Сценарий праздника «День оленевода» познавательно-игрового характера с участием родителей.
план-конспект занятия (3 класс)
Разработка и презентация сценария праздника «День оленевода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_den_olenevoda.doc | 91.5 КБ |
den_olenevoda.ppt | 692 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «День оленевода»
познавательно-игрового характера с участием родителей.
Цель: знакомство обучающихся с особенностями традиционного
профессионального праздника День оленевода.
Задачи:
- расширить знания обучающихся об истории, культуре, традициях
обско-угорских народов;
- развивать познавательный интерес к традиционным праздникам
народов ханты и манси;
- воспитывать патриотические чувства к своему краю, уважение к
родной стране, к традициям и обычаям коренных народов округа;
- организовать совместную деятельность родителей и обучающихся;
- прививать здоровый образ жизни.
Познавательные УУД:
- умение определять тему мероприятия в ходе актуализации опорных знаний, обогащать представления об особенностях традиционного праздника народов ханты и манси «День оленевода»;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- с помощью взрослых создавать алгоритм деятельности при решении определенных задач.
Регулятивные УУД:
- проявлять самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;
- способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности и удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;
- самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку участников мероприятия;
Коммуникативные УУД:
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
- уметь договариваться, учитывать интересы других в игре, проявлять доброжелательность и отзывчивость к окружающим, уметь уважать достоинство других;
-обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.
Жанр мероприятия: праздник познавательно-игрового характера
Методические приемы: беседа, иллюстрация, отгадывание загадок, элементы театрализации, демонстрация фотоматериалов.
Участники мероприятия: обучающиеся, родители, учителя.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, музыкальная подборка, стихи и загадки, 2 скакалки, мягкие модули 8 штук, аркан (веревка с петлей), хорей, палка длиной 1м, национальные женские костюмы и украшения, костюм оленевода и Солнца «Хейро», колечко, дерево-желаний, разноцветны ленточки длиной 35 см, 2 солнышка (бледно-желтого и оранжевого цвета) и лучики (бледно-желтого и оранжевого цвета), поделки и национальные сувениры, национальные блюда.
Оформление класса: класс оформлен рисунками, выставкой поделок и сувениров, стулья расположены по периметру.
Оформление площадки на улице: снежные фигуры в соответствии с темой праздника (олени, чум, фигура человека в национальной одежде и т.п.) по периметру развесить гирлянду из флажков.
Ход проведения праздника «День оленевода»:
- Организационный момент.
(музыкальный фон)
Ведущий (учитель):
Добрый день! Здравствуйте, уважаемые родители, дети и гости нашего мероприятия!
Сказочное имя, сказочное место.
Край седой волшебной старины.
О, Югра, твои чудесные картины
Нам и нашей Родине нужны!
Здесь и звуки строгого шамана,
Здесь и нежность шепота листвы.
В мире нет любимее и краше края -
Нашей дорогой с тобой Югры!
- Мы любим свой Ханты-Мансийский край-Югра, который по-своему красив в любое время года, радуемся и гордимся, что живём и растём на земле обских угров – ханты и манси.
-На занятии «Профессии народов Севера» в центре малочисленных народов Севера мы познакомились с основными профессиями коренных народов Севера.
- Какие профессии вы можете назвать?
- Определить о какой профессии идет речь?
А у Коли папа есть!
В ясный день осенний
Даже издали найдёт
Он своих оленей.
Знает множество примет,
Посвист или слово,
И в упряжку запряжет
Оленя он любого.
(об оленеводе)
- В каких климатических условиях приходится работать оленеводу?
- Каким должен быть оленевод? (Сильным, выносливым, ловким, смелым).
- Как вы думаете, как может называться праздник у людей данной профессии?
- Кто назовет тему нашего мероприятия?
- А чтобы вы хотели узнать об этом празднике?
- Мы сегодня познакомимся с особенностями этого праздника и поучаствуем в нем.
-К нам в гости пришел оленевод (родитель, играющий роль оленевода) – это (назвать Ф.И.О. родителя).
(Выходит оленевод в национальной одежде с хореем в руках)
Оленевод:
Вуща, вуща, ешак ёх! Добрый день, дорогие друзья! Я очень рад видеть всех вас!
В снежном вихре, словно тени,
По холмистой тундре мчат,
Не бегут мои олени,
А по воздуху летят.
Высоко несут и гордо
Красоту рогов своих.
Словно бороды, под мордой
Шерсть разветрена у них.
Я люблю езду такую,
Только править успевай!
И поёт душа, ликуя:
Здравствуй, тундра, милый
край!
- Как вы думаете, а на ком я приехал к вам? (На оленях)
1 обучающийся:
Слайд №2
Северный олень – одно из самых красивых и довольно крупное животное Севера. Оленю обязаны своим существованием практически все северные народы нашей планеты. Он им даёт пищу, шкуры для одежды и покрытия чума, из рогов получают лекарство и делают сувениры. А так же олень является незаменимым средством передвижения в условиях северного бездорожья.
Оленевод:
- Каждый год весной проводится традиционный праздник оленеводов «Вулы ёх йэманхатл» (оленного народа святой праздник ), к которому готовятся заранее. Он отмечается весной и проходит в масштабе всего автономного округа. Прошу всех одеться и выйти на улицу для продолжения нашего праздника.
2. Основная часть:
2 обучающийся:
Вот и солнышко взошло
На душе стало легко,
Только солнце чуть пригрело,
В тундре сразу посветлело
-Здравствуй, солнце золотое!
-Здравствуй, небо голубое!
Праздник тундры мы встречаем,
Северян всех поздравляем.
С Днем оленевода!
3 обучающийся:
Едет наш оленевод
Встретить праздник тундры.
Собирайся, весь народ,
Веселиться будем!
4 обучающийся:
Этот праздник раз в году-
День оленевода.
Не во сне, а на яву
Дарит нам природа.
Оленевод:
- По традиции праздник начинается с ритуала жертвоприношения. Самое дорогое, что есть у оленевода – это олень, и именно его они приносят в жертву, прося здоровья и счастья себе и близким, удачи в новых начинаниях и благодарят за все то, что есть у них хорошего в жизни. А так же привязывают ленточки на дерево, загадав при этом желание.
(Всем участникам и гостям раздаются разноцветные ленточки, которые они привязывают к дереву).
Оленевод:
- Основной частью праздника считаются соревнования по национальным видам спорта.
-На нашем празднике сегодня присутствует компетентное жюри: (представление членов жюри). ( Члены жюри: Малюкова М.А.- учитель физической культуры, Горбас Л.М.-завуч по воспитательной работе, Таушанков А.А.- родитель).
- Отгадайте загадку:
В тундре зимой без нее ни на шаг,
С места рванем – только ветер в ушах. (оленья упряжка)
- Самым зрелищным видом спорта являются гонки на оленьих упряжках ( «Ӈэдалёда»), где оценивается скорость оленей и умение оленевода управлять ими.
Ведуший:
- Предлагаю ребятам и родителям поучаствовать в игре-эстафете «Оленьи упряжки».
(Проводится игра-эстафета «Оленьи упряжки». Участвуют 2 команды по 6 человек. В каждой команде – 3 ребенка и 3 родителя, которые образуют 3 пары. В каждой паре 1 родитель – «олень», 1-ребенок «каюры». На «оленя» одеваются вожжи (скакалка), а ребенок – «каюр» берется за ручки скакалки. Сначала бежит в команде первая упряжка, обегая и перепрыгивая препятствия-сугробы. По возвращению 1 упряжки в команду бежит следующая и т.д. Выигрывает команда, первая выполнившая задание. Награждение призами.)
Оленевод:
- Как называются сани, на которых ездят оленеводы? (нарты)
Правильно. На празднике нарты ставят на бок в одну линию на расстоянии друг от друга полуметра. Через них прыгают самые выносливые прыгуны. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, без передышки пока хватает сил. Чемпион мира по прыжкам через нарты живет в Белоярском районе ХМАО, в с.Казым. Это Тасьманов Александр Павлович. Его личный рекорд 861 прыжок через нарты. Предлагаю и вам поучаствовать в игре «Прыжки через нарты» («Санарма»).
(Проводится игра «Прыжки через нарты». Вместо нард можно использовать мягкие модули. Подведение итогов. Награждение.)
Ведущая:
- Молодцы! А пока наши участники отдыхают, девочки покажут, какие они мастерицы. (На фоне музыки и стиха идет показ национальных женских костюмов ханты и манси)
5 обучающийся:
Самые прекрасные
Девушки на свете-
Это нягавчаночки,
В ягушечки одеты.
Они по тундре снежной
Шагают как пингвины.
И в чуме перед лампой
Шью малицы и пимы.
В косичках их бубенчики,
Зарей вплетены ленточки,
Ведь этих нягавчаночек
Узнаешь ты всегда.
Они смеются весело,
С упряжкой мчатся песенка,
Нам на просторе радостно
Их слышать голоса.
Девчонки- нягавчаночки
Занося в чум вязаночки,
Чтоб в чуме печь железная
Не гасла никогда.
Им тундра улыбается
По небу свет каслается
И светит нашим девушкам
В веселые глаза.
Оленевод (в руках палка):
- Ребята, а как вы думаете, что это за палка у меня в руках, для чего она нужна? (погонять оленей)
-Как она называется? (хорей)
-Но хорей оленеводу не только для этого нужен. (Показывает) Идет он иногда по тундре, хорей за спину закинет, руки на нее положит, песню поет – хорошо! И спина отдыхает, руки расслабляются, и душа радуется!
-А на празднике с помощью палки силой меряться. Предлагаю поиграть детям и родителям в игру «Перетяни палку».
(Проводится игра «Перетяни палку». Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног. Подведение итогов. Награждение.)
Оленевод: Так же оленевод должен уметь ловить оленей. Для этого он берет веревку с петлей, которая называется «аркан», размахивается ею и набросает ее на шею оленя. (Показывает).
Ведущая:
- На празднике День оленевода проводятся соревнования «Метание тынзяна на хорей» («Ярколава»), тынзян-аркан-веревка с петлей, хорей-палка.
(Проводится игра «Метание тынзяна на хорей». Подведение итогов. Награждение.)
Оленевод:
- В состязаниях на Дне оленевода, участвуют в основном мужчины. Женщины редко принимают участие в «Бегах на оленях упряжках». А такие игры, как жмурки, колечко, проводятся специально для женщин.
Предлагаю всем женщинам и девочкам встать в круг и поиграть в игру «Колечко». (Проводится традиционная игра «Колечко»)
Оленевод:
- Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. А, чтобы Солнце появилось, люди звали его.
- Давайте все вместе позовем Солнце, для того чтобы погода была ясная, теплая. Вставайте в круг, двигаясь по кругу, произнесем слово «Хейро!».
(Входит родитель играющий роль «Хейро» одетый в костюм солнца)
Хейро:
- Здравствуйте ребята, я солнце, яркое лучистое, дающее людям свет и тепло, пришла сегодня к вам в гости, хотите со мной поиграть?
Хейро:
- Хорошо, давайте все вместе поиграем в игру «Хейро!».
(Проводится игра «Хейро». Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят «Хейро». Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Правило: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал-«Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.)
После игры всем обучающимся на празднике Хейро раздает вырезанные из бумаги «Лучики солнышка».
Ведущая:
- В День оленевода устраиваются ярмарки-выставки на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т. д.). Вот и мы вас приглашаем на выставку приготовили вам выставку поделок и национальных сувениров, которую подготовили ученики и родители нашего класса.
(Все присутствующие заходят в кабинет)
3. Заключительная часть, рефлексия: Слайд №1
Оленевод:
- (Фонограмма хантыйской музыки) Вот и подошел к концу наш праздник, в котором участвовали смелые, ловкие, веселые, дружные, умелые ребята и родители!
-А теперь я попрошу всех прикрепить только один «Лучик» к одному из двух солнышек:
- к желтому солнышку прикрепят желтые лучики те ребята, кому было скучно на празднике или
понравилось, но не всё;
- к оранжевому солнышку прикрепят оранжевые лучики те ребята, кому понравилось на празднике всё.
(Ведущий обращает внимание на солнышки и подводит удовлетворенность обучающихся проведенного мероприятия).
- Родителей попрошу заполнить анкету (Приложение №1).
Ведущая: Слайд №2
- Я благодарю всех присутствующих за активное участие. Отдельное спасибо родителям и детям, которые помогли подготовить и провести этот праздник. Желаю всем здоровья, счастья, взаимопонимания!
- Традиционно на празднике готовятся национальные угощения (оленье мясо, строганина, уха, морсы из таежных ягод, выпечка).
- Приглашаю всех за праздничный стол, отведать угощения, приготовленные нашими мамами в национальных традициях.
Праздник заканчивается чаепитием.
Приложение №1.
Анкета для родителей.
1. Понравился ли вам праздник? ______________________________________
2. Что нового вы узнали на празднике?_________________________________
__________________________________________________________________
3. Активным ли был ваш ребенок на мероприятии?_______________________
__________________________________________________________________
4. (Вопрос для родителей-помощников)
Испытывали ли вы трудности к подготовке праздника? В чем?_____________
__________________________________________________________________
5. Будете ли в дальнейшем участвовать в подготовке к новым мероприятиям?_____________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Ваши пожелания и предложения.____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2.
Рефлексия для педагога:
1.Какие сложности возникли при подготовке и проведения данного мероприятия?
2. Какие положительные моменты вы отметили?
3. Каков уровень активности обучающихся на мероприятии?
4. Как отреагировали родители?
5. Будете ли вы в дальнейшем использовать данную форму взаимодействия с родителями в своей работе?
Список литературы:
1.Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: Монография [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: АПКиППРО, 2008. – 161 с. (10 п.л.)
2.Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя [Текст]: методическое руководство для классных руководителей / Н. И. Дереклеева.- М.: ВАКО, 2007. - 267 с.
3.Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учебно–методическое пособие / М. И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 216 с.
4.Саляхова, Л. И. Родительские собрания 1-4 классы [Текст]: учебное пособие для классных руководителей / Л. И. Саляхова - М.: Глобус, 2007 – 315 с.
5.Стружко, В. А. Сотрудничество с семьёй – важное направление деятельности школы [Текст] / В. А. Стружко // Образование в современной школе. – 2005. - № 5. – С. 14.
6.Филиппова, Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнка [Текст] /Г. Филиппова // Семья и школа. – 2001. - № 7,8. – С. 30-35.
Интернет-ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0
- http://nashural.ru/Kalendar/den-olenevoda.htm
- http://gcbs.ru/pub/prazd/Prazdniki.html
- https://infourok.ru/poeti-i-pisateli-hmaoyugri-1143093.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "День пожилого человека"
Сценарий праздника "День пожилого человека" - праздник самых любимых -бабушек и дедушек....
Сценарий праздника «День Знаний в 1 классе».
Цель данного праздника - заинтересовать школьной жизнью, помочь преодолеть робость, привить желание хорошо учиться, довести до сознания школьников, что школа открывает дорогу в Страну знаний....
Сценарий праздника День матери
Праздник, посвящённый международному Дню матери...
Сценарий праздника. «День именинника или необыкновенное путешествие по морю Фантазий на Остров Праздников».
Праздник . посвященный.дню именинника. Можно проводить в конце учебного года ....
Сценарий праздника "День Матери-праздник любви и благодарности"
Сценарий «День Матери – праздник любви и благодарности»Сценарий для детей 10-12 лет. Работа может использоваться в школе на классных часах или при подготовке к празднику. Сценарий...
Методическая разработка народного праздника "День оленевода"
Методическая разработка народного праздника "День оленевода". Начальная школа 3-4 классы....
Сценарий праздника «Широкая масленица» познавательно-игрового характера с участием родителей
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми младшего возраста становится воспитание нравственности, духовности, гр...