Сценарий праздника «Широкая масленица» познавательно-игрового характера с участием родителей
план-конспект

Анисифорова Анна Васильевна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми младшего возраста становится воспитание нравственности, духовности, гражданственности. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в работе каждого учителя. Здесь очевидны огромные возможности традиций русского народа, которые позволяют воспитывать духовно-нравственного гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_shirokaya_maslenitsa.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Широкая масленица»

познавательно-игрового характера с участием родителей.

Цель: знакомство обучающихся с особенностями  традиционного праздника Масленица.

Цель работы с родителями: организация и проведение совместного с детьми познавательно-игрового мероприятия, направленного на формирование духовно-нравственных качеств.

Задачи:

  • расширить знания обучающихся о традиционном праздникеМасленица;
  • развивать  познавательный интерес к традиционным праздникам  русскогонарода;  
  • воспитывать духовно-нравственные  чувства к своей стране, уважение ктрадициям и обычаям русского народа;
  • вовлечь родителей и организовать совместную деятельность учителя, родителей и обучающихся для сплочения и проведения праздника;
  • прививать здоровый образ жизни.

Познавательные УУД:

  • обогащать представления об особенностях традиционного праздника русского народа «Масленица»;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • с помощью взрослых создавать алгоритм деятельности при решении определенных задач.

Регулятивные УУД:

  • проявлять самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;
  • способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности и удерживать цель деятельности до получения ее  результата;
  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;
  • самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку участников мероприятия.

Коммуникативные УУД:

  • активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
  • уметь договариваться, учитывать интересы других в игре, проявлять доброжелательность и отзывчивость к окружающим, уметь уважать достоинство других;
  • обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.

Жанр мероприятия: праздник познавательно-игрового характера.

Методические приемы:словесные, наглядные, практические.

Участники мероприятия: обучающиеся, родители (их законные представители), учителя.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, музыкальная подборка, эмблемы солнышек с надписями дней недели, 3 обруча, карусель, 2 валенка, мел, 2 палки-лошадки, 2 конуса, 2 теннисные ракетки, 2 круга (блина) вырезанные из пенопласта, 2 тарелки из пластика, костюмы: скомороха (2 штуки), Весны, Масленицы, Медведя, головы лошади (3 шт), национальные блюда, блины.

Оформление помещения: помещение оформлено рисунками, надпись «Широкая Масленица», стулья расположены по периметру.

Ход проведения праздника «Широкая Масленица»:

1.Организационный момент.

(Звучит Гимн Всероссийской Масленицы)

1-й Скоморох. (роль родителя)
Добрый день, гости дорогие,
Жданные, званые и желанные.
2-й Скоморох.(роль ребенка)
Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебедки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
1-й Скоморох.
Почтенные и молодые.
2-й Скоморох.
Полные и худые.
1-й Скоморох.
Мы рады гостям, как добрым вестям!

2-й Скоморох.
Добро пожаловать!

Всех привечаем, душевно встречаем!

1-й Скоморох.
Мы скоморохи!

С нами лучше веселиться,

а без нас-праздник никуда не годится.

2-й Скоморох.
Приходите все без стесненья:
Билетов не надо —
Предъявите хорошее настроение!
1-й Скоморох.
Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
2-й Скоморох.
Мы сегодня Масленицу встречаем,

Зиму провожаем, весну заклинаем!

2. Основная часть:

1-й Скоморох.

Что вы, дети, тут сидите?

Аль резвиться не хотите?

2-й Скоморох.

Загрустили что с утра?

Веселиться вам пора!

Будем вместе мы гулять,

Масленицу провожать!

(Исполняется танец девочек под мелодию песни «Русские традиции»)

Ведущий(учитель)

Издавна любили на Руси Масленицу– праздник веселый, озорной. Это Проводы Зимы и встреча Весны. На Руси в это время устраивались народные гулянья. Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе Широкой Масленицей. И конечно же, на празднике было главное угощение – блины, символизирующие солнце. Парни и девушки надевали свои лучшие одежды, водили хороводыи пели задорные песни.

1-й Скоморох

Походите вы по свету, лучше русской песни нет!
2-й Скоморох.
Где песня поется, там легче живется!
1-й Скоморох.
Запевайте песню русскую, песню звонкую, задушевную.

(Группа детей исполняет песню «Ой, да разгулялась зима»)

Ведущий

Веселье продолжалось целую неделю, которая была переполнена праздничными хлопотами и приготовлениями. Масленицу и в наше время отмечают по всей России. Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определяет, что делают в этот день и как празднуют его.

(Ученики рассказывают о днях Масленичной недели.Вруках они держат эмблемы в виде  солнышек, на которых написаны названия дней недели)

1 ученик:

Понедельник-«Встреча». К первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими угощениями. Дети делали утром соломенную куклу – Масленицу – и наряжали ее.

2 ученик: Вторник – «Заигрыш». Взрослые и дети ходили по домам, поздравляли с Масленицей и просили блины.

3 ученик: Среда – «Лакомка».В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей.

4 ученик: Четверг – «Разгуляй».В «Разгуляй» было больше всего игрищ. Конские бега, кулачные потехи, борьба – все это развлечения «Разгуляя». Устраивались катания с гор на санях.

5 ученик: Пятница – «Тещины вечерки». В этот день недели зятья угощали блинами своих тещ.

6 ученик: Суббота - «Посиделки». На посиделки молодые семьи приглашали к себе родных. Вели разговоры о жизни, если кто был в ссоре – обязательно было принято мириться. Вспоминали умерших родных и близких.

7 ученик: Воскресенье – «Прощенный день». В этот день устраивали проводы Масленицы. Из соломы раскладывали большой костер и сжигали на нем куклу Масленицы. Пепел от того костра разбрасывали по полям, чтобы по осени был богатый урожай. В прощенное воскресенье люди мирились, просили прощения друг у друга. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста». На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды навсегда.

Ведущий. Сегодня у нас четверг. По обычаю, этот день был днём игр, катания на лошадях.

Сейчас состязание для тех,

В ком сила играет для зимних потех.

Приглашаем всех желающих, прокатиться на резвых лошадях вместе с нами!!!

Тройка белых лошадей,
В гости прискакала.
Счастья много для людей,
Зимушка прислала.

Занимайте место в санях. Мальчики! Девочки!

(Проводится игра-забава  «Тройки-лошади». ( Родитель продевает обруч через себя, держит его двумя руками, а дети берутся  за обруч с двух сторон и бегут по кругу)

Ведущий.

Ну, а теперь мы устроим соревнование, кто быстрее проскачет на лошади!

(Проводится конкурс «Скакуны», где 2 детей скачут на палке – лошадке соревнуясь друг с другом. Количество желающих неограниченно.)

Ведущий

Из спокон веков зимой на Руси, чтобы не мёрзнуть, носили валенки. А на масленицу устраивали соревнования, кто дальше бросит валенок.
2.Ведущий:Ох, и холодно стоять, надо братцы поиграть!
Давайте валенки возьмём, да играть с ними начнём!

(Проводится конкурс «Валенок».Желающие дети делятся на две команды, у первых игроков в руках валенки, по сигналу, бросают кто дальше? На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте. Побеждает тот, кто дальше бросит валенок)

1-й скоморох:Вот веселье-то пошло! Вот уж стало всем смешно!

2-й скоморох: Ну-ка, зиму припугнем и медведя позовем! А вот и он сам. Проснулся!!!Выходит медведь(роль родителя)

Ведущий

А ну-ка Миша, поздоровайся с ребятами.

Поклонись-ка, мишка, всем,

и не злобный ты совсем.

Ну-ка Мишка попляши, да уменья покажи.

НЕ хочешь? А с ребятами?

Заиграй-ка балалайка, заиграй-ка в 3 струны,

Не зевайте, запевайте, выходите плясуны!

(Проводится конкурс плясунов под мелодию «Барыня».)

Ведущий

Много праздников да на Руси

Отмечаем мы:

Весной жаворонки прилетают – тоже праздник отмечаем!

Ещё как весну встречаем?

Масленицу отмечаем!

Ведущий

Посередине площади ставили огромную карусель – символ солнца. 

Скоморох 1

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Карусель сел мастерить!

Чтобы всех вас удивить!

Ведущий

-А вы хотите покататься на карусели? Занимайте места.

(Звучит веселая русская народная музыка)

(Проводится игра «Карусель» (Скоморох держит шест с лентами.Дети встают в круг, берутся за концы лент и под слова в разном темпе движутся по кругу)).

Ведущий

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом все бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите…

Карусель остановите.

Ведущий

Петя — Петя петушок,

Пурпурно-красный гребешок,

Пёрья золочёные,

Голова точёная.

Петушатся петухи,

Дерутся, кувыркаются,

Ведь петухи порой, друзья,

Просто развлекаются

На «петушиный бой» приглашаются

Драчуны смелые, толкаться умелые!

Встали плечом друг к другу – раз!

Поджали одну ногу – два!

Одну руку за спину - три!

(Проводится конкурс «Петушиный бой». Игроки становятся  в круг на одну ногу и толкают друг друга плечом, стараясь один другого вытолкнуть из круга и заставить встать на обе ноги. Побеждает тот, кто дольше всех сумеет простоять на одной ноге.)

Ведущий

Провожаем зиму вместе,
Водим дружный хоровод.
Не стоит никто на месте,
Ведь весна придет вот-вот.

Звучит музыка, выход Весны. (роль родителя)

Весна:Здравствуйте, милые ребята! Поздравляю вас с праздником проводов зимы холодной, с праздником встречи весны ясной, с праздником Масленицы!

Ведущий

-Все уже заждались тебя красавица Весна!

Почему же ты так задержалась?

Весна: Задержалась я немного –

Дел не мало, по пути.

Снег расчистить на дорогах

И с деревьев растрясти.

На домах сосульки свесить,

Очистить речку ото льда…

Я пришла к вам вместе с солнцем

На сохе, на бороне!

Кулики летят в оконце,

Знать, конец пришел зиме.

Принесла я вам, родные,

Золотистый колосок.

Красны ленты расписные

И пшеничный пирожок.

Всем в пояс кланяюсь.

Желаю лета красного,

Урожая богатого,

Изобилия и утех,

Добра на всех!

А ещё привела самый сытный праздник русский и подружку свою - Масленицу. (Выходит Масленица)(роль родителя)

Ведущий:Это – радостные вести!

Рады мы тебе, Весна!

Становись скорее в круг,

Выбирай себе подруг!

Ну-ка, пляску затевай,

Кто тут смелый – начинай!

(Танец «Заинька попляши»)

Ведущий

-Ну, а теперь осталось только напечь блинов и угоститься.

(Проводится конкурс «Испеки блины».Дети делятся на две команды. Каждая команда получает «сковородки» (теннисные ракетки), «блины» (вырезанные из пенопласта).Задачаучастников, добежать до финиша со «сковородкой» и «блином» в руках так, чтобы «блин» не упал, и там положить «блин» в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если «блин» упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь «испечет» все «блины» считается победительницей.)

3. Заключительная часть, рефлексия

Масленица

Я на Масленицу вам

Радости желаю,

Пусть воздастся по делам

И горестей не знайте!

Пусть все будет хорошо,

Сбудется, что нужно.

Чудо-праздник к нам пришел,

Отмечайте дружно!

(Исполняется песня«Прощай, прощай, Масленица!»)

Ведущий

Масленица прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай Масленица!
Прощай Красная!

(Масленица уходит)

Ведущий

Ну, гости дорогие, напелись, наигрались,

С Масленицей попрощались.

В воскресенье, на городской площади, в нашем городе, традиционно будетпроходит праздник «Проводы Зимы». Всех, всех приглашаю на него, где будут различные развлечения и угощения, а так же сожжено чучело Масленицы.

Весна

  • (Фонограмма спокойной русской народной музыки) Вот и подошел к концу наш праздник, в котором участвовали веселые, дружные, ловкие, умелые ребята и родители!
  • Я попрошу всех ребят взять по одному солнышку и прикрепить  его на доску. Жёлтое  солнышко возьмут и прикрепят те ребята, кому было скучно на празднике или понравилось, но не всё, а красное солнышко возьмут и прикрепят те, кому понравилось на празднике всё.

(Ведущий обращает внимание на солнышки и подводит удовлетворенность обучающихся проведенного мероприятия).

  • А родителей попрошу заполнить анкету и вернуть мне перед уходом домой. (Приложение №1).

Ведущий

  • Я благодарю всех присутствующих за активное участие. Отдельное спасибо родителям и детям, которые помогли подготовить и провести этот праздник. Желаю всем здоровья, счастья,  взаимопонимания!
  • Традиционно на празднике готовятсянациональные угощения. На данном празднике – это блины. Вынос блинов.
  • Приглашаю всех за праздничный стол, отведать угощения, приготовленные нашими мамами и девочками в национальных традициях.

Праздник заканчивается чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Широкая масленица"

Масленица - это когда собираются все друзья на дворе, устраивают игрища, песни, танцы, шутки.Масленица - Сырная неделя - справляется за семь недель до Пасхи....

Сценарий праздника "Широкая масленица"

Сценарий праздника "Широкая масленица"...

Сценарий праздника "Широкая Масленица"

Цель: познакомить детей с проведением  русского исконного праздника, отмечающего уход зимы и наступление весны.Место проведения: школьный двор....

Сценарий праздника "Широкая масленица"

Сценарий праздника для начальной школы...

Сценарий праздника "Широкая Масленица. Прощай, Зимушка-зима"

Праздник расчитан для детей 1-4 классов. Праздник проводится на территории школы.Цель проведения: - эстетическое воспитание учащихся- формирование у учащихся представления о праздновании Масленицы, о ...

Сценарий праздника «День оленевода» познавательно-игрового характера с участием родителей.

Разработка и презентация сценария праздника «День оленевода»...