Внеклассное мероприятие "Наша Таня громко плачет..."
материал на тему
Предварительный просмотр:
«Наша Таня громко плачет…..»
(Творчество А. Л. Барто).
Цель:
- познакомить учащихся с А. Л. Барто, как детским писателем, поэтессой, расширить их кругозор.
Задачи:
- познакомить детей с биографией А. Л. Барто;
- расширить знания учащихся о творчестве А. Л. Барто на примере героев из ее произведений;
- воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, заботливое отношение к окружающим;
- развивать память, внимание.
Ход мероприятия:
1 Клоун: - А, здравствуйте! Я смотрю- вы ли, не выли?
2 клоун: - Что вылил? Я ничего не вылил….
1 К.: - Да не вылил! Я говорю вы ли, не вы ли?
2 К.: - Ах, выли (в публику)…. Кто? Они выли?
А зачем они выли?
1 К.: - Да нет же … Я говорю про вас - вы ли , не вы ли ?
2 К.: - Нет, я не выл!
1К.: - Ну, и они не выли.
2 К.: - Боюсь вы один понимаете, что вы хотите сказать !
1 К.: - Нет я не один, а мы….
2К.: - Кто это – мы?
1К.: - Вы, мы, ты, я….
2К.: - Кто вымытые?
1 К.: - Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты , я….
2К.: - Все вымытые? Это они вымытые ? А кто же ,по- вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
1К.: - Что променяли?
2К.: - Я говорю, не променя ли?
1 К.: - А вас не променяли!
Вместе: - Нет, нам никак не разобраться. Наш праздник может начинаться!
Ведущий:
- Дорогие, ребята, уважаемые гости, начали мы сегодня наше путешествие с клоунады, которую сочинила А. Л. Барто. Вот уже более 110 лет произведения этой писательницы радуют нас и воспитывают многие поколения детей и даже взрослых.
Бабушки и дедушки, мамы и папы , дети и внуки, учителя и повара, врачи и монтажники, президенты и программисты – все в детстве читали и учили наизусть стихи А. Л. Барто. Ее произведения всегда актуальны и могут многому научить.
Давайте сейчас вспомним наши первые стихи, которые вошли в книгу «Игрушки».
Дети читают стихи
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Идет бычок, качается,
Вздыхая на ходу:
- Ох, вот доска кончается,
Сейчас я упаду.
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишшка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Песня «Матросская шапка» ( Исполняют дети первого класса)
Ведущий: - Биография А. Л. Барто. Барто родилась 17 марта 1906г. в Москве в семье врача – ветеринара. С раннего детства она любила музыку и балет . Она мечтала стать танцовщицей.
Поэтому и поступила в хореографическое училище. Но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет и Барто поняла, что стихи для нее важнее. И в 1925 году вышла ее первая книжка. А. Б. тогда было 19 лет. Стихи понравились читателям. Сам К. И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Стихи А. Л. Барто расскажут вам веселые и грустные истории о ребятах , об их хороших и плохих поступках. Точно с такими же мальчишками и девчонками встречались , вы, в школе , во дворе. Барто как художник пишет портреты ребят. В ее стихах вы найдете целую « портретную галерею»
«Болтунья»
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
- Драмкружок, кружок по фото -
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок.
Ну, я выбрала по фото…
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате…
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано -
Чтеньи грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: - Иди сюда,
Я тебе ириску дам.
А я говорю: - У меня нагрузки
По-немецки и по-русски.
А он говорит: - Иди сюда,
Я тебе ириску дам.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать то некогда!
Ведущий: Стихотворение отличает глубокий лиризм, тонкий юмор, высокое мастерство.
«Сонечка»
Тронь ее нечаенно -
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
- Голова болит…
Я бы полежалы бы -
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
«Девочка- ревушка»
Что за вой? Что за рев?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Ганя-ревушка.
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается…
У-у-уу-у!
Вышла Ганя на крыльцо,
Ганя сморщила лицо:
Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду!
У-у-уу-у!
Вот вернулась Ганя в дом,
Слезы катятся ручьем:
Ой, хочу обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о!..
Дали Гане молока.
Плачет: - Кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
Уу-уу-у!
Дали ревушке в другой,
Рева топнула ногой:
В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..
Уложили Ганю спать,
Плачет ревушка опять:
Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
Уу-уу-уу!
Тут сбежался народ,
Чтоб узнать, кто ревет?
Кто все время плачет?
Что все это значит?
Видят — девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свекла,
Платье все промокло.
Оо-оо-о!..
Уу-уу-у!..
- Что ты плачешь, рёвушка,
Ревушка-коровушка,
Девочка-ревелочка,
Хныкалка-сопелочка?
Вместе: На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
- А. Л. Барто часто можно было увидеть среди ребят. Обычно она посещала те школы, где ее не знали в лицо. Спросит разрешения у директора и отправится на урок.
Ведущий: - Ребята, а как вы думаете, с какой целью А. Л. Барто посещала уроки в школе?
Ответы детей.
Ведущий: - В классах она наблюдала за ребята, сидя рядом с ними. Но однажды дети «разоблачили» А. Л. Барто .
- Вы в гороно работаете ? – спросила ее соседка по парте.
- Да,- смущенно отметила писательница.
- А, я вас по телевизору видела Вы тогда А. Л. Барто работали.
Ведущий: - С того дня А. Барто с большой неохотой соглашалась выступать по телевидению. Не хотела, чтобы ее узнавали. Очень много писем ей писали дети, так же взрослые. Вот отрывок из письма к Агнии Львовне: «Я вас люблю и оборачиваю в бумагу. Когда вы порвались, я вас склеила». А вот еще один: «Мы хотим чтобы вы жили долго… Как слон».
Барто всегда писала впрок, чтобы стихотворение вырастало вместе с читателем. Она всегда шла навстречу одному поколению и провожала другое . Давайте сейчас послушаем разговор мальчика и А. Л . Барто « Я расту». ( отрывок записи). Книга стихов « Я расту» - новая грань в ее творчестве , новая и весьма важная ступень. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребенок не без проказ , не без ошибок в поступках , но он растет.
Ведущий: Давайте послушаем еще одно стихотворение Агнии Барто.
«Однажды мне не повезло…»
Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.
Оно под солнечным лучом
Сверкало и горело,
А я нечаянно — мячом!
Уж как мне нагорело!
И вот с тех пор,
С тех самых пор,
Как только выбегу
Во двор,
Кричит вдогонку кто-то:
- Стекло разбить охота?
Воды немало утекло
С тех пор как я разбил стекло.
Но стоит только мне вздохнуть,
Сейчас же спросит кто-нибудь:
- Вздыхаешь из-за стекол?
Опять стекло раскокал?
Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.
Идет навстречу мне вчера,
Задумавшись о чем-то,
Девчонка с нашего двора,
Хорошая девчонка.
Хочу начать с ней разговор,
Но, поправляя локон,
Она несет какой-то вздор
Насчет разбитых окон.
Нет, в жизни мне не повезло,
Меня преследует стекло.
Когда мне стукнет двести лет,
Ко мне пристанут внуки.
Они мне скажут:
Правда, дед,
Ты брал булыжник в руки,
Пулял по каждому окну? -
Я не отвечу, я вздохну.
Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.
Агния Львовна очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знала все детские проказы, маленькие хитрости и умела весело обо всем рассказать.
«Копейкин»
В будний день и выходной
Раздается за стеной:
- Ты возьмешь меня на пляж?
- Что ты мне за это дашь?
- Очини мне карандаш!
- Что ты мне за это дашь?
Алексей пришел из школы,
Это он ведет торги
(Знаю я Алешин голос,
Узнаю его шаги).
Он со всех взимает плату.
Застегнул штанишки брату -
Взял с него за попечение
Полпечения.
- Подними очки, голубчик! -
С просьбой дедушка к нему.
Отвечает милый внучек:
- Дашь копейку — подниму!
Алексей пришел из школы
Он теперь придумал так:
«Если выучу глаголы
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки».
В будний день и выходной
Раздается за стеной:
- Алик, дедушке поможешь
На восьмой дойти этаж?
- Алексей, отца уважь! -
Вместе: А в ответ одно и тоже:
- Что ты мне за это дашь?
«Петя утомлен»
Петя взял « Родную Речь»,
На диван решил прилечь.
- Дайте что-нибудь принять…
Витамины, что ли…
Слабость чувствовал опять
Я сегодня в школе.
Мать меняется в лице,
Витамины А, Б, С
Предлагает Пете.
( Витамины А, Б,Ц
Очень любят дети).
Мать на Петеньку глядит
И, вздохнув украдкой,
Просит: пусть он не сидит
Долго над тетрадкой.
- Что ж, пожалуй, ты права,-
Стонет хитрый малый. -
Отдохну часочка два…
Я такой усталый!
Сунул в шкаф
«Родную речь»,
И гора свалилась с плеч.
Витамины А, Б, С
Катает кошка на крыльце.
Ведущий: - Многие стихи А.Л. Барто стали песнями. Одну из них мы сейчас исполним.
(Исполняется песня « Любитель- рыболов»).
Ведущий: - Во время ВОВ семья поэтессы обосновалась в Свердловске. А.Л. Барто довелось познакомиться с П . Бажовым. Свердловские подростки во время войны работали на оборонных заводах вместо ушедших на фронт взрослых. Но Барто было необходимо общаться с детьми- у них она черпала вдохновение и сюжеты. Чтобы иметь возможность побольше с ними общаться, Барто по совету Бажова получила профессию токаря II разряда. Она часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 году была корреспондентом газеты «Комсомольская правда».
Ведущий: - В 1947 году она опубликовала поэму «Звенигород» рассказ о детях ,потерявших родителей во время войны. Поэму Агния Львовна написала после посещения детского дома в городе Звенигороде. В тексте она использовала свои разговоры с детьми. После выхода книги ей пришло письмо от одинокой женщины, во время войны, потерявшей свою восьмилетнюю дочь. Обрывки детских воспоминаний, вошедших в поэму, показались женщине знакомыми. Она надеялась, что Барто общалась с ее дочерью, пропавшей во время войны. Так оно и оказалось: мать и дочь встретились спустя 10 лет.
Стихотворение «Письмо старшему брату» из раздела «Звенигород». Тяжкие дни войны, мужество, героизм воинов и партизан, стремление подростков помочь стране, бережная защита народом и государством детей, пострадавших от нашествия фашистов, отражены в стихах этого раздела.
«Письмо старшему брату»
Ведущий: - В 1965 году радиостанция «Маяк» начала транслировать передачу
«Ищу человека». Поиск пропавших людей при помощи СМИ не был изобретением Барто — такая практика существовала во многих странах. Уникальность советского аналога заключалось в том, что в основе поиска лежали детские воспоминания. Этой работе Агния Львовна посвятила 9 лет жизни. Ей удалось соединить почти 927 разрушенных войной семей.
В те же годы она начала работу над сценариями детских кинофильмов. Давайте сейчас посмотрим отрывки из этих кинофильмов и попробуем угадать название этих фильмов.
(просмотр отрывков из кинофильмов « Подкидыш», « Алеша Птицын вырабатывает характер»).
Советское правительство высоко оценило поэтический труд А. Л. Барто : «Она лауреат Ленинской и Государственной премий, награждена орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного знамени, орденом « Знак Почета» и медалями. В 1976 году ей присудили международную литературную премию им. Х.- К. Андерсена за достижения в детской литературе. Ее стихи переведены на многие языки мира. Ее именем названа малая планета».
Исполняется песня « Наша Таня громко плачет»
Ведущий: - Энергичная, яркая, стремительная, Агния Львовна успевала все. Она сочиняла стихи, делала переводы, писала пьесы, сценарии к фильмам. Но любимым жанром поэтессы всегда оставались веселые стихи. Веселые стихи, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относиться к младшим и старшим. Ее огорчают грубость, лень , хвастовство. Стихи Барто ведут нас из детства во взрослую жизнь. Читайте произведения Агнии Львовны , учитесь жить у ее героев и воспитывать свой характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Громкое чтение - планирование -1класс
Дана программа громкого чтения для 1 ласса на основе методики развивающего чтения Засориной Л.Н....
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...
Конспект занятия "Громкое чтение"
для учащихся 4 класса...
Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…»
Презентация к уроку...
Как шум и громкий звук влияют на слух.
Фрагмент урока окружающего мира в 3 классе, презентация.•Можно ли измерить силу звука?•Какому количеству децибел соответствуют громкие звуки?•Как шум влияет на состояние человека?•Как защититься от шу...
Конспект урока по изобразительному искусству для 2 класса на тему "Громкие и тихие цвета"
Конспект урока по изобразительному искусству для 2 класса на тему "Громкие и тихие цвета"...
- Мне нравится (1)