Праздник «Прощай, Букварь!»
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Иванова Марина Алексеевна

Сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik._bukvarya_v_1_b.docx76.57 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник  «Прощай, Букварь

УчительВ жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Букваря.

      Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики  и повара.


1. Вот и настал День Букваря,
  Все желают счастливого дня.
 Я одеваюсь, портфель за плечо,
  Мама целует меня горячо.
  Вот я в школе за партой сижу, 
 Другу новость сейчас расскажу

2.Вдруг учительница входит в наш класс
  Весёлыми глазами смотрит на нас.
 Все буквы прошли мы от А и до Я,
 Настал счастливый наш день Букваря

3.Нам на праздник наш учитель

   Передал портфель, смотрите.

   А в портфеле том секрет

   И чего в нем только нет.

   В нем картинки и тетрадки,

   Где записаны загадки.

   Вы загадки отгадайте.

Загадки

1.Кто шагает с сумкой книг

  Утром, в школу… (ученик)

2 .В коридоре топот ног

    Кто зовет всех в класс… (звонок)

         3 .Долгожданный дан звонок

    Это кончился… (урок)

4. Буквы все от «А» до «Я»

   На страницах… (букваря).

Учитель: Праздник начался, а самого главного гостя, Букваря, нет. Давайте все вместе позовем его.

                           4.Мы доброе слово сказать букварю
                            Сегодня должны все, ребята.
                            Давайте же песню подарим ему,
                             Споём её вместе с друзьями.

Песня «Чему учат в школе».

Букварь: Я - Букварь. Учу читать.

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо

И сможешь ты тогда

Любую книгу прочитать

Без всякого труда.

          А в книгах этих есть про всё:

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет, тепло, и газ.

5. Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтёры,

Космонавты и актёры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы...

6. Все когда-то в первый раз

Приходили в первый класс.

Все за партами сидели

И глядели на Букварь.

Учитель:   И не просто глядели, а серьезно его изучали.

Но еще задолго до школы ваши родители знакомили вас с буквами, и в этом им помогала замечательная книга «Азбука». В ней нарисованы все буквы русского алфавита. Слово «Алфавит» происходит от названия первых букв греческого алфавита «альфа» и «бета» («вита»). Слово «Азбука» – это древнерусское слово, составленное из первых букв русского алфавита – «Аз» и «Буки». Таким образом, слова «алфавит» и «азбука» имеют одинаковое значение. Все буквы в славянском алфавите имели не только название, но и свое значение, свой смысл. Три первые буквы «аз»-«буки»-«веди» можно прочитать так: «Я - буквы - знаю».

Учитель:  Посмотрите на нашу первую выставку. На ней представлены только некоторые из созданных разными авторами «азбук». «Азбук» для малышей существует великое множество. Все они очень разные, интересные, веселые и занимательные . 

Букварь: Если все буквы встанут в ряд, что получится? (Алфавит) 

    Все.  Алфавит всем знать нам нужно,
             Мы его расскажем дружно.

Далее каждый ребенок читает одну строчку стихотворения, начальная буква строки соответствует букве, прикрепленной на груди.

 

Буква А.

 Аист вёз из магазина

 на своей коляске груз –

 ананасы, апельсины,

абрикосы и арбуз.

Букву «А» узнать легко,

Ноги ставит широко.

Буква Б.

 Бегемот разинул рот,

Булки просит бегемот.

Буква «Б» с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком!

 

 БУКВА «В»

Верблюжонок целый воз

В огород воды привёз.

В алфавите, в букваре

Третья – это буква «В».

С тонкой палочкой –

Две дужки,

Рядышком сидят подружки.

БУКВА «Г»

Гусь хозяин был хороший,

Чтобы вырастить горошек,

Принёс грабли и лопату

И откапывает грядку.

Вот перед нами буква «Г»

Стоит подобно кочерге.

БУКВА «Д»

Добрый дятел занят делом,

Ремонтирует дупло.

Дверь починит он умело,

Будет в домике тепло.

БУКВА «Е»

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью,

А под ними еле-еле

Разместились свиристели.

БУКВА «Ё»

Ёж под веткой старой ёлки

Чистит каждый день иголки,

И поэтому иголки

У ежа остры и колки.

БУКВА «Ж»

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж…

БУКВА «З»

Зайчишка знал лесной закон

И крепко запер дверь.

Большой замок повесил он,

Чтоб не забрался зверь.

БУКВА «И»

Из избушки не спеша

Вышла стайка индюшат.

Вёл индюк их по дорожке,

Чтоб они размяли ножки.

БУКВА «Й»

Ну-ка, лайки, лайте дружно,

Букву «й» запомнить нужно.

Эта буква непростая,

голос краток и сердит,

потому что запятая

на её плечах сидит.

БУКВА «К»

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

БУКВА «Л»

Алфавит продолжит наш

Буква «Л» - лесной шалаш.

Лев на мотоцикле мчится –

уходи и зверь, и птица!

БУКВА «М»

Мишка в улей влез, и вот –
С лапы каплет сладкий мед.
Я над ним смеяться начал:
«Медвежонок насвинячил!»
– Что за шутки! – тот ответил. –
Я – медведь!
Я – намедведил!

БУКВА «Н»

Носом к носу на дороге

Повстречались носороги.

Видно, узкая дорога

Для большого носорога.

БУКВА «О»

Ослик был сегодня зол,

Он узнал, что он - осёл.

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла –
Покатиться бы могла.

БУКВА «П»

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, не ленись –

Подойди и подтянись!

Попугай устроил бал

И гостей к себе позвал,

Вперевалку шёл со льдин

Его Величество пингвин.

БУКВА «Р»

Рано утром у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Сидя рядышком с дружком

Рак следит за поплавком.

БУКВА «С»

Слон на санках с горки мчится.

Торопись скорей уйти.

Сторонись и зверь, и птица,

А не то сметёт с пути!

БУКВА «Т»

Молоток стучит: «Тук-тук!»
Буква
Т – старый друг!
Телевизор тигр купил,
Самый лучший попросил.
– Я люблю, – сказал он строго, –
Чтоб полосок было много.

БУКВА «У»

У – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву
У.

Утёнка с рожденья учили купаться,

Умел он и плавать, умел и нырять,

И каждое утро он шёл умываться,

А днём на прогулке учился летать.

БУКВА «Ф»

Филин ухнул на опушке –

Разбежались все зверушки.

Ведь ему фонарь не нужен,

Чтоб найти полночный ужин!

БУКВА «Х»

Хоккейные клюшки стучат как хлопушки,

И шайба летит от ворот до ворот.

За ней хороводом проносятся хрюшки,

В команде «Хрю-Хрю» тренировка идёт.

БУКВА «Ц»

Цапля, стоя на крыльце,
Говорит про букву
 Ц:
– Подойди, цыпленок Цып!
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.

БУКВА «Ч»

Чебурашка с Чиполлино

Сладкий чай пьют у Мальвины.

Она сказки им читает

И черешней угощает.

БУКВА «Ш»

Шимпанзе – артист бывалый:

Шуток знает он немало,

И с шарманкою своей

Целый день смешит детей.

БУКВА «Щ»

Разбойница Щука

Жить рыбам мешала – ловила плотву,

Карасей обижала.

Но как-то однажды взяла и пропала…

Видать, на крючок рыболову попала.

БУКВА «Ъ»

Знак я очень твёрдый,

Оттого и гордый.

Буквы в слове разделяю,

Только жаль, меня теряют!

БУКВА «Ы»

Мы услыхали от совы,

Что нет слов на букву «ы».

И бедняжка буква «Ы»

Ходит с палочкой, увы.

БУКВА «Ь»

Буква «Р» перевернулась –

Мягким знаком обернулась.

Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.

 

Буква Э.

 Это Э –

С открытым ртом

И большущим языком.

Электричка как экспресс

Привезла туристов в лес.

Одних – ягоды собрать,

Других – просто погулять!

Буква Ю.

 

 Чтобы «О» не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

- Ой, смотрите, что случилось!

Получилась буква «Ю»!

Буква Я.

 

Якоря кругом сверкают –

Явно бравый капитан.

Яхтой ловко управляет,

Направляет в океан.

Букварь.  - Гласные!
- Здесь!
- Согласные!
- Здесь!
- Буквы, которые не имеют звуков!
- Здесь!

За ребят я очень рад!

Вижу – учатся всему –

счёту, грамоте, письму.

Хоть малы ещё на вид –

Знают русский алфавит.

Сколько букв в нём?

Дети

Тридцать три!

Учитель: «Азбуки» и «Буквари» одни из самых древних книг на земле На нашей второй выставке представлены разные издания «Букварей», по которым раньше учились дети. В жизни каждого человека был свой «Букварь» – ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились по нему читать. (слайд)

Учитель:   А знают ли алфавит ваши мамы и папы? Уважаемые родители, давайте вспомним с вами дружно алфавит, но расскажем его в обратном порядке. (слайд)

Песня «Если б не было школ»

Учитель:  Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами?

Инсценировка сказки Б. Заходера.

Автор:

Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

Дети: (хором)

Неизвестно!

Автор:

Интересно?

Дети: (хором)

Интересно!

Автор:

Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили, 
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за странного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!

Буква Я:

Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду, 
Быть желаю на виду!

Автор:

Говорят ей:

Буквы:

Встань на место!

Автор:

Отвечает:

Буква Я:

Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы в сравнении со мною - 
Недоразумение! Недоразумение - 
Не более, не менее!

Автор:

Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.

Буква Ф:

Фу - ты, ну - ты!

Автор:

Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.

Буква С:

"Срам!"

Автор:

Сердито ЭС сказала!

Все кричат:

Буквы: (хором)

- Воображала!

Автор:

Проворчала П:

Буква П:

"Попробуй, потолкуй с такой особой!"

Автор:

Я затопала ногами:

Буква Я:

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!

Автор:

Буквы тут переглянулись, 
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы:

Хорошо, идем на спор!

Буква А:

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, - 
Правда, стало быть, твоя!

Буква Я:

Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!

Автор:

Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела...
Написать она сумела только
Я Я Я Я Я Я Я!

Автор:

Как зальется буква ХА:

Буква Х:

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха-ха!

Буква О:

О от смеха покатилась!

Буква А:

А  за голову схватилась!

Буква Б:

Б  схватилась за живот...

Автор:

Буква Я сперва крепилась,
А потом - как заревёт!

Буква Я:

Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!

Автор:

 "Что ж", - решил весь алфавит, -

Буква А:

Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Буквы: (хором)

Чтобы все от А до Я -
Жили как одна семья!

 

 1.Ещё прадедовской порой
Стали буквы в четкий строй,
Да не простой,
Был он прозван Алфавит,
И повсюду знаменит.

 

          2. Ты эти буквы заучи.

Их три десятка с лишком.

А для тебя они - ключи

Ко всем хорошим книжкам.

 

3.Прочтёшь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах.

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

 

Все.Тебе чудесные края

Откроет путь от «А» до «Я»!

Песня

Дети садятся

 

Физминутка

 Учитель:А сейчас давайте проведём физминутку. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимете руки вверх, если услышите согласный – хлопаете в ладоши. Готовы?

утюг                         стол                             книга                        

апельсин                 окно                             школа

лошадь                   карандаш                     ослик    

игра                        доска                            жук

доска                      яма (ловушка)              эхо

 «Частушки»

1.Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит.

 

2.Разбудите меня ночью,

В самой серединочке –

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки.

 

3.Буквы гласные мы любим,

И все больше с каждым днем

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поем!

 

4.Тыщу слов в минуту нынче,

Как машина я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом «проглочу!»

 

5.Почему у малышей

Мокрые реснички

Потому что в Букваре

Кончились странички

 

6.Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали

А теперь читаем сами,

Подружились сказки  с нами.

Все.Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо, ли

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Учитель:Ну-ка, буквы, выходите:

         а, я, о, в, с, н, к.

         А вы попробуйте – сложите слово.

 

       А теперь посмотрим и послушаем диалог двух друзей! Встретились два друга – Саша и Матвей.

 

 

Сценка «Овсянка»

1.А у меня дома овсянка!

2.Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

  1.Как я люблю овсянку!

2.И я люблю!

1.Она жёлтая, красивая такая!

2.И вкусная. Особенно с молоком!

1.Как это - вкусная?

2.Да так! А ещё хороша с маслом и сахаром!

1.Да ты про что говоришь?

2.Как это - про что? Про овсянку! А ты про что?

1.И я про овсянку!

2.Ты про какую овсянку?

1.Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

2.Каша песни пела?

1.Какая каша? Не каша, а птица! Птица ов – сян – ка. Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне – мою овсянку слушать!

2.Айда! А потом ко мне - мою овсянку кушать!

 

Учит. -Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами вы встречались на страницах Букваря?  (коса, ручка, ножка, замок)

- Ребята узнайте, кто спешит к нам в гости из цветочного города?

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …

(Входит Незнайка)

Незнайка:  Привет! Я очень спешил к вам на праздник, потому что тоже   выучил все буквы. Я даже стихи писать научился. Вот послушайте:

                Тает снег. Течёт ручей

                На ветвях полно врачей.

Учитель:   Кого полно на ветвях? Ребята, какое должно быть здесь слово?

                

Незнайка:        Ну подумаешь! Разочек ошибся. Слушайте дальше.

        

                Синеет море перед нами

                Летают майки над волнами.

Незнайка: Ну ладно, тогда другое почитаю. Вчера выучил.

Говорят один рыбак

В речке выловил башмак

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Незнайка: Ну понял, понял. Слушайте, теперь уж не ошибусь.

Врач напомнил дяде Мите:

Не забудьте об одном

Обязательно примите

10 цапель перед сном.

Незнайка:   Нет, не получается. Придётся мне ещё учиться. Пока!

Учитель:  Бабушка девочку очень любила.

                Шапочку красную ей подарила.

                  Девочка имя забыла своё

        А ну, подскажите имя её   ( Красная Шапочка)

Красная Шапочка: Я к вам в гости пришла и гостинец принесла. Гостинец-то непростой, под стать сегодняшнему празднику: это буквы. Но у меня в корзине рассыпались. Помогите собрать из них слова.(Буквы раздаются детям, а они выстраиваются в слово)

        ВЫБКУ   (БУКВЫ)

       КНИУЧЕ (УЧЕНИК)

        УСГОБЛ (ГЛОБУС)

        КОШЛА (ШКОЛА)

Кр. Шап. Спасибо, дорогие первоклассники.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ,

Но когда с умом, толково

Их поставить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят!

              Кто захочет сам читать
             Станет буквы изучать,
             А от этого порога – 
             К знаниям ведет дорога…

          Учитель:Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово «первоклассники». Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте вместе с мамами. У кого получится самой длинное слово? (киви, класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск, квас, пони)

Дети снова выстраиваются

7.   Мы букварь                          
Прочли,                                                                                        
Полный курс наук 
Прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!

8.   В самом деле?
9.    Нет вопросов!
       Михалков, Маршак и Носов,
10.  Заходер, Барто, Чуковский,
11.   Хармс, Бианки и Житков,
12.    Паустовский, Маяковский,
13.    Горький, Пришвин и Сладков,
14.   Лев Кассиль и Лев Толстой,
15.   Пушкин, Лермонтов...
16.   Постой,
       Перечислить всех нельзя –
       ВСЕ ТЕПЕРЬ НАШИ ДРУЗЬЯ!

 Учитель зачитывает свидетельство 1 «А »
17.   Как хорошо уметь читать!
       Не надо к маме приставать,
       Не надо бабушке трясти:
      «Прочти, пожалуйста! Прочти!»
      Не надо умолять сестрицу:
    «Ну, почитай еще страницу!»
       Не надо звать, не надо ждать,
       А можно взять и почитать!

 18.   Из года в год, из века в век
         Работал много человек,
         Писались сказки, их не счесть
         И я их всех смогу прочесть.

 19.   Теперь я сам смогу прочесть
          Какие реки в мире есть,
          Какие в мире чудеса,
         Что неизведанно пока.

 20.   Из книги я узнать смогу,
         Как жили люди в старину,
         Кто и когда указ издал
         И город наш обосновал.

  22.   А хочешь ты узнать о бегемотах,
            Слонах, ужах и о болотах
            И о синичке, и о пчёлке.
            Возьми об этом книгу с полки.
            Тебе не надо никого
            Теперь просить прочесть её.

   23.   Нас научил читать букварь,
           В нем много нового узнали
           И на его страницах мы
          Друзей хороших повстречали.

 

(За сценой организуют громкий плач) Выходит ученица:

 

Учитель: Что такое? Что случилось?
                  Почему так огорчилась?
 

Ученица: Жалко с букварем прощаться.
                На второй год хочу остаться
                С ним было так чудесно!
                С ним очень интересно!

 

Букварь: Но дальше будет ещё интереснее!
                  Вы познакомитесь с баснями и песнями.
                  Меня вам заменит “Литературное чтение”
                  И библиотека откроет вам двери,
                  И самые лучшие книги доверит
                  Гляди веселее и слезы утри,
                 Вас столько чудесного ждет впереди.

Ученица   Раз так, то и я с букварем попрощаюсь.
                   И вместе со всеми, сейчас улыбаясь,
                   Скажем очень громко “Прощай, наш Букварь!”
                   Хотя расставаться с тобою нам жаль.

 

 Учитель Ты, Букварь наш, отдохни.
                  Ты на полке полежи.
                  В школу в сентябре опять 
                   Первоклассники придут.
                   И страницами твоими 
                   В царство грамоты войдут.

 

Исполнение песни «Прощай, букварь»

            Букварь уходит

 Учитель: Мы попрощались сегодня с Букварем. А на память об этом празднике пусть у вас в домашних библиотеках появятся эти замечательные книги. Надеюсь, они вам понравятся, а с книжками вы будете обращаться бережно и аккуратно и мы не услышим от них таких жалоб:

Cтихотворение «Книжкины жалобы»:        (читает ученица 5 класса)

Я – книга, я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной...
Мой чистый вид всегда приятен –
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Не забывай меня в саду –
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в обложку  оберни! 
Где взял меня – туда верни!
Запомни – я твой лучший друг, 
Но только не для грязных рук.

Вручение книг на память

(Песня “Как сегодня радуются дети” мотив “Бременские музыканты”)

Как сегодня радуются дети -
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Букварю мы “До свиданья!”
И рукой помашем на прощанье.
Трудно было нам с тобой вначале,
Мы пол  года буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету.
Двадцать первого столетья дети, 
Мы освоим сайты в Интернете.

http://vneklassa.narod.ru/kartinki/kartinki_02/svidetelstvo_1_big.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник «Прощай, Букварь!»

Это полностью разработанный сценарий праздника....

Сценарий праздника "Прощай, Букварь!"

Сценарий празника "Прощай Букварь!"...

сценарий праздника "Прощай, Букварь" 1 класс

После изучения курса "Обучение грамоте" в классе прошёл праздник "Прощай, Букварь". Предлагаю свой сценарий этого мероприятия. Надеюсь он вам понравиться и вы найдёте для себя что-то новое. Мелодии к ...

ПРАЗДНИК «ПРОЩАЙ, БУКВАРЬ!»

Праздник проводится в конце знакомства с буквами азбуки....

Праздник «Прощай, БУКВАРЬ!»

Праздник "Прощай, Букварь!" Ученики рассказывают стихи, поют песни, огадывают загади и ребусы....

Праздник "Прощай, Букварь !"

Праздник  посвящён окончанию изучения "Букваря". Проводится для учащихся 1 класса....

Праздник "Прощай букварь".

Полный план мероприятия включающий в себя стихи, песни и т.д....