Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»
методическая разработка (1 класс)

Слаева Ильнара Асимовна

Данная методическая разработка направлена на воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников. Методическая разработка включает в себя цель, задачи,  планируемые результаты. В современном мире развития высочайших информационных технологий: дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа. В связи с этим принято решение Президента России Владимира Путина объявить 2022 год - годом культурного наследия народов России.

Одним из главных средств духовно-нравственного развития личности ребенка является ознакомление с православными традициями русского народа, с его культурой и фольклором. Фольклор выполняет эстетическую, воспитательную, познавательную функцию. Для детей важно личное участие в мероприятиях. Фольклорные праздники - это и есть та ниточка, которая связывает наше прошлое с настоящим и будущим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Тематическое направление: духовное и нравственное

Актуальность: Данная методическая разработка направлена на воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников. Методическая разработка включает в себя цель, задачи,  планируемые результаты. В современном мире развития высочайших информационных технологий: дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа. В связи с этим принято решение Президента России Владимира Путина объявить 2022 год - годом культурного наследия народов России.

Одним из главных средств духовно-нравственного развития личности ребенка является ознакомление с православными традициями русского народа, с его культурой и фольклором. Фольклор выполняет эстетическую, воспитательную, познавательную функцию. Для детей важно личное участие в мероприятиях. Фольклорные праздники - это и есть та ниточка, которая связывает наше прошлое с настоящим и будущим.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:

Большую роль играет духовное и нравственное воспитание в формировании личности младшего школьника. Фольклор является комплексным средством воспитания школьников. Воспитательное мероприятие - это одна из организационных форм, которую классный руководитель широко использует  во внеурочной деятельности. Каждое воспитательное мероприятие духовно - нравственной направленности должно накладывать положительный след на эмоциональном фоне ребёнка, оставляя в его душе состояние  праздника. После таких мероприятий у ребёнка должна проснуться потребность к добрым делам и красивым поступкам.

Мероприятие проводится в рамках внеурочной деятельности в соответствии с планом воспитательной работы и носит обобщительный характер.

Цель: Приобщение детей к основам русской народной культуры и быта,  через фольклор.

Задачи:

Образовательные задачи:

- ознакомить детей с русским народным обычаем наших предков

- познакомить детей с русским фольклором - пословицами, закличками, поговорками, небылицами, играми, частушками, загадками, потешками.

- познакомить детей с народными промыслами

- научить понимать русские традиции гостеприимства

- дать детям представления о жизни и быте своего народа в старину

- создать радостную, веселую атмосферу

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к традициям русского народа

- развивать выразительную речь, внимание, память, положительные эмоции

- обогащать словарный запас детей образными выражениями малых форм    русского фольклора

- развивать эмоциональную сферу детей, образное мышление, творческое воображение

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство уважения к традициям наших предков, чувство патриотизма

- воспитывать доброжелательные, партнерские отношения в классном коллективе

Планируемые результаты

Личностные:

- учиться  определять свои чувства и ощущения, возникающие в ходе мероприятия и  уметь их излагать

- учиться  наблюдать за происходящим  

- развитие и формирование личностных деловых  качеств: принятие совместных решений, оказание помощи друг другу, ответственность за общее дело, положительное принятие общего успеха и достижений;

Регулятивные:

- принятие установленных правил

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- умение применять свои знания на практике

   - адекватно оценивать правильность выполнения действия

Познавательные:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных

заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, интернета

      - развитие интеллектуальной деятельности  обучающихся: знакомство с витаминным составом капусты и других овощей.

Коммуникативные:

- умение устанавливать дружеские отношения, вести диалог;

  - использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач

Форма проведения: Праздник

Педагогические технологии:

- коллективное творческое дело

- здоровьесберегающие технологии

- игровая технология

- личностно-ориентированная технология

Методы и приёмы:

- чтение и анализ притч, русских народных сказок, басен, небылиц, русских народных пословиц и поговорок

- отгадывание загадок

- разучивание подвижных сюжетно - ролевых игр

- наблюдение

- элементы театрализации

- поисковый метод

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

Подготовительный этап

- Определение цели, задач и значимости воспитательного мероприятия

- Определение формы, методов и приёмов мероприятия

- Разработка  сценария воспитательного мероприятия и распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей детей

- Разучивание русских народных песен, частушек,  пословиц,  поговорок, небылиц, сюжетно - ролевых игр.

- На уроках родного русского языка проведена словарная работа (запон, ухват, лапти, горница, изба, пяльцы, рушник)

- Изготовление поделок «Дымковская игрушка» на уроке технологии

- Оформление сцены к мероприятию

- Репетиция праздника

Основной этап - Фольклорный праздник

 Конспект внеклассного мероприятия (Приложение 1)

Заключительный этап

Вывод: Воспитательное мероприятие  «Широка ты, Русская душа» соответствовало возрастным особенностям детей  и уровню их развития. Применений игровых технологий, реализация себя в роли, ощущение праздника, коллективное чаепитие, яркие костюмы и особенность обстановки вызывают  положительные эмоции у детей. После таких праздников детям всегда хочется продолжения событий. Повышается уровень воспитанности, мотивации, улучшаются взаимоотношения между детьми. Классный руководитель и воспитатель всегда должен  уметь заинтересовать, мотивировать детей, только тогда будет положительный результат, как в духовно-нравственном направлении, так и в других воспитательных направлениях.

Приложение 1

Сценарий фольклорного праздника «Широка, ты, Русская душа»

Оформление: зал украшен элементами русской избы: декорации русской печи, ставни, столы накрытые угощением, коврики, кухонная утварь.

Оборудование: Компьютер,

Познавательная цель: - Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа.

Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Задачи: привить уважение к народным (плясовым, шуточным) песням как историческим корням русского народа; способствовать формированию эмоциональности в раскрытии характера русского народа через небылицы, песни, танцы и игры; развивать основы художественного вкуса.

Участники праздника: обучающие 1 «Б» класса ГБОУ школы № 609 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербурга.

На праздник приглашены: родители, обучающие 1 «Б» класса.

Ведущие мероприятия: Слаева Ильнара асимовна (классный руководитель), Умнова Татьяна Николаевна (воспитатель ГПД)

Ход праздника:

Звучит песня «В горнице моей…(Дети входят в зал, украшенный в народном стиле)

Ведущая:Ребята, посмотрите вокруг, мы с вами оказались в прошлом, в стариной русской избе. Вы можете увидеть выставку предметов быта русского народа. Так же вы можете увидеть и свои работы дымковские игрушки «Петушки» которые мы свами делали на уроке технологии.

Звучит музыка.

Ведущая: По русскому обычаю гостеприимства, встречает гостей хозяйка домас хлебом и солью, это обозначало пожелание мира и добра. (Заходит Хозяйка с караваем в руках, держит каравай с рушником.)

Хозяйка:Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице.

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим, поклоняясь,

Отведать просим!

Ведущая: После радушной встречи, гостей приглашали в дом и усаживали на самом почетном месте.

Хозяйка:Зачем пожаловали, гости дорогие?

Ответы детей (вспомнить о традициях русского народа)

Хозяйка: Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? (ответы детей)

А вы можете перечислить какие произведения устного народного творчества вы знаете (ответы детей)?

Хозяйка:Какие вы молодцы, все знаете!

Есть у нас для вас загадки:

Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает, тот весь год забот не узнает.

Ведущая:Загадки присутствовали на всех празднествах, посиделках. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них.

Не бьет, не ругает,

А плакать заставляет.

 (Лук)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса — на улице.

 (Морковь)

На бору, на яру стоит старичок,

Красненький колпачок.

(Гриб-боровик)

Кланяется, кланяется,

Придет домой — растянется.

 (Топор)

Не человек, а рассказывает.

Не рубаха, а сшита.

 (Книга)

Из нее берешь,

она больше становится.

(Яма)

Хозяйка: С загадками справились. Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы.

Ведущая:Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

А вот вам наши небылицы! (Дети читают небылицы)

Чепуха,чепуха,                                               Между небом и землей 
Это просто враки!                                          Поросенок рылся 
Куры съели петуха, -                                      И нечаянно хвостом 
Говорят собаки.                                               К небу прицепился.

Сидит ежик на березе -                                   На горе стоит телега, 
Новая рубашечка,                                            Слезы капают с дуги. 
На головке сапожок,                                        Под горой стоит корова,
На ноге фуражечка.                                          Надевает сапоги.

У болота на снегу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе

Умирает со смеху.

В огороде распустились

Кактусы на грядке

А в сирени бегемот

Распевает сладко.

Хозяйка: Ой, ребята, молодцы! Рассмешили вы меня своими небылицами, а теперь мы поиграем с вами в народную игру «Карусель».

Ведущая: Русский народ любил повеселиться, вот поэтому, придумывали различные игры, где можно от души всем повеселится! Игра «Карусели» – это русская народная игра.

К кругу имитирующее солнце пришиты ленты разного цвета, дети берут в руки ленты и идут по кругу, напевая слова:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите.

Хозяйка: Ох и закружили вы нас, ребята, в карусели. Но на этом наши веселые игры не заканчиваются! У нас есть карточки с заданиями, но они перемешались. Давайте наведем порядок и разберемся в них.

Восстановление пословиц (из разрезанных частей).        

Встречают

по одежке,

провожают

по уму.

Грамоте

учиться

всегда –

пригодится.

Сказка-ложь,

да в ней намек,

добрым молодцам

урок

Ведущая: Ребята, вы молодцы! А кто догадался, что это за произведения устного народного творчества? (ответы детей) Да, правильно это пословицы.

Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.
Пословица – душа и ум народа.
В ней к Родине любовь.
В ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Хозяйка: Сколько вы всего знаете, ребята! Но русский народ развлекал себя не только играми. Любил он сочинять частушки.

Частушки – это короткие песенки часто с юмористическим содержанием. Они издавна сопровождают народные торжества. Частушки – часть фольклора и важный элемент истории. Так давай те же возьмем ложки и бубны и споем частушки.

Дети поют частушки

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

А на улице весна,

Первые проталинки.

До свидания, зима!

До свиданья, валенки!

Ах, пора уже, ребята,

Строить домики пернатым,
Вон весны летят гонцы –

Голосистые скворцы.

Ах, зачем так сладко пахнет
За окном моим сирень?
Мне теперь учить уроки
Почему- то стало лень.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Ведущая:

Частушка жару задала

Весела, чудесна.

Но что бы спорились дела,

Помогала песня

Хозяйка: Славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывали они различные истории.

Дети поют песню «Калинка-малинка»

Ведущая:Ребята, сколько всего мы вспомнили. Произведения устного народного творчества учат нас не только мудрости. Они открывают перед нами дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по- настоящему любить Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое. Ее фольклор.

Хозяйка: По русской традиции «Умел гостей звать – умей и угощать».

И я вас, гости дорогие, с пустыми руками не отпущу. Вот вам ларец с угощениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "Русские посиделки"

Цель:Систематизировать знания учащихся по теме: “Устное народное творчество», познакомить с истоками возникновения малых литературных жанров, развивать творческие способности детей, приобщить к русско...

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки» для учащихся 2-4 классов.

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки». Праздник  проводится в народном стиле  с учащимися 2-4 классов и содержит русские народные песни, хороводы, игры, потешк...

Сценарий фольклорного праздника « Русские посиделки»

Инсценировка для конкурса Фольклорных коллективов...

Фольклорный праздник "Русские посиделки"

Сценарий фольклорного праздника. Содержит стихи, сценки, песни. Может быть использован  и проведении праздника Масленицы....

Сценарий фольклорного праздника "Капустные посиделки"

Знакомство детей с одной из форм общения крестьян посиделками...

Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"

Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки" для учащихся начальной школы.Цель: познакомить ребят с обычаями и традициями русского народа, прививать интерес к народному творчеству...