Учебно-методическая разработка "Там русский дух, там Русью пахнет"
материал (2 класс)

Прохоренко Марина Игоревна

Сейчас многое говорится о национальном характере, но что кроется за этим термином? Из чего складывается культурное богатство и традиции каждого народа?

Взгляды крестьянского общества возникли на базе практических знаний, православного вероучения и древних, еще языческих представлений об устройстве мира, жизни и смерти.

В современном обществе люди часто незнакомы с традициями своих предков. Поэтому важно, чтобы дети получили представление о национальной традиции в раннем возрасте и желательно, чтобы их знакомство было всесторонним.

Любовь к родному краю, знание его истории и народной мудрости - основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, и народной мудрости.. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного, нравственного и духовного развития детей.

Именно в устном народном творчестве (сказках, пословицах, поговорках, приметах, загадках, закличках, песнях и.т.д.) сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о красоте, правде,  храбрости,  трудолюбии, верности. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Волшебный мир русской сказки погружает детей  в фантастический мир, разрушает границы времени и пространства помогает найти ответы на вопросы  связанные с межличностным общением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tam_russkiy_duh_tam_rusyu_pahnet.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района

198510, СПб., Петродворец, Санкт-Петербургский пр., д4 – а  тел./факс (812)4509130

Игровая программа

«Там русский дух, там Русью пахнет.. »

для  младшего  школьного возраста 

Составители:

методист высшей категории

культурно-досугового направления

-Степанова Людмила Евгеньевна

музыкальное оформление

 – концертмейстер первой категории

   Нарицын Александр Владимирович

Педагоги- организаторы:

 Прохоренко Марина Игоревна

Стальмакова Марина Леонидовна

                                                                     

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка.

Сейчас многое говорится о национальном характере, но что кроется за этим термином? Из чего складывается культурное богатство и традиции каждого народа?

Взгляды крестьянского общества возникли на базе практических знаний, православного вероучения и древних, еще языческих представлений об устройстве мира, жизни и смерти.

В современном обществе люди часто незнакомы с традициями своих предков. Поэтому важно, чтобы дети получили представление о национальной традиции в раннем возрасте и желательно, чтобы их знакомство было всесторонним.

Любовь к родному краю, знание его истории и народной мудрости - основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, и народной мудрости.. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного, нравственного и духовного развития детей.

Именно в устном народном творчестве (сказках, пословицах, поговорках, приметах, загадках, закличках, песнях и.т.д.) сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о красоте, правде,  храбрости,  трудолюбии, верности. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Волшебный мир русской сказки погружает детей  в фантастический мир, разрушает границы времени и пространства помогает найти ответы на вопросы  связанные с межличностным общением.

Актуальность:

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности. Данная игровая программа  направлена на приобретения детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Педагогическая целесообразность:

Эта  программа поможет ребенку представить и осознать на доступном его пониманию уровне, многочисленные и тонкие связи прошлого и настоящего в окружающем нас мире, поможет почувствовать себя частью единого русского народа. Как говорил Д. Лихачев: « Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой»

Цель: Способствовать формированию у детей  представлений о культурном наследии, русских традициях, и о себе, как носителе русской культуры .

Задачи:

- способствовать развитию образного, абстрактного мышление воображения и фантазии.

-  развивать коммуникативные и социальные навыки, умение работать в коллективе и в мини группах.

-укреплять чувство товарищества в коллективе.

-осознавать себя частью русского народа, продолжателями его культурных традиций.

-сформировать интерес к дальнейшему изучению истории родного края и устного народного творчества.

Сценарий игровой программы

«Там русский дух, там Русью пахнет».

Действующие лица:

Василиса премудрая

Баба Яга

Змей Горыныч

Печка

Щука

В зале стулья расставлены по 4 секторам.

Звучит русская народная музыка (Фонограмма  Трек 1).

На сцене: с  правой стороны - дом Василисы Премудрой, с левой стороны – колодец. На окне дома лежит книга Мудрости.

Звучит тревожная музыка, грохот. (Фонограмма  Трек 2 ). Мигает свет. Появляется Змей Горыныч. Обходит сцену, чего-то ищет. Находит книгу Мудрости.

Змей Горыныч.

Ну, наконец, нашел! Вот она! Книга Мудрости! Как золото в ларец народ русский вложил в нее всю свою мудрость веками накопленную. А мудрость добру всегда помогала зло победить. Так не бывать же этому!

Фонограмма. Трек 3. Змей Горыныч уходит и уносит книгу.

Фонограмма. Трек 4. На сцене появляется Василиса. Поет песню .Приложение 1

Василиса.

Здравствуйте, гости дорогие! Я – Василиса Премудрая. Хочу показать вам Книгу Мудрости народной. В ней сказки и загадки и приметы и пословицы с поговорками. По крупицам ее веками собирали.

Василиса оборачивается к избушке и видит, что  книги нет. Удивляется.

Куда ж книга-то пропала?

Дети отвечают.

Эко, беда  какая! Без мудрости человек, что дерево без корней. Вернуть эту книгу надобно. Но одной мне со Змеем Горынычем не справится! Один в поле не воин! Нужны мне помощники смекалистые добрые да отзывчивые. Я думаю, что здесь такие  собрались. Правда, ребята?

Дети отвечают.

А как отыскать Змея Горыныча нам подскажет мудрая Щука.

Музыкальный фон. Фонограмма. Трек 5.

Из колодца появляется Щука.

Щука.

Знаю я, какая беда у вас приключилась. Помогу вам. Ищите Змея Горыныча в сказках, там он живет. Дам я водицу волшебную, она вам поможет. Да слова заветные не забудьте.

Помоги, вода, водица,

Ты нам в сказке очутится.

Щука дает Василисе сосуд с водой.

Василиса.

Пусть вода- водица по рукам пробежится. Передавайте воду бережно из рук в руки.

Дети передают воду по рукам, Василиса поет (а капелла).

Помоги, вода, водица,

Ты нам в сказке очутится.

Ты водица, друг студеный,

Не простой стань, а зеленой.

 Вода из белой  становится зеленой.

Свет приглушен. Фонограмма «Звуки леса» (крик совы, шелест веток…). Трек-6

Василиса оглядывается по сторонам.

Василиса.

Какой лес вокруг. Звуки странные. Похоже, мы очутились на неведомых дорожках.

Здесь на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей.

Появляется Баба Яга в избушке на курьих ножках.

Избушка здесь на курьих ножках

Стоит без окон без дверей.

Фонограмма. Трек 7

Баба Яга в избушке на курьих ножках. Становится спиной к зрителям.

Василиса.

Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом.

Баба Яга.

Это еще ко мне пожаловал?

Баба Яга возмущается, вылезает из избушки.

Василиса.

Здравствуй, Баба Яга. Мы в гости к тебе пожаловали. Кто же так гостей встречает?

Баба Яга.

Незваный гость, что в горле кость! С худом вы пожаловали, али с ладом?

 Василиса.

За помощью мы к тебе хотим обратиться. Похитил Змей Горыныч книгу Мудрости…

Баба Яга.

Да, знаю я, что с вами приключилось. Но нелегкая эта задача, книгу Мудрости отыскать.

Василиса.

А у меня помощники есть умные да надежные.

Баба Яга.

Ну, раз они такие умные да надежные, пусть с заданьем моим справятся. Коль удастся это, так и быть помогу вам, а коли нет… На нет и суда нет.

Вот задание мое.

Я тоже собрала мудрость народную, но растерялась она здесь по неведомым дорожкам. Надобно мудрость воедино собрать. А сокрыта она в пословицах.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Баба Яга показывает следы: гусиные, куриные, медвежьи, заячьи.

Игра « Чей след?»

Объясняет, что для того, чтобы пословицу воедино, надо найти соответствующие следы, на которых написано начало и конец пословицы.

Игра «Собери пословицу» .Приложение 2

Фонограмма. Трек8

Баба Яга.

Что ж, молодцы! С заданием справились. Ладно, проведу вас по своим неведомым дорожкам туда незнамо куда, в тридевятое царство, тридесятое государство.

Игра «Перемещение»

Фонограмма. Трек. 9

Василиса.

Ох, устали мы в пути. Отдохнуть не мешало бы.

Дети занимают места в зале.

Выезжает печка

Фонограмма 10 Песня печки «Я пеку»  Приложении 3

Печка.

Здравствуйте, гости дорогие!

Василиса.

Здравствуй, Печка. Не до пирогов нам сейчас. Спешим мы к Змею Горынычу Книгу Мудрости вернуть.

Печка.

Поспешишь  - людей насмешишь.

Василиса.

А как же нам не спешить? Ведь дорогу еще отыскать надо.

Печка.

Не ищут дороги, а спрашивают.

Василиса.

Так, может, подскажешь, куда путь держать.

Печка.

Что подсказывать? До Змея Горыныча тут уже рукою подать. Да только как вы с ним сладите? Без соли, без хлеба худая беседа. Хлеб-соль и разбойника смиряет.

Василиса.

Да, надобно нам испечь хлеб. А у меня и помощники добрые есть. В добрых руках дело спорится.

Василиса смотрит на печку.

Ай да Печка, ай да умница! Ты уже и тесто нам приготовила.

Василиса достает из печки заготовки из соленого теста, и раздает их детям.

Посмотрите ребята, это у нас будут караваи. Украсим мы наши караваи. А вот и украшения: птицы, колосья пшеницы, грозди рябины.

Фонограмма. Трек11

Игра «Испеки пирог».

Дети делают караваи, Василиса ставит их в печь.

Василиса.

Пока караваи пекутся, скоротаем время веселой пляской. Дружно за руки возьмемся, да хоровод заведем.

Фонограмма. Трек11

Хоровод.

Василиса выходит из хоровода и достает из печи караваи. Дети следуют за Бабой ягой, выстраиваются за Бабой Ягой (садятся на места).

Василиса.

Хорошо потрудились, ребята. Смотрите, какие караваи у нас получились, пышные да ароматные. Скоро вы их отведаете.

(Два каравая отдают педагогу).  

Василиса подходит к жюри с караваем.

Василиса.

Хлеб, соль вам, люди добрые.

Фонограмма. Трек 12

Дом разворачивается. Появляется Змей Горыныч с книгой.

Змей  Горыныч.

У, чую русским духом пахнет. Нашли вы таки меня. Знаю, за чем пожаловали.  Да, только Книгу Мудрости вы все равно не получите. Вам меня не победить!

Василиса.

Что же ты разбушевался, Змей Горыныч? С миром мы к тебе пришли, да угощение приготовили.

Василиса подносит Змею Горынычу каравай.

Отведай нашего хлеба. Русский народ всегда хлебосольностью славился.

Змей  Горыныч.

Коль вы, на зло ответили добром, сильна мудрость народная. Отдам я вам эту книгу.

Змей Горыныч отдает книгу и улетает.
Василиса.

Мудрость русская всегда в жизни помогала. Пусть частички этой мудрости с вами останутся.

 Финальная песня Василисы. «Сказки гуляют по свету» Приложение 4

Трек 13

Детям и жюри раздаются сувениры-книжки,  с  русскими  пословицами  поговорками и приметами.

Приложение 1

Песня Василисы Прекрасной

В жизни всякое случается

Тень луч света  закрывает.

Но от бед лихих избавиться

Мудрость людям помогает.

И народною является

Мудрость эта вековая

Оградить от всех напастей

И помочь найти нам счастье.

Может Мудрость и она

В книге этой для людей сохранена.

Приложение2

Игра «Собери пословицу».

1.Кашу маслом не испортишь.

2.Первый блин комом.

3.Без теста пирога не испечешь.

4. Не трудиться - хлеба не добиться.

Приложение3

Песня печки «Я пеку»

Испеку я, испеку

Всем гостям по пирожку,

Коль не поленитесь,

Вместе потрудитесь.

Испеку я, испеку,

Всем гостям по пирожку,

Вкусные приятные,

Очень ароматные..

Приложение 4

Песня « Сказки гуляют по свету»

1

Сказки гуляют по свету

Ночь запрягая  в карету

Нас волшебством удивляют

Мудростью нас поучают.

Припев:

А Золушку выручит Фея

Не станет Горыныча Змея

Хоть зло на проделки хитро

Но все ж побеждает добро.

2

Сказки со мною повсюду

Их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы

Вмиг Сивка- Бурка приснится

Припев:

А месяц засветится  ясный

В глазах  Василисы Прекрасной.

Хоть зло на проделки хитро

Но все ж побеждает добро.

Список литературы:

1.Котова И.Н. Русские обряды и праздники Паритет,2008-240с.

2.Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры  М : Издание « Вестник воспитания»1892г – СПб 2006-72 с.

3.Тридцать три пирога: считалки, скороговорки, загадки, докучные сказки, народов Советского Союза – М Детлит, 1973-239 с.

4.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам народной культуры : Программа Учебно-методическое пособие Издание второе .- СПб Детство- Пресс, 1999-302с.

5.Игры детей мира: популярное пособие для родителей и педагогов сост. Т.И. Линго- Ярославль: Академия развития 1998-175с.

6.Родник: программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.  С.Г. Макарчук Н.А – СПб- 1997г-203 с

7.Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно- обрядовых праздников. Издание третье О.А. Маркеева

О.Н. Корепанова  -СПб: Детство- Пресс 2001-395с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"

Внеклассное мероприятие проводится после прохождения темы "Устное народное творчество" по литературному чтению в 1-2 классах.Можно проводить как открытое занятие. Оно включает много сказок, викторин, ...

«Там русский дух… там Русью пахнет» 3 класс, I четверть

Урок музыки по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Цель - осознать влияние фольклора на развитие авторского искусства. Музыкальный материал вполне традиционный....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Всероссийский словарный урок в день рождения великого российского лексикографа Владимира Ивановича Даля - в рамках Года литературы: «Там русский дух, там Русью пахнет!»

В библиотеке Гимназии № 3 города Южно-Сахалинска 19 ноября 2015 года был проведён словарный урок ко дню рождения Владимира Ивановича Даля в рамках года Литературы. Познакомились с краткой биографией В...

Литературный конкурс «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...»

Данный литературный конкурс составлен для обучающихся начальной школы. Цель: определение уровня начитанности детей....

Там русский дух, там Русью пахнет

Сейчас многое говорится о национальном характере, но что кроется за этим термином? Из чего складывается культурное богатство и традиции каждого народа?Взгляды крестьянского общества возникли на базе п...