Праздник открытия Недели русского языка в начальной школе
методическая разработка на тему

Цель праздника-открытия нацеливание на Неделю русского языка, повышение эффективности изучения русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник открытия Недели русского языка в начальной школе” Составители Муратова О.В., Козыленкова О.А.

Праздник открытия НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе

Цель: нацеливание на Неделю русского языка, повышение эффективности изучения русского языка.

Задачи: развивать интерес к предмету, творческую активность обучающихся; формировать коммуникативные УУД.

Форма проведения: праздник открытия Недели русского языка.

Предварительная подготовка: составление сценария праздника, подготовка стихов, песен, инсценировок.

Ход мероприятия:

У1: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя!

У2:Приветствуем также гостей нашего мероприятия!

Хором: С праздником Вас всех!

У1: Сегодня в нашей школе необычный день!

У2: Сегодня мы отправляемся в увлекательное и трудное путешествие - путешествие в Страну Русского Языка! 

Ученик: А  что это за страна такая?

У1: Этой страны вы не найдёте ни на одном глобусе или карте. Эту страну предстоит открыть вам, ребята, с помощью учителей.

Чтец 1.

Судьба свела нас с величайшим в мире

С красивым, умным, русским языком.

Пусть разливается по свету он всё шире

И будет, словно в море маяком.

Его нам завещали предки,

И им владеем мы сейчас,

Поэтому должны и взрослые и дети

Приумножать его богатство много раз.

Чтец 2.

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно-певучий.

В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.

Написаны им и рассказы, и сказки –

Страницы волшебных чарующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

Чтец 3.

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

У1: - Да, ребята, чудеса действительно случаются. Наверное, все  помнят случай из одной известной сказки, когда от запятой зависела жизнь человека.

 

Инсценировка. (На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)

Придворный: Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечёсаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперёд идет напролом.

Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя)

Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! 

(Обращается к королеве)  Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева: (Поправляет корону)

- Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя: Федя.

Королева: Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя: Давайте ваше предложение и запятую. (предложение написано на доске)

   

Королева: Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова )

Королева: Прочитай, что у тебя получилось.

Федя: Казнить, нельзя помиловать.

Королева:  Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.  (выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)

Федя:  Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя:  Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя:  Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:

Не   надо   мне   домой   если   можно   .   ,   ,  (предложение написано на доске)

Федя (ставит запятые):   Не надо, мне домой, если можно.

Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.

Королева: Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.

- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь,  пожалуйста!

(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)

1 уч-cя (?):

Разные вопросы задаю я всем:

-Как?
-Откуда?
-Сколько?
-Почему?
-Зачем?
-Где?
-Куда?
-Какая?
-Отчего?
-О ком?
-Что?
-Кому?
-Который?
-Чья?
-Каким?
-О чём?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак! 

2 уч-ся (!):

-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу,  торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно! 

3 уч-ся (.):

Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —
Вывод прост:
Это значит —
Точка..
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной  поладить,
Если только мысли Нить
От воды избавить,
Если Точку Не забыть
Вовремя поставить. 

4 уч-ся (…):

- Я -  многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…

5 уч-ся (:):

- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...

6 уч-ся (-):

- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
- Проходите по мосточку. 

7-8 уч-ся (« »)   - 2 уч-ся:

- Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…

9-10  уч-ся ( ( ) )  - 2 уч-ся:

- Мы - скобки.
Словам раскрываем объятия:
- Ждём в гости вас,
Милые братья! 

У1 -  Вот и все наши гости. Прошу садиться.

Федя (шумно вбегает на сцену):

- Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене? Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости. Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.

У1 - Кого же мы забыли? Кого не пригласили?

11 маска (выглядывает из-за кулис):

- А,   это   вы   не   пригласили   ту,   о   которой говорят:  «Выйдет на дорожку,  Всем подставит ножку».

 

Федя: - Ребята, вы догадались, о ком это идёт речь?

Дети: - Запятая!

Федя:  - Правильно, ведь она помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.  А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Так, ребята?

У- Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гостье, которая тебя спасла от смерти. Проходите  и садитесь, гости дорогие.

- А наш праздник продолжается.

Песня о русском языке

Если русский учишь ты,

если русский учишь ты,

Все пути открыты.

Все исполнятся мечты,

все исполнятся мечты.

Беды позабыты.

Припев:

И пиши, и читай,

Русский ты не забывай.

И в жизни знанья применяй.

У - В современном русском языке много разделов:

Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика (показать на таблички)

Ведущий. Да, сложные  названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить.

У.Ребята, не надо бояться трудностей. Ведь на это у вас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.

- Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».

Чтец

Спросили Лежебокина: 
- А ну-ка, расскажи, 
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи? 
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить 
Лишь ты один не смог.


Ответил он рассерженно: 
- В том не моя вина. 
Пусть им, сперва, ученые 
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, А тем более
Творить Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.


- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?

- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

У:- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.

Язык родной!
Он нужен всем
Писать, читать, творить.
Но прежде нужен он затем,
Чтоб просто говорить.

Игра с залом «Летит по небу шар»

Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
И знаем мы, что этот шар
До неба долетит.
Текст повторяется вместе с залом. Слова летит, шар, небо и мы замените движением рук: 
сначала заменяется слово «шар», потом слова «небо», «летит», «мы»:
- «шар»- круг руками в воздухе,
- «небо»- палец вверх,
- «летит»- руки в стороны,
- «мы»- ладонью показывают на себя, прижав её к груди. 

Ведущий 1. - Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка», которая поможет продемонстрировать и показать все свои знания и умения в области русского языка, а также свою эрудицию, богатый словарный запас, умение грамотно говорить и писать на русском языке.


Ведущий 2:

И пусть сильней кипит борьба, острей соревнование,
Успех решает не судьба, а только наши знания! 
(Звучит торжественная музыка).

Ведущий 1. Всю эту неделю вас, ребята, ждут интересные конкурсы и викторины, занимательные игры и приключения.

Ведущий 2. Поэтому по школе издан указ, который сейчас мы и огласим.

Вместе. Слушайте все!   (Ведущие достают свитки и читают)

Ведущий 1. Пункт первый.  Всем! Всем! Всем! Чтобы не заблудиться в Стране Русского языка, каждому классу выдать «маршрутный лист», в котором указано, в каком направлении нужно двигаться каждый день.  

(Каждому классу вручают маршрутные листы - Приложение № 1)


Ведущий 2. Пункт второй. Каждый ученик может принять участие во всех проводимых конкурсах.

Вам, ребята, предстоит попробовать свои силы в самых разных областях: сочинять стихи, писать сочинения, фантазировать, рисовать, загадывать и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.

Ведущий 1. Пункт третий. Каждый день подводить итог проделанной работы и оценивать знания школьников, выбирать самых находчивых и любознательных.

Ведущий 2. Пункт четвёртый. В конце недели провести линейку, на которой дипломами и грамотами наградить лучших из лучших.

Ведущий 1. К исполнению Указа приступить немедленно!

У.Пусть девиз «Недели Русского Языка» будет такой: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»! Давайте повторим его все вместе!

(Повторяют все хором).

СТИХОТВОРЕНИЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Сабир Абдулла, узбекский поэт.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

 

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

 

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!

 

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово –

Выучи русский язык!

 

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

 В добрый путь, дорогие друзья, в Страну Русского языка! Пусть ваше путешествие будет полезным и увлекательным!

Песня «Чему учат в школе» исполнятется всеми детьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА

1 «Б» КЛАССА

МБОУ «АННИНСКАЯ СОШ С УИОП»

Цели: повышение эффективности изучения русского языка, развитие интереса к предмету.

Особенности проведения: ежедневно на уроках русского языка, литературного чтения, переменах проводятся уроки-игры, уроки-викторины, уроки-конкурсы; информирование родителей, привлечение их к просмотру выставок; организация коллективных просмотров выставок с учащимися классов.

дата

мероприятие

участники

26.02.2016

пятница

Праздник открытия недели русского языка в 12.30.

1-4 классы

Конкурс «Золотое перо».

2-4 классы

Выставка-конкурс коллажей «Интересные факты о русском языке».

3-4 классы

Конкурс «Лучшая тетрадь по русскому языку».

2-4 классы

29.02.2016

понедельник

Олимпиада «Знатоки русского языка».

2-4 классы

Конкурс-игра «Весёлый наборщик» на переменах, на уроке русского языка.

1-4 классы

01.03.2016

вторник

Единый урок-игра по русскому языку в 3-4 классах «Грамматическая мозаика»

3-4 классы

Единый урок-игра по русскому языку в 1-2 классах «Калейдоскоп игр»

1-2 классы

02.03.2016

среда

Викторина «В гостях у первой буквы Алфавита».

1-2 классы

Благотворительная акция «Книга – школьной библиотеке».

1-4 классы

Конкурс-игра «Комплимент сказочному герою».

1-4 классы

03.03.2016

четверг

Урок-тренинг «Кто хочет стать грамотным».

1-4 классы

Конкурс по литературному чтению «Мир стихотворений Агнии Барто»

1-4 классы

Школьный конкурс чтецов «Мой край любимый».

1-4 классы

04.03.2016

пятница

Урок-конкурс «Весёлая грамматика».

1-4 классы

Экскурсия-обсуждение «Комплимент сказочному герою».

1-4 классы

Линейка закрытия недели русского языка в 12.30. Подведение итогов, награждение.

1-4 классы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения недели русского языка в начальной школе.

Предметная неделя  по русскому языку и литературному чтению  является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных  особенностей учащихся. П...

Неделя русского языка в начальной школе

 Целью является прививать любовь к родному языку; закреплять знания и умения, полученные на уроках...

Открытие недели русского языка в начальной школе

Театрализованное  представление....

Линейка: «Открытие недели русского языка в начальной школе» (2014 -2015 учебный год)

Линейка: «Открытие недели русского языка в начальной школе»(2014 -2015 учебный год)...

Линейка открытия Недели русского языка в нанальной школе.

Материал представляет собой сценарий внеклассного мероприятия по рсскому языку,  проводимого в предметную неделю....

Методическая разработка к открытию Недели русского языка в начальной школе.

Данная методическая разработка подготовлена к открытию Недели русского языка в начальной школе. Цель: нацеливание на Неделю русского языка и литературы , повышение эффективности изучени...

Сценарий открытия недели русского языка в начальной школе

Сценарий открытия  недели  русского языка в начальной школе Приветственное слово завуча:Дорогие ребята, уважаемые учителя! Поздравляю с замечательным событием – открытием недели р...