Досуговая программа в каникулярное время «Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем»
материал (1 класс)
Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста, способствует развитию воображения детей посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга.
Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста, способствует развитию воображения детей посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга. Программа разработана в рамках модифицированной образовательной программы «Техническое творчество», утверждена на методическом совете МОУ ДОД «Центра детского творчества» Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_dosugovoy_programmy.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА
МЕРОПРИЯТИЯ (ВИКТОРИНЫ, КОНКУРСА И т.п.) или (ТЕМАТИЧЕСКОГО ДНЯ, ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА и пр.)
«Досуговая программа в каникулярное время "Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Досуговая программа в каникулярное время
«Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем»
Краткое описание
Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста, способствует развитию воображения детей посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга.
Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста, способствует развитию воображения детей посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга. Программа разработана в рамках модифицированной образовательной программы «Техническое творчество», утверждена на методическом совете МОУ ДОД «Центра детского творчества» Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов общеобразовательных школ.
Пояснительная записка
«Я верю в интуицию и вдохновение Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции». А.Эйнштейн Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Воображению принадлежит большая роль и в творчестве, и в обучении. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит, воображение является одной из важнейших способностей человека. Воображение делает человека интересным и интеллектуально развитым. Оно участвует в процессах творческого мышления и в общении человека с человеком. Развивается особенно интенсивно в возрасте 5 – 12 лет. И если в этот период его специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Для занятия техническим творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приемами, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приемами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль, подняться на высокий художественный уровень. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Педагогическая целесообразность. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Поэтому так важно развивать воображение ребенка. В результате взаимодействия всех составляющих программы формируется своеобразная образовательная среда, благоприятствующая развитию личности, появлению у неё проектируемых психических новообразований. В такой среде происходит самообучение и саморазвитие, повышается внутренняя активность обучаемого, формируется духовно – нравственная культура личности, открывается ребёнку возможность выбора деятельности. Психологами и педагогами установлено, что игра – это своего рода «вечный двигатель» творчества, активной деятельности и самовыражения. Дети, лишенные игр, недостаточно наблюдательны и неспособны к активному творчеству. Игровые ситуации часто заставляют действовать решительно, мобилизуют умственные способности, заставляют находить неожиданные решения, то есть способствуют развитию воображения. Дети любого возраста очень любят играть. Их игры - плод буйной работы фантазии. Необходимо помочь ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, создать условия для реализации творческого воображения и безграничной фантазии, заложенной в каждом ребенке.
Актуальность. Опираясь на индивидуальные особенности обучающихся младшего школьного возраста, осуществляется всестороннее развитие детей, намечаются пути совершенствования знаний, умений и навыков, приобщения их к разным формам познавательной деятельности. Опыт, приобретенный при реализации досуговой программы, дети смогут использовать в повседневной жизни, что сделает ее более разнообразной и интеллектуально насыщенной, повысит эффективность освоения образовательной программы «Техническое творчество». При проведении занятий предпочтение отдается творческой самореализации обучающихся, так как это усиливает личностную направленность обучения, но при этом важным фактором в процессе обучения является руководство со стороны педагога. За основу композиционного замысла программы взяты такие формы и методы, как мотивация и стимулирование, формирующие интерес у детей к обучению. Программа «Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем» призвана в свободной, доступной форме способствовать развитию воображения средствами игровой деятельности, позволит детям не только с интересом, но и с пользой провести каникулы. Игры, праздники, конкурсы – это не просто интересный досуг. Это новые знания, опыт общения, развитие воображения, фантазии, способностей.
Данная программа краткосрочная, рассчитана на каникулярное время, целесообразно реализовать программу в период осенних каникул. Программа познавательная, носит общеразвивающий характер, личностно-ориентированная, рассчитана на детей младшего школьного возраста 9 – 10 лет, оптимальная наполняемость группы не менее 10 человек. Занятия проводятся 6 раз в неделю по 2 часа (всего 12 часов). Группы формируются из обучающихся по программе «Техническое творчество».
Цель: развитие воображения детей младшего школьного возраста посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга детей.
Задачи: · развитие фантазии, смекалки, изобретательности, словарного запаса, активности, компетентностей обучающихся средствами интеллектуально – игровой деятельности; · создание условий ситуации успеха, самореализации обучающихся, включение их в активную творческую деятельность для полноценной занятости в каникулярное время; · воспитание коммуникативности, толерантности, чувства сплоченности, взаимопомощи, навыков культурного досуга; · обеспечение благоприятной атмосферы на занятиях; · формирование инфраструктуры каникулярного времени как продолжения образовательного процесса
Прогнозируемые результаты:
§ положительное отношение к занятиям, интерес детей к разнообразной творческой деятельности;
§ стремление видеть свою роль и работать в коллективе, планировать свою деятельность, самостоятельно решать проблемные ситуации;
§ качественный уровень освоения образовательной программы;
§ расширение возможности для развития и саморазвития личности ребенка, и для реализации его интересов;
§ использование приобретенного опыта и знаний в повседневной жизни, что сделает ее более разнообразной и интеллектуально насыщенной.
Формы организации занятий:
занятие – фантазия;
занятие – путешествие;
занятие – конкурс;
занятие – праздник.
Методы и приёмы:
упражнения;
творческие задания;
дискуссии;
эвристическая беседа;
мини - выставки;
конкурсы, соревнования;
ролевые игры, подвижные игры;
показ.
Методы стимулирования поведения: похвала, поощрение, самооценка, взаимооценка.
Занятия проводятся в форме ролевых игр в творческих группах. Каждый день обучающиеся выступают в различных ролях: изобретателя, мечтателя, поэта, художника, путешественника, ученого, того, кого придумают для себя дети в период проведения мероприятий. Созданию интересной игровой деятельности способствуют различные атрибуты, предоставленные педагогом, либо придуманные и изготовленные на занятиях детьми, либо заранее приготовленные ими дома при условии предварительного оглашения темы. На занятиях детям предоставляется свобода творчества и возможность импровизации. На последнем итоговом занятии – празднике дети дружно придумывают поощрительные звания: смекалистый, сообразительный, оригинальный, креативный, творческий, башковитый и т.п., обучающиеся изготавливают медали соответствующего звания и вручают их друг другу.
Механизм оценки результативности реализации программы: наблюдение за поведением детей, позволяющее выявить творческие способности, лидерские качества, уровень коммуникативности; анкетирование по интересам; результаты участия в коллективной творческой деятельности, конкурсах, выставках; результаты участия в итоговой конкурсно-игровой программе.
Критерии оценки знаний, умений и навыков:
- стремление обучающихся придумывать что-то новое, изобретать, творить, фантазировать;
- умение планировать свою деятельность, самостоятельно решать проблемные ситуации;
- умение применять знания, полученные на занятиях, в практической деятельности;
- умение самостоятельно выявлять ошибки и провести их самоанализ;
- умение работать в коллективе.
Условия реализации программы.
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения: учебное помещение на 12 рабочих мест (столы, стулья, доска – 1шт); материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, аудиокассеты, фотоаппарат. кадровое обеспечение; методическое и дидактическое обеспечение: – информационно – методические материалы, имеющиеся в библиотеке школы, в Центре детского творчества; – детская литература, периодические журналы; – игры, конкурсы, кроссворды, сценарии; – методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации; – наглядный и дидактический материал в соответствии с тематикой мероприятий (раздаточные карточки, иллюстрации, дидактические игры); – атрибутика для ролевых игр: беретки, шляпы из газет, карандаш, рюкзак, книга, очки из бумаги, бумажный венок из бумаги и другие предметы, изготовленные детьми непосредственно на занятии.
Занятия, включенные в программу, могут быть использованы как отдельные воспитательные мероприятия и проводиться в течение года или в любое каникулярное время. Программа открыта для внесения изменений на любом из ее этапов со стороны воспитанников, родителей, педагога.
Тематический план реализации каникулярной программы
№ п/п | Тема | Описание. | ||
Теория | Практика | Оформление и оборудование: | ||
1. | День №1. Сочиняем сказки. | – вводная беседа «Общие правила поведения во время игр»; | – работа со специальной лексикой, составление речевых оборотов; – конкурсы: «Кто знает больше сказок на определенные темы» «Совершенно сказочные вещи», «Дополни имя»; «Сочиним сказку по элементам»; | -иллюстрации; |
2. | День №2. «Мы - художники» Коллективный коллаж. | – беседа «Как работают художники»; | – игры: «Волшебный карандаш», «Ниточный рисунок», «Чтобы это значило?», «Дорисовываем рассказ»; – упражнение «Групповая картина»; – конкурс «Фантастическое животное»; – упражнение «Угадываем, придумываем, рисуем, дорисовываем»; - задания: «Кто больше придумает и нарисует», «Групповой коллаж». | – карточки с рисунками, с тв. заданием; |
3. | День №3. «Город моего будущего. Мы - путешественники». | – беседа – дискуссия «Каким я вижу свой город в будущем»; | – игры: «Составляем слова», «Правила поведения», «Тропинка», «Антивремя», «Небывальщина», «Перевоплощения», «Опорные слова», «Пантомима»; | – музыкальный центр, диски; – иллюстрации «Города мира», «Природа»; – косынки; |
4. | День №4. «В стране чисел и геометрических фигур. Мы - ученые». | – вводная беседа об условиях игры; | – читаем по ролям рассказ «В стране чисел и геометрических фигур»; – отгадываем загадки; – решаем ребусы; – задания: «Наисложнейшие задачи», «Задачи – шутки», «Бой скороговорок», «Пространственное воображение»; | – карточки с заданием; – цветная бумага; – ручка; - ножницы; - клей. |
5. | День №5. «Необычное об обычном. Мы – изобретатели, мечтатели». | – вводная беседа; – понятие об обычном и необычном; – беседа – обсуждение «Что было бы, если бы…» | – упражнения: «Фантастические гипотезы», «Выведение следствия», «Не может быть», «Что нового?», «Способы применения предмета»; – задание: «Как необычно можно использовать шляпы?»; – игры: «Опорные слова», «Отгадай, что я задумал, и дорисуй», «Волшебное дерево», «Архимед», «Веер», «Сценарий». | – карточки с заданием; – иллюстрации с предметами; – бумага; – краски; – карандаши. |
6. | День №6. «Осенние фантазеры. Мы самые, самые…». | – подведение итогов; – выявление интересов и предпочтений обучающихся – опрос, анкета «Закончи предложения». | – «Читаем с интонацией» стихи об осени; | – музыкальный центр, музыкальные диски; - выставка поделок из природного материала, изготовленных обучающимися ранее на занятиях; – выставка рисунков и сочинений на тему «Золотая осень»; – зал украшен осенними листьями, ветками, цветами; – чистый ватман; – нарисованное на ватмане дерево; – заготовки для медалей. |
Список литературы, использованной при составлении программы.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М:, 2020.
3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982
4. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. М.: Просвещение,2010.
5. Кирнос Д.И. Индивидуальность творческое мышление.- М.: Педагогика, 2021.
6. Левина С.А., Суслов Ю.Н., Белоусова Э.Г. Детский творческий центр «Организация методической работы». Волгоград, издательство «Учитель», 2017
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль,2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа в каникулярное время с Женей находящимся на надомном обучении.( 2 класс ) со сложной структурой дефекта.
Планирование работы в каникулы с детьми надомниками....
Работа в каникулярное время с Олегом находящимся на надомном обучении( 2 класс).
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В КАНИКУЛЫ....
Как организовать каникулярное время ребёнка.
Как организовать каникулярное время ребёнка....
ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ
Инструкции по технике безопасности в каникулярное время....
ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ
Инструкции по технике безопасности в каникулярное время....
ОПЫТ РАБОТЫ МБОУ "ШКОЛА № 5" ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЛАГЕРЕ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ
Опыт организации деятельности пришкольного лагеря....
Консультация для родителей "Как интересно, разумно проводить с детьми каникулярное время
Как интересно, разумно проводить с детьми каникулярное время? В ближайшую неделю дети будут находиться дома. Чтобы каникулы прошли с пользой, предлагаем Вам игры, развивающие внимание, память, л...