Сохраним народные традиции.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Методическая разработка внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meropriyatiya.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Шиловичская ОШ
Духовщинский район
Смоленская область
Муниципальный конкурс
Номинация: «Методическая разработка мероприятия для учащихся школ».
Проект.
Подготовила: учитель начальных классов
Мелентьева Зоя Николаевна.
2017 год.
Общешкольное мероприятие.
«Вот моя деревня».
Форма проведения: Экскурс по страницам истории малой родины.
Возрастная группа, на которую рассчитано мероприятие: 6+
Учитель: Мелентьева Зоя Николаевна.
Цель: создание условий для воспитания духовно - нравственного, гражданского и патриотического сознания обучающихся посредством традиционной народной культуры.
Задачи: 1)формирование у учащихся осознанного отношения к истории, природе, традициям и культуре родного края; формирование активной позиции учащихся к сохранению историко-культурного и природного наследия родного края, уважению к традициям, быту и укладу жизни прошлых поколений;
2) развитие познавательного интереса у учащихся к историко-культурному и природному наследию родного края;
3)воспитание гордости за свою малую Родину.
Оборудование: плакаты, компьютер, проектор, экран, фотографии, деревенская утварь.
Ход мероприятия.
Культура человека – в нем самом:
В его душе и в сердце многогранном,
Идти по жизни надо нам с добром,
Быть Человеком в мире православном…
(Музыка - русские народные песни. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Выходят Хозяин и Хозяйка с хлебом-солью.
Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин. Веселья вам да радости!
Хозяйка. Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяин. У нас для каждого найдётся и местечко и словечко!
Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому- сказку, кому- правду, кому- песенку.
Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли всё видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Учитель. Гостям- то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин. В тесноте - не в обиде.
(Хозяева усаживаются.)
Учитель. Вот и хорошо! Дорогие ребята, гости. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы подвести итог огромной работы, которые проделали ученики нашей школы. Каждый из вас, ребята, внёс свою лепту. С задором и увлечением собирали по крохам всё, что касается нашего села. Искали, читали, встречались со старейшими жителями. Ну что, давайте вместе посмотрим, что же у нас получилось.
(Демонстрация на компьютере фотографий с видами д. Шиловичи во время рассказа. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Учитель. В 28 километрах от районного центра, города Духовщины расположено село Шиловичи. Посмотрите, пожалуйста, сюда - это дорога, а по правую сторону визитная карточка нашего села - вековые дубы.
И вот мы уже на территории села.
Панкова Анна: (тихо звучит музыка ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Мой край.
Как мне дорог мой край
Гладь озёр голубых.
Как мне дорог мой край
Шум дубрав вековых.
Не один век подряд
Средь высоких лесов,
На горах, на холмах
Притаилось село.
Здесь гуляет народ,
Пашет, сеет зерно…
Нет на свете милей,
Чем родное село.
Вьюги воют вокруг,
Поднимают снега.
Нет прекрасней красот,
Чем родные места.
Невозвратно идут
За годами года.
Где бы ни был я-
Всё ж тянет снова сюда.
Мелентьев И.А.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Казаков Никита: Шиловичи! Старинное русское село! Да, старинное! Потому как сохранились церковные документы, свидетельствующие, что уже в 17 веке село наше существовало. Об этом говорит надпись, сделанная на одном очень древнем кресте, который хранился в бывшей церкви села Шиловичи. Бывшей церкви. Вот на этом месте хочется остановиться поподробнее.
В 1802 году в Шиловичах от неосторожного обращение с огнём, случился большой пожар, истребивший почти всё село. В числе сгоревших домов был и дом местного священника, Андрея Ширяева, вместе с домом сгорел и весь церковные архив, хранившийся у священника дома. Так что в настоящее время церковные документы села Шиловичи имеются только с 1803 г.
Но! Во время пожара храм не пострадал. И на кресте в храме сохранилась надпись, что в 1685 году усердием полковника Семёна Корсакова был построен деревянный храм во имя святой мученицы Параскевы. Существовал он 90 лет до 1775г.
Панкова Анна: Местное народное предание говорит, что этот храм в селе не первый. Предание даже указывает приблизительное место, где стоял этот храм. Находился он в районе домов Куренковых и Поповых. Там же жили священники и были их усадьбы. Вот откуда пошло название Поповщина, сохранившееся до сих пор. (Где Поповщина вы знаете; от Куренковых до Павлюченкова).
Затем был построен ещё один храм ротмистром Кашталинским, разрушенный уже в наше время. Некоторые из жителей его помнят, как красив был храм!
(Демонстрация рисунка. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
Посмотрите, пожалуйста. Этот рисунок создавался по воспоминаниям старейших жителей нашего села и по архивным документам. Он почти подлинно передаёт первоначальный вид храма. Даже от одного взгляда захватывает дух. Не хватает слов для описания такой красоты. Только видеть и смотреть.
А вот как на самом деле выглядела наша церковь. Эту фотографию нам любезно предоставил Кулагин.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Внутреннее убранство храма не оставит равнодушным никого.
Иконостасы (иконостас- дощатая стена, украшенная святыми иконами, а иконы- это изображение или образ святого. Иконостас закрывает алтарь. Алтарь-это главная часть христианского храма.) с карнизами и резьбою, позолоченные червонным золотом. Иконы иконостасовы – все византийской живописей. Иконы в храме заслуживали внимания по своей ценности. Всех икон в серебряных и чисто позлащенных ризах в храме было 15 штук. Церковная утварь (потири, святые дискоси, звездицы, тарелки, кресты, кадила, плащеница) была золочёная либо серебряная, обложенная стразами. Вся церковная утварь представляла собою значительную художественную ценность. В церкви была большая библиотека. Около 200 книг. Было Еванглие, датированное 1685 годом. По меркам тех времён это очень много.
Хочется отметить и церковный причт (состав церковных служащих).
До 1798 года причт церкви села Шиловичи был однокомплектный и состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря.
В1798 году при церкви открыта вторая священническая вакансия и две псаломщических.
По штату, Высочайше утверждённому в1847 году, в селе Шиловичи было положено: два священника, диакон, дьячок и пономарь.
При церкви имелось 12 полных священнических и диаконских облачений.
Всех кладбищ-5. Из них: 2 при церкви в селе Шиловичи, 1-в Эханово, 1-в Ренто, 1-в Фрольцово.
Вокруг церкви было 2 канавы, между нами – земляной вал, усаженный ельником. Теперь церкви нет.
1812 год французы сожгли село, но храм не тронули.
1941 год. Великая Отечественная война. Огненной стрелой прошлись немцы по селу, а храм не тронули. Даже враги не подняли руку на святое из святых. Мы - уничтожили его безжалостно, со злобой и ненавистью. И ничего о нем не напоминает. Разве что кладбище, которое находилось рядом с церковью. Здесь спят вечным сном наши предки, славные жители славного села.
Савина Виолетта (в старинном сарафане): (тихо звучит колокольный звон, полумрак, горит свеча) ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Церковь.
Звон колокольни старой церкви - смолк давно.
Сатрапы церковь разорили.
Кому мешали образа на белых стенах?
Они ж воистину творили чудеса:
В них верили и с ними жили.
Кому мешал сиявший златом крест,
Народом к небу возведённый?
Пред ним народ непокорённый
Молился молча все века.
Песнь колокольни на рассвете
Будила древнее село.
Здесь жил народ, смеялись дети…
Всё вмиг бурьяном заросло.
Великолепье вековое
Разрушил варваров указ.
Стоная, падал крест злачоный,
Горели молча образа…
Лишь у одной седой старушки
Катилась горькая слеза.
Она молилась, глядя в небо,
Прося у Господа одно:
Чтоб он простил-
Тех, кто глумился.
Она молилась за село.
Мелентьев И.А.
(громко звучит колокольный звон, горят свечи на фоне фотографий деревни)
Тугарина Надежда: Во времена существования церкви священники села Шиловичи были люди добрые, умные, простые, энергичные и трудолюбивые. Об этом особенно отмечено в церковных книгах патриархами Смоленскими. Священники не везде были такими, а вот верующим нашего села повезло.
Один из священников Федор Назаревский имел полное богословское образование. Служил в Шиловичской церкви с 1839 по 1841 год. И в 1841-по указу царя был призван на военную службу. А1858 г. священником был Михаил Тимофеевич Кулагин – отец известного всему миру
Н. М. Кулагина, крупнейшего зоолога и общественного деятеля. (Демонстрация энциклопедии.)
Савина Виолетта: (клип о КулагинеН.М. ПРИЛОЖЕНИЕ 7.1)
Родился Николай Михайлович Кулагин 7 января 1860 года в селе Шиловичи ныне Духовщинского района Смоленской области в семье священника. Окончив в июле 1880 года духовную семинарию и не захотев идти по стопам отца, он сдал экзамены на аттестат зрелости при Смоленской классической гимназии. В этом же году поступил на естественное отделение физико- математического факультета Московского университета.
В течение 1889-1894 годов Н. М. Кулагин занимал должность хранителя Зоологического музея и одновременно возглавлял крупнейший в стране Московский зоологический сад.
Интересны работы учёного в таких важных отраслях сельскохозяйственной зоологии, как рыболовство, птицеводство и овцеводство.
Н.М. Кулагин вёл большую общественную работу.
Научно-педагогическая и общественная деятельность Николая Михайловича была достойно оценена. Ещё в 1913году он был избран членом- корреспондентом Академии наук. В1932году учёному присвоено звание заслуженного деятеля науки. В 1939году Н.М. Кулагина награждают орденом Трудового Красного Знамени.
Мы гордимся тем, что родились на одной земле с таким замечательным человеком.
Корнеев Илья: В метрической книге за 1803 год записано, что в состав входило 33 селения, такие как: Дмитровка, Углянка, Селище, Сельцо, Ходобужа, Эханово, Павловщина, Петрово, Сороки, Юрченки, Братовицы, Клишено и другие.В них было 275 дворов (по 8-9 дворов в селе) с населением в 2923 человека, это 10-11 человек в семье.
Следует сказать, что жители села Шиловичи отличались трудоспособностью, веселым нравом и гостеприимством. Главным занятием было земледелие и скотоводство, (а в зимнее время - извоз).
Частыми были ярмарки. Проводились они в прекраснейшем панском имении Кашталинского. Находки того здания до сих пор вызывают у нас восторг. (Демонстрация находок).
Панкова Анна: В имени пана Кашталинского был несравненной красоты парк (вот его остатки), с липовыми аллеями, с зарослями акаций. И вековые дубы. Часто гуляя по парку, мы задаёмся вопросом: «Сколько тебе лет, дедушка дуб?»
Рядом с парком находится нами всеми любимое озеро. Сколько поколений оно пережило. Был, говорят, через озеро построен мост. По нему любили кататься зимой на санях. На нём, наверное, парни и девушки, лунной ночью признавались друг другу в любви. Чиста и прозрачна вода в озере. И в жару остудит и рыбкой полакомит.
Гремели ярмарки. Усталые от веселья, бежали сельчане напиться святой водицы из святого колодца под названием «Николушка». Многие по сей день помнят, и знают вкус этой водицы…
Учитель.
Да, здесь жили люди. Растили хлеб, отбивали косы, играли свадьбы. И неистово любили свое село, свою природу…
А сейчас я вам хочу рассказать о некоторых событиях из жизни прихожан церкви.
Годы 1822 и 1867 - время испытаний для жителей села Шиловичи.
В эти годы был неурожай, все погибло. Страшный голод постиг наших предков. Ели желуди, липовый лист, дятлину, древесную кору! Много людей умерло, но многие выстояли.
Вот случай, описанный в «Исторических данных Смоленской епархии».
8 июля 1840 года - церковный праздник- Казанской Божьей Матери. Крестьянин деревни Дмитровка Гавриил Григорьев поссорился со своим отцом и матерью. Ругался всякими словами, хлопнул дверью и ушел. Старик проклял сына. В тот день погода стояла хорошая. Семья Гавриила вышла сушить сено. Вдруг всё небо заволокло тучами, грянул гром. Гавриил упал на землю и потерял сознание. Когда очнулся, не мог сказать и слова. Он онемел. 10 лет был немым Гавриил. Отец его умер. И однажды Гавриилу приснился сон, что он должен поставить свечку за упокой своего отца и попросить прощения. Гавриил так и сделал. Чудо свершилось, он вновь заговорил.
А вот ещё случай. В 1859 году в день Святой Троицы – тоже церковный праздник- прошёл сильный дождь с градом. И шёл он только над двумя деревнями: Сельцом и Дмитровкой. Все посевы были смыты, весь урожай погиб. Как выяснилось позже; люди в этих деревнях стали плохо относиться друг к другу, перестали уважать родителей и старших. Вот Боженька и послал им предупреждение.
Панкова Анна: Жизнь продолжалась. Люди по прежнему влюблялись, рожали, растили детей, трудились.
Были в Шиловичской волости: молочная лавка, казенная винная лавка, мельница, кузница, а также земская школа и школа грамоты. В1880 году – прихожане открыли новую школу на свои средства. Учителя получали оклад 100 рублей в год.
Село наше жило и развивалось. Сейчас в селе проживает 113 человек: Шиловичи- 94, Углянка-2, Дмитровка-2, Селище-1, Вышгора-14.
Как видите сами: деревня наша постепенно умирает. Но всё равно мы её любим, преклоняемся перед ней. И куда бы судьба ни занесла нас, мы всегда с нежностью будем вспоминать Шиловичи. И по возможности снова и снова возвращаться сюда.
(Песня о деревне. ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
Учитель. Я думаю, дорогие друзья, что каждый из нас узнал что-то новое о своём селе, о своих предках. И как уже говорилось впереди: люди нашего села любили хорошо потрудиться, а также хорошо повеселиться.
Хозяйка. Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?
(Угощает всех конфетами)
Учитель. Жили-были дед да баба
Была у них курочка ряба
Снесла курочка яичко,
Не простое - золотое.
(Инсценировка сказки О. Высотской «Золотое яичко»)
Баба. Эй, старик, проснись скорей!
Дед. Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба. Да смотри, что я нашла:
Наша курочка- пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед. Ну снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба. Да яйцо - то не простое
А, гляди-ка золотое.
Дед. Золотое? В самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба. Погляди, горит как жар.
Дед. Не случился бы пожар!
Баба. Ох, горит, слепит глаза!
Дед. Чудеса!
Баба. Чудеса!
Дед. Ты в сундук запри его.
( Раздаётся стук в дверь!)
Баба. Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
. Ненароком принесло.
Дед. Ты пойди, запри засов,
Да пустить бы надо псов.
Баба. (Возвращаясь.)
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочек голую.
До краев набью сундук!
Дед. Что ты мелишь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я поострю в место хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба. Наказанье с глупым мужем!
Что ты старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти, за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед. Пусть смеются, мне не жалко!
Баба. Да уймись ты, не кричи
Вон упала на пол скалка
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед. Я хозяин или нет?!
( яйцо падает, разбивается)
Баба. Ох, яичко покатилось
Покатилось и разбилось
И скорлупки не осталось
Все куда-то подевалось!
Дед. Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда
Будем жить, как прежде жили,
И работать как всегда.
Баба. И шубёнку справить можно
И подправить можно дом.
Дед. Только то, видать, надежно.
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!
Баба. Эй, сосед! Забывать друзей не след
Заходите на часок
У меня хорош квасок,
И варенье, и соленья.
Дед и баба.(вместе.) Заходите без стесненья.
Учитель. Ну что? Зайдём в гости к бабе с дедом, заодно и избу посмотрим.
Своему жилищу наши предки придавали большое значение. «Без Троицы дом не строится», - говорили наши предки.
При переезде в новый дом огонь переносили из старого очага. На новоселье было застолье. Гости приходили не с пустыми руками. Первым гостем должен стать кто-то домовитый, хозяйственный, ни в коем случае не горе-хозяин.
В русском жилище была добрая Государыня- печь, как ласково её называли. В ней готовили пищу, она обогревала холодными зимними, вечерами. Печь была, да и сейчас есть, любимым местом в доме.
Тугарина Надя. (Презентация. ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
Учитель. Вся посуда стояла на полках «воронцах». (Демонстрируется старинная посуда).
Посуда на столе была, в основном, из глины. Это и миски, и горшки разных форм. Молоко хранилось в глиняных горлачах.
Для приготовления пищи использовали чугунки различной величины. Ели деревянными ложками, которые сами и делали.
Изба освещалась лучиной, закреплённой на деревянном светце. Под ним поддон с водой, чтобы избежать пожара.
(Демонстрируется процесс освещения лучиной).
В богатых домах жгли свечи. Позднее дома освещались керосиновой лампой. ( Демонстрируется процесс освещения дома лампой).
Осипенко Полина. (Презентация. ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
Под Божницей (место для икон) в переднем углу избы стоял стоя (« Божья ладонь»- нельзя стучать кулаком по столу.)
Учитель .Одежде уделялось большое внимание. Одежда и девичье приданое хранилось в сундуке.
(Демонстрируется старинная одежда, сундук)
Любимым цветом наших предков был красный, и рубахи мужчин, и платья женщин пылали, как красные маки.
Для изготовления одежды наши предки использовали различные материалы. Для производства тканей использовали шерсть, коноплю, лён и даже крапиву.
Для наших предков ни какая рубаха не могла сравниться с льняной: зимой льняная ткань хорошо согревает, летом- охлаждает. А знатоки народной медицины говорят, что льняная одежда охраняет человеческое здоровье.
Панкова Анна. (Презентация. ПРИЛОЖЕНИЕ 11)
Учитель. Гладили одежду вот такой рубихой и вот таким угольным утюгом. (Демонстрация процесса глажки одежды).
Во все времена наши предки охотно обувались в лапти. Плели их из лыка (кора липы),бересты (кора берёзы).Лапти были доступны всем, стоили дёшево и были очень лёгкими. Но лапти имели один серьёзный недостаток - небольшой срок службы.
Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели- за 4 дня, летом, во время уборки урожая- и вовсе за 3 дня.
Собираясь в дальнюю дорогу, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти – пять пар лаптей сплести»-гласит пословица.
Корнеев Илья. С давних времён русский народ называли гостеприимным и хлебосольным.
Хлеб и соль очень ценились нашими предками.
Хлеб всегда считался богатством Руси. Роль его в жизни людей была очень велика. В неурожайные годы в стране начинался голод, не смотря на достаток животной пищи.
Процесс выпечки хлеба был труден и сложен, поэтому пекли хлеб один или два раза в неделю.
Соль ценили « на вес золота». Солонку ставили на стол, что бы каждый мог посолить еду по вкусу. Если же в дом входил незваный гость, ему солонку не предлагали. Так он и уходил «несоло хлебавши».
(Далее все рассматривают имеющуюся утварь( прялка, самопрялка, ухват,коромысло и т.д.,пробуют: перенести чугун ухватом, ведра на коромысле ).
Учитель: Да уж! Любили и любят наши односельчане и байку, и сказку порассказать, и хороводы поводить.
Панкова Анна. Хоровод- это плавные круговые движения, изображающие ход солнца- Хороса.
Руководила хороводом ведущая или хороводница. Она вела хоровод и обучала хороводить. В хороводе шли змейкой, кругами, «гуськом» и т. д.
Учитель: Сегодня главной хороводницей будет Анна.
Хоровод.
У Петровых у ворот
Вьётся, вьётся хоровод,
Вьётся, вьётся хоровод,
Собирается народ.
Из избы Пётр выходил
Ребятишек выводил,-
Уж как ждать - пождать,
У ворот постоять,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Савина Виолетта. Хоровод поводили, пора вспомнить об играх.
Ребята, какие наши любимые игры весной и осенью? Конечно же: лапта, высекала, перетягивание каната, «Гуси-лебеди», «Медведь во бору», «Жмурки», «Прятки», «Колечко» и многие другие. И все эти игры пришли к нам от наших бабушек и дедушек.
Сегодня мы вам покажем игру, в которую они играли долгими зимними вечерами. Называется она «Курилка».
Играющие садятся рядком, зажигают тонкую лучину и когда она разгорается, тушат. Пока огонь тлеет, передают лучину из рук в руки до той поры, пока она не перестанет куриться. Тот, у кого она погаснет, должен отдать фант. (В конце игры остаётся один, он и даёт задания). Пока лучину передают, поют:
Жил- был Курилка,
Жил- был Душилка.
Уж у Курилки.
Уж у Душилки
Ножки маленьки
Душа коротенька.
Не умри, Курилка,
Не умри, Душилка!
Уж у Курилки
Уж у Душилки
Ножки маленьки,
Душа коротенька.
Жив, жив Курилка
Жив, жив Душилка!
Учитель. Так жили, не тужили наши бабушки и дедушки.
Молодёжь вечерами хороводы водила, песни пела, в игры играла.
Постарше люди собирались на посиделки; кто, чем занимался: разговоры вели, пряжу пряли, вязали, вышивали.
А ещё любили наши предки собираться дома за столом всей большой семьёй.
С глубокой древности русский стол украшали пироги, оладьи, блины, чай. Ни один праздник без них не обходился.
Кстати! А кто из вас знает, что за праздничная сейчас неделя? Правильно - Масленица. Второй день - заигрыш, начало широких гуляний. Широко гуляет Масленица, весёлая, разудалая! Уж сколько веков на Руси люди эти дни празднуют, да блины едят. Какая же Масленица без блинов?
(Песня «Ой, блины» ПРИЛОЖЕНИЕ 12)
Вот и мы сегодня всех милости просим откушать блиночков да чайку по старинному рецепту.
Блины с пылу с жару, варенье 9 сортов, на любой вкус, чаёк из чудо- самовара. (Чай приготовлен в самоваре, который здесь же разжигали углями с еловыми шишками, дым по трубе шёл в открытое окно). Угощайтесь не стесняйтесь!
Казаков Никита. В нашей школе мы продолжаем традиции, идущие из глубин времён.
Рождество — самый красочный, яркий, веселый праздник. По рождественскому обычаю у нас в деревне по домам ходят колядовщики (христославы), славят песнопениями — колядками — рождение Спасителя, желают хозяевам здоровья и богатства. В каждом доме их щедро одаривают пирогами, пряниками и другими лакомствами.
Интересное мероприятие проводим на Крещение. Собираемся с детьми, родителями, жителями деревни очищаем площадку возле колодца «Николушка», жжем костер, водим хоровод, умываемся колодезной водой, катаемся с горы на ледянках.
Масленица. В христианстве Масленица — это неделя, предшествующая Великому посту, и начинается за 8 недель до Пасхи. Она была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием «Сырной, или Мясопустной» седмицы (недели).
В Сырную неделю можно есть сыр, масло, сметану, творог, яйца — все, кроме мяса.
В эти праздничные дни мы готовим в школе вместе с учителями мучные блюда: блины, оладьи, блинчики (обязательно на масле и яйцах), хворост, пончики.
На улице устраиваем всевозможные забавы: катание с горки, «битвы» снежками, взятие снежных городков и т.д.
Целую неделю мы собираем информацию из различных источников о празднике, готовим презентации. В конце недели: защита проектов, презентаций и конкурс «Самый вкусный блин!».
Пасха. Праздник Воскресения Христова — Святая Пасха — главный христианский праздник, «праздников Праздник и Торжество из торжеств».
Работа начинает «кипеть» задолго до светлого праздника. На кружке «Самоделкин» вытачиваются деревянные яйца; затем выбирается рисунок для нанесения на яйцо. С увлечением ребята раскрашивают пасхальные яйца; делятся рецептами пасхального кулича. Итог работы - проекты детей: сообщения и презентации о светлом празднике, выставка пасхальных яиц, дегустация куличей.
Троица — один из величайших православных праздников, прославляющий триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Отмечают его в седьмое воскресенье после Пасхи.
На Троицу у нас традиционно украшают дома зелеными ветками, цветами и травами.
Отмечаем праздник обычно на природе — в саду, поле, лесу. Девочки завивают и развивают венки.
Традиции нашей деревни – Новый год, Духов день, вечер встречи выпускников и день села, день чествования Матерей, день памяти павших односельчан в Великую Отечественную войну.
Учитель: Дорогие ребята, гости! Вот и подошло к концу наше мероприятие.
Перед тем как расстаться хочу сказать следующее: куда бы судьба не занесла вас, вспоминайте наше село. Гордитесь тем, что вы родились и выросли в таком прекраснейшем месте как наше село Шиловичи. Потому что и вправду у нас есть чем гордиться и кем гордиться. Ещё раз давайте посмотрим «сердцу милые места».
(Звучит песня «Деревенька моя» ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Учитель: Как говорится: «Делу время - потехе час». Вот и нам пора заканчивать.Всем огромное спасибо. До новых встреч.
Список литературы.
- Официальный отдел Смоленских Епархиальных ведомостей. – 1891.
- Список населенных мест Смоленской губернии. – 1904.
- Степченков Л.Л., Орловский И.И. Изучение и описание Смоленской епархии.
- . Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. – 1864 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных качеств младших школьников на гуманистических народных традициях.
Доклад на педсовете....
Проектная работа "Народные традиции - исток национальной культуры"
Работа по проекту "Народные традиции - исток национальной культуры". Проведение проектной работы с учащимися 3 класса. Цели, задачи, планирование работы с учащимися....
Исследовательский проект "Народные традиции в творчестве наших мастеров"
Исследовательский проект "Народные традиции в творчестве наших мастеров" включает в себя знакомство с видами декоративно-прикладного искусства своей местности, сбор и обработку информации о народ...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.
В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....
патриотическое воспитание младших школьников на основе народных традиций
Выступление на районном методическом объединении...
Духовно-нравственное воспитание и народные традиции
Духовно-нравственное воспитание и народные традиции В духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитани...