Как создать театральную постановку?
материал

Как создать театральную постановку с учащимися начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПОСТАНОВОК  В ШКОЛЕ

Чижова Наталья Вячеславовна

Учитель начальных классов

 Первой  категории

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

Создание театрализованных спектаклей в школе

  • Значение творческих постановок для развития школьника.
  • Отбор сценария.
  • Подготовка  к  спектаклю
  • Работа с текстом. Постановка спектакля.

Используемая литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театральная деятельность как фактор социализации и личностного развития  школьника

Возникнув еще на заре человеческой цивилизации, театр до сих пор остается одним из основных видов искусств. Во многом театральная жизнь в обществе является показателем уровня развития его культуры, прежде всего духовной. Даже современный человек, воспитанный на телевидении и компьютерных играх, впервые придя в театр, чаще всего ощущает внутренний подъем, прилив энергии, идущей от актеров к зрителям.

Издавна театр используется и как один из инструментов воспитания, причем двунаправленного: с одной стороны, зрителя, с другой — актера в совокупности его внутренней культуры и внешних проявлений. Именно поэтому театральную деятельность можно считать одним из наиболее мощных дидактических инструментов.

Участие в театральных постановках в большой степени способствует социализации личности. Человек в спектакле играет определенную роль. Между тем психологи утверждают, что практически вся наша жизнь состоит из чередования ролей-функций (отец/мать, дочь/сын, начальник/подчиненный и т.д.), поэтому способность легко принимать на себя различные роли делает человека более уверенным, социально компетентным.

Кроме того, театр — это, по сути, игра, а, как известно, игра — основной механизм развития личности ребенка.

Все эти факторы и обусловливают значимость театральной деятельности как одного из направлений педагогического процесса. Ценность ее заключается также в том, что театр вызывает эмоциональный подъем, повышает суггестию человека, а информация, подаваемая таким способом, лучше усваивается.

Элементы театральной деятельности широко используются в учебном процессе в виде инсценировок и театрализованных игр. Такие приемы, как этюды, пантомима и т.д. эффективны при обучении любому предмету, но особенно высока их ценность при развитии музыкально-творческих способностей. Как методы, вскрывающие внутренние резервы личности, они составляют основу творческого развития.

         

ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕКТАКЛЕЙ В ШКОЛЕ.

Значение творческих постановок

 для развития школьника

Прежде всего, музыкальная постановка в начальной школе не должна являться самоцелью. Это всего лишь средство, используемое для решения задач, поставленных перед учителем согласно учебному плану.

При этом цели, которые можно реализовать с помощью театральных средств (театральные игры, постановки спектаклей и т.д.), весьма многочисленны — от физического развития и развития речи детей, выработки и закрепления навыков социальной адаптации, морально-нравственных установок.

Иными словами, музыкальная постановка в начальной школе осуществляется не для зрителя, что в любом профессиональном или любительском театре явилось бы абсурдом и лишило бы смысла само его существование. В детском театре зритель отходит на второй план — он может присутствовать (при необходимости) или отсутствовать, что в данном случае не принципиально. Музыкальная постановка в ОУ ставится главным образом для его участников — для того, чтобы им было весело или грустно, комфортно или неудобно, чтобы они научились тому, чего еще не умеют, открыли в себе то, что до поры было скрыто от окружающих и от них самих.

Театр близок и понятен детям. Это объясняется двумя причинами. По мнению Л.С. Выготского, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно связывает |творчество с личными переживаниями. Драматическая форма переживания впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно и независимо от желаний взрослого. Любую мысль ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Другой причиной близости драматической формы детям является связь театрализации с игрой — ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках.

На мой взгляд, важность театра для учащихся начальной школы объясняется следующими факторами:

физическими — наличие «рукотворного» мира (костюмы, декорации, игрушки, куклы и т.д.), дающего возможность в любую минуту действовать с предметами и вещами;

социально-эмоциональными — дети одновременно являются актерами, режиссерами, художниками, музыкантами, что предоставляет им некоторую независимость, возможность творчества, а достигается совокупностью изобразительной, речевой, музыкальной, театрализованной деятельности;

психологическими ребенку предоставляют возможность ощутить чувство внутренней свободы, раскованности, самовыражения;

интеллектуальными — в процессе игры дети выполняют разнообразные творческие задания.

        Исполняя роли персонажей с разными характерами, учащиеся могут примерить на себя различные модели социального поведения. Играя волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, исполняя роль зайчика — осторожность, петушка — решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя адекватно ситуации, проявляя уже «наработанные» те или иные качества.

        Но для многих детей выйти на сцену — серьезное испытание. Нередко только от лица куклы ребенок впервые осмелится произнести слово со сцены. Он психологически прячется за игрушку как за «ширму», за которой чувствует себя более уверенно, раскрепощенно, понимая, что внимание зрителей, прежде всего, обращено на нее. Она становится той соломинкой, за которую хватается ребенок, чтобы скрыть свои волнения и переживания.

        Таким образом, театр выполняет важную психологическую функцию, так как помогает участникам действия повысить и стабилизировать свою самооценку, воспитать волю и характер, развить черты лидера, выплеснуть негативные эмоции.

Театральная деятельность, будучи ориентированной на потребности и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспитания детей из так называемых групп риска (с нетипичным поведением): излишне застенчивых, агрессивных, социально неуверенных и т.д. Кроме того, театр позволяет организовывать работу и с одаренными детьми.

Логично предположить, что постановка спектакля представляет собой своеобразную проектную деятельность,  поскольку указывает на связь с практикой применения имеющихся знаний, умений и навыков, задействует межпредметные отношения, предусматривает те же этапы, что и в любом проекте: подготовка и планирование, распределение обязанностей, практическое воплощение, презентация результатов.

ОТБОР СЦЕНАРИЯ

Одна из наиболее сложных задач — отбор и адаптация сценариев будущему спектаклю.

Главное условие выбора произведения — интерес детей к нему. Удачным будет подход в том случае, когда педагоги знакомят учащихся с несколькими произведениями и сообща решается, какое из них интереснее было бы поставить. К этому времени первичный отбор произведений уже фактически произведен взрослыми. Тем не менее, совместно принятое решение не только выявляет заинтересованность детей, но и повышает их социальную уверенность, понимание собственной значимости (этап планирования проекта).

В качестве сценария можно использовать фольклорные и авторские сказки, детские рассказы и т.д. Однако часто оригинальные тексты сложны, поэтому для сценария необходимо их адаптировать — изменить с учетом уровня подготовки учащихся.

Другой вариант — создание сценарных текстов по мотивам произведений, где участвуют персонажи первоисточника, сохранены отдельные сцены или повороты сюжета, но идея или общий сюжет сильно отличаются от оригинала. В качестве примера можно привести сценарий по русской народной сказке «Теремок».

При отборе сценария для постановки нужно помнить, что в тексте должно быть заложено большое количество действия, которое сопровождало бы речь героев и активизировало речевые навыки детей. Это связано с тем, что на начальном этапе обучения для ребенка важнее действие и его речевое сопровождение, нежели абстрактная речь.

Сценарный текст должен содержать преимущественно знакомый материал.

Желательно также, чтобы в тексте сценария были повторы реплики, в которых используется многократно один и тот же языковой материал. Они облегчают усвоение роли, акцентируют внимание на основные моменты постановки.

Уже на этапе отбора желательно в сценарии закладывать возможности для импровизации, роль которой в театральной деятельности высока. Именно импровизация позволяет собственно творить, проявлять эмоции, искать и демонстрировать свое «я».

Подводя итог проблеме отбора (и подготовки) сценариев можно отметить следующее:

1) тексты сценариев лучше строить на знакомом музыкальном и речевом

материале;

2) речь персонажей должна активнее сопровождаться конкретным (а не абстрактным, не связанным напрямую со словом) действием;

3) в сценарный текст необходимо включать возможности для

импровизации;

4) сценарий должен отражать социокультурные языковые особенности.

ПОДГОТОВКА  К  СПЕКТАКЛЮ

Этапы работы над постановкой спектакля в ОУ во многом схожи с аналогичной работой в любом театре. Режиссер на каждом этапе должен отмечать и записывать все интересные и оригинальные «находки» и задумки, как свои , так и детей, с целью дальнейшего их использования.

   Приступая к подготовке спектакля, режиссер должен:

* точно определить тему, идею, сверхзадачу и жанр постановки;

* продумать оформление сценического пространства, декорации, реквизит, костюмы персонажей, характер и техническое решение искусственного освещения и спецэффектов.

Работа над постановкой предусматривает следующие этапы:

* знакомство с произведением;

* игры, этюды;

* распределение ролей и разучивание текста;

* разводка;

* наработка;

* отработка;

* прогоны;

* генеральная репетиция;

* премьера (официальное представление спектакля зрителям: родителям детей, педагогам и всем желающим);

РАБОТА С ТЕКСТОМ. ПОСТАНОВКА СПЕКТАКЛЯ.

На этом этапе необходимо познакомить детей с материалом будущего спектакля (рассказ, сказка и т.д.).

         После прочтения очередного отрывка обсудите его с детьми: провоцируйте их на собственные рассуждения о характерах персонажей, их поступках, событиях, происходящих с ними, о том, какой это персонаж, что нравится в произведении, что нет (активизация самостоятельной деятельности на этапе разработки проекта).

Во время обсуждения можно продемонстрировать различия в поведении персонажей.

Однако не стоит задерживаться на данном этапе надолго. После прочтения и обсуждения материала (так называемый пассивный этап) нужно сразу переходить к этапу игр и этюдов.

Игры — первый активный период подготовки, когда можно предложить детям пофантазировать, попытаться изобразить персонажей произведения: как они говорят, ходят (передвигаются в пространстве), едят, спят, одеваются (для этого нужен подручный материал: разноцветные куски тканей, элементы театральных костюмов, сценический реквизит). Здесь уже необходимо включить музыкальное сопровождение.

Особенность этого периода заключается в том, что ребенок действует на площадке один. Если даже на сцене присутствует несколько детей, все они изображают одно и то же и друг с другом не взаимодействуют. Инициатором ситуации является педагог.

Далее следует перейти к так называемой разводке. Это первые репетиции, во время которых исполнители ролей вместе с музыкальным руководителем придумывают мизансцены (расположение актера и необходимого ему реквизита на сцене в определенный момент времени), передвижения, физические действия персонажей.

На данном этапе дети уже должны быть одеты в сценические костюмы; сцена оформлена; декорации установлены; реквизит изготовлен; записан (и используется) «рабочий» вариант фонограммы.

Можно постепенно вводить в репетиционный процесс хореографические, спортивные и вокальные элементы.

После того как мизансценический и действенный «рисунок» придуман и закреплен, дети вместе с режиссером начинают «наполнять» свои роли смыслом и эмоциями с помощью интонаций, смысловых пауз, мимики и жестов. Этап наработки «разбивается» на эпизоды — каждый из них репетируется отдельно. Присутствие детей, не занятых в конкретном эпизоде, возможно, но не обязательно.

На следующем этапе — отработки — спектакль репетируется полностью от начала до конца, со всеми спецэффектами, хореографическими, спортивными и вокальными элементами. Особенность его заключается в том, что режиссер время от времени может останавливать действия, делать замечания, вносить уточнения, какие-то моменты проигрывать заново.

Дети, ждущие, когда их герой должен появиться на сцене, наблюдают за ходом действия из зрительного зала и отсюда же выходят на площадку, чтобы сыграть в своем эпизоде.

Далее наступает этап прогонов. Это репетиции всего спектакля от начала до конца без остановок. Замечания и уточнения делаются учителем  в конце действия и реализуются в следующем прогоне.

Дети, не занятые в данный момент в спектакле, находятся за кулисами. Прогонов должно быть не более трех.

Прогон конечного варианта спектакля, на который можно пригласить в качестве зрителей учащихся, не участвующих в спектакле, носит название генеральной репетиции, после которой делается перерыв в один день перед премьерой.

На всех этапах репетиций и самого спектакля учащиеся должны чувствовать значимость своей деятельности. Не нужно забывать и о поощрениях. Небольшие сувениры, похвала за особо хорошо произнесенную реплику и т.д. повышают мотивацию. Однако следует помнить, что основным поощрением будет участие в премьере спектакля и эмоции, реакция зрителей (этап презентации и оценки проекта).

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры для школьников. М., Просвещение, 1991.155 с.
  2. Аттестация и Аккредитация школьных образовательных учреждений. М.: АСТ, 1996. 425 с.
  3. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1982 – 255 с.
  4. Макарова, Л.П. Театрализованные праздники для детей. Практическое пособие. Воронеж. Издательство «Учитель» 2003,175 с.  
  5.   Шипицына, Л.М. и др. Азбука общения. СПб., 2000.
  6. Эмоциональное развитие школьника. М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я создаю проект" (буклет для ученика)

В буклете можно найти ответы на многие интереующие детей и их родителей вопросы по созданию проекта....

Статья "Создаем кинофильм САМИ!"

Данная статья может оказаться полезной всем, кто увлечен проектно-исследровательской деятельностью. В статье содержится иформация о методике создания фильма с младшими школьниками, об организаци...

КТД «Создаем вместе»

Создание газеты «Вот и стали мы на год взрослее» по итогам учебного года за 3 класс.  Цель: создание условий для проявления степени сотрудничества в процессе взаимодействия. Описание р...

Проект "Моя семья" создала Никифорова Нина

Работая над проектом «Моя семья», дети с помощью взрослых учились:— отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;— оценивать значение семейных альбомо...

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Театральная мастерская» в 4 «А» классе.Тема: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»

Сегодня мы покажем некоторые приёмы, упражнения и задания, которые способствуют развитию речи детей, развитию мыслительной деятельности, развитию творческой фантазии. Сегодня вы сможете  про...

Методическая разработка театрализованного представления "Театральный урок. Театральная азбука"

Методическая разработка игрового урока-занятия, где старшие дети разыгрывают под руководоством педагога театральные термины, объясняя их для младших. Интерактивные игры и неформальное игровое общение ...

Внеурочная деятельность 4 класс. Театральное искусство, театральный кружок "Кадр"

Внеурочная деятельность 4 класс. Театральное искусство, театральный кружок "Кадр"...