Методическая разработка театрализованного представления "Театральный урок. Театральная азбука"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Методическая разработка игрового урока-занятия, где старшие дети разыгрывают под руководоством педагога театральные термины, объясняя их для младших. Интерактивные игры и неформальное игровое общение дает возможность раскрепостить детей и запомнить сложные театральные понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка игрового урока-занятия по театральной азбуке | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка театрализованного представления
«Театральный урок. Театральная Азбука»
Разработчик и постановщик: Кузнецова Мария Владимировна, педагог дополнительного образования ГБУДО ДТЦ «Театральная Семья» Невского района Санкт-Петербурга
Актеры: детская театральная студия «СОФИТ» ГБУДО ДТЦ «Театральная Семья» Невского района Санкт-Петербурга, педагог дополнительного образования, руководитель студии «СОФИТ» Кузнецова Мария Владимировна
Цель: познакомить учеников начальной школы с театральными названиями и понятиями, которые используются в театре.
Задачи:
Обучающие:
- научить применять и знать смысловую нагрузку театральных терминов
Развивающие:
- развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
- развить образное мышление, творческие способности
Воспитательные:
- воспитать культуру общения и поведения в социуме;
- воспитать активную гражданскую и духовно-нравственную позицию учащихся.
Театральный урок
Действующие лица: ученики и учительница (она же ведущая) необычного театрального класса.
Перемена. Звучит веселая музыка. На сцене класс, но только стулья или пуфики, которые стоят полукругом и вдоль стены так, чтобы было игровое пространство для игры. Справой стороны – учительский стол и стул.
Ученики появляются в классе: кто-то вбегает, кто-то дергает девочку за косичку, кто-то что-то пытается выучить, кто-то играет в телефон и не замечает, как натыкается то на одного ученика, девчонки о чем-то шепчутся на ушко и т.д. Одним словом, зарисовка обычной жизни школьника.
Звенит звонок. Дети рассаживаются на стулья. Перед собой складывают руки, как будто сидят за партой. Входит учительница с журналом. Дети встают.
Учительница: Здравствуйте, садитесь. (Открывает журнал. Смотрит на класс.)
Кто сегодня отсутствует?
(Дети выкрикивают пару фамилий. Учительница отмечает в журнале.)
Учительница: И так. Сегодня у нас не простой урок, а театральный. Мы будем изучать театральную азбуку. Я просила всех подготовиться к уроку. И так, дети, театр – это искусство и в этом искусстве есть очень много разных профессий, специфических названий и самое главное, своя театральная азбука. И первая буква в алфавите – это буква А. А какие вы знаете слова на букву А? Слова, которые связаны с театром.
Класс: выкрикивает слова (ананас, арбуз, актриса…)
Учительница: Замечательно! Кто сказал: «актриса». К доске.
Ученица: читает стих:
Актриса
Не ради успеха актриса играет –
На сцене она чью-то жизнь проживает.
И потому на каждой афише
С буквы заглавной “АКТРИСА” напишем.
Учительница: Кто еще хочет выступить? (Дети тянут руки. Учительница называет очередность)
Ученик:
Амфитеатр
О помоги нам, Гомер,
Из поэтов поэт величайший,
Амфитеатр воспеть и восславить cтихами достойно.
Его полукружье распахнуто гостеприимно,
И плавно стекают ступени под небом бессмертной Эллады.
Ученица:
Антракт
“При Мольере в канделябрах свечи
Освещали театральный акт,
Их меняли – свечи ведь не вечны,
Зрителя в Версаль, на променад
Приглашали, чтоб не суетился…”
Аплодисменты
На свете лучше нет момента,
Когда гремят аплодисменты
И долго зрители по- праву
Кричат актеру “Бис” и “Браво”!
Ученик:
Афиша
“Афиша – первый шаг в театр,
Должна внимание привлечь,
Чтоб узрев, с театром встреч
Приятных, спорных и желанных
Ты с нетерпеньем постоянным
К афишам взгляд стал обращать!
Афиша – тоже ведь искусство?”
Учительница: Достаточно. А следующая буква – это буква Б. Без чего вы не сможете пропасть в театр? Правильно! Ну, конечно же, без билета.
Ученица:
Билет
В театре аншлаг, и билетов нет
Тут Интернет не поможет.
Даст негативный, бездушный ответ…
Но Вам по- старинке, быть может,
Билет счастливый отыщет
В кассе фея - кассирша.
Бутафор
Способы почти что из мусора – сора
Живые картины создать бутафоры.
Точный расчет, глазомер и кураж –
На сцене из “хлама” готов Эрмитаж
Думают думу Левша и Кулибин:
“А мы на их месте так же смогли бы?!”
Буфет
Лицо театра – н фасад
И не фойе, где в ряд
Со степ с улыбками глядят
Актеры. Вовсе нет!
Духовной пищею богат,
Спешит народ в буфет!
Ученица: А можно мне, Мария Владимировна! (Учительница кивает). Есть такой вид искусства, как Балет.
Балет
Написано все про балет –
Ни слов и ни букв больше нет!
И нет ничего совершенней
Звездных прыжков и вращений!
Учительница: А ну-ка, давайте все встанем и представим, что мы актеры балета. (Все ученики встают. Обращается в зрительный зал). Может быть кто-то хочет присоединиться и тоже представить себя актером балета. Тогда вставайте с места и на своих местах повторяйте вместе с нами.
Звучит классическая музыка в рок обработке с выраженным ритмом. Учительница показывает, а дети повторяют.
Встали прямо, плечики опустили, животы втянули, ручки в подготовительную позицию. И ручки вздохнули и в первую позицию, во второю, третью, четвертая, четвертая, пятая и подготовительная. И еще раз повторили. Хорошо. А теперь ручки в пятую и на поднялись на носочки. Постояли. Молодцы. Опустились и ручки тоже. Поклон. Вам всем на минутку удалось стать актерами балета. Молодцы. Ну, а мы продолжаем. И следующая буква – буква В.
Ученица:
Водевиль
Лукавый водевиль
С улыбкою задорной
Жизнь украшает ноткою мажорной.
Он как бы поцелуй воздушный –
Всерьез воспринимать не нужно.
И чувств кокетливый обман
Искрится весело… Шармам!
Учительница: А кто знает какая следующая буква? (Класс и из зала раздаются ответы)
Правильно – это буква Г. А какие слова вы знаете на эту букву? (Ответы из зала и класса). Хорошо. А кто готов выйти к доске? Хорошо, Аня, потом Оля.
Ученица:
Гардероб
“Театр начинается с вешалки” –
Как- то великий сказал.
Это он по- приятельски
Так гардероб обозвал.
Улыбчивы гардеробщицы,
Доверив одежду им,
В зал отправляется зритель
На встречу с искусством большим.
Ученица:
Гример, Гримерка
В чертогах гримерки
Движеньями легкими
И осторожными, как у сапера,
Наносят грим на лицо актера
Руки искуснейшего гримера.
Последний грим еще впереди –
И главное здесь – не навреди!
Чтоб грим подобрать,
Надо образ прочувствовать,
Гример – не ремесленник,
Это – искусство!
Учительница: Следующая буква – это Д.
Ученик: (выходит на авансцену)
Декорации
Декорации – это одежда для сцены –
Должны идеально сидеть непременно.
Талантливо сделаны декорации –
И зал мастеров награждает овацией.
Ученик: (сменяет его на авансцене)
Диалог
Взвивается занавес, как увертюра,
Не скоро еще эпилог.
На сцене – интриги, любовь, авантюра –
Зла и добра диалог.
Ученица: Мария Владимировна! Я знаю следующую букву! Это буква – З!
Учительница: Правильно.
Ученица:
Занавес
Занавес – путь из жизни реальной
К жизни загадочной – театральной.
Вот он опущен – и ты в предвкушении,
“Какие на сцене преображения
И что за роскошной тканью таится?”
Складки трепещут – это начало,
Движенье, как музыка, зазвучало.
Занавес поднят – и сцена тотчас
Чудом становится, пусть и на час.
Учительница: А без чего не может начаться спектакль?
Ученица: Звонок!
Учительница: Верно.
Ученица:
Звонок (ТЕАТР)
В любом театре есть звонок
И подает он голосок
В ритме вальса – раз, два, три.
Первый раз – в фойе внутри.
Несколько минут побудь
И програмку не забудь,
Звонок второй – и в зал пора
Не ждать начала до утра.
Третий – баста, и без шуток,
Отговорок, прибаудок
Молча должен ты сидеть
И на сцену лишь глядеть.
Учительница: А какие еще вы знаете слова связанные с театром?
Ученица:
Злодей
Героев преследует в пьесе злодей –
Мошенник отпетый и прелюбодей –
Антигерой во всей красе,
Плут, интриган – он головы всем
Морочит – и зрителям и персонажам…
Но как его образ для фабулы важен!
Учительница: Следующая буква – И. И нам всем пришло время поиграть. Давайте все встанем и поиграем в пантомиму. Я показываю и объясняю, а вы повторяете. (Пантомима на окно, закрытая дверь, цветок)
Все большие молодцы. И мы продолжаем. Следующая буква – К. Карнавал, кукла, кулисы. Кто знает что-нибудь про кулисы? (Вызывает ученика)
Ученик:
Кулисы
А за кулисами – море волнуется
Ведь здесь особенный мир средиземья,
Невидимый, но фантастический труд
- О нет не всегда в программах прочтут.
Учительница: А дальше у нас буква – Л! Кто готов? Пожалуйста.
Ученик:
Ложа
Зритель, себя уважающий, в ложу
Купит билет, пускай и дороже.
Раньше сидели там знать и вельможи…
Но наш театрал разве хуже вельможи?!
Учительница: Буква – М!
Ученица:
Маски
Театр – древнее искусство,
Но так же властвуют на сцене
И лишь острее стали чувства
Под скорбной маской Мельпомены.
К лицу Эсхила - горькая правда:
Героям его трагедии не сладко!
А Талия – комедии муза
К плутовству скорее склонна,
Страданье для нее – обуза,
В стремленье к счастью – непреклонна.
Для Гоцци с Гольдони выберем маску
С улыбкой вечной, полной плутовства.
Учительница: Буква Н!
Ученица:
Народный артист
В суете репетиций, в ярости спора
Роли рождаются у актера.
Роли великие и рядовые.
Но мы благодарны ему за любые.
Народным артистом может быть тот,
Кого уважает и любит народ.
Может, он Гамлета и не сыграл
- Но наше признание – его пьедестал!
Учительница: Буква О! А какие слова вы знаете на букву О? (Зал и класс выкрикивают.)
Я слышу Оркестр! Выходи.
Ученица:
Оркестр
Пуста оркестровая яма –
Спектакль закончен уже.
Но музыка громко, упрямо
Звучать продолжает в душе!
Пусть это теперь саундтреком
По- импортному зовут,
Согласье аккордов при этом
По- прежнему ценят и ждут.
Находит оркестр единственный,
Нужный к спектаклю ключ –
Как будто в ненастный вечер
Ворвался солнечный луч.
Лад и гармония вечны:
Музыки стройный фок,
Актеров страстные речи
Всегда звучат в унисон.
Учительница: Небольшая театральнее минутка. Упражнение на воображаемый инструмент. Какие вы знаете инструменты в оркестре? (Перечисляют) А теперь представьте, что он у вас в руках. Попробуйте поиграть. (Ученики на сцене изображают игру на воображаемых инструментах). Так хорошо. А кто хочет присоединиться к нам из зала. Давайте, вставайте около своих мест и вместе с нами. А я буду дирижёром. Пусть ручка будет дирижерской палочкой. И по моему взмаху вы все заиграете. (Учительница взмахивает палочкой и звучит классическая музыка. Дети изображают игру на инструментах. По жесту музыка прекращается). Все большие молодцы и заслужили аплодисменты. Поаплодируем!
А следующая буква – П!
Ученица:
Пальчиковый театр
Что еще труднее, чем флейте
Водосточных труб ноктюрн сыграть?
Ну, а если пальцами одними,
Без актеров роли исполнять?!
А в театре пальчиковом можно
Сделать это как бы и не сложно!
Ученик:
Пантомима
Есть поэзия тишины –
Пантомима – ее обитель.
И слова, даже музыка – не нужны
Лишь с душою наивной зритель.
И в молчании неутомимом,
Звуки речи в котором излишни,
Короли пантомимы – мимы
Могут все рассказать о жизни.
Да, язычники, да, лицедеи,
Лишь ранимые сердце имея,
Гомерический хохот и слезы
Вызывают без слов виртуозы.
Учительница: Буква – Р!
Ученица:
Режиссер
Станиславским и Додиным
Может гордиться Родина,
Искусству сродни дирижера
Профессия режиссера.
В театр ведь самое важное,
Чтоб труппа играла слажено.
Ученица:
Реквизит
Традиционно театр хранит
Сокровище главное – свой реквизит.
Дотошность вполне здесь уместна
Каждая вещь знает место
Залог успешной премьеры –
Удачные интерьеры!
Учительница: Хорошо! А следующая буква – С! Кто готов?
Ученица:
Софит
Каждый в юности мечтает стать артистом.
Ну, а кто становится софистом?
Не философом, а прометеем сцены,
Где софитами рулит отменно,
Хоть его не замечает зритель.
Ученик:
Сцена
Вот Фигаро вытворяет, что хочет –
И вместе с залом сцена хохочет.
Вот губят любовь коварство и власть –
И сцена с залом поплачут всласть.
Дает бесплатный, но ценный совет:
Не стойте часами к врачу в кабинет.
Если у Вас меланхолия, сплин,
Рецепт существует только один.
В театр без раздумий топайте смело –
Сцена Вам вылечит душу и тело!
Ученица:
Сценарий, сценарист
Вряд ли узнают в толпе сценариста:
Не так популярны они, как артисты.
Но если сценарного дела не станет,
То «мертвый сезон» в театрах настанет.
Хоть сценарист – не писатель, но в тексте
О каждом движении, чувстве и жите
Должен подробно он так написать,
Чтобы из слов на каждой странице
«Зримая песня» могла бы родиться.
У сценариста задача своя:
Усердье плюс искра таланта –
И вот он блокбастер готов изваять
Даже из строк прейскуранта!
Учительница: Буква Т!
Ученица:
Театр теней
Театр теней, таинственный, туманный,
Нас переносит в мир иной и странный,
Где силуэты плоскости черны,
Движенья их отточенного верны.
Учительница: Может кто-то назовет следующую букву?
Ученица: Буква Ф!
Фойе
Ну-ка, в театре места назовите,
Где Вы и актер, и придирчивый зритель?
Смешенье духов, разговоров и взглядов:
Как будто на выставке модных нарядов.
В просторном фойе, щедро залитом светом,
Фланирует публика, и при этом
Себя показать, на других посмотреть,
Носик припудрить надо успеть
И обсудить (между прочим),
Кто commeil faut, кто не очень.
Но вот и звонок – антракт окончен…
Учительница: Буква Ч!
Ученица:
Чарли Чаплин
Он поразил, наверное, всех
Смехом сквозь слезы, слезами сквозь смех.
Универсальный мастер кино –
Не один человек, а оркестр – в одном.
Бросал он в лицо унылого критика;
«Клоун любой всегда выше политики!».
Неповторимой своей походкой,
Нелепый, смешной до икоты, неловкий
Без лишних слов – гений жеста и мимики
Идет Чарли маленький – Чаплин великий.
(Дети под регтайм показывают небольшую зарисовку-пантомиму «Шаг Чарли Чаплина»)
Учительница: Вы молодцы! И у нас буква – Э!
Ученица:
Эстрада
Эстрада – жанр великолепный,
Оптимистичный и бессмертный.
Каскады шуток, юмор, смех –
Всё обрекает на успех.
И юмористов все подряд
Цитируют – и стар, и млад.
Слова куплетов и хитов
Вам повторить любой готов.
Не легкомыслие, а лёгкость,
Лиричных песен окрылённость…
Её мелодии звучали –
И грохот пушек заглушали!
И мы готовы вновь и вновь
К ней проявлять свою любовь.
Учительница: Буква Ю!
Ученица:
Юбилей (актрисы)
Нервы стальные надо ковать,
Чтоб в юбилей во всём блеске предстать
Перед лавиной речей, поздравлений,
Тостов, признаний высоко елейных.
И пробирает волненье до дрожи.
Сама на себя совсем не похожа.
Но хочется верить в искренность всех –
Ведь путь был тернист и заслужен успех!
Учительница: Ну и последняя буква в алфавите – буква я!
Ярус
Влюбленный в театр без эгоизма,
раздумий и гванства (иначе – снобизма)
Готов на галёрке с другими тесниться,
Плечом к их плечу, так сказать, разместиться.
Так пусть ему ярус станет оплотом.
И примет в объятья с достойным комфортом!
Звенит звонок.
Учительница: Вот и закончился наш театральный урок!
(Рефлексия)
Давайте немного подведем итог нашего занятия. Какое слово, ребята, вы услышали впервые? (ответы из зала)
А какое вам показалось трудно запомнить?
Будете ли вы использовать полученные знания?
Теперь когда вы пойдете в театр, вы точно будете знать как и что называется!
Всем спасибо. Всем ставлю за сегодняшний урок «отлично»! Но я с вами не прощаюсь и жду снова на занимательных театральных уроках! До новых встреч!
Звучит фоновая музыка. Дети и учительница собираются и покидают класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария праздника "Прощание с азбукой"
Этот материал поможет учителям первых классов провести с их ребятами весёлый праздник....
Методическая разработка родительского собрания на тему "Азбука дорог для родителей".
Родительское собрание по ПДД с участием старшего инспектора дорожно-патрульной службы....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прощание с Азбукой"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прощание с Азбукой"...
Методическая разработка сценария проведения праздника "Прощай, Азбука!"
Материал методическая разработка сценария проведения праздника "Прощай, Азбука!" может пригодиться учителям начальной школы как готовое мероприятие. Разработка для учащихся 1 класса, окончивших изучен...
Методическая разработка театрализованной игры "По тропинке мы пойдем"
Театр - это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как ж...
Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности «Азбука Победы». 4 класс
Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Многочисленные опрос...
Методическая разработка занятия кукольного кружка "Театральная мастерская"
Поддержать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности помогают занятия кукольного кружка "Петрушка". Вырабатываем исполнительские умения детей перевоплощаться, развиваем выразитель...