Сценарий досуга-развлечения для детей средней группы и родителей "Капустные посиделки"
методическая разработка

Можарина Наталья Федоровна

Без знания своих корней, традиций своего народа, невозможно воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать  интерес и любовь к истории, культуре русского народа, помогает сберечь прошлое. Русский фольклор - это тропинка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Потому приобщение детей к народной культуре, русскому народному творчеству, фольклору находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое воспитание детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать это приобщение к ценностям народной культуры нужно  с малых лет. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Это положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20», г. Ярославль

Досуговое развлечение

для детей средней группы и родителей

 «Капустные посиделки»  

Воспитатели: Можарина Н.Ф.

Подобедова С.Н.

г. Ярославль, 2024г.

Цель: приобщение детей к русским народным традициям и обычаям через фольклор.

Задачи: 

Образовательные: 

  • знакомить детей с жизнью своих предков
  • обогатить словарь детей новыми словами - предки, старина, кадка, тяпка
  • закрепить умение детей играть в народные игры
  • познакомить с процессом засолки капусты

Развивающие: 

  • развивать интерес к культуре русского народа
  • расширить кругозор детей, их речь
  • совершенствовать умение рассказывать пословицы и поговорки, стихи
  • развивать художественно-творческую активность детей

Воспитательные: 

  • воспитывать чувство любви к Родине, народным обычаям и традициям
  • способствовать радостной доброжелательной атмосфере на празднике        

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.

Планируемый результат: сформированность у детей среднего возраста понятие о предках; представлений о праздновании праздников в старину и особенностях засолки капусты; знаний русских народных игр, пословиц и поговорок.

Участники: воспитатели, дети группы и их родители.

Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, стихов, песен о капусте, хороводов, игр.

Материалы: русские народные костюмы для детей и воспитателей, костюм для персонажа – коза, свежая капуста (3-4 шт.), морковь, терка, корзина с пирогами, кадка, самовар, угощенье, фартуки, пластмассовые тазики, полотенце, доски разделочные, ножи, лента, бантики или цветочки на зубочистках, игрушки-муляжи капусты (2-3 шт.).

Ход мероприятия

Зал украшен в стиле русской избы. Стоит печка, старинная утварь, лавки, расстелены половики.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас видеть в нашей избе. Давно вас ждали-поджидали, праздник без вас не начинали. Дорогим гостям- почетное место! Проходите, рассаживайтесь поудобнее. (Родители занимают места для зрителей)

Около печки на столе хозяйка шинкует (тяпает) капусту и напевает русскую народную песню. Стук в дверь. Появляются дети в сопровождении воспитателя.

Хозяйка: (Обращается к воспитателю)

Добрый день, Фёдоровна!

Молодец, что заглянула!

Да смотрю, ты не одна?!

Фёдоровна:

И тебе не хворать, Николаевна! Знаю, что без дела не сидишь!  

Привела с собой ребятушек, ребятушек- «любознатушек».

Хозяйка:

День добрый, детушки-касатушки!

Проходите. Не стесняйтесь.

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Приготовьте глазки, ушки....

Расскажем мы вам об одном старинном обычае русского народа- о капустных посиделках.

Фёдоровна: много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников назывался в народе Сергей-капустник.

Начиная с 8 октября хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Ребята капусту рубить не помогали, а приходили для веселья

Хозяйка (Николаевна): пока детвора и молодежь веселилась, хозяйки готовили угощение. Главным блюдом на праздничном столе были пироги с капустой. Сегодня и мы попробуем все угощения, которые приготовили ваши мамы к празднику.

Солили капусту на Руси и с морковью, и с клюквой, и с брусникой. Капуста и вкусной, и красивой получалась, приятно на стол подать! А вы знаете, что капуста богата витаминами и очень полезна? Часто выручала она во время голода, поэтому и сложил про нее русский народ поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят!»

Фёдоровна: Николаевна! А что у тебя сегодня и кочан наряжен?

Хозяйка: А как же!

Вот и сама Капуста-Кума!

Капуста наряды примеряла,

Ведь у нее сто одежек  и все без застежек

Не может удержаться - любит наряжаться!

Не зря, она огородница,

Зовется большой модницей!

Тебе, Кума, почет и честь! (Хозяйка делает в сторону капусты поклон)

Фёдоровна: А наши ребята знают песню про капусту и сейчас её споют. (Дети выходят в полукруг)

Песня «Вот какие кочаны» (Сл. И. Мазнин, Муз. Д. Львова-Компанейца)

(Дети рассаживаются на лавочки)

Хозяйка:

Всем известно: без капусты

У тебя в кастрюле пусто

Коль капусту позабудешь,

Есть борщи и щи не будешь.

Фёдоровна: в меню русского народа капуста всегда стояла на одном из первых мест среди других овощей. Ее широко использовали и используют для приготовления разнообразных закусок, супов, вторых блюд. Очень полезен и капустный сок. В качестве самостоятельного блюда капусту тушат, жарят, запекают, фаршируют различными начинками. (Уходит переодеваться в Козу)

Хозяйка: Давайте-ка вспомним, какие пословицы народ сложил о капусте. Дорогие наши родители, и вы нам помогите. (Родители зачитывают начало пословицы, а дети её заканчивают).

Пословицы о капусте 

Родители- дети (по очереди)

 - Щи да каша… (пища наша)

- Хлеб да капуста…(на столе не пусто!)

- Ел, ел капусту…(а в брюхе всё пусто!)

- Капуста любит воду…(да хорошую погоду)

- Без капусты…(щи не густы!)

Хозяйка:

Да, говорили вы умело,

А теперь пора за дело,

Мы по кругу пойдем,

Да капусту завьем.

Хоровод «Вейся, вейся капустка».

(Дети берутся за руки и вместе с Хозяйкой закручивают спираль. После того, как «капуста завьется», входит Коза.)

Коза: Вот, так капуста! Вот так кочан! Стоит, наливается, меня дожидается. Сейчас я тебя съем!

(Дети разбегаются, Коза  пытается догнать детей, те убегают на места.)

Хозяйка: 

Не серчай, козочка, что тебя капустой не угостили.

До чего же ты игрива!

Ты нас, козочка, не бодай,

Лучше с нами поиграй!

Коза: Предлагаю вам, друзья, поиграть с капустой я!

Игра «Ты катись, катись, капуста»

Ты катись, катись, капуста,

Веселее по рукам.

У кого в руках капуста,

Тот сейчас станцует нам.

(2-3 игрушечных кочана капусты передаются под музыку по кругу, дети говорят слова. После слов «станцует нам» дети, у которых оказались кочаны, выходят в круг, пляшут под музыкальный проигрыш, остальные дети хлопают в ладоши. Играют 3 раза. Потом дети садятся)

Коза: Пришла пора, детвора, для ваших мам будет игра. (Родители выходят и тоже играют в эту игру. Последняя тройка танцоров остается, остальные родители садятся.  Для троих - игра)

Игра: «Угадай вес кочана»

(Заранее взвесить кочан, дать в руки каждому по очереди, родитель  навскидку угадывает вес кочана. Кто ближе всего к фактическому назвал вес, тому этот кочан почётно дарится)

Хозяйка:

Чтобы сильно вы не грустили, что капусту не получили, вам друзья и их подружки расскажут стихи про капусту!

(Дети читают стихи про капусту)

Хозяйка: (выносит 1/2 кочана) Хороша нынче уродилась капуста!

Коза: Николаевна, а давай ка посмотрим какие у нас мамы умелые, как они капусту умеют шинковать, да квасить!

Хозяйка: Ай, да капуста, хороша, ароматна, сочна!

Коза: Ура! Новая игра!

Игра «Нашинкуй капусту»

«Сделай салат из капусты»

(2 родителей выходят на середину к столам, на которых лежат на каждого кочан, морковь, терка, доска разделочная, нож, фартук, перчатки, таз)

(Коза ходит с пластиковым ведерком, высматривает себе капусту, хвалит мам и выпрашивает себе, те накладывают ей нашинкованной капусты)

Хозяйка: 

Что ж, коза, совсем стемнело.

Скажем мы тебе «спасибо» смело!

Капуста вкусная тебе от мам досталась.

Будешь кушать, да хвалить,

Да спасибо говорить!

Коза благодарит:  Спасибо вам, матушки! Спасибо, ребятушки! Пойду к своим козлятушкам,  капусткой их кормить,чтоб здоровыми быть! (Уходит)

Хозяйка: Ребята, предлагаю поиграть. Мы с вами сейчас будем наряжать капусту.

Эстафета «Наряди капусту»

(Участвуют две команды. В одной стороне зала находятся вилки капусты. По сигналу первые участники берут бантики или цветочки на зубочистках и бегут, украшают капусту.)

Хозяйка: 

У нас на Руси капусту уважают.

Её за обе щёки ребята уплетают.                     

С ней делают салаты, щи и голубцы…

Едите вы капусту? (Да!)                      

Тогда вы молодцы!

Хоровод «К нам гости пришли» (Сл. М. Ивенсен, муз. Ан. Александрова)

Фёдоровна:

Посиделки – вечеринки,

У кого ты не спроси,-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Не прощаемся с гостями,

Все вместе: Говорим: « До новых встреч!»

- Как в народе говорится - не красна изба углами, а красна пирогами. (Николаевна выносит пироги в корзинке)

- Приглашаем всех на чаепитие с пирогами в нашу уютную группу.

Фотогалерея праздника

20241207_162156.jpg      20241207_161246.jpg

20241207_161019.jpg    20241207_161605.jpg

Приложение

Стихи про капусту

Удивился в поле ёжик:

«Вот так овощ, сто одёжек!»

А зайчонок слопал с хрустом

Аппетитную ... (Капусту)

В сто одёжек завернётся

И от холода спасётся.

Много листьев, много хруста...

Звать красавицу... (Капуста)

Глянь, капуста в огороде

Разодета вся по моде!

Сто нарядов, это слишком!

Под листами- кочерыжка!

А капустной кочерыжкой,
И девчонки, и мальчишки,
Очень любят похрустеть —
Загляденье посмотреть!

С королевой овощей

Подружитесь поскорей!

На столе не будет пусто,

Если вырастишь капусту!

А я –сочная капуста,

Витаминами горжусь.

В голубцы, борщи, салаты!

Я, конечно, пригожусь.

А какие вкусные

Щи мои капустные!

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи-

Меня в них ищи.

Побежали мы вприпрыжку

Рвать капусты кочерыжку.

Только сверху кочерыжки

Было листьев много слишком.

Отнесём капусту маме-

Листья станут голубцами.

Пирожки, скажу, с капустой

Очень даже хороши!

Из капусты щи густые

Всем приятны для души!

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста?!

Это же капуста!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "В гостях у Гнома" для детей средней группы

Конспект комплексного занятия "В гостях у Гнома" для детей средней группы позволяет выполнить следующие цели и задачи:  ·   закрепить знание количественного счета в пределах четырех, ум...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Грибная полянка для ежа» для детей средней группы

Задачи:  Формировать умение работать по образцу. Развивать ловкость, умение работать в команде, мелкую моторику рук, речь, мышление, память, воображение. Воспитывать  доброе отношение ...

Конспект занятия для детей средней группы «По сказочным тропинкам»

Цель:развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования;учить детей отвечать п...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПДД ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.«Юный пешеход»

Продолжать закреплять знание  дорожных знаков....

Конспект интегрированного занятия по математике и аппликации для детей средней группы: «Формирование представлений о частях и времени суток».

Конспект интегрированного занятия по математике и аппликации для детей средней группы: «Формирование представлений о частях и  времени суток».Программные задачи:·  учить определять части сут...

Конспект организованной образовательной деятельности детей средней группы и воспитателя М.В. Ковалевой «Что такое хорошо и что такое плохо».

Программное содержание.  Продолжать воспитывать доброе отношение к окружающим.Углублять представления  детей о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других, видеть по...

СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

СЦЕНАРИЙ  НОВОГОДНЕГО  ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ  СРЕДНЕЙ  ГРУППЫ...