Малые жанры устного народного творчества
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 10. Малые жанры устного народного творчества. Загадки.
Цели урока: ознакомить детей с русскими народными загадками, пословицами, поговорками; отрабатывать навыки чтения, развивать речь учащихся; развивать логическое мышление, умение группировать слова и явления.
Оборудование: карточки с загадками; кроссворды на доске.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
Чтение потешеки прибауток нас. 20-21.
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока
- Объясните слова «потешки» и «диалог». (Потешки - потешать -развлекать, смешить. Диалог -разговор между двумя лицами, обмен репликами.)
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
- Как бы вы сказали, что такое загадка? (Это когда предмет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь.)
Загадки - это замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.
- Цель нашего урока - ознакомиться с загадками и посло
вицами из русского фольклора.
IV. Изучение нового материала
1. Чтение загадок на с. 24-25.
(Дети читают по очереди, остальные - отгадывают).
- Как вы думаете, могут ли быть к загадке «Без окон, без дверей полна горница людей» разные отгадки. Например, арбуз, огурец, тыква, подсолнух, кабачок, баклажан?
- Разбейте загадки по темам:
- животные;
- сад и огород;
- книга, письмо.
- Сейчас вы будете загадывать загадки, читая их на карточках. Ответы я запишу в кроссворды, тогда в выделенных
столбиках по вертикали мы прочитаем названия новых для нас жанров фольклора, и поговорим о них на сегодняшнем
уроке. Детям раздаются карточки с загадками. По ходу отгадывания они объясняют свои догадки. На доске - два кроссворда:
Загадки к кроссворду:
- Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.
- Днем спит, ночью летает, мышек хватает.
- Рассыпался горох на 77 дорог, он тает, никто его не подбирает.
- Без него плачется, а как появится, от него прячемся.
- Среди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла.
- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
- Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
- Всякому мальчику по чуланчику.
- Лежит.- молчит, пойдешь - заворчит, кто к хозяину идет, она знать дает.
- Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
- Кто зимой на окнах узоры рисует?
- Скатерть бела всю землю одела.
- Растет она вниз головой. Не летом растет, а зимой, но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.
- Я маковой росинкой упала на тропинку, остановила вас-закончила рассказ.
- Человечки черные, умные ученые. Друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят.
- Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.
- Избушка нова - жильца нет, жилец появится - изба развалится.
- Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.
Ответы: 1. Крапива. 2. Сова. 3. Град. 4. Дождь. 5. Корова. 6. Морковь. 7. Арбуз. 8. Перчатки. 9. Собака. 10. Петух. 11. Мороз. 12. Снег. 13. Сосулька. 14. Ягода. 15. Буквы. 16. Книга. 17. Яйцо. 18. Трактор.
Ключевые слова: Поговорка. Пословица.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение изучения нового материала
Чтение пословиц и поговорок в учебнике на с. 26-27.
- Когда так говорят? Приведите примеры из жизни.
- Так что же такое пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех - сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы речь не молвится», - говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Поговорка - это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно назвать другим словом, более простым, обиходным. Например, «стучать зубами» -замерзать, «заморить червячка» - перекусить, «за двумя зайцами погнался» - делаешь много дел сразу.
VII. Закрепление изученного материала
- Какие поговорки вы знаете? (Работать спустя рукава, толочь воду в ступе, лежать на печи и т. п.)
- Какие пословицы вам известны?
VIII. Итог урока
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что такое пословица?
- Что такое поговорка?
- Можно ли объединить несколько пословиц и поговорок в одну группу? По какому принципу? (По теме.)
Домашнее задание
- Ответить на вопросы на с. 25.
- Подобрать и записать в тетрадь еще по одной пословице в каждую группу, обозначенную в учебнике.
Подготовиться загадывать загадки своим товарищам, придумать небылицу, подобрать скороговорки и потешки, считалки и колыбельные еще незнакомые нам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.
Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»Цели:1.Образовательные – расширить представление учащихся о жанрах устного народного творч...

Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс
Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс...