Литературно-музыкальная композиция «Детство, опалённое войной»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Сценарий общешкольного мероприятия.
Литературно-музыкальная композиция "Детство, опалённое войной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_opalyonnoe_voynoy.docx | 32.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция
«Детство, опалённое войной»
Цель:
- Воспитание у подростков патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашей страны, любви к родной земле, к своему краю, уважительного отношения к людям, ветеранам войны и труда.
Задачи:
1. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в Великой Отечественной войне;
2. Формировать умение слушать, переживать, передавать чувства других;
3. Развивать основы эстетического воспитания, художественные и творческие способности;
Сценарий
Видеоклип «Я знаю о войне лишь понаслышке»
Звучит музыка (02.Рахманинов 2-й концерт).
Ведущая. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.
Мы – нынешнее поколение никогда не видели войны, рядом с нами не рвались снаряды. Мы не испытывали чувства постоянного голода, в наши семьи не приходили похоронки с фронта. А для тех, кому сейчас семьдесят, восемьдесят лет – это печальное воспоминание детства. Страшное воспоминание. Давайте сегодня попробуем посмотреть на войну глазами детей, родившихся живших в то страшное время, осознать, что наш хрупкий мир надо беречь и защищать.
Выходит чтец (Стихотворение «Рожденным 22 июня 41 года» Н. Веденяпина)
Чтец 1
Уж семь десятков лет живут
Те, кто рожден был утром грозным.
Рассветы мирные встают
А память вызывает слезы.
Все рухнуло в тот сонный миг.
И ад ворвался на рассвете.
Был первый бой… И первый крик!
Пришла война! Родились дети!
И вам пришлось все годы жить
Под знаком скорби и печали.
Не в силах матери забыть,
Как вы от голода молчали...
А вы росли вместе с войной.
Иного мира вы не знали.
Кусочек сахара с водой –
Пределом ваших был мечтаний.
Чтец уходит.
Ведущая: Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или в двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить, дети?..
На фоне музыки голос ведущей:
Что есть дороже наших детей?
Что есть дороже у любого народа?
У любой матери? У любого отца?
Вам, кому ещё нет и 16-ти.
Вам, кто не знает, что такое война…
Посвящается.
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…
____________________________________________________________________________
Выходит чтец (Стихотворение Мальчик из села Поповки (С. Маршак))
Чтец 2
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
Чтец уходит
Музыка затихает, из-за кулис выходят дети, (7 человек), одна девочка садится за стол. (На сцене стул, столик, на столе тетрадка и карандаш.)
(Приглушённо звучат «Грёзы» Шумана)
1 ребёнок: Кто сосчитает, сколько нас убила война ?
2 ребёнок: Убила тех, кто родился.
3 ребёнок: Убила тех, кто мог бы, кто должен был родиться.
4 ребёнок: Кто возвратит нам детство?
5 ребёнок: Что помним мы?
6 ребёнок: Что мы можем рассказать?
Музыка звучит громче. Дети замирают. На фоне музыки голос ведущей:
– Многое!
Дети остаются на сцене, из-за кулис выходит чтец (Стихотворение «Мужчина» В. Берестов
Чтец 3.
Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно –
На ней ни капли жира.
С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.
Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.
Я помогаю маме.
Чтец остается на сцене. Выходит второй чтец (Стихотворение "Не" и "Ни" С. Маршак)
Чтец 4
Мне рассказывал смоленский
Паренек:
– В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."
Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"
Чтец остаётся на сцене. Дети расходятся в разные стороны. (Чтецы к одному занавесу, остальные шестеро к другому. Встают у занавеса, прижавшись друг к другу. Все внимание на девочку за столом. Она сидит за столом, закутанная в тёплый платок. Девочка берёт со стола тетрадку.(читает)
Звучит музыка (03.Аdazhio).
Девочка: Я – Ленинградская школьница Таня Савичева. Мой любимый город окружили немцы. Ленинград 900 дней умирал от голода, но мы выстояли и не сдали город немцам. Таких, как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него:
"Женя умерла 28-го декабря в 12.30 утра. 1941 год. Женя – это моя сестра. Бабушка умерла 25-го января в 3 часа. 1942 год. Лёка умер 17-го марта в 5 часов утра. 1942 год. Лёка – это мой брат. Дядя Вася умер 13-го апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Лёша – 10-го мая в 4 часа дня. 1942 год. Мама… Мама умерла 13-го мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня".
Девочка кладет тетрадку, голову укладывает на руки и закрывает глаза. К Тане подходят другие дети, встают перед ней, закрывая её.
1 ребёнок: – Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомблённых домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда, где-то щепочку найдёшь, а сил не было, поэтому прицепишь верёвку – носила я верёвку с собой – и тащишь по снегу.
2 ребёнок :– Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила…« - Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если нас разбомбят вечером, мы же голодными умрём.» И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек.
3 ребёнок: – Я видела, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной.
4 ребёнок: – Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожжённого дома. Только хвост у неё остался белым, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.
5 ребёнок: – Дети жались к матерям. Немцы не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто стоял справа, и разделили: детей отдельно и родителей отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотел жить без мамы…
6 ребёнок: 5 лет – небольшой возраст для ребенка, но я помню, как сейчас, вкус соевых лепёшек, которые давала мама. Жёлтые, плоские, большие как тарелка. Они не были сладкими. Мама давала от лепёшки кусочек.
На сцену из-за кулис выходят еще две девочки. Одна девочка (поменьше) держит в руках игрушку, у другой (побольше-постарше) веник (вид у девочки взрослый, хозяйственный).
Миниатюра “Диалог двух сестер”.
- Как холодно и мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать.
Голодной страшно мне идти в кровать
-А разве я есть не хочу?
Хочу, но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь
И дом у нас с тобою есть.
А, главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.
-А, помнишь, блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которые по праздникам она пекла?
Сейчас я б съела всё одна…
-Опять ты о еде заговорила.
Уж лучше б душу не травила.
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
А мне воспоминанья эти не нужны…
А вот и мамины шаги слышны!
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.
Миниатюра заканчивается, дети подходят к сёстрам прижимаются друг к другу, опускают головы. На этом фоне голос ведущей
Ведущая: - Дети! Они вместе с взрослыми несли все тяготы в условиях блокады.
(Музыка громче.) Дети гордо поднимают головы и смотрят в зал. Пауза. Дети уходят со сцены.
___________________________________________________________________________
Выходит чтец. Музыка становится тише.
Звучит музыка Реквием Моцарта
На сцене быстро строится хор(ансамбль) – исполнители песни «Бухенвальдский набат» (стоят)
Ведущая: Наверное, самыми обездоленными детьми войны были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли самое главное – свободу…. и жизнь …
Выходит чтец (Стихотворение «Дети в Освенциме» (Наум Коржавин)
_____________________________________________________________________________
Чтец 5.
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!
Исполняется песня “Бухенвальдский набат”. (хор (ансамбль) остается на месте).
Звучит музыка Реквием Моцарта
Выходит второй чтец (Стихотворение «Детский ботинок» (С. Михалков)
Чтец 6
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
"Три тысячи двести девятый".
"Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой..."
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
"Три тысячи двести девятый"?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц – на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
Чтец и хор(ансамбль) уходит со сцены
_____________________________________________________________________________
Ведущая: Страшная война коснулась всех детей. Все они были лишены детства. В один день ребята повзрослели. Многие воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.
_____________________________________________________________________________________
Звучит песня «Сыны полков»
_____________________________________________________________________________
Ведущая: За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями (многие - посмертно)
Видеоролик дети-герои ВОВ
Ведущая: Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько русских, сколько польских, сколько французских?.. Погибли дети – граждане мира. Прошу почтить их память минутой молчания.
Минута молчания
Звучит «Лунная соната» Бетховен
Ведущая: Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали свою Родину, своих жён, матерей и детей. И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов. Теперь понимаешь, что это был великий “Подвиг молодого поколения”.
Выходит чтецы «Дети войны. Юным труженикам тыла» Наталья Смирнова .
Монтаж
Чтец 1.Дети войны- это маленькие победители
Дети войны, потерявшие дом и родителей.
Не было им ни регалий, ни воинских почестей,
Но до земли поклониться сегодня им хочется.
чтец 2 Это они- в одночасье, в момент повзрослевшие,
Дети войны, с малолетства порой поседевшие.
Сколько заботы свалилось на детские плечики!
Сколько работы с утра и до позднего вечера.
чтец 3 Это они- воевавших отцов заменившие,
Ночи и дни зажигалки на крышах тушившие.
Это они- у станков по две нормы дававшие,
Полуголодные, хрупкие, толком не спавшие.
чтец 4 Это они- на полях урожай собиравшие,
В холод и в дождь, и промокшие, и замерзавшие.
Не довелось догулять, доиграть, дорезвиться.
Так уж пришлось- надо было для фронта трудиться.
чтец 5 В страшной войне, не свершив ни единого выстрела,
Нашей стране помогли победить вы и выстоять.
Низкий поклон вам, вошедшие в ранг победителей,
Дети войны, потерявшие дом и родителей.
Чтецы уходит
Ведущая: День Победы – праздник боевой славы советского народа – героя, народа – богатыря. 9 мая 2016 года исполняется 71 год со дня победы. Долог, труден был путь. Чем, как его измерить? Битвами, днями, горем, страданиями, миллионами жизней? Да, всем этим, незабываемым, священным для нас. Оно, это незабываемое, вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов Славы. Оно и поныне звучит и волнует людские души словами стихов и песен. Оно вечно в благодарной памяти потомков, чьё право на жизнь и на счастье досталось, в годы войны, дорогой ценой.
Звучит Leeloos_Tune
Выходит чтец Стихотворение «Не играйте мальчики в войну» (Юлиана Джун)
Чтец 7
Не играйте мальчики в войну,
Не учите души ненавидеть,
Берегите небо и весну.
Мир легко сломать и не увидеть.
Пуля дура - (птица без души)
Черен крыльев свет, а горе - пища.
Ищет сердца стук в ночной тиши
Чтобы сталь насытить кровью ... ищет!
Не играйте мальчики в войну ,
Сотни игр на свете есть чудесных,
Только эта - не живет в плену,
Ей в коробке с мелом будет тесно.
Не удержит слово и слеза,
Разлетится, подлая по свету,
Заберет любовь и смех в глазах,
Мячик , куклу и в деревне лето.
Все отнимет - грязная война...
Не играйте...Пусть уйдет обратно
В пустоту, которой рождена.
Не играйте жизнями!! Понятно?
Ведущая: На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его? Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть чёрным солнцу над детской головой, так напоминающий наш маленький земной шар.
Выходят исполнители «Не отнимайте солнце у детей» клип +танец
Звучит «В лесу прифронтовом»
Ведущая: Дорогие ветераны и гости! Сегодня, в канун Победы, мы обращаемся к вам со словами благодарности: “Спасибо вам за то, что 71 год назад вы с честью выполнили свой долг перед Родиной, и тем самым обеспечили нам, потомкам, мирную и счастливую жизнь. Будьте здоровы и счастливы! Спасибо вам за то, что вы есть. С праздником!
Вручение цветов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературно музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"
9 Мая. Россия отмечает День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г. с немецко-фашистскими захватчиками.Активными участниками этой долгой и жестокой войны стали самые обыкновенные мальчишки...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой отечественной войне, 1 - 2 класс
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой отечественной войне, начальные классы...
Сценарий литературной композиции «Детство, опалённое войной»
Сценарий литературной композиции «Детство, опалённое войной»...
Литературно- музыкальная композиция " Детство, опаленное войной"
.Детям войны посвящается....
Литературно-музыкальная композиция "Судьбы и песни войны"
Литературно-музыкальная композиция «Судьбы и песни войны» - сценарий общешкольного мероприятия, целью которого является ознакомление с историческими фактами времён Великой Отечественной войны через пр...
Литературно-музыкальная композиция «Несовместимы дети и война!» для учащихся начальных классов, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. Один трагический, день скорби и печали, день установления блокады Ленинграда.Два других более радостны...