Литературно-музыкальная гостиная "Он воспевал Русь2
методическая разработка (4 класс)
Литературно-музыкальная гостиная посвящена творчеству Сергея Есенина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творчество С.Есенина | 30.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная гостиная «Он воспевал Русь..»
Цель: знакомство с творчеством Сергея Есенина.
Задачи:
- донести до учащихся красоту поэзии Сергея Есенина;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- формировать глубокое уважение к родной природе и Родине;
- совершенствовать культуру младшего школьника;
- воспитывать у учащихся эстетический вкус.
Звучат стихи:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости, нашей литературной гостиной! Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот , кто пока еще не ходит в школу . Наверное, вы сразу все догадались ,о ком пойдет сегодня речь . Это Сергей Александрович Есенин.
Сергей Есенин! Это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней.
В твоих стихах, Сергей Есенин!
Сегодня мы будем говорить о творчестве Сергея Есенина, которому в 2020 году исполнилось бы 125 лет. Сергей Есенин - великий поэт всех времён и народов. Не только русский народ, но и весь мир восхищается легендарной творческой личностью. Этот небывалой красоты человек, умел лирическими и красивыми словами затрагивать сердца людей. У него был непревзойденный дар стихотворчества. Его шедевры подобны музыкальной струе, льющейся из самого сердца и души, в которых огромная и необъятная любовь к Родине и её просторам.
1 ученик: Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии . родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца по материнской линии). Вот как Есенин вспоминал свои детские годы
Есенин: Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал меня в воду..После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазал по деревьям. Среди мальчишек был всегда коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах.
Бабушка: Ах, ты шельмец, опять штаны порваны, царапина на всю руку! С кем дрался? Ой, боюсь я за тебя, головы ты не сносишь!
Дед: Ты у меня, дура, его не трожь! Он так будет крепче.
Бабушка: А ты, ягодка, не слушай деда, побереги себя!
Есенин:Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом Госте из Града неведомого. Нянька — старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю»,
2 ученик :В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
3 ученик:В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано – в девять лет.
Вот уж вечор. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой.
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
4 ученик:Никто другой из русских поэтов так много и с такой любовью не писал о животных. Как всякий ребенок Есенин любил животных, понимал их, сочувствовал, призывал не обижать и посвящал им свои стихи. Вот некоторые из них: «Табун», «Корова», «Лисица», «Лебедушка», «Песнь о собаке», «Ах, как много на свете кошек», «Видели ли вы…», «Дай, Джим, на счастье лапу мне…».
Ах, как много на свете кошек
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду, иль спросонок,
Только помню с далекого дня –
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.
5 ученик :Старшие хотели, чтобы мальчик стал учителем.
Бабушка(расчесывает Сергею волосы и приговаривает): Вот окончишь школу, отправим тебя в город на учителя учиться. Выучишься, вернешься к нам в село и будешь детишек уму-разуму учить. Ты схватливый. Тебе шестой годочек, а ты уж буковки складываешь.
Есенин: «Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось»
6 ученик: Есенин мечтает о литературе. Он уехал в Москву, нашел место корректора в типографии и слушал лекции в народном университете Шанявского. Первая книга стихов Есенина «Радуница» вышла в 1916 году.
|
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Ученик:“ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”,-говорил сам поэт.
Родина – это не только страна, в которой он жил, это и “рязанские просторы”, и родимый дом. Всякий раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий. Старинное русское село Константиново… Неоглядные дали…
Поэзия Есенина удивительно земная. Она наполнена любовью к человеку, к родной земле. Он безмерно любил свою малую родину, считал Рязанский край самым прекрасным местом на земле. В образах природы он выражает свою любовь к родине.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Ведущий: Отгадайте загадки:
Подышал он на окно
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез
Инеем укрыл... (мороз)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла … (Весна).
Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.
(Лето)
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)
Ведущий: Чему будут посвящены стихи С.Есенина? Да, временам года
(дети читают стихи)
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
Музыкальная страничка
Ведущий:Многие стихи поэта положены на музыку . Много песен-романсов на стихи Сергея Есенина написал композитор Григорий Фёдорович Пономаренко. А также песни-романсы на стихи Есенина писали: А. Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива»), В. Липатов («Письмо к матери»), Е. Попов («Над окошком месяц»), А. Покровский («Песни, песни, о чём вы кричите?»), Н. Кутузов («Берёза»), Г. Свиридов («Есть одна хорошая песня у соловушки»), Муслим Магомаев («Прощай, Баку!») и многие другие.
Конкурс для родителей :«Узнай музыкальное произведение »
Игра «Наоборот»
1.Молчит лес серебряный. («Отговорила роща золотая…»)
2.Над окошком солнце («Под окошком месяц»,)
3.Жалеет, зовет и плачет («Не жалею, не зову, не плачу»,)
4. Не мой ты, дуб ветвистый («Клен, ты мой опавший..»),
Прослушивание отрывков музыкальных произведений
Ведущий: Наша музыкально-литературная гостиная закрывается. Я думаю, что сегодня каждый из вас открыл в своей душе своего Сергея Есенина, иначе взглянул на его творчество.
- "ЕСЕНИН -ЭТО ВЕЧНОЕ". Человек будущего так же будет читать Есенина, как читают люди сегодня, его стихи не могут состариться. Сегодняшнее мероприятие я хотела бы закончить стихотворением
Посвящение Сергею Есенину
Сергей Есенин – больше чем поэт!
И в этом никаких сомнений нет!
Прожив так мало – многое успел сказать
Мне сложно всё понять, принять
Но лишь услышу строки мной любимого стиха
Куда-то в высь летит душа!
И хочется любить, творить, мечтать!
Россию просто Русью называть!
И загрустив о маме, послать письмо скорей
С его поэзией становишься мудрей.
И греет сердце мне Есенинская грусть.
И чтобы там не говорили – пусть,
Сергей Есенин – больше чем поэт,
И в этом никаких сомнений нет!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальное путешествие "Наша школьная страна"
Сценарий музыкально-литературного путешествия "Наша школьная страна"...
Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"
Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....
Литературно-музыкальная композиция "Вологда моя"
Стихи и песни о Вологде, вологодском крае...
Литературно-музыкальная композиция "Слава тебе Сталинград"
Материал предназначен для открытого мероприятия, проводимого 2 февраля в честь годовщины разгрома немецких войск под Сталинградом"...
Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)
Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...
Сценарий литературно-музыкальной композиции « Литературная гостиная. Здравствуйте, Алексей Максимович!»
Внеклассное мероприятие .Знакомство с творчеством А.М.Горького...
Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева
Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....