Методическая разработка: Игровая программа (викторина): «Ах, синема, синема!»
методическая разработка (4 класс) на тему

Сибгатуллина Ильсеяр Илтузаровна

Викторина является одним из этапов коллективного творческого дела, посвящённого году российского кино. Сбор материалов и подготовка викторины активизируют  и закрепляют развитие ключевых компетенций обучающихся, расширяют объём знаний по различным видам зрелищного искусства: кино, мультипликации. Мероприятие актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, его идеологической основой  является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Актуальность данного мероприятия обусловлена еще и тем, что современный выпускник общеобразовательной школы, вступая в жизнь, должен уметь выражать свои мысли как вербально, так и с помощью аудиовизуальных средств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_programma_viktorina._ah_sinema_sinema.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа ст. Миннибаево»

Альметьевского муниципального района

 Республики Татарстан

   

 Методическая разработка, посвящённая Году российского кино

       

       

       

Игровая программа (викторина): «Ах, синема, синема!»

                                     

                                         Автор работы:  Учитель начальных классов

                                                                    Сибгатуллина Ильсеяр   Илтузаровна

                                                                    Альметьевский район ст. Миннибаево

                                                                     улица 40 лет Победы 6/1

                                                                     тел: 89178505494

                                                  2016 год.

                                                      Пояснительная записка

Актуальность: Викторина является одним из этапов коллективного творческого дела, посвящённого году российского кино. Сбор материалов и подготовка викторины активизируют  и закрепляют развитие ключевых компетенций обучающихся, расширяют объём знаний по различным видам зрелищного искусства: кино, мультипликации. Мероприятие актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, его идеологической основой  является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Актуальность данного мероприятия обусловлена еще и тем, что современный выпускник общеобразовательной школы, вступая в жизнь, должен уметь выражать свои мысли как вербально, так и с помощью аудиовизуальных средств. 

Практическая значимость. Игровая программа  поможет в воспитательной работе донести до ребенка высшие общечеловеческие ценности, формировать мировоззрение учеников, их ценностные ориентации, вкусы, пристрастия.

Новизна. Детское экранное творчество, направленное на создание учащимися собственных произведений – видеороликов.

Цель: создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств обучающихся через обращение к культурному наследию российского кинематографа.

Задачи:  - способствовать развитию интереса обучающихся к истории искусства (кино) своей Родины;

-вовлечь обучающихся и их родителей в культурные мероприятия, посвященные году российского кино;

- формировать способность работать в группе и показать  результаты работы своей группы;

- развивать  навыки сбора информации, работы с Интернет - источниками;  

- развивать творческие способности учащихся;

- способствовать изучению биографии великих деятелей российского киноискусства;

-способствовать воспитанию современного зрителя, думающего и испытывающего эстетическое наслаждение от общения с произведениями отечественного киноискусства.

Ожидаемый результат. Повышение уровня социальной зрелости обучающихся, формирование чувства патриотизма и гражданственности, расширение кругозора и формирование эстетического вкуса, интерес у обучающихся к просмотру отечественных фильмов.

Методические советы по проведению игровой программы.

Данный сценарий  может быть использован для работы с учащимися 4-8 классов.

В качестве наглядного оформления зала используются афоризмы и цитаты о кино.

Используется музыкальное сопровождение, презентация. Перед началом мероприятия и каждого конкурса звучит небольшой фрагмент песни «Фильм. Фильм. Фильм». Выходит ребенок с хлопушкой в руках (применяется при съёмке кино - и телефильмов) на которой указывается название конкурса (пишутся мелом), производит удар хлопушкой, при этом называя конкурс. При организации викторины нужно постараться привлечь как можно больше детей и подростков к участию (одни украшают зал, другие делают выставки, третьи отвечают за звуковое оформление и т.п.) и в заключительной части мероприятия провести награждение всех участников.

Целевая группа –  4- 8 классы.

Учитель: (Слайд №1) На свете существует множество прекрасных искусств – искусство танца и изобразительное искусство, литература и музыка, театр и поэзия. Эти прекрасные искусства существуют уже многие тысячи лет. Недавно среди них появилось и ещё одно – искусство кино. Кино совсем ещё малыш – ему всего чуть больше ста лет!

Волшебный мир кино открывается нам с мультипликационных фильмов, и это — любовь на всю жизнь. А затем мы убеждаемся в неисчерпаемых возможностях киноискусства, которое показывает нам жизнь микроба и космическую катастрофу, делает нас свидетелями событий, происходивших на противоположной стороне земного шара и в нашем дворе, рассказывает о мире животных и увлекает в путешествия... А когда человек подрастает и начинает мучительно искать ответы на вопросы: в чем твое призвание, какое место в жизни человека занимают труд, Родина, любовь, то здесь снова на помощь приходит киноискусство.

Звучит песня о кино "Фильм, фильм, фильм" А. Зацепина, Ф. Хитрука. (Слайд №2)

Выходят ведущие (8 класс)

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! 
Ведущий 2: Здравствуйте, уважаемые гости!
Ведущий 1: Ничто на свете не может сравниться с тем  удовольствием, которое доставляет нам просмотр фильма, особенно с любимыми актерами. Уже более  ста  лет минули, с  того дня, как были куплены первые билеты на первый киносеанс.

Ведущий 2: Да, на советском кинематографе выросло несколько поколений зрителей, до сих пор с ностальгией вспоминающих добрый и интеллигентный юмор, талантливых разноплановых актеров и фразы, ставшие крылатыми. 

Ведущий 1: Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что кино, действительно, стало для нас «самым важным искусством», но много ли мы о нем знаем?

Ведущий 2: «Кино» – слово, пришедшее с греческого языка, переводится как «двигать», отсюда и понятие – съёмки каких-либо событий, подлинных или выдуманных. Известно, что первый кинофильм (или, скорее, ролик) был создан французами - братьями Люмьер, они изобрели и продемонстрировали в 1895 году синематограф – аппарат, который впоследствии запатентовали. Это и стало открытием всемирной эры кино. (Слайд №3)
Ведущий 1:  А в России, кино появилось спустя несколько месяцев, первый киносеанс состоялся  4  мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум». А уже 2 октября 1908 года произошёл первый показ  фильма отечественного производства «ПонизОвая вОльница». Картина режиссёра Владимира Ромашкова (по мотивам русской народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень») открыла эру российского кино. Длился первый российский фильм всего 7 минут. (Слайд №4)

Ведущий 2: Первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. (Слайд №5)

     С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, появился новый жанр кинематографии - мультипликация.

Ведущий 1: В этом году отмечают свой юбилей множество легендарных фильмов: 
60 лет исполняется фильму «Карнавальная ночь»…
(Слайд № 6)
Ведущий 2: 50-летний юбилей отметят фильмы «Берегись автомобиля», «Кавказская пленница», «Неуловимые мстители», «Война и мир»… (Слайд № 7)
Ведущий 1: А «Девчатам» в этом году 55! (Слайд № 8)

Ведущий 2:  Сегодня нам с вами предоставляется такая возможность – выяснить, что мы знаем о кино, о мультфильмах, и, может быть, узнать, что-то новое.

Ведущий 1: Указом Президента России 2016 год объявлен Годом российского кино.

Минкультуры России разработало официальный логотип Года российского кино. На нем изображены отрывной билет с соответствующей надписью и три прямоугольника с цветами флага Российской Федерации. Логотип отражает преемственность поколений кинематографистов, старых и новых технологий. Слева можно увидеть фрагмент кинопленки, которая символизирует кинопроизводство и говорит о важности сохранения лучших традиций отечественного кинематографа. В то же время три окна в мир кино, открывающиеся слева, — это экраны. Образ также не случаен, ведь основной проект Года кино — развитие сети кинотеатров в малых городах России. Благодаря этой программе миллионы граждан страны получат доступ к новому кино. Кроме того, красный и синий окошки могут интерпретироваться как 3D-очки, это образ инноваций в кинематографе, которые ведомство также поддерживает. Официальная символика отражает все звенья киноиндустрии — продакшн (кинопленка), дистрибуция (экраны) и зрители (билет). (Слайд №9)

Ведущий 2:  Хочу озвучить главные памятные даты кинематографа 2016 года: 

8 января –  праздновался  День детского кино.  27 августа -  День российского кино. 

28 октября - Международный день анимации. 28 декабря - Международный день кино.

Учитель: И этим прекрасным событиям мы посвящаем нашу игровую программу «Ах, синема, синема!»
Итак, начинаем!

Мы заранее разделились на две команды. В  командах по 1 участнику из каждого класса (4-8). У каждой команды есть название и капитан. Участники заранее сделали видеоролик о своей команде.

Правила игры:
1. Я зачитываю вопрос и после того, как будет произнесено слово "время" и закончится звуковой сигнал, команды могут отвечать. 
2. После каждого правильного ответа команда получает одно очко.
3. В случае, если ни одна из команд не дала правильного ответа, счет остается прежним, а очко переносится на следующий раунд.
4. Вопрос, на который команда не нашла правильного ответа может быть задан другой команде.
И, конечно же, нас будет оценивать жюри в составе: ….

1 раунд.  Представление команд. (Слайд №10)

А теперь, давайте познакомимся с нашими командами поближе. Время выступления – не более 2 минут. (Показывают видеоролики). Жюри оценивает оригинальность, юмор, артистизм участников.

2 раунд. Мир мультфильмов. (Слайд №11)

Учитель: Ребята, больше любите смотреть мультфильмы, мы и узнаем сегодня, как вы их знаете.

1. Виктор Перестукин со своим котом Кузей оказался в этой стране по воле своих собственных учебников, которые дали ему задание преодолеть опасности и трудности за четыре часа, иначе он навсегда останется там.  Ответ: Страна невыученных уроков. 

Ведущий 1: Юрий Александрович Прытков (1920 – 2011) в 1969 г. создал мультфильм по сказке Лии Борисовны Гераскиной (1910 – 2010) «В стране невыученных уроков». В книге, в отличие от мультфильма, герои идут за катящимся мячом, и время их пребывания в стране не ограничено.
2. Медвежонок под именем Винни-Пух жил давным-давно, кажется, в прошлую пятницу, в этой стране. Ответ: В одной. 

Ведущий 2: Именно с этих слов начинается мультфильм «Винни-Пух» режиссера Федора Савельевича Хитрука (1917 – 2012) после напечатанного подзаголовка «Глава I, в которой мы знакомимся с Винни-Пухом и несколькими подозрительными пчёлами». В сказке Алана Александра Милна (1882 – 1956) в переводе Бориса Владимировича Заходера (1918 – 2000) Винни-Пух жил в лесу.
3. Страну Тилимилитрямдию выдумал... Ответ: Медвежонок. В мультфильме «Трям! Здравствуйте!»

Ведущий 1: В мультфильме «Трям! Здравствуйте!» (1980) режиссера Юрия Александровича Бутырина (род. 1930) по сказке Сергея Григорьевича Козлова (1939 – 2010) Ежик собирает в подарок на день рождения Зайцу ромашки, а Медвежонок рассказывает о выдуманной им стране Тилимилитрямдии.
4.  Куда летал по его словам попугай Кеша?  Ответ: на Таити.

Ведущий 1: Мультфильм вышел на экраны в 1984 году, а попугая Кешу придумал писатель Александр Курляндский.

Учитель:  Вопрос болельщикам.

 Создание  кино - трудоемкий  процесс. Постановка  каждой  картины  - длительный  и  сложный  труд, кино  вбирает  в  себя элементы  множества  искусств. Назовите  их.

Ответ:  Музыка, живопись, театр, литература.

3 раунд.  У всех на устах.  (Слайд №12)

Учитель: Не секрет, что многие фразы, сказанные героями фильмов, мультфильмов стали поистине крылатыми. Услышав ту или иную фразу, мы с легкостью можем вспомнить и фильм, в котором она была сказана. Попробуем? (Учитель называет каждой команде знаменитую фразу, та угадывает. Времени на раздумье не дается. Каждый угаданный по фразе фильм — очко команде).

1.  «А в попугаях-то я гораздо длиннее…».  Ответ: Удав, мультфильм «38 попугаев».

2. «А я ничего выписывать не буду, я экономить буду…».  Ответ: Кот Матроскин, мультфильм «Трое из Простоквашино».

3.  «Я в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил…».  Ответ: Карлсон, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

4 «Я не волшебник, я только учусь». Ответ: Мальчик паж, кинофильм «Золушка».

5. «Мы с тобой одной крови – ты и я!»  Ответ: Маугли, мультфильм «Маугли».

6.  «Не смеши мои подковы!»  Ответ: Юлий, мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей».

7.  «Ребята, давайте жить дружно!»  Ответ: Кот Леопольд, мультфильм «Про кота Леопольда».

8. «Я дарю тебе этот шнурок безвозмездно, то есть даром…».  Ответ: Сова, мультфильм «Винни-Пух и все-все-все».
9. «Да пустяки, дело-то житейское!» Ответ: Карлсон, мультфильм «Малыш и Карлсон». 

10. «Урри, Урри. Как слышно, прием».    Ответ: Урри,  кинофильм «Приключения Электроника».
11. «Ах, какое блаженство - знать, что я - совершенство!» Ответ: Мэри Поппинс, кинофильм "Мэри Поппинс, до свидания!"

12. «A мы тут, знаете, все плюшками балуемся!» Ответ: Карлсон, мультфильм «Карлсон вернулся».

Учитель:  Задание болельщикам. «Немое кино».

1. Участвуют по 2 человека от болельщиков. Один участник изображает, а второй угадывает, что он изобразил. (Пантомимы)

2. Учитель: А сейчас театр-экспромт.(Приглашаются участники, которые будут играть, учитель читает, актеры изображают).

Ведущий 1: Произведения кинематографа принято делить на художественные  и документальные  фильмы. В художественных- показаны события, сыгранные актёрами, поэтому такие фильмы называли  игровыми.

Ведущий 2: В документальных показаны события,  заснятые в реальной жизни,  поэтому такие фильмы называли  неигровыми.

Ведущий 1: Однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино. Известный актер Чарли Чаплин создал образ бродяжки Чарли, который стал первым комедийным образом в кино. (Слайд №13)

Выступление 4 класса: танец «Чарли»

4 раунд. Задание капитанам. (Слайд №14)

Учитель: Кто больше назовёт  профессии людей, связанных   с  процессом  создания  фильма.

Ответ: Режиссер, продюсер, оператор, артисты, каскадеры, гримеры, монтажеры, дублеры, композиторы, музыканты, художники, сценаристы, гримеры, костюмеры, водители и т.д.

5 раунд. Детские фильмы. (Слайд №15)

1. Кто автор произведения, по которому написан сценарий и снят фильм «Приключения Электроника»? Ответ: Евгений Велтистов.
2. За чем охотились на Земле космические пираты Крыс и Весельчак  в фильме «Гостья из будущего»? Ответ: за миелофоном 
3. Сколько козлят было у мамы-козы в детском музыкальном фильме «Мама»?Ответ: 5 

Ведущий 1:Сказка «Волк и семеро козлят» в Румынии известна под названием «Коза и три козлёнка» в изложении Иона Крянгэ. Поэтому при съёмках совместного советско-румынско-французского музыкального фильма «Мама» по мотивам этих сказок число козлят выбрали среднее арифметическое — пятеро.
4. Из какого фильма эта фраза: «Ни пуха вам ни пера, дорогие Ларссоны, ни одного пуха, ни одного пера». Ответ: "Рыжий, честный, влюбленный" 

Ведущий 2: «Рыжий, честный, влюбленный» — двухсерийный детский музыкальный фильм, снятый по сценарию Георгия Полонского. Сценарий фильма был написан по мотивам книги шведского писателя Яна Улофа Экхольма  «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.».
5. Как звали девочку - отражение главной героини фильма «Королевство кривых зеркал»?

 Ответ: Яло.

Ведущий 1:Погнавшись за убежавшим через волшебное зеркало котом Барсиком, Оля попала в сказочное Королевство кривых зеркал, где столкнулась со своим собственным отражением — девочкой по имени Яло. В критической ситуации Оля становится более ответственной и требовательной к себе. Зато Яло воплощает все её недостатки: рассеянность, лень, чрезмерную любовь к сладкому, неаккуратность, боязливость.
6. Закончите фразу кота Матвея и фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»
- Игре конец, я дикий кот, 
Мой первый ход - последний ход, 
Я кот Матвей, мой метод прост,
Ответ: Я не люблю тянуть кота за хвост.

7. Как в США называется центр киноиндустрии? Ответ: Голливуд.

8. Как называется самая большая российская киностудия?  Ответ: «Мосфильм».

9. Какая роль сделала мальчика Дэниэла Редклиффа известным на весь мир? Ответ: Гарри Поттер.

10. Кого искали герои фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»? Ответ: Снегурочку.

11. Как звали маленького робота - дроида из фильма "Звёздные войны"?  Ответ: R2.

12. Кого кормила бабушка в парке в фильме "Один дома"? Ответ: Голубей.

Учитель: Конкурс для болельщиков: «Собери название фильма».

Участвуют по 2 человека. На листочках разорванные названия современных фильмов, нужно их собрать

«Самый лучший день», «Грозовые ворота», «Мы из будущего», «Человек – паук», «Брестская крепость», «Странные взрослые», «Дом с сюрпризом» и т. д.

6 раунд. Угадай песню из кинофильма. (Слайд №16)
Учитель: Часто в кинофильмах звучат песни. Многие из них мы знаем практически наизусть. Предлагаю нашим участникам блеснуть своим исполнительским мастерством. Я дам в нескольких словах командам подсказку, a вы должны спеть куплет из песни и назвать кинофильм. 
1. Песня o животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси.

Ответ: «Где-то на белом свете», кинофильм «Кавказская пленница».
2. Песня o животных c длинными ушами, работающих косильщиками лужаек.  Ответ: «Песня про зайцев», кинофильм «Бриллиантовая рука». 
3. Какая известная детская песня звучит в фильме «Приключения Электроника»? Ответ: «Крылатые качели».

4. Песня о загорелой девушке, собирающей виноград в соседнем саду.  Ответ: «Смуглянка», кинофильм «B бой идут одни старики».
5
. Песня o будущем, которое не должно быть жестоко к нашим современникам. Ответ: «Прекрасное далеко», кинофильм «Гостья из будущего».
6. Какая известная детская песня звучит в мультфильме «Крошка енот»? Ответ: «Улыбка». 

7. Пляжная дуэтная песенка из мультфильма. Ответ: «Песня львёнка и черепахи»

8. Песенка о загадочном тропическом острове. Ответ: «Чунга-Чанга». 

Учитель: Конкурс для болельщиков: «Узнай артиста» (Слайды № 17- 22)

Необходимо узнать артиста, который или озвучивал героя мультфильма или пел песню за этого героя.1.Кто озвучивал Карлсона? (Василий Ливанов) 2.Кто говорил за Чебурашку?
(Клара Румянова) 3.Кто озвучивал Водяного и пел за него песню? (Анатолий Папанов)

4.Озвучивал и пел песни за Иванушку из мультфильма "Летучий корабль"? (Михаил Боярский)

5.Чьим голосом говорил Винни-Пух? (Евгений Леонов) 6.Кто озвучивал кота Матроскина?
(Олег Табаков)

Как хорошо вы знаете не только сами мультфильмы, но и тех, кто принимал участие в создании образов. Молодцы!

Учитель: Вот и подошла к концу наша викторина. Мы теперь знаем, что есть такой день, который отмечают все деятели киноискусства и мы с вами. Вы все были молодцы, хорошо отвечали на вопросы викторины, приводили примеры, помогали друг другу. Вижу, что вы знаете и любите мультфильмы и кинофильмы  и знаете их героев. Давайте посчитаем количество заработанных вами очко. У какой команды их больше, становится победителем игры. (Провести награждение всех участников). 

Продолжайте и дальше смотреть мультфильмы и кинофильмы, развивайте свой интерес, зрение, память.

(Слайд №23)

                            Список использованных источников:

  1. Кино: Энциклопедический словарь. Гл. ред. С. И. Юткевич, М., 1987.
  2.  О.Ф. Нечай Основы киноискусства, М., 1989
  3. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/04/plan-meropriyatiy-po-godu-kino-v-sredney-gruppe-na-2016
  4. http://school22-tmn.ru/after-hour_activity/pro-kino/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игровой программы "Верёвочка" для организации внеурочной деятельности младших школьников

Данный материал поможет при организации внеурочной деятельности младших школьников. В нем разработан сценарий игровой программы ,которая даст возможность  расширить знания детей о фразеологизмах ...

Методическая разработка игровой программы "Летний калейдоскоп".

Методическая разработка в виде игровой программы. Проводится в лагере, на уроке, в конце года. Солнечное лето с забавами, загадками и затеями, сказочными вопросами, аукционами, песнями, цветочной азбу...

Методическая разработка игровой программы "Весёлые олимпийские игры"

Данная игровая программа может быть использована во время внеурочной деятельности или клубного часа в ГПД. Она рассчитана на детей младшего школьного возраста возраста....

Методическая разработка игровой программы «Олимпиада зажигает огни»

Игровая программа для начальной школы, дающая представление об Олимпийском движении, зимних олимпийских видах спорта и Олимпийских играх в Сочи....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игровой программы "ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ" Эстафеты с мячами и обручами

laquo;Веселые старты, игровая программа для параллели 3 классов,  в которой ребята участвуя в командных эстафетах стараются завоевать победу, но мало быть просто физически сильным. Необходимо пр...

Методическая разработка "Игровая программа"Давайте знакомиться и дружить".

Цели и задачи данной разработки.1. Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.2. Развивать коммуникативные навыки.3. Вызывать заинтересованность в общей цели....

Методическая разработка игровой программы "Для Вас, дорогие мамы!"

Если вы хотите поздравить мам с наступающим 8-м  марта,то эта методическая разработка поможет вам в этом...