востребованной, потому что человек всегда стремится сделать жизнь вокруг себя красивее и уютнее.
Перед учениками 9-х классов встаёт проблема, куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, чтобы встать дизайнером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Дизайн одежды" | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса «Дизайн одежды» предназначена для подготовки обучающихся
9 - х классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили. Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю).
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и в определённой степени обладает новизной для учащихся.
Данный элективный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент ГОСТа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.
Программа применима для групп школьников с различным уровнем подготовки, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний.
Логика развёртывания учебного материала обеспечивает систематичность содержания.
Значимость, роль и место данного курса определяются необходимостью подготовки к выбору последующей профессиональной деятельности. Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников.
Актуальность программы определяется тем, что профессия дизайнера является одной из привлекательных профессий для выпускников школ, т.к. она становится сегодня всё более востребованной, потому что человек всегда стремится сделать жизнь вокруг себя красивее и уютнее.
Перед учениками 9-х классов встаёт проблема, куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, чтобы встать дизайнером.
Цель данного элективного курса:
познакомить десятиклассников с одним из направлений дизайна – дизайном одежды, помочь определиться с выбором профиля обучения.
Задачи:
- способствовать реализации интереса к художественному проектированию одежды;
- способствовать эстетическому восприятию, формированию у учащихся вкуса, творческого воображения;
- создать условия для формирования умения работать в группе;
- дать школьникам представление о дизайне одежды как специфической художественно-творческой деятельности человека;
- познакомить с историей возникновения и развитием дизайна одежды за рубежом и в России.
Количество обучающихся в группе – 10 человек.
Способ подачи информации - репродуктивный.
Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в курсе занимают следующие формы обучения:
- лекционное занятие;
- практическая работа;
Основные методы
- обучения: монологический, диалогический, алгоритмический, показательный;
- преподавания: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстративный;
- учения: репродуктивный, исполнительский, частично – поисковый, поисковый;
- воспитания: убеждения, упражнения
Необходимыми условиями реализации целей и задач курса является адекватная методика, которая включает использование активных методов и приёмов наряду с традиционными формами проведения занятий.
Занятия предполагают как рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ: эскизирование моделей одежды, моделирование отделок и изделий из целого куска ткани (платок, шарф, парео), проектирование модели с использованием комбинаторного метода формообразования из бумаги, создание коллективных мини-проектов.
Работа в малых группах (2-3 человека) – одна из активных форм на уроках элективного курса при проектировании отделок и изделий из куска ткани, при выполнении мини-проектов.
Суть работы в малых группах состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников. Работа в малой группе помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения. Эта форма позволяет каждому участнику почувствовать себя в роли лидера или ответственного представителя группы при подведении итогов, презентации ответа или мнения группы.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся через анкетирование, тесты, интеллектуальные игры.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий.
Итоговый контроль – коллективные мини-проекты по созданию модели в тематике ''Мусорный дизайн''. Для подведения итогов по эскизированию моделей одежды проводится совместный с учащимися просмотр и анализ работ.
Ученики получают «зачёт» по итогам текущих и итогового контролей.
Очень важно на занятиях использовать знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках технологии, изобразительного искусства, черчения.
Учащиеся должны знать:
- понятие “дизайн”;
- функции и требования к одежде;
- понятия “проектирование” и “моделирование”;
- источники творчества дизайнера;
- имена ведущих дизайнеров одежды;
- силуэтные формы в одежде;
- основные стили в одежде;
- цветовое решение одежды.
Учащиеся должены уметь:
- эскизировать модели одежды по шаблону;
- моделировать отделки и изделия из платков;
- проектировать модель из бросового материала.
Учащиеся должены иметь представление:
- о видах дизайна;
- о высокой и промышленной моде.
Список использованной литературы:
- Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебное пособие. – М.: Мастерство; Академия; Высшая школа, 2000.
- Ермилова Д.Ю. История домов моды: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003.
- Ильинский М.М. Её величество Мода. – Смоленск: Русич, 1997.
- Матузова Е.М., Соколова Р.И., Гончарук Н.С. Мода и крой. – М.: Институт индустрии моды, 2001.
- Моделирование и художественное оформление одежды /Авт.-сост. Т.О.Бердник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Рачинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. – М.: М3-Пресс, 2003.
- Сорины, сёстры (Коробцева Н.А., Петрова Е.А.). Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения. – М.: Гном-Пресс, 1999.
- Сорины, сёстры (Коробцева Н.А., Петрова Е.А.). Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М.: Гном-Пресс, 1998.
- Ткаченко В. Астрология моды и красоты: Звёзды подскажут вам, как выглядеть неотразимо. Стиль, одежда, косметика, аксессуары. – М.: РИПОЛ классик, 2006.
- Журналы: “Ателье”, “Индустрия моды”, “International Textiles”.
Тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | Из них: | |
Теория | Практика | |||
1 | Дизайн в современном мире. | 2 | 1 | 1 |
2 | Одежда, костюм. Их функции. | 2 | 1 | 1 |
3 | Проектирование и моделирование в дизайне. | 4 | 1 | 3 |
4 | Методы проектирования. | 6 | 2 | 4 |
5 | Образно-ассоциативные основы творчества дизайнера. | 4 | 1 | 3 |
6 | Введение в мир моды. | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Язык моды и его основные характеристики. | 2 | 1 | 1 |
8 | Цветовая гармония в одежде. | 2 | 1 | 1 |
9 | Стилевое решение костюма. | 2 | 1 | 1 |
10 | Экологические проблемы в дизайне одежды. Мини-проекты. | 6 | 2 | 4 |
11 | Подведение итогов. Защита проектов. | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 34 | 11,5 | 12,5 |
Содержание программы
- Дизайн в современном мире (2 часа)
Цели и задачи курса. Происхождение термина “дизайн”. Место дизайна в системе пластических искусств. История развития дизайна одежды. Виды дизайна: промышленный, графический, компьютерный, архитектурной среды, выставочных экспозиций, одежды и аксессуаров, арт-дизайн. Профессия: дизайнер одежды.
Входная анкета, диагностика “Творческое воображение”.
- Одежда, костюм, их функции (2 часа)
Цели и задачи дизайна современного костюма. Требования, предъявляемые к одежде со стороны производства и потребителя. Функции одежды.
Интеллектуальная игра “Одежда”.
- Проектирование и моделирование в дизайне (4 часа)
Понятия: “художественное конструирование”, “проектирование”, “моделирование”, “макетирование”, “конструирование”.
Практическая работа: Моделирование отделок и изделий из целого куска ткани (платка, шарфа, парео).
- Методы проектирования (6 часа)
Комбинаторные методы формообразования. Метод модульного проектирования. Метод деконструкции.
Практическая работа: Проектирование модели из бумаги с использованием комбинаторного метода формообразования.
- Образно-ассоциативные основы творчества дизайнера (4 часа)
Источники и особенности творчества дизайнера. Художественный образ в дизайне одежды. Принципы творческой переработки образного источника в модный костюм.
Практическая работа: Эскизирование моделей одежды по шаблону с использованием в качестве источников творчества природы и русского народного костюма.
- Введение в мир моды (2 часа)
Определение понятия “мода”. Пути возникновения моды. Высокая (от кутюр) и промышленная (прет-а-порте) мода. Ведущие современные зарубежные и российские дизайнеры одежды.
Интеллектуальная игра “Мода”.
Индивидуальная самостоятельная работа: Изучение статей из журналов мод о современных дизайнерах одежды.
- Язык моды и его основные характеристики (2 часа)
Форма, силуэт, покрой. Современные направления в моде.
Тест “Моё отношение к моде”.
Практическая работа: Эскизирование моделей одежды по шаблону (изделия прямого, прилегающего и трапециевидного силуэтов).
- Цветовая гармония в одежде (2 часа)
Роль цвета в одежде. Сезонная игра цвета в одежде.
Практическая работа: Индивидуальный подбор цвета одежды, подбор цветовой гаммы для эскизированных моделей.
- Стилевое решение костюма (2 часа)
Характеристика основных стилей: классического, спортивного, романтического. Микростили. Эклектика в современном костюме.
Тест “Мой стиль”.
Практическая работа: Эскизирование моделей одежды различных стилей по шаблону.
10. Экологические проблемы в дизайне одежды. Мини-проекты (6 часов)
Творческая работа: Подготовка и защита коллективных мини-проектов на тему “Мусорный дизайн”.
11.Подведение итогов. Защита проектов (2 часа)
Выступления учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторизированная программа элективного курса «Правила этикета» для учащихся 3 класса
Настоящая программа предназначена для обеспечения факультативного курса "Правила этикета" для 3 класса. Программа позволяет учащимся познакомиться с правилами поведения, общения с окружающими людьми, ...
Программа элективного курса по русскому языку "Обучение сочинению" в 3 классе.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить вып...
Программа элективного курса для 1 класса "Моя малая Родина"
В программе "Моя малая Родина" реализуется патриотическое направление работы по внеучебной деятельности в 1 классе. В программе детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мир...
Рабочая программа элективного курса по литературному чтению "Волшебный мир сказок" в 4 классе
Элективный курс «Волшебный мир сказок» для учащихся 4 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса...
Программа элективного курса по математике «Наглядная геометрия» для учащихся начальных классов.
Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у млад...
Программа элективного курса «Практические задачи по математике» 3 класс
Рабочая программа элективного курса «Практические задачи по математике» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, примерной программы по ма...
Программа элективного курса по развитию речи "Круглый год." для учащихся 1-4 классов.
Курс по развитию речи предполагает использование творческого потенциала учеников, что предполагает развитие у детей творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деят...