Мастерская радости «Театр ложек»
план-конспект занятия (1 класс)

Щербакова Ирина Ильинична

Цель: формировать умение конструировать поделку из подручного материала, развивать интерес к изготовлению поделки своими руками, развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы, развивать творческое воображение, умение передавать выразительность образа, воспитывать у обучающихся трудолюбия, чувства взаимопомощи, дисциплинированности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatr_lozhek-e0dd3d0b.doc593.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мастерская радости «Театр ложек»

Цель: формировать умение конструировать поделку из подручного материала, развивать интерес к изготовлению поделки своими руками, развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы, развивать творческое воображение, умение передавать выразительность образа, воспитывать у обучающихся трудолюбия, чувства взаимопомощи, дисциплинированности.

Оборудование: одноразовая ложка, резинки для детского творчества, бумага цветная, полоски белой бумаги, вата, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, пластилин, кусочки ткани.

Ход мероприятия

- Ребята, отгадайте загадку.

Я хорошая игрушка –

Каждой девушке подружка.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки. (Кукла.)

-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня?

-Правильно, куклы.

- Ребята, а из каких материалов делают куклы?

Кукла – самая распространенная в мире игрушка. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» – гласит народная поговорка. Для ребенка кукла – это не только забава, это и первый учитель и врачеватель.

История куклы началась несколько тысячелетий назад. Самой древней находкой на данный момент считается кукла из кости мамонта, найденная в Чехии.

У славян кукла часто была оберегом, отвлекая на себя злых духов или присматривая и оберегая своих хозяек. Куклу дарили невесте на свадьбу, чтобы она защищала семейный очаг новобрачных. Кроме того, подарить невесте куклу означало, пожелать ей детей. Этот обычай жив и поныне, хотя его смысл вспоминают редко.

     Примерно в средние века кукол стали использовать для театрализованных представлений. Для представлений использовались самые разные куклы:

ВЕРХОВЫЕ- перчаточные, пальчиковые, тростевые, теневые. К верховым относятся те, которыми актер – кукловод управляет снизу из - за ширмы и зритель его не видит.

НАПОЛЬНЫЕ –марионетки, большие куклы. Напольные в отличии от верховых находятся ниже актера, прямо на полу. Актер находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителя.

http://festival.1september.ru/articles/412015/img3.jpg

   

ПАЛЬЧИКОВЫЕ – основой - туловищем, такой куклы служит пальчик.

http://festival.1september.ru/articles/412015/img4.jpg

На каждом пальчике создаётся образ персонажа.

    МАРИОНЕТКИ - куклы управляемые сверху, чаще всего с помощью нитей.

http://festival.1september.ru/articles/412015/img6.jpg

История кукол наглядно свидетельствует: девочки играли простенькими соломенными, деревянными или тряпичными куклами, а взрослые изобретали для себя кукол всё более изощрённых, сложных и дорогих. В Англии кукол вырезали из дерева, наряжали в роскошные платья из парчи, бархата, шёлка, украшали золотом и дорогими кружевами, но детям не давали по причине их хрупкости. В Германии кукол лепили из воска, материала, позволяющего достигнуть высочайшей точности во всех деталях, но совершенно не предназначенного для рук маленьких девочек.

-Мы сегодня будем делать кукол из пластиковых ложек. Использовать будем различный материал: ткань, цв.бумагу, пластилин, вату.

Посмотрите на экран.

Каждая группа сейчас получит задание: сделать героев к своей сказке из ложек.

1 группа: сказка «Под грибом».

2 группа: сказка «Курочка Ряба».

3 группа: сказка «Репка».

Практическая работа учащихся.

После того, как персонажи готовы, показываем театр ложек по сказкам.

Сказка первая «Под грибом» о взаимовыручке (дружбе)

Куклы: пчёлка, бабочка, мышка, зайчик, лягушка, лиса. Гриб.

Кукольные герои попали в трудную ситуацию. Им нужно укрыться от дождя под маленькой шляпкой дождя.

ТЕАТР – ЭКСПРОМТ (текст читает взрослый)
В помощь детям.

Пчёлка: Сильный дождик начался, тучки чёрные вокруг.

Где бы мне спрятаться? Вот грибок маленький стоит. Под ним я дождик пережду.

Бабочка: Пчёлка, будь добра, пусти меня под грибок. Вместе дождик переждём.

Пчёлка: В тесноте да не в обиде. Рада я помочь в беде.

Мышка: промочила ножки я, впустите вы меня!

Пчёлка: Ну, конечно заходи.

Зайчик: Спрячьте меня, спасите, беда, за мной гонится лиса.

Бабочка: Зайка к нам ты заходи. Не найдёт тебя лиса.

Зайчик: Спасибо, друзья!

Лиса: На полянке гриб стоит . А кто это под ним пищит: Вы зайца не видали?

Пчёлка: негде нам самим тут поместиться. Где ж тут зайцу спрятаться.

Лиса (уходит). Свой обед я потеряла, только шубку замарала.

Мышка: как так получилось: раньше места не хватало, а теперь просторно стало.

Лягушка: От дождя грибок растёт. Хоть и трудно нам пришлось, но место каждому нашлось.

Ведущий: А как же это удалось? (ответы детей)

Обобщение: в тесноте, да не в обиде.

Вы запомните друзья: без друзей прожить нельзя.

Все артисты выходят на поклон.

Сказка вторая «Курочка Ряба»
Действующие лица:
Дед
Бабка
Курочка Ряба
Яйцо (3 шт.)
Мышка

ТЕАТР – ЭКСПРОМТ (текст читает взрослый)
Жили были Дед и Баба . И была у них Курочка Ряба .Снесла Курочка Яичко – не простое, а золотое Яичко.  Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. А Мышка   бежала, хвостиком махнула… Яичко покатилось, упало и разбилось. Дед  плачет, Баба плачет, а Курочка  кудахчет. «Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я снесу вам другое Яичко. Не золотое, а простое». И с той поры стала Курочка Ряба  каждый день по Яичку нести. А то и по два, а то и по три. Вот только золотых среди них уже не было.
Все артисты выходят на поклон.

Сказка третья «Репка»
      Действующие лица:
Репка

Дед
Бабка
Внучка
Жучка

Кошка

Мышка

Посадил дед репку — выросла репка большая, пребольшая.

Стал дед репку из земли тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка мышку.

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут — вытянули репку!

Итог мероприятия.

-Какая самая лучшая награда для артиста? (Аплодисменты зрителей)

- Понравились ли вам наше мероприятие?

Ведущий: Ребята, мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и сами разыграли сказку. Ваши руки попробовали ее оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Надеемся, что наша «Мастерская радости» помогла вам познать не только секреты кукольного театра, но и познать самих себя. Наше занятие закончено.

-До свидания! И до встречи снова в мире сказки!

-Спасибо за участие!

Уборка своего рабочего места.

Квадратный лист цветной бумаги (15*15 см) свернем вчетверо. Свободный угол скруглим, плавно (а можно и фигурно) обрезав ножницами.

Получившийся сегмент сложим еще вчетверо и сожмем часть, расположенную вверху угла. Делаем это для того, чтобы «размягчить» жесткий лист бумаги. Можно использовать гофрированную бумагу.

Срежем верхний угол совсем чуть-чуть (3 мм). Или развернем заготовку и проткнем в центре ложечкой. На ложку предварительно наденем 2 резинки.

Проденем ложку в получившееся отверстие, прижмем верхнюю часть «юбочки».

Юбочка уже держится, благодаря нижней резинке.

Натянем верхнюю резиночку на прижатую часть юбочки.

Если хотите кукле можно сделать длинное платье, прикрепив нижней резинкой еще одну юбочку любого цвета.

Теперь из сложенных вдвое узких полосок белой бумаги вырежем кукле ручки. И приклеим их к юбочке.

Прическу сделаем, хорошо распушив кусочек ваты.

Осталось нарисовать лицо при помощи фломастеров. Куколка готова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Театр дарит радость"

Данный проект направлен на создание условий для развития творческой личности ребенка , на вовлечение в социально значимую деятельность, приобщение учащихся к театру и художественному творчеству. ...

Творческий проект «ТЕАТР ДАРИТ РАДОСТЬ»

Цель проекта: расширение представлений детей о театре как виде искусства.Основная идея проекта: создание спектакля и показ его родителям и учащимся начальной школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ мастерской «ТЕАТР ЮНОГО АКТЁРА» (основы театрального мастерства)

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствиис требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной п...

Рабочая программа для 3 класса "Мастерская театра"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Мастерская театра"...

Театр - это радость и любовь.

Сценарий внеклассного мероприятия для 1 - 4 классов....

Внеклассное мероприятие «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки Ульяны»

Методическая  разработка по теме «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки Ульяны»  в 3 классе представляет собой конспект занятий из серии внеклассных мероприятий по курсу ...

Методическая разработка мастер-класса «Мастерская теневого театра» Кондра П.С

План-конспект мастер-класса «Мастерская теневого театра»Объединение детей для изготовления сюрприза для мамы, а именно поделки для теневого театра с использованием бумажных стаканчиков и ф...