Времена года
план-конспект по теме

Алиева Эльмира Наримановна

Внеклассное мероприятие " Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Времена года26.81 КБ
Файл vnekl_vremena_goda.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

14 декабря  

День

Наума Грамотника

Цели:

•        познакомить детей с историей возникновения  праздника;

•        способствовать умению применять знания по математике, русскому языку  в игровой предметной среде;

•        развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность;

•        воспитывать чувство товарищества; формировать дружный коллектив.

Подготовительный этап.

В ходе подготовки выбрать ученика на роль роль Наума .Он  должен  быть в народном костюме. Так же оформить зал  (классной комнаты). Для оформления  понадобятся  деревянные лавки, дощечки для письма, перья. Колокольчик, розги, деревянная кадушка для  их запаривания и т.д.

                                 ПОДГОТОВИЛА - АЛИЕВА Э. Н.

                                               8  ДЕКАБРЯ 2016

Ход мероприятия:

В зале сидят участники игры, которых заранее следует разделить на команды.

Ведущий: 

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

-О чем это стихотворение?

-Какое время года?

-Какие признаки зимы вы знаете?

-Какие праздники празднуют зимой?

Ведущий: Еще зимой, 14 декабря на Руси праздновали праздник-День Наума   Грамотника. Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум  . В русских книгах   есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать.                                                       

   Заходит Наум. В руках книга « Грамота»

Наум: Здравствуйте, ребята.  Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Помню, в старину: отцы семейства приглашали учителя     в свой дом. Он приносил с собой букварь и розги. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи.    Крестьяне считали, что   «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».

Ученики: В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз и Буки,

 В как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для «науки»

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была.

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»,

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

На распев читал им книжки

На славянском языке.

Ведущий: Вот сегодня мы и предлагаем перенестись в прошлое и побывать в  старорусской школе, а за одно и знания свои показать.

Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом.

                             ( Открывается сцена)

Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты   .  Занятия в этой школе начинались  в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий.       Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".

  Время уроков  тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

Обратите внимание   на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия.

                                                 .

Наум: Делу время - …. (Потехе час!). Слышал, что и у вас дети много знают и умеют. Вот пришёл проверить, чему научились. Готовы ли вы показать свои знания?

Ведущий: Сегодня вы покажите свои умения и успехи. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку. Сушки собирайте   на одну нитку. Если нитка окажется полная, то команда  получит почетное звание – «Грамотеи».

                                              Наум звонит в колокольчик

1 урок  «ЧТЕНИЕ»

ЗАДАНИЕ 1. « ЧТЕЦЫ»

Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы научились читать

Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан  литературный отрывок.(СКАЗКУ) Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных детьми. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение   . Оценивается  качество чтения и правильность ответа. По итогам конкурса раздаются сушки.

                                   (НАУМ РАЗДАЕТ СУШКИ)

 ЗАДАНИЕ2. «Собери пословицу»

Ведущий:Следующие испытание потребует от вас знание пословиц. Вы получите    конверт . В нем  пословица, но она разрезанная на отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном порядке. И закрепите ее на доске.

(НАУМ ЗВОНИТ В КОЛОКОЛЬЧИК)

 Ведущий: Урок чтения окончен. Перемена. Но в старину, как мы говорили, была строгая дисциплина, и на переменах дети не бегали и не играли, а занимались делом.  

( дети поют частушки)

(НАУМ ЗВОНИТ В КОЛОКОЛЬЧИК)

УРОК 2» ПИСЬМО»

 ЗАДАНИЕ 1. «Собери слово»

Ведущий: Участники получат конверт. В каждом буквы для одного слова и лексическое значение этого слова. Вы должны угадать слово по его толкованию и  собрать это слово из букв так, чтобы зрители могли его прочитать.  Побеждает команда, которая  быстро и правильно   соберет слово.

 ЗАДАНИЕ 3.   «Переведи с русского на русский»

Ведущий: В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык   (карточки со словами). На обдумывание 1 минута.

Устаревшие слова: хоромы-деревянное жилое строение,

Перст-палец, палица- палка, дубинка, уста – губы  чело- лоб,   око- глаз.

              Урок окончен. Звонит колокольчик.

Ведущий:  перемена.  Давайте поиграем  (перетягивание каната)

( НАУМ ЗВОНИТ В КОЛОКОЛ)

Ведущий: УРОК АРИФМЕТИКИ( МАТЕМАТИКА)

ЗАДАНИЕ 1. «Веселые задачи»

Ведущий

ЗАДАНИЕ 2. «Собери снежинки»

Ведущий:1 команда собирает снежинки с ответом-4, а вторая с ответом-5.

Снежинки крепят на доске.

ЗАДАНИЕ  3.  Составьте задачу по картинке и запишите ее.

                                (НАУМ ЗВОНИТ В КОЛОКОЛ)

Ведущий: Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки.

                                              (НАУМ ПОДСЧИТЫВАЕТ СУШКИ)

Наум: Порадовали вы меня, хорошие знания показали и учителя  ваши молодцы.  А вот в старину учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Существовал даже такой обычай: дарили учителю горшок, полный монет. И ваш  учитель заслужил  подарок , дарую ему     горшочек  с монетами .

Ведущий: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания учеников  – лучший подарок учителю. Угощу я вас за это своим подарком.

Наум:  У многих ребят побывал, в разных городах погостил. В вашу Тенистовскую школу попал.     А чем ваш класс  может меня удивить? Что в нём особенного?

                                                   ( ВСТАЮТ В ХОРОВОД)



Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ

МЕРОПРИЯТИЕ

1класс

«ВРЕМЕНА

ГОДА»

УЧИТЕЛЬ:      АЛИЕВА Э.Н.

                                             Февраль 2017

Цели:

  • воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру;
  • развивать коммуникативные навыки и интеллектуальные способности учащихся;
  • показывать красоту и своеобразие каждого времени года;
  • учить работать в команде;
  • развивать творческие способности учащихся.
  • Планируемые результаты - предметные и метапредметные (УУД) :

  • Предметные: различают времена года
  • Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу
  • Метапредметные:
  • Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
  • Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для решения учебных задач в художественных текстах (стихотворениях), рисунках; логические – анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Ход праздника:

 Звучит  « ВРЕМЕНА ГОДА»  Ермолов

Дети   читают стихотворение С.Кирсанова «Месяцы года

1.Ты любишь ледяной январь,

Безветрье, стужу зверскую,

А я - лютующий февраль,

Метель, позёмку дерзкую.

2.Ты любишь ранний месяц март

С апрельскими проталинами,

А я – молнирующий май

С дождями моментальными.

3.Ты любишь облачный июнь,

В просторе многоярусном,

А я – сжигающий июль

И август – солнце в ярости!

4.Ты любишь бархатный сентябрь

С его зелёным золотом,

А я – когда несёт октябрь

Штыки дождя по городу.

5.Ты любишь краски в ноябре

Свинцовые с лиловыми,

А я – декабрь, ведь в декабре

Мы переходим к новому…

6.И бой на башенных часах,

И в полночь – утру здравница!

И каждый к будущему шаг

Мне очень, очень нравится!

Учитель:     - Каждый месяц года и каждое время года – прекрасны по-своему. У каждого – свои краски, свои стихи, загадки, песни.

- Ребята, вы любите сказки? Тогда слушайте сказку «Четыре дочери года». 

             Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег — все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь… Люди от этого очень страдали. (Порядка не было)

            Высоко-высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени Год. Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга.

            Первая дочь любила надевать белые, синие и серебряные платья. Она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким, как зеркало, льдом и охранять сон природы. Звали ее Зима (появляется девочка в костюме Зимы).

            Вторая дочь была веселая и озорная. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед, созывать перелетных птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна (появляется девочка в костюме Весны).

            Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя было Лето (появляется девочка в костюме Лета).

           Последнюю дочь года звали Осень. Она была очень грустная. Она умела проливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей (появляется девочка в костюме Осени).

       Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут, кого из них оставить. Сказано — сделано. И вот все девушки по очереди отправляются на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень. И каждая старалась украсить Землю по-своему. Каждая старалась понравиться людям.

Учитель:- Действительно, каждый год мы наблюдаем смену времён года (сезонов). Они не похожи друг на друга. Каждое время года имеет свои особенности.

- А вы знаете признаки времён года?

-Давайте послушаем, что сами времен года расскажут нам

Осень:

Ходит осень
В вашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
 
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик жёлтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит вам.

Зима:

Запорошила я дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Весна:

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся:

Ему нынче не до сна.

Это я пришла – весна.

Лето:

Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика, 
Красный клевер. Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным.

Учитель:   (загадка)   Двенадцать братьев мчат вперёд,
                                      Всегда вперёд, за годом год.
                                      Но им друг друга не догнать.
                                      Скажи, как этих братьев звать?  ( МЕСЯЦЫ)

-Сколько месяцев в году?( появляются дети – месяцы)

-Давайте распределим их по порядку.( ЗИМНИЕ, ВЕСЕННИЕ, ЛЕТНИЕ, ОСЕННИЕ)

                          РАСПРЕДЕЛЯЮ ДЕТЕЙ НА 4 КОМАНДЫ

1- ЗИМА   2- ВЕСНА   3- ЛЕТО   4- ОСЕНЬ

1. ИГРА- ЗАГАДКИ О ПРИЗНАКАХ  ВРЕМЕН  ГОДА

1.Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
(Весна)

 2.Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Ягоды поспевают,

Когда это бывает? (Летом)

3.Басовитый и серьёзный,

У него характер крут:
Заворчит он очень грозно —

Все сейчас же убегут. (Гром)

4.С деревьев сыплются монетки

От сильного дождя и ветра.

Я подниму десять монет

И соберу большой букет. (Осенние листья)

5.Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везет,
На земле холод трясет.
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. (
Зима)

6.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? 
(Солнце)

7.Пухом землю замело —
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки. 
(Снег)

8.Он холодный, проливной,
По пятам бежит за мной.
Убегаю — только хуже,
Потому что всюду — лужи! 
(Дождь)

9.Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет. 
(Радуга)

10.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. 
(Сосулька)

11.Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез, 
Там волшебный вырос лес. 
(Узоры на стекле)

12.Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг. (Осень)

13.Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно.
 ( лёд)

14.Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.     (
метель)

 

15.Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.   (
 Сосульки)

2.  ИГРА- КОГДА ЭТО БЫВАЕТ

Поиграем в игру, которая называется «Когда это бывает?» Я буду произносить фразы, а вы — хором называть соответствующее время года. Итак, когда это бывает?
— Поспевает рожь?
— Начинается сокодвижение?
— Деревья погружаются в сон?
— Улетают птицы на юг?
— Зацветает верба?
— Начинается сенокос?
— Грибная пора в разгаре?
— Просыпается медведь после спячки?
— Начинается листопад?
— Появляются первые нарциссы?
— Наступает время квашения капусты?
— На реках ломается лед
— Появляется в огородах клубника

-    Часто идут дожди

-    Выпал снег

3. ИГРА –СБОР УРОЖАЯ

 По полу разбросаны снежинки, зелёные листья, бабочки, грибы. Выходят 4 участника, которым даётся по одной корзинке. Каждый участник бежит, берёт один предмет и возвращается с ним обратно, кладёт предмет в корзину. Затем бежит следующий участник и т. д. Конкурс продолжается 30 сек.

УЧИТЕЛЬ:-Устали? Давайте отдохнем.

                                 Дети поют частушки о временах года

1.Снег последний с нашей крыши,

Словно дождик, льется.

Под весенними лучами

Веселей поется.

2. Ах, проказница Весна,

Что ж ты натворила!

Всю хоккейную площадку

В лужу превратила.

3.Летом каждая полянка,

Словно скатерть-самобранка.

Вкусной ягодой лесной

Враз накормит нас с тобой.

 

4.Мы с ребятами за лето

Стали бронзового цвета.

Мы на солнышке пеклись,

Им на зиму запаслись.

5.Ох, деревья пожелтели,

На ветру качаются.

Ох, каникулы всегда

Быстро так кончаются!

6.Осень — чудная пора,

Любит осень детвора!

В лес с корзинками мы ходим,

Много там грибов находим!

7.Во дворе у нас стоит

Снеговик с метелкой,

Ночью темной сторожит

Дом он наш от волка.

8.Не хотят зимой стоять

Без одежды клены.

Вместо листьев на ветвях

Воробьи, вороны.

4 ИГРА- СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ВРЕМЕНИ ГОДА

( детям даются конверты со словами, команда составляет предложение)

 5. ИГРА- РАЗУКРАСЬ СВОЮ КАРТИНКУ

   УЧИТЕЛЬ:--А теперь времена года дарят вам танец.

 6. ТАНЕЦ « ПРОБУЖДЕНИЕ»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

4 класс: Погода. Времена года. Будущее время.

В данном материале представлены задания для закрепления тем: "Погода", " Времена года", " Будущее время". Учащиеся, выполняя задания отрабатывают лексико-грамматические навыки....

4 класс: Погода. Времена года. Будущее время.

В данном материале представлены задания для закрепления тем: "Погода", " Времена года", " Будущее время". Учащиеся, выполняя задания отрабатывают лексико-грамматические навыки....

"Времена года. Смена времен года"

Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...

Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"

Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить  детей с отличительными особенностями  времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...

Проверочная работа № 3 Раздел «Вселенная, время, календарь» Тема: «Времена года»

Материал для проверки усвоения знаний по изученной теме....

Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первого года обучения) "Времена года"

   Задачи: повторение и закрепление лексики по темам «Цвета»; изучение новой лексики по теме: «Времена года»; формирование умение понимать на слух речь учителя и одноклассников;развит...