Конспект внеклассного мероприятия "Добро пожаловать в кафе "У Татьяны"
план-конспект занятия (4 класс)

Новикова Татьяна Александровна

Конспект внеклассного мероприятия в ТДМ "Добро пожаловать в кафе "У Татьяны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatyanin_den_konspekt.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия в ТДМ

«Добро пожаловать в кафе «У Татьяны»

1. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, добрый час!

Очень рада я видеть вас!

Познакомимся? Меня зовут Татьяна.

В мое кафе вы заходите, не стесняйтесь

За столы располагайтесь.

Здесь вы отыщете слова
О доброте, душевной ласке,
Вы окунётесь в волны сказки
И волшебства весёлый лес.
Вам приоткроют письмена
Имён высокое значенье;
Цветы даруют облегченье,
Мир, полный красок и чудес.
В былых веках увидим подвиг
И память пусть не подведёт,
И отклик в каждом сердце пылком
Набат истории найдёт.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ДРУЗЬЯ!!

- Ребята, кто из вас уверен, что сумеет сам открыть новое знание сегодня на занятии?

-Что дает вам такую уверенность? (Мы знаем, как должен действовать ученик, когда открывает новое знание) повторить этапы открытия нового знания

Тогда мы скажем себе : (все вместе) У меня все получится!

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1) Актуализация знаний о праздничных датах, их истории и традициях

1 сентября –День знаний

31 января- Новый год

7 января- Рождество

2) Задание на пробное действие

-Ответьте на вопрос: Какой праздник отмечается в России 25 января?

- Поднимите руку, кто не смог ответить на вопрос. В чем ваше затруднение? (Я пока не могу ответить на вопрос : Какой праздник отмечается в России 25 января?

- Кто ответил на вопрос. Вы уверены, что ответили правильно? Можете обосновать свой ответ? (Нет)

В чем ваше затруднение? (Я пока не могу обосновать, верно ли я ответил на вопрос : Какой праздник отмечается в России 25 января?

У нас возникло затруднение. Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением? (Остановиться и подумать)

-Над чем подумать? (над причиной затруднения)

3. Выявление места и причины затруднения

-Какое задание вы выполняли? (Отвечали на вопрос: Какой праздник отмечается в России 25 января?)

-Почему вы не смогли на него ответить? (Мы пока не знаем, какой праздник отмечается в России 25 января)

4.Построение проекта выхода из затруднения

-Что же вы должны были узнать сами? (Какой праздник отмечается в России 25 января)

- Поставьте перед собой цель. (Узнать, какой праздник отмечается в России 25 января)

- Какая же тема нашего занятия? (25 января - памятная дата России)

-Раз речь идет о празднике, я предлагаю вам провести наше следующее занятие в необычном формате. Я хочу пригласить вас к себе в кафе. Вы согласны? (да)

-Открытие вы будете делать необычным образом. Каждая группа  получит свое задание, и  к следующему уроку «приготовит» его как вкусное блюдо.

-Назовите следующий шаг. (составление плана)

План.

1. Узнать необходимую информацию из разных источников

2. Подготовиться к успешному выступлению

3. Выступить на празднике

4. Сделать вывод

5. Реализация построенного проекта

- Ребята, вы работали в группах, давайте вспомним правила работы в группе

- Вы готовились к успешному выступлению, давайте вспомним эталон

-Ну, а теперь пришло время попробовать ваши вкусные блюда

1 группа   Блюдо «История возникновения праздника 25 января»

1 рассказчик
25 января традиционно отмечается праздник Татьянин день. Церковь в этот день почитает святую мученицу Татиану Римскую –  мученицу, подвергшуюся пыткам за веру при императоре Александре в 3 веке. 

2 рассказчик
Татьянин день – это именины всех девочек, девушек, женщин, которые носят имя Татьяна. У каждого человека есть не только день его рождения, но и день именин, то есть день того святого, в честь которого ему дали имя и который является его покровителем.

3 рассказчик
Татьяна родилась в древнем Риме, в знатной семье. Её отец был консулом. Он тайно веровал во Христа и воспитал свою дочь в благочестии, научил Священному Писанию. Девушке предстоял блестящий брак и жизнь среди удовольствий, но, отказавшись от замужества и увеселений, она все свои силы отдала Церкви.

4 рассказчик
Татьяна много молилась и постилась, служила больным и бедным, помогала Церкви. В те времена в стране шли гонения на христиан. Среди прочих верующих была схвачена и Татьяна. Она была подвергнута жестоким пыткам. Среди мучений она только молилась, чтобы Бог просветил её мучителей, и Господь услышал её молитву.

5 рассказчик
На арену цирка, где находилась Татьяна, выпустили голодного льва, но он не причинил ей никакого вреда. Он стал ласкаться к ней. Тогда мучители приговорили Татьяну на казнь мечом. Вместе с Татьяной казнили и ее отца.

6 рассказчик
Со временем ее записали в книгу святых, там она чтится как мученица, погибшая за вероисповедание. В России чтят Татиану, ее день считается особенным, многие христиане стараются в великий светлый праздник попасть в храм и поклониться иконе святой мученицы.

2 группа Блюдо «Традиции и народные приметы на Татьянин День»

Под русскую народную музыку на сцену, выходят девочки и мальчики в русских костюмах. 

1-я девочка ( В руках ковш)

Этот праздник имеет более древнее название- Бабий кут или Солныш.
Бабий кут – это место у печи, где находились предметы домашней утвари, и где хозяйка проводила много времени. Это место также называлось солнышком. 

У Татьяны ковши не дремлют, квашня не пустеет, печка не угарна.

2-я девочка ( с караваем )

На Татьянин день полагалось испечь в подарок имениннице хлебный каравай.

В этот день Татьяна угощала всех родных и гостей. Из ее рук полагалось с поклоном принять ароматный и румяный кусок каравая. 

3-я девочка ( с половиком )

Кроме того, в этот день нужно было сходить на реку за водой и выбить пыль из половиков.

В народе говорили: “Татьяна и каравай печет, и половики бьет, и хоровод ведет“.По традиции, обратно нести половики им помогали парни. Затем половики развешивались по заборам, чтобы все видели красоту и чистоту половиков, а по ним судили и о девушке.

4-й мальчик ( с солнышком)

Многим был примечателен Татьянин день в народном календаре. В старину на Руси этот день называли солнышком.

В Татьянин день у стариков и ребятишек был обычай. Выходили они на самое высокое место в округе и грелись на солнышке, загадывали свои желания. Говорили, что в этот день солнце особый свет на землю посылает.


5-й мальчик

В этот день смотрели и за погодой:

Красный закат на Татьянин день – к сильному ветру.

6-я девочка

Снег на Татьянин день – летом часто станет дождик поливать.

7-й мальчик

Когда солнце закатилось, хлебного каравая не починай, не то другой день свой почнёшь. Раннее солнце — ранние птицы. На Татьяну проглянет солнышко рано — к раннему прилету птиц.

3 группа Блюдо «Инсценировка»

Ведущая:

В 1755 году 25 января, в день памяти святой Татьяны, императрица Елизавета Петровна подписала указ, представленный графом Шуваловым, об учреждении Московского университета.

Входят два мальчика. 

Звучит фонограмма студенческого гимна «Гаудеамус» 
1-й мальчик

Что это за песня?

2-й мальчик

Это не просто песня, это старинный студенческий гимн.

1-й мальчик

А почему это он звучит сегодня?

2-й мальчик

Потому что сегодня Татьянин день – 25 января.

1-й мальчик

Ну и что?

2-й мальчик

А то, что день 25 января считается днем необычным – студенческим праздником.

1-й мальчик

Студенческим праздником…

А почему бы им не выбрать себе денек потеплей да поласковей? 

2-й мальчик

Так уж история распорядилась...

Звучит немного таинственная старинная музыка.

Мальчики уходят.

Ведущая

Это была особая веха в русской истории. К свершению этого события много сил приложили выдающийся российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, который разработал проект и его друг, и покровитель, один из самых просвещенных людей XVIII столетия – граф Иван Иванович Шувалов.

Именно 12 января по старому стилю (по новому - 25), в день именин любимой матушки Татьяны Петровны послал на подпись императрице Елизавете Петровне проект о создании в Москве первого российского университета. День подписания Указа Шуваловым был выбран не случайно. Он хотел не только послужить Отечеству, но и сделать подарок своей любимой матушке. "Дарю тебе университет" - произнёс ставшую позднее крылатой фразу И.И. Шувалов. И в этот день 25 января 1755 года императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об открытии Московского университета.) 
Появляется Ломоносов, в руках у него свитки бумаги. 
Ломоносов

Ах, Иван Иванович, когда же, наконец, государыня императрица Елизавета Петровна подпишет Указ об открытии нашего университета?

Шувалов

Не знаю, что вам и ответить, Михаил Васильевич. Сами знаете, уж который день к ней во дворец специально за этим приезжаю, а она все отказывает.

Ломоносов

А по какой причине она отказывает, не объясняла?

Шувалов

Весельем наша царица занята беспрерывным, не могу добиться ее внимания. Я ее об одном прошу: подпишите указ. А она знай своё твердит: «Ах, мой друг, как это скучно!»

Ломоносов

Подумайте сами, Иван Иванович, какие просторы откроются тогда перед российским просвещением!

Шувалов

Знаю, знаю, как вы о славе Земли русской печётесь.

Звучит величественная старинная музыка 
Выходит императрица Елизавета. К ней, кланяясь, подходит Шувалов 

Шувалов

Государыня, я опять к вам с поклоном.

Елизавета

И опять по тому же самому неотложному делу?

Шувалов

Да уж простите, но опять я по поводу Указа об открытии университета.

Елизавета (зевает)

Ах, мой друг, как это скучно! Ну, ладно уж, давайте сюда ваш указ. (Ставит подпись).

Елизавета 

 Посмотрите лучше, какая погода нынче славная стоит: дворцовый парк в снегу тонет, снегири стайками летают! У ворот уже санный поезд стоит, как не прокатиться по такому раздолью!? 

Шувалов

Ах, ваше величество, какое событие сегодня свершилось!


Шувалов (кричит)

Михаил Васильевич! Поздравляю! Императрица подписала указ! Показывает указ. Они пожимают друг другу руки). 

Ломоносов

Спасибо вам, ваше сиятельство! От всей России спасибо. Кстати, граф, а какой сегодня день?

Шувалов

25 января – день, что зовется на Руси Татьяной Крещенской.

Ломоносов

Вот уж поистине – день замечательный. Татьянин день – день создания первого в России университета!


Играет торжественная музыка 


Ведущий; Во все времена Татьянин день – веселый праздник, с песнями, пирушками, забавами.


Пришла пора задорным песням литься,

Улыбкам радости без удержу сверкать.

Мы приглашаем всех повеселиться,

Мы приглашаем всех потанцевать!

4 группа Блюдо «Вальс на балу в честь празднования Татьяниного Дня»

Вальс

Учитель:

Во имя памяти Татьяны был освящен и храм при университете. В Татьянин день в храме проходят богослужения. Так волей монарха появился студенческий праздник- Татьянин день и День студентов. 

С той поры Татьяна у нас почитается как покровительница российского образования, а Татьянин день превратился в веселый студенческий праздник. 

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Какой следующий шаг? (закрепить новое знание)

-Давайте вслух проговорим, что нового вы узнали? (ответы детей)

Вернемся к нашему пробному действию. На какой вопрос нужно было ответить?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Какой следующий шаг? (Самостоятельная работа)

- С какой целью будем выполнять с/р? (чтобы проверить себя)

Ответь на вопросы и отметь нужный ответ  

1. Когда празднуется Татьянин день и День студента?

  • 25 октября
  • 25 декабря
  • 25 января

2. Где родилась великомученица Татьяна?

  • В древнем Риме
  • В древнем Египте
  • В Афинах

3. В какой семье родилась Татьяна?

  • В семье консула
  • В семье рабочих
  • В семье врача

4. Кто из российских правителей подписал Указ об открытии первого университета?

  • Петр I
  • Екатерина II
  • Елизавета I

5. В каком веке по указу императрицы совместили День студента и Татьянин День?

  • В 18
  • В 16
  • В 20

Мой результат:   ____________

-Давайте посмотрим, что у вас получилось (проверка теста с экрана)

-Оцените свою работу

-У кого есть ошибки? (Почему они появились? Исправьте их)

-Кто все выполнил верно? Оцените свою работу

8. Включение в систему знаний.

-Ребята, кто хочет рассказать какие праздники он знает? (ответы детей)

-А теперь вы еще и знаете Татьянин День и День студента.

-Какие праздники будет отмечать наша страна в ближайшее время? (23 февраля и 8 марта)

9. Рефлексия деятельности на уроке

-Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог.

- О чем мы говорили на нашем занятии?

-Какое новое знание вы сами открыли?

-Какую цель мы ставили? Достигли мы своей цели? (ответы детей)

-Я предлагаю вам оценить свою работу с помощью лучиков солнца, тем самым соблюсти традицию празднования Татьяниного дня. (на доске солнце-смайлик)

-Кто все понял, и сможет рассказать друзьям и родным все о чем сегодня узнал, тот берет лучик желтого цвета и прикрепляет к солнышку.

- Те, кто считает, что сегодня что- то было непонятым для него и были ошибки в с/р, тот берет лучик розового цвета и прикрепляет к солнышку.

- Кто  сегодня не понял ничего и были ошибки в с/р, тот берет лучик голубого  цвета и прикрепляет к солнышку.

(На стене образуется желтое солнце)

-А теперь, ребята, я предлагаю по старинной традиции выйти и погреться в лучах нашего солнышка и загадать свои желания.

- И, конечно же, не один праздник не обходится без стихов и песен.

Ответственные в группах завершают наш праздник стихами

Пускай на улице метель,

В снега укутаны равнины,

Мы чтим, друзья, Татьянин день,

Ее справляем именины.

Ей Пушкин строки посвятил,

Воспел без фальши, без изъяна.

И сам Господь благословил

Святую с именем Татьяна.

Давайте всех Татьян любить:

Красивых, добрых, нежных-

И с каждой радостью дарить

Мечты и светлые надежды.

Желаем счастья и добра, 
Чтоб жизнь, как день, была светла, 
Чтоб только радость без тревог 
Переступала ваш порог!

Песня «Татьянин День»

На фоне песни учитель: уважаемые гости, давайте соблюдем  традицию празднования Татьяниного Дня

В этот день Татьяна угощала всех родных и гостей. Из ее рук полагалось с поклоном принять ароматный и аппетитный вкусный кусок хлеба.

( угощает всех караваем)

На этом наше мероприятие подошло к концу, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия по сказкам А.С. Пушкина

данный конспект представляет собой авторскую разработку литературного мероприятия, посвящённого творчеству А.С. Пушкина....

Конспект внеклассного занятия " Александр Невский- гордость нации"

Конспект для проведения классного часа или внеклассного мероприятия во 2 классе....

конспект внеклассного мероприятия

Выпуской вечер в 4 классе....

Конспект внеклассного занятия по курсу «Наш край» 3 класс

Внеклассное мероприятие по региональному курсу "Наш край". Расширяет понятие о фольклерной культуре и растениях края....

Конспект внеклассного занятия "Дом в котором я живу"

Цели занятия: - помочь сориентироваться в ближайшей социокультурной среде, представляющей своеобразную микромодель внешнего мира и включающей в себя его важнейшие ценности – одухотворённый мир людей...

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...