Фольклорный праздник "Кузьминки"
методическая разработка (3 класс) на тему

Самохина Валентина Григорьевна

Данный материал поможет провести интересный и весёлый праздник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzminki.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

      Погребская  средняя  общеобразовательная  школа

фольклорный

  праздник

                                                                                Выполнила: учитель

                                                                                начальных  классов

                                                                                Самохина Валентина

                                                                                 Григорьевна

                         

Цель: духовно- нравственное воспитание детей, приобщение к глубинным истокам   русского народа.

Задачи:

  • Формирование интереса к русской национальной культуре;

  • Формирование интереса к праздникам православного календаря;

  • Приобщение молодого поколения к истории родного села, промыслам, укрепление любви к малой родине.

Предварительная работа

  • Знакомство с православными праздниками, со старинными русскими обрядами;

  • Разучивание русских народных песен, плясок, игр, забав, потешек, небылиц;

Оборудование: русские народные костюмы; предметы интерьера русской избы; утварь; прялка; лапти; самовар; народные музыкальные инструменты;  записи русской народной музыки.

Сценарий  праздника  Кузьминки

В празднично украшенной избе на лавках сидят девушки. Все в русских народных костюмах; на столе — угощение. Под музыку выходят ведущие.

Ведущая. 14 ноября издавна на Руси считался праздничным днем. Его именовали Кузьма-Демьян.

Ведущий. А еще в народе этот день называли Кузьминки.

Ведущая. В этот день и молодежь, и дети — все примечали, какой будет погода.

Ведущий. Немало народных примет было связано с этим днем.

Ведущая. Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

Ведущий. Если на Кузьму-Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозным.

Ведущий. Кузьминки повсюду слыли больше девичьим праздником. Что это значит? В некоторых местах существует по сей день обычай, по которому девушка-невеста считается в день Кузьмы и Демьяна первой хозяйкой всего дома. Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает.

Ведущий. Молодежь в эти дни не ограничивалась чаем и рукоделием. Все пели  и   плясали.

Звучит музыка; девушки, сидящие в избе, заняты рукоделием. Они поют.

1-я девушка. В  первый  раз  вышивала

                           Светел  месяц  со  лунами,

                           Светел  месяц  со  лунами,

                           Со  чистыми  звёздами.

                           

2-я девушка. Во второй раз вышивала

                          Красно  солнце  со лучами,

                          Красно  солнце  со  лучами,

                           Со  тёплыми  облаками.

                 

                     

3-я девушка. В третий раз вышивала

                           Чисто  поле  со  кустами,

                           Чисто  поле  со  кустами,

                           Со  рыскучими  зверями.

4-я девушка. В четвертый раз вышивала

                          Сине  море  со  волнами,

                          Сине  море  со  волнами,

                          Со  белыми  кораблями.

                          Середину  украшала

                          Светло – синими  цветами.

К светелке подходит группа юношей.

1-й юноша. Дома ли хозяйка?

2-й юноша. Можно ли войти?

1-я девушка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

1-й юноша. Веселья вам да радости!

2-я девушка. Уж давно вас поджидаем, праздника не начинаем!

3-я девушка. У нас для каждого есть местечко и доброе словечко!

1-й юноша. Эй, девчонки-хохотушки,

                     Запевайте-ка частушки!

Девушки поют частушки.

1 .Ставьте ушки на макушке,                

Слушайте внимательно –

Пропоём мы вам частушки

Очень замечательно!

2. Уж я топну ногой

Да притопну другой –

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши – ка ты со мной!

3. Дроби бей, дроби бей,

Под ногою воробей

Под другою – серый гусь,

А плясать-то не боюсь!

4.Пойду плясать

По соломушке-

Раздайся, народ,

По сторонушкам!

5.Эх, шире круг,

Рукавички  с  рук.

Моя правая нога

Захотела  трепака.

6.Ох, ёлочки!                                  

Ох, сосёночки!                            

Пошли плясать                                

Две сестрёночки!

7.Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую.

Ох, спасибо гармонисту

За игру весёлую!

Юноша. А не загадать ли красным девицам загадки?

Девушка. Загадайте, добры молодцы!

Девушки отгадывают загадки.

В огне не горит и в воде не тонет. (Лед.) 

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Метель.)

Чем больше я верчусь — тем больше я толстею. (Веретено.) 

Ведущая. Гости дорогие, а не хотите теперь конфеточек откушать да песенку послушать? (Исполняется русская народная песня «Было у матушки  12 дочерей»)

Было у матушки 12 дочерей,

Было у матушки 12 дочерей.

Ишь ты, подишь ты, 12 дочерей,

Ишь ты, подишь ты, 12 дочерей.

Марьюшка, Дарьюшка, Аннушка – душа,

Олюшка, Полюшка, Зинаидушка,

Ишь ты, подишь ты, Зинаидушка,

Ишь ты, подишь ты, Зинаидушка.

Лидушка, Ксенюшка, Иринушка – душа,

Зоюшка, Варварушка, Евдокиюшка,

Ишь ты, подишь ты, Евдокиюшка,

Ишь ты, подишь ты, Евдокиюшка.

Стала их матушка работе учить,

Стала их матушка работе учить,

Ишь ты, подишь ты, работе учить,

Ишь ты, подишь ты, работе учить.

Марьюшку, Дарьюшку, Анну вышивать,

Олюшку, Полюшку, Зинаиду прясть,

Ишь ты, подишь ты, Зинаиду прясть,

Ишь ты, подишь ты, Зинаиду прясть.

Лидушку, Ксюшеньку, Иринушку шить,

Зоюшку, Варварушку ладно щи варить.

Ишь ты, подишь ты, ладно щи варить,

Ишь ты, подишь ты, ладно щи варить.

А младшую Дунюшку «Барыню» плясать.

Ишь ты,  подишь  ты, «Барыню» плясать.

Ведущая. (Обращается к мальчикам.) Что-то вы засиделись, надо ножки поразмять.

Начинается песня-игра «Бояре». Мальчики и девочки берутся за руки, выстраиваются друг против друга. На первой строчке текста шеренга мальчиков шагает навстречу девочкам. На второй строчке — они пятятся назад. Следующий ответный куплет исполняют девочки. Действия те же. В конце каждой строчки притопывают ногой.

Мальчики. Бояре, а мы к вам пришли,

                      Молодые, а мы к вам пришли.

Девочки.    Бояре, а зачем пришли,

                     Молодые, а зачем пришли?

Мальчики. Бояре, мы невест выбирать,

                      Молодые, мы невест выбирать.

Девочки.     Бояре, покажите женихов,

                     Молодые, покажите женихов!

Мальчики. Бояре, да  вот мы женихи,

                      Молодые, да  вот мы женихи.

Девочки.     Бояре, покажите кушаки,

                     Молодые, покажите кушаки.

Мальчики. Бояре, да  вот наши кушаки,

                      Молодые,  да  вот наши кушаки.

Девочки.     Бояре, покажите сапоги,

                     Молодые, покажите сапоги.

Мальчики. Бояре, да вот наши сапоги,

                      Молодые, да вот наши сапоги.

Девочки.     Бояре, покажите колпаки,

                      Молодые, покажите колпаки.

Мальчики. Бояре, мы забыли колпаки,

                      Молодые, мы забыли колпаки.

Девочки.     Бояре,  выбирайте невест,

                      Молодые, выбирайте невест.

Мальчики. Бояре, у вас все хороши,

                      Молодые, у вас все хороши!

                     

                     

После этой сценки все садятся за накрытый стол и шутливо переговариваются.

  • Играть — не устать, не ушло бы дело!

  • С шуткой и смехом делать дело с успехом.

Девушки опять берутся за пряжу. Наперебой сыплют поговорками. Гости в долгу не остаются.

  • Поговорка цветочек, пословица — ягодка.
  • Золотое слово — вовремя сказанное.

Ведущий. Бубны, румбы, трещотки, ложки –

                     Кто хочет поиграть немножко?

                    Становитесь в  ряд! Выбирай  подряд!

                    Красиво, приятно, для  всех  занятно!

Раздаёт  детям  русские  народные  музыкальные  инструменты.  Звучит  песня «Эх,  полным-полна  коробушка.» Дети  подыгрывают.

 

                     

Ведущая. Ну, друзья и подружки,  поплясали, немного пошутили, пора и по домам!

 Мы  делились  новостями,

  Мы  старались  вас  развлечь,

  Мы  прощаемся  с  гостями,

  Говоря: «До  новых  встреч!»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов

Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...