Литературно-музыкальная гостиная "Он воспевал Русь2
методическая разработка (4 класс)

Каргина Любовь Николаевна

Литературно-музыкальная гостиная посвящена творчеству Сергея Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творчество С.Есенина30.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная гостиная «Он воспевал Русь..»

 Цель: знакомство   с творчеством Сергея Есенина.
Задачи:
- донести до учащихся красоту поэзии Сергея Есенина;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- формировать глубокое уважение к родной природе и Родине;
- совершенствовать культуру младшего школьника;
- воспитывать у учащихся эстетический вкус.

Звучат стихи:

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости, нашей литературной гостиной! Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот , кто пока еще не ходит в школу . Наверное, вы сразу все догадались ,о ком пойдет сегодня  речь . Это Сергей Александрович Есенин.  

Сергей Есенин! Это имя

В лесах родной моей России,

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней.

В твоих стихах, Сергей Есенин!

 Сегодня мы  будем говорить о  творчестве  Сергея Есенина, которому в 2020 году исполнилось бы 125 лет.   Сергей Есенин - великий поэт всех времён и народов. Не только русский народ, но и весь мир восхищается легендарной творческой личностью. Этот небывалой красоты человек, умел лирическими и красивыми словами затрагивать сердца людей. У него был непревзойденный дар стихотворчества. Его шедевры подобны музыкальной струе, льющейся из самого сердца и души, в которых огромная и необъятная любовь к Родине и её просторам.

1 ученик: Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии . родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца по материнской линии). Вот как Есенин вспоминал свои детские годы

Есенин: Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал меня в воду..После, лет восьми,  другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазал по деревьям. Среди мальчишек был всегда коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах.

Бабушка: Ах, ты шельмец, опять штаны порваны, царапина на всю руку! С кем дрался? Ой, боюсь я за тебя, головы  ты не сносишь!

Дед: Ты у меня, дура, его не трожь! Он так будет крепче.

Бабушка: А ты, ягодка, не слушай деда, побереги себя!

Есенин:Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом Госте из Града неведомого. Нянька — старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю»,

2 ученик :В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

3 ученик:В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано – в девять лет.

 Вот уж вечор. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой.

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

4 ученик:Никто другой из русских поэтов так много и с такой любовью не писал о животных. Как всякий ребенок Есенин любил животных, понимал их, сочувствовал, призывал не обижать и посвящал им свои стихи. Вот некоторые из них: «Табун», «Корова», «Лисица», «Лебедушка», «Песнь о собаке», «Ах, как много на свете кошек», «Видели ли вы…», «Дай, Джим, на счастье лапу мне…».

Ах, как много на свете кошек

Ах, как много на свете кошек,

Нам с тобой их не счесть никогда.

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду, иль спросонок,

Только помню с далекого дня –

На лежанке мурлыкал котенок,

Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,

Но под бабкину песню вскок

Он бросался, как юный тигренок,

На оброненный ею клубок.

5 ученик :Старшие хотели, чтобы мальчик стал учителем.

Бабушка(расчесывает Сергею волосы и приговаривает): Вот окончишь школу, отправим тебя в город на учителя учиться. Выучишься, вернешься к нам в село и будешь детишек уму-разуму учить. Ты схватливый. Тебе шестой годочек, а ты уж буковки складываешь.

Есенин: «Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось»

6 ученик: Есенин мечтает о литературе. Он уехал в Москву, нашел место корректора в типографии и слушал лекции в народном университете Шанявского. Первая книга стихов Есенина «Радуница» вышла в 1916 году.

 





Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Ученик:“ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”,-говорил сам поэт.
Родина – это не только страна, в которой он жил, это и “рязанские просторы”, и родимый дом. Всякий раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий. Старинное русское село Константиново… Неоглядные дали…
Поэзия Есенина удивительно земная. Она наполнена любовью к человеку, к родной земле. Он безмерно любил свою малую родину, считал Рязанский край самым прекрасным местом на земле. В образах природы он выражает свою любовь к родине. 
 

  

 Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Ведущий: Отгадайте загадки:

Подышал он на окно

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл... (мороз)

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла … 
(Весна).

Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.

(Лето)

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...  (Осень)

 Ведущий: Чему будут посвящены стихи С.Есенина? Да, временам года

(дети читают стихи)

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

 

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.  

Вот уж осень улетела

И примчалася зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Вот появилися узоры

На стеклах дивной красоты.

Все устремили свои взоры,

Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.  

Музыкальная страничка

Ведущий:Многие стихи поэта положены на музыку . Много песен-романсов на стихи Сергея Есенина написал композитор Григорий Фёдорович Пономаренко. А также песни-романсы на стихи Есенина писали: А. Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива»), В. Липатов («Письмо к матери»), Е. Попов («Над окошком месяц»), А. Покровский («Песни, песни, о чём вы кричите?»), Н. Кутузов («Берёза»), Г. Свиридов («Есть одна хорошая песня у соловушки»), Муслим Магомаев («Прощай, Баку!») и многие другие.

  Конкурс для родителей :«Узнай музыкальное произведение  »

Игра «Наоборот»
1.Молчит лес серебряный. («Отговорила роща золотая…»)

2.Над окошком солнце  («Под окошком месяц»,)

3.Жалеет, зовет и плачет («Не жалею, не зову, не плачу»,)

4. Не мой ты, дуб ветвистый («Клен, ты мой опавший..»),

Прослушивание отрывков музыкальных произведений

Ведущий: Наша музыкально-литературная  гостиная закрывается. Я думаю, что сегодня каждый из вас открыл в своей душе своего Сергея Есенина, иначе взглянул на его творчество.

"ЕСЕНИН -ЭТО ВЕЧНОЕ". Человек будущего так же будет читать Есенина, как читают люди сегодня, его стихи не могут состариться. Сегодняшнее мероприятие я хотела бы закончить  стихотворением

Посвящение Сергею Есенину
Сергей Есенин – больше чем поэт!
И в этом никаких сомнений нет!
Прожив так мало – многое успел сказать
Мне сложно всё понять, принять
Но лишь услышу строки мной любимого стиха
Куда-то в высь летит душа!
И хочется любить, творить, мечтать!
Россию просто Русью называть!
И загрустив о маме, послать письмо скорей
С его поэзией становишься мудрей.
И греет сердце мне Есенинская грусть.
И чтобы там не говорили – пусть,
Сергей Есенин – больше чем поэт,
И в этом никаких сомнений нет!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальное путешествие "Наша школьная страна"

Сценарий музыкально-литературного путешествия "Наша школьная страна"...

Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....

Литературно-музыкальная композиция "Вологда моя"

Стихи и песни о Вологде, вологодском крае...

Литературно-музыкальная композиция "Слава тебе Сталинград"

Материал предназначен для открытого мероприятия, проводимого 2 февраля в честь годовщины разгрома немецких войск под Сталинградом"...

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....