Сценарий игры-кругосветки "Русская ярмарка" по малым жанрам устного народного творчества. Учитель ГБОУ ШОР №1 г. Москва Илюшина Л.В.
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс) на тему

Данный сценарий был составлен к Неделе детской книги, посвящённой устному народному творчеству. В сценарии представлен материал по малым жанрам устного народного творчества (загадкам, пословицам, шуткам-прибауткам, потешкам, песням, дразнилкам, скороговоркам, играм), который можно использовать и на уроках литературного чтения в начальной школе при изучении темы "Устное народное творчество".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_detskoy_knigi.docx51.32 КБ

Предварительный просмотр:

НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ

В  ГБОУ ШОР №1

  СЦЕНАРИЙ ИГРЫ – КРУГОСВЕТКИ ПО МАЛЫМ ФОЛЬКЛОРНЫМ ЖАНРАМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ТЕМУ «РУССКАЯ ЯРМАРКА»

Цель: Расширить знания детей о малых жанрах устного народного творчества. Совершенствовать навыки выразительного чтения детей, их артистизм. Воспитывать уважение и любовь к истокам национальных традиций, обрядов. Развивать память, мышление, речь.

Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.

СТАНЦИЯ «СКОРОГОВОРНАЯ»

- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте на станцию «Скороговорки»! Здесь мы с вами поиграем словами.

- Скороговорками нас побалуйте!

Всех скороговорок не перескороговоришь,

Не перевыскороговоришь!

- Ребята, а вы знаете, что скороговорки появились очень давно, в глубокой древности? Сначала в них играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям.

- Как вы думаете, для чего детям надо знать скороговорки?

- Да, скороговорки не только занятная игра, это очень нужное и полезное для детей упражнение для исправления плохой дикции.

- А как надо читать скороговорки?

- Да, сначала медленно по слогам, потом медленно целыми словами, а затем быстрее, ещё быстрее, очень быстро, но правильно.

- Сейчас мы с вами поиграем.

1-я игра.

- Я буду называть скороговорку, а вы должны проговорить её всей командой одновременно чётко и как можно быстрее.

  • ОКОЛО КОЛА КОЛОКОЛА.
  • НАШ ПОЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН.
  • ПОЕХАЛА ВАЛЕРИЯ В КАРЕЛИЮ.
  • ШЁЛ КОСОЙ КОЗЁЛ С КОСОЙ.
  • ТКЁТ ТКАЧ ТКАНЬ.
  • У КОНДРАТА КУРТКА КОРОТКОВАТА.

2-я игра.

- Отгадай скороговорку по нескольким предложенным словам и проговори её 5 раз.

  • Трава, двор, дрова. /На дворе трава, на траве дрова.
  • Саша, шоссе, сушка. /Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Топот, пыль, копыта. /От топота копыт пыль по полю летит.
  • Карл, Клара, кораллы. /Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Зина, грязь, магазин. /Резиновую Зину купили в магазине…

3-я игра «Глухой телефон».

Ведущий шёпотом передаёт скороговорку первому игроку, тот её передаёт также шёпотом второму игроку, второй – третьему и т.д. Последний игрок произносит услышанное вслух.

  • ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА.
  • КУКУШКА КУКУШОНКУ КУПИЛА КАПЮШОН.
  • У ПЕНЬКОВ ОПЯТЬ ПЯТЬ ОПЯТ.
  • СЪЕЛ ВАЛЕРИК ВАРЕНИК, А ВАЛЮШКА ВАТРУШКУ.
  • ДЕД ДАНИЛА ДЕЛИЛ ДЫНЮ: ДОЛЬКУ ДИМЕ, ДОЛЬКУ ДИНЕ.
  • СЛУШАЛА СТАРУШКА, КАК КУКОВАЛА КУКУШКА НА ОПУШКЕ.
  • НА ОСИНКЕ РОСИНКИ ЗАСВЕРКАЛИ УТРОМ ПЕРЛАМУТРОМ.

- Ребята, а какие скороговорки вы знаете?

4-я игра «Мастер слова».

 -  Сейчас мы проведём конкурс на лучшее исполнение скороговорок. Определим, кто из вас является настоящим мастером слова.

- Справились со скороговорками, молодцы! А теперь отправляйтесь на следующую станцию.

Подведение итогов.

СТАНЦИЯ «ПОИГРАЙ-КА!»

Трататушки, тра–ра-ра, игре очередь пришла.

В круг вставай, не сиди, опоздаешь – ты води.

- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Играми да считалками нас побалуйте.

- Давно мы вас поджидаем, сейчас в народные игры с вами поиграем!

- Но чтобы в народные игры играть, надо считалки знать.

- А для чего нужны считалки? (выбрать водящего)

- Да, считалка в простейшей форме – это счёт. Счётом решали кому в игре водить.

- Водящего можно выбрать несколькими способами:

  • Один из играющих может добровольно взять на себя роль водящего. Это называется водить по уговору.
  • Можно и так: играющие, которые хотят начать игру первыми, кричат: «Чур, я – первый» или «Чур, я – второй!». Этот способ называется чуранием.
  • В русских народных играх для выбора водящего используется ещё и жребий. Все участники находятся в разных условиях, и лишь случай решает: кому повезёт и как распределятся силы.

  • В считалках для выбора водящего обычно играющие встают в круг. Один встаёт в центре и громко произносит считалку. При каждом слове он по очереди касается рукой играющих, не исключая самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот и водит. Счёт, как правило, ведётся «по солнцу», т.е. в направлении от правой руки к левой. Это старинное правило применялось во всех без исключения играх.

Ахи, ахи, ахи, ох,

Мама сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты - постой!

Эмпиле, чемпиле, белый кувшин,

Тихо из круга выходит один.

Или:

Дора, дора, помидора, мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать, как бы вора наказать.

Мы связали руки, ноги и пустили по дороге.

Вор шёл, шёл, шёл и корзиночку нашёл.

В этой маленькой корзинке есть помада и духи,

Ленты, кружева, ботинки, что угодно для души.

  • Водящего можно выбрать и таким способом: все играющие выставляют вперёд кулачки. На первый слог считающий ударяет своим левым кулачком по правому, на второй слог – своим кулачком по левому, на третий – своим кулачком по кулачку соседа, затем далее по кругу легко ударяет по всем выставленным кулачкам. На чьём кулачке считалка заканчивается, тот его разжимает и опускает руку. Считалка произносится снова. Постепенно руки опускаются, а тот, кто опустит обе руки, выходит. Это длинная, но интересная считалка:

Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети.

Все кричали: «Куку-мак! Отжимай один кулак.

- А какие считалки вы, ребята, знаете?

- А какие народные игры знаете?

- А в какую игру вы хотели бы поиграть?

Народные игры:

«Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Заинька», «Карусели», «Яша», «Заря – заряница», «Бояре», «Золотые ворота», «Третий лишний», «Шатёр», «Летели две птички», «Кошелёк», «Горелки», «Малечина – калечина», «Утица и селезень».

Дети играют в 2-3 игры.

Подведение итогов.

СТАНЦИЯ «МУДРАЯ»

- Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь!

- Запаситесь в прок учением, шуткой доброй и весельем.

- Приветствуем вас на станции «ПОСЛОВИЦЫ».

- А вы, ребята, знаете, что такое пословица?

- Да, это меткое, короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев. Это – народная мудрость.

- Пословицы обычно состоят из двух частей. Часто эти части рифмуются: делаешь наспех – сделаешь на смех;  терпение и труд – всё перетрут.

- А для чего нужны пословицы?

- «Без пословицы речь не молвится» - говорили на Руси. Знание пословиц обогащает нашу речь.

- Сейчас мы с вами поиграем и проверим, как вы знаете пословицы.

1-я игра «Закончи пословицу».

  • Без труда не вытащишь … .
  • Поспешишь - … .
  • Мороз не велик, а … .
  • Старый друг лучше … .
  • Семь раз отмерь - … .
  • За двумя зайцами погонишься - … .
  • Как аукнется, так … .
  • Век живи - … .
  • Глаза боятся, а … .
  • По одежде встречают, … .
  • Дальше в лес - … .
  • Землю красит солнце, а ….
  • Один за всех - ….
  • Не имей сто рублей, а … .

2-я игра «Узнай пословицу».

- Узнайте пословицу по названным словам:

  • Дело, бояться, мастер.
  • Сани, зима, лето, телега.
  • Чьё, знает, мясо, кошка.
  • Работает, ест, кто.
  • Кулаки, драка, машут, после.
  • Страх, глаза.
  • Дело, потеха, время.

3-я игра «Пословицы шутят».

Пословица, тебя мы знаем, но не такою ты была:

Неужто буква озорная вновь чьё-то место заняла?..

- Исправьте пословицу:

  • Ус хорошо, а два лучше.
  • Трус кормит, а лень портит.
  • Голода не бойся, по пояс мойся.
  • Не зная броду, не суйся в моду.
  • Рождённый ползать метать не может.
  • Терпение и пруд всё перетрут.

4-я игра «Вспомни пословицы».

- Вспомните 3 пословицы о труде.

- Вспомните 3 пословицы о дружбе.

- Вспомните 3 пословицы о Родине.

5-я игра «Найди пословицу».

-Среди предложенных пословиц, написанных на карточках, найдите пословицы о труде (о Родине).

1-я карточка (о труде):

  • Горька работа, да сладок хлеб
  • Близок локоть, да не укусишь.
  • Всяк паучок знай свой уголок.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

2-я карточка (о Родине):

  • Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
  • Друг в беде – настоящий друг.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
  • Тот герой – кто за Родину горой.
  • Человек без Родины – соловей без песни.

6-я игра «Собери пословицу» (для 3-5 классов).

- Перед вами 3 карточки, а в них пословицы. Проблема в одном – они все перепутались: начало с концом поменяли. Найдите начало в одной пословице, а конец в другой пословице. Соберите  как можно больше пословиц.

        Карточка 1.

  • Была бы шея, один раз отрежь.
  • На бога надейся, а имей 100 друзей.
  • Семь раз отмерь, а сам не плошай.
  • Не имей 100 рублей, а хомут найдётся.
  • На смелого собака лает, когда спишь до обеда.
  • Не пеняй на соседа, а трусливых кусает.

Карточка 2.

  • Глупа та птица, сам её и расхлёбывай.
  • Сам кашу заварил и вода не течёт.
  • Под лежачий камень семеро руками машут.
  • Двое пашут, которой  гнездо своё не мило.
  • Не родись красивым рад своей воронушке.
  • На чужой сторонушке родись счастливым.

- Справились с пословицами, молодцы! А сейчас отправляйтесь на следующую станцию.

Подведение итогов.

СТАНЦИЯ «УГАДАЙ-КА»

Ой – люли, та-ра-ра! Заходи-ка, детвора!

Да подумай, посмекай, все загадки отгадай!

- Пожалуйте, гости дорогие, на нашу станцию «Угадай-ка».

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

- А как бы вы сказали, что такое загадка?

- Да, загадки – это замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.

- Загадки – это и игра, и состязание, развлечение и учение.

- Сейчас мы с вами и поиграем. Сначала проведём разминку. Я буду загадывать загадку, а вы все вместе, хором называйте отгадку.

За лугами, над водой хлынул дождик проливной,

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует цветная … (радуга).

Мчусь,  как пуля я вперёд, лишь поскрипывает лёд

Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? … (коньки).

Взял дубовых два бруска, два железных полозка.

На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы … (санки).

И в лесу мы, и в болоте, нас везде всегда найдёте:

На поляне, на опушке – мы зелёные … (лягушки).

Летом много их бывает, а зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом. Как они зовутся? … (мухи).

На ветке не птичка – зверёк-невеличка.

Мех тёплый, как грелка. Кто же это? … (белка).

Я в любую непогоду уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь – чистоплотный серый … (гусь).

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? … (зайка).

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьёт, зашивает и колется колко.

А называют кораблик … (иголка).

А называют кораблик … (иголка).

- А сейчас мы будем загадывать и отгадывать более трудные загадки и выполнять более сложные задания.

Загадки о животных

Летела птица не крылата, не перната,

Носик долгий, голос тонкий,

Кто её убьёт, тот человечью кровь прольёт. / комар

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает,

В поле ночует, коноплю ворует. / воробей

Серовато, зубовато, по полю рыщет, ягнят ищет. / волк

У маленькой скотинки 100 серебряных монет на спинке. / рыба

На поляне возле ёлок дом построен из иголок.

За травой не виден он,а жильцов в нём – миллион./ муравейник, муравьи

Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять, как его родная мать. /утёнок

- А какие загадки про животных вы знаете?

Растения

Сидит баба на грядках вся в заплатках.

Кто ни взглянет, тот заплачет. / лук

Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

Семьдесят одёжек, а все без застёжек. / капуста

Золотое решето чёрных домиков полно;

Сколько чёрненьких домков,

Столько беленьких жильцов. / подсолнух

Разломился тесный домик на две половинки.

И посыпались оттуда бусинки-дробинки.

Бусинки зелёные, сладкие, ядрёные. / горох

- А какие загадки про овощи, фрукты, грибы и ягоды знаете вы?

Инструменты

У конька, у горбунка деревянные бока.

У него из-под копыт стружка белая бежит. / рубанок

Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала,

Но не съела ни куска: знать невкусная доска. / пила

Кланяется, кланяется. Придёт домой – растянется. / топор

- Эти загадки про инструменты. А вы какие загадки про них знаете?

Неживая природа

Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут. / дождь

Раскалённая стрела дуб свалила у села. / молния

Ночью на небе один золотой апельсин.

Миновали две недели, апельсина мы не ели.

Но осталось в небе только – апельсиновая долька. / месяц

Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт? / солнце

Заря-заряница, красная девица,

По лугам ходила, ключи обронила.

Брат встал. Ключи подобрал. / роса

- А вы приготовили загадки о неживой природе?

Предметы домашней утвари

Мой сердечный друг-приятель в чайном тресте председатель:

Всё семейство вечерком угощает он чайком.

Парень дюжий он и крепкий: без вреда глотает щепки.

Хоть и ростом невелик, а пыхтит как паровик. / самовар

Был на базаре, очутился на пожаре. / горшок в печи

Маленький, пузатенький, а весь дом бережёт. / замок

То назад, то вперёд ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе, продырявит море. / утюг

Весёлая и строгая ходит пол не трогая,

Кто ни выйдет, ни войдёт, руку ей всегда пожмёт. / дверь

Всегда шагаем мы вдвоём, похожие как братья.

Мы за обедом – под столом, а ночью под кроватью. / ботинки, туфли, сапоги

Весь день идёт Ерёмушка: ни сна ему, ни дрёмушки.

Шагам он точный счёт ведёт, а с места всё же не сойдёт. / часы

- А какие загадки вам известны о предметах домашнего обихода?

Загадки-шутки

- Кроме традиционных загадок, которые мы только что с вами загадывали и разгадывали, есть загадки-шутки. Они отличаются от всех других тем, что не подсказывают ответ, а заставляют логически думать. Они остроумны и требуют внимательности.

Может ли страус назвать себя птицей?/ нет, он не умеет говорить

Каких камней нет ни в одном море? / сухих

Когда мальчика называют женским именем? / когда он долго спит – Соня

На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? / на мокрое

Какой год продолжается всего один день? / Новый год

Во что гвоздь колотят? / в шляпку

Где вода столбом стоит, а не проливается? / в колодце

Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков – по мешку, а в каждом мешке – по коту. Сколько всего шло в Москву? / одна бабка: старики шли в другую сторону

- Справились с загадками, молодцы! А теперь отправляйтесь на следующую станцию.

Станция «Веселуха»

Пожалуйте , гости дорогие, пожалуйте!

Шутками-прибаутками да дразнилками нас побалуйте,

Да небылицей в лицах развеселите!

-Приветствуем вас на нашей станции «Веселуха»!

Шутки-прибаутки

- Детям в первые годы жизни мамы и няньки пели песенные прибаутки, маленькие сказочки в стихах. Со стуком, бряком едет Фома на курице, а Тимошка на кошке.Едут сено косить, сено коровам, а молоко ребятам.

- По-другому прибаутки назывались забавками или забавушками. Например:

Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок.

Котик шёл, шёл, три копеечки нашёл.

Никому не сказал, побежал на базар.

Купил рукавички, подарил сестричке –

Маленькой сестрёночке, серенькой кошоночке.

Кошка их не носит, перчаточки просит.

Идёт кисонька из кухни. У ней глазоньки припухли.

«О чём, кисонька, ты плачешь?» - «Как мне, кисоньке не плакать?

Повар пеночку слизал да на кисоньку сказал!»

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор,

У него лошадка гладка, у неё своя повадка:

Хвост у лошади крючком, ещё морда с пятачком.

Таракан воду возил, себе ногу увязил.

Таракан дрова рубил, себе ногу отрубил.

Коза выскочила, глаза выпучила.
Побежала на базар, рассказала всем козам.

Таракан пошёл гулять, стал из дому вылезать.

Костылёк сломился, таракан свалился.

Его посадили в тёплую печурку,

Он согнулся там в угу и не промолвил ни гу-гу.

Ой лю-ли, та-ра-ра! На горе стоит гора!

А на той горе – лужок, а на том лужку – дубок,

А на том дубку сидит ворон в красных сапогах,

Во зелёненьких серьгах!

Чёрный ворон на дубу, он играет во трубу;

Труба точеная, позолоченная.

Утром он в трубу трубит, к ночи сказки говорит.

Сбегаются зверьки ворона послушать, прянички покушать.

- А вы, ребята, не хотите вспомнить свои шутки-прибаутки? Пошутите друг над другом, позабавьте нас!

/ Шутки прибаутки детей /

Павушка летала, пёрышки роняла.

Кому эти пёрышки? – Родимому Вовушке.

На что ему пёрышки? – Шапочку пушить.

На что шапочка? – Дедушке дарить.

Дадим Вове кашки в красной чашке,

Хлеба краюшку, мёда кадушку,

Пышки, лепёшки, куриные ножки.

- Чух-чух дятел; дома ли Яков?

- Нет дома Якова, в город уехал.

Сам на лошадке, в новенькой шапке.

Жена на баране, в новом сарафане.

Дети на кошках в новых сапожках.

Дразнилки

- А вот ребята ссорятся, плохо играют. Их надо пожурить дразнилками.

Задира-кролик сел на столик и поехал на войну.

Дрался, дрался, напугался и кричит: «Домой хочу!»

Ябеда, корябеда, солёный огурец.

По полу валяется, никто его не ест.

Сергей-воробей, не гоняй голубей.

Голуби дерутся, над тобой смеются.

Сергей-воробей на коне катался,

На берёзу налетел, без штанов остался.

Соня-засоня, куколка-балетница,
Выбражуля-сплетница!

Петька-петух с курицей подрался,

Его курица лягнула, он расхохотался.

Михаил коров доил, котелочком брякал.

Его коровушка боднула, он пошёл заплакал.

Ленка-пенка, дай поленко, нечем печку растопить.

Витя-титя-карапуз, съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается, Витя отпирается:

«Это, бабушка, не я! Это рыжая свинья!»

Коля, Коля, Николай! Сиди дома, не гуляй!

К тебе девочки придут, поцелуют да уйдут.

Лиза-подлиза упала с карниза.

- Вова-корова, дай молока! Сколько стоит?

- Три пятака.

Молоко не берут, Вову за уши дерут.

- А теперь вы, ребята, подразните ябед, драчунов и жадин.

/ Дразнилки детей /

Небылицы

Рано утром, вечерком, поздно на рассвете

Баба ехала пешком в ситцевой карете.

А за нею во всю прыть, тихими шагами

Волк старался переплыть миску с пирогами.

Жив, здоров, лежу в больнице,

Сыт по горло – есть хочу,

Хоть корову проглочу.

Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Дубина выбегала с мальчиком в руках,

А за ним тулупчик с бабой на плечах.

Кнут схватил собаку парить мужика,

А мужик со страху бац под ворота.

Деревня закричала: «Мужики горят!»

Сарафаны в бабах на пожар спешат.

- Как вы думаете, что это такое?

- Да, это небылицы или как их ещё называют прибаутки-перевёртыши. Здесь всё перевёрнуто, всё наоборот: ушастая свинья свила гнездо на дубу, загорелось синее море, полетела рыба под небеса, а мужик осетра на печи поймал…

- Одним словом, это путаница, но в ней всё легко можно расставить по своим местам.

- Небылицы придуманы для веселья и смеха.

- Так давайте же, ребята, повеселите нас небылицей в лицах, небывальщиной, небывальщиной да неслыхальщиной!

/ Небылицы в исполнении детей /

Из-за леса, из-за гор ехал едушка Егор,

Он на пегой на телеге, на скрипучей лошади,

Топорищем подпоясан, сапоги нараспашку,

На босу ногу тулуп.

- Молодцы! Хорошо повеселили, позабавили нас! А теперь отправляйтесь на другую станцию.

СТАНЦИЯ «ПОТЕШНАЯ-ПЕСЕННАЯ»

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте,

Песнями да потешками нас побалуйте!

- Ребята, приветствуем вас на станции «Потешная-песенная»! Здесь мы с вами поговорим о русских народных песнях и потешках.

- Как вы думаете, о чём могли петь наши предки?

- А пели наши предки о том, что было для них самым важным.

- А что было важным для людей в древности? / урожай, погода, дети

- Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают? / колыбельные, песенки-пестушки, потешки, заклички, шуточные, плясовые, частушки

Колыбельные песни

- Впервые с песней человек встречается в самом раннем возрасте. Качая в колыбели ребёнка, мама поёт ему песенку, которая наполнена материнской любовью и лаской.

Гули. Гули, гуленьки, прилетели гуленьки.

Сели в изголовьице – спи-ка на здоровьице!

Стали гули ворковать, стал Ванюша засыпать.

Баю, баю, баю, бай, не ходи серый бабай,

Не ходи, серый бабай, нашу детку не пугай.

Наша детка будет спать, будет глазки закрывать.

Баю, баю, баюшок, в огороде петушок.

Песни громко поёт, Ване спать не даёт.

А ты, Ванечка, усни, крепкий сон к тебе приди.

Котя, котенька , коток, котя серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать, мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:

Дам кувшин молока да кусок пирога.

Уж ты ешь, не кроши, больше, котя, не проси.

- А вы, ребята, знаете колыбельные песни?

- Убаюкайте младенца, спойте ему колыбельную песенку.

Песенки-пестушки

- За пением колыбельных песен наступает черёд тешить ребёнка пестушками. Своё название пестушки получили от слова «пестовать» - нянчить, холить. Перепелёнывая дитя, мама поглаживает его тельце, вытягивает и расправляет ручки и ножки, приговаривая:

Потягунчики-порастягунчики, вдоль расти, поперёк толсти,

Ножки-ходульки, ручки-ладульки, роток-говорок.

 А в головушку дай, Господи, умок!

Потягунюшки, порастянюшки! Роток-говорунюшки,

Руки-хватунюшки, ноги-ходунюшки.

- А какие пестушки вы знаете?

Потешки

- Пестушка незаметно переходит в потешку-песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальцами, ручками, ножками, когда его кормят, одевают, умывают, водят его по лавке и припевают:

Чистая водичка умоет Саше личико,

Анечке ладошки, а пальчики - Антошке.

Умница, Катенька ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Коленька хороший, Коленька пригожий,

Пройди по дороженьке, топни, Коля, ноженькой.

Ай, скок, поскок, молодой груздок,

По водичку пошёл, молодичку нашёл,

Целовал, миловал да к себе прижимал.

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

- Большую часть потешек раньше использовали для игры с пальцами и руками малыша. В игре ребёнок учился координировать действия: хлопать в ладошки, при определённых словах класть на голову ручки, а затем махать ими, изображая полёт воробья:

Ладушки, ладушки, испечём оладушки.

На окно поставим, остывать заставим.

А остынут – поедим и воробышкам дадим.

Воробышки сели, оладушки съели,

Ш-ш-ш-шу полетели! На головку сели.

Сели-посидели и опять улетели.

- Ребята, а какие вы потешки знаете? Расскажите да повеселите нас.

Заклички

- А как называются такие песни?

Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную:

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

- Когда они могли исполняться?

- Весной, играя во дворе, на улице, дети приветствовали радостно своими песенками первый дождь, тёплое солнышко, первую радугу, звали птиц. Если была засуха – звали дождик, если долго лили дожди – звали солнышко, от слова «кликать» - звать.

Дождик, дождик! Припусти, дай горошку подрасти,

Дождик, дождик, пуще, травка будет гуще!

Весна! Весна красная! Приди, весна с радостью.

С радостью, с радостью, с великой милостью:

Уроди лён высокий, рожь, овёс хороший.

Солнышко, солнышко, выгляни на брёвнышко:

Дам тебе мёду целую колоду.

Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко-колоколнышко!

- Ребята, а вы какие заклички знаете? Позовите ими солнышко, дождик.

Колядки

-А это что за песни?

Коляда, коляда, приходила коляда в золотые вечера.

- Бабушка-старушка, дай пышку-лепёшку.

А не дашь пышку-лепёшку - вышиблю окошки!

Дай кусок пирога, а не дашь пирога – уведу корову за рога!

- Это было вечером под Новый год или под Рождество. Маленькие ребятишки да и подростки бегали с мешком по деревне, пели в честь хозяев дома и приплясывали. А в ответ хозяева выносили им что-нибудь поесть или давали деньги, на которые дети покупали сладости. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.

Как у дядюшки Ивана золотая борода, позолоченный усок,

Дай говядины кусок. А не дашь кусок – потянем за усок.

Бабушка, бабушка, открывай сундучок, подавай пятачок!

- Получая гостинец, дети бежали к следующему дому.

- А какие колядки вы знаете? Покалядуйте нам!

- Кроме этих песен есть масса других народных песен шуточных и весёлых, грустных и величальных. Какие песни вы хотели бы ещё исполнить?

Тень-тень, потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: «Всему лесу я краса!»

Похвалялся зайка: «Поди, догоняй-ка!»

Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.

Выпал беленький снежок, ехал Ванюшка-дружок.

Ехал Ваня, поспешал, с ворона коня упал.

Он упал, упал – лежит, никто к Ване не бежит…

Таня с Маней увидали – прямо к Ване подбегали.

Прямо к Ване подбегали да за обе руки брали.

Они брали, подымали, на коня его сажали,

В путь-дорогу снаряжали:

«Как поедешь ты, Иван, не зевай по сторонам!»

Жил я у пана первое лето, выжил я у пана белого барана.

Мой баран – по горам.

Жил я у пана другое лето, выжил я у пана серую утку.

Мой баран – по горам.

Моя утка – водомутка.

Жил я у пана третье лето, выжил я у пана чёрную курку.

Мой баран – по горам.

Моя утка – водомутка.

Моя курка – чернохолка.

По двору ходит. Цыплят водит;

Хохол раздымает, пана потешает.

Курочка-хохлатка – кудах-тах-тах!

- Справились с песнями, молодцы! А теперь отправляйтесь на следующую станцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

Малые жанры устного народного творчества

Урок литературного чтения по программе "Школа России"...

Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»Цели:1.Образовательные –  расширить представление учащихся о жанрах устного народного творч...

Малые жанры устного народного творчества

К уроку литературного чтения...