Внеклассное мероприятие. Совместный с родителями праздник «Весенние посиделки».
методическая разработка на тему
В настоящее время проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями и переживаниями. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
Одним из ярких обычаев славянских народов является обряд «закликания» весны. Существует много отличий при проведении этого обряда в разных губерниях, но сущность его одна – встреча весны неразрывно связана с ожиданием прилета птиц. Поэтому закликание весны и закликание птиц – практически слились в одно целое.
Весну ждали не только наши предки. И взрослые, и дети и сегодня с нетерпением ждут прихода весны и тепла. Знакомство с такой традицией, как «закликание» весны будет интересно ребятам не только младшего, но и среднего школьного возраста. Предлагаемая методическая разработка может быть полезна при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, на занятиях кружков и объединений дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К разработке прилагается презентация и приложение. | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 456
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
Внеклассного мероприятия
Совместный с родителями праздник «Весенние посиделки»
Составила:
классный руководитель
Лялина Ольга Борисовна
2016 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка________________________________________3
Сценарий ____________________________________________________5
Заключение__________________________________________________12
Литература __________________________________________________13
Приложение__________________________________________________14
Пояснительная записка
В настоящее время проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями и переживаниями. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
Одним из ярких обычаев славянских народов является обряд «закликания» весны. Существует много отличий при проведении этого обряда в разных губерниях, но сущность его одна – встреча весны неразрывно связана с ожиданием прилета птиц. Поэтому закликание весны и закликание птиц – практически слились в одно целое.
Весну ждали не только наши предки. И взрослые, и дети и сегодня с нетерпением ждут прихода весны и тепла. Знакомство с такой традицией, как «закликание» весны будет интересно ребятам не только младшего, но и среднего школьного возраста. Предлагаемая методическая разработка может быть полезна при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, на занятиях кружков и объединений дополнительного образования.
Цель: Знакомство с традицией встречи весны на Руси.
Задачи:
Развивающие:
-Развитие творческих способностей учащихся, творческого воображения.
-Развитие у учащихся умения строить речь в определённой композиционной форме.
Расширить представление детей о фольклоре.
Воспитывающие:
- воспитание любви к природе, к культуре и традициям своего народа.
- воспитывать бережное отношение к народной культуре, стремление больше узнать об истории своих предков, их обычаях и обрядах.
Методическое обеспечение
Форма проведения занятия: внеклассное мероприятие с участием родителей.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный.
Оборудование и материалы: жаворонки, выпеченные из теста, тесто для лепки, нитки для куколок, начинка для блинов и блины, русские национальные костюмы, медиапроектор, презентация.
Сценарий открытого мероприятия.
Ход мероприятия
Музыка 1
Под музыку выбегает ребенок и прикрикивает
Слайд 1
Ребенок 1: Подходи честной народ,
Интересное вас ждет.
Ребенок 2: Подходите, торопитесь,
Наши милые друзья,
Вместе: Отдыхайте, веселитесь,
Здесь скучать никак нельзя!
Музыка 2
Играет музыка ВИА Крапива «Подъезжали мы под село», на экране слайды (2-7)
Дети и родители, пританцовывая, выходят на сцену и спускаются вниз. Подносят жюри каравай.
Слайд 8
Ребенок 1: Добрый день, гости званные и желанные!
Ребенок 2: Здравствуйте, лебедки!
Ребенок 1: Здравствуйте, молодки!
Ребенок 2: Ребята молодцы, веселые удальцы!
Ребенок 3: Мы приглашаем вас на праздничные посиделки.
Все вместе: Подходи, честной народ,
Праздновать весны приход.
Ребенок 1: Не ради денег.
Ребенок 2: Да и не ради славы.
Все вместе: А ради шуток и забавы!
Ребенок 3: Подходите, господа!
Все вместе: Праздник начинать пора!
Ребенок 2: На столе у нас пирог,
Сушки да ватрушки.
Так споем сейчас для вас
Весенние частушки.
Музыка 3 Слайд 9
(Поют весенние частушки)
- Снег последний с нашей крыши,
Словно дождик, льётся.
Под весенними лучами
Веселей поётся.
- А на улице весна,
Первые проталинки.
До свидания, зима!
До свиданья, валенки!
- Жарко солнце припекает,
Набухают почки,
В длинной сказке о зиме
Мы поставим точку.
- Почему из глаз моих
Катятся слезинки?
Плыть боюсь я на свиданье
К милому на льдинке.
- Ах, проказница Весна,
Что ж ты натворила!
Всю хоккейную площадку
В лужу превратила.
- Полюбуйтесь на меня,
Милые подружки,
На щеках, как на полянках,
Расцвели веснушки.
7. Скоро лес наш молодой
Вновь оденется листвой,
Будет петь в нём соловей,
Чтоб жилось нам веселей.
8. Ах, зачем так сладко пахнет
За окном моим сирень?
Мне теперь учить уроки
Почему- то стало лень.
9. Сквозь окно меня щекотят
Солнца вешнего лучи.
Мама строго говорит мне:
– Ты не смейся, а учи!
10. Побежали ручейки
По весенней улице,
Нет причины для тоски,
Верь: все образуется!
11. Ах! Отлично я учусь –
Я со счета не собьюсь!
У себя и у подружки
Сосчитаю все веснушки!
12. Как на речке ледоход,
Солнышко сияет,
У причала теплоход
Весну поджидает.
Мальчик: (слайд 10) Весну на Руси принято было встречать ярко . Народ собирался на природе в праздничной одежде, (слайд 11)с гуделками и (слайд 12) сопелками,(слайд 13) дудочками и (слайд 14) свистульками, чтобы до утра весну гукать.
Слайд 15
Музыка 4
Танец девочек «Веселый ручеек»
Слайд16
Девочка: Весна красна.
На чем пришла?
– На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
– А мы весну ждали
Клочки допрядали.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето.
Учитель: Ребята, сегодня вы познакомитесь с некоторыми русскими традициями встречи весны, а помогут нам в этом наши родители. Но прежде прошу обратить внимание на веточки, которые у вас в руках. На каждой веточке цветная ленточка, вам нужно сейчас объединиться в группы в соответствии с цветом ленточек, каждая группа образует свой круг.
Музыка 5
(Играет музыка, дети объединяются в группы, водят хоровод, подходят к столам)
( Представление хозяюшек)
Слайд 17
Музыка 6
Звучит закличка «Жаворонушки»
Хозяюшка 1: Доброго денечка, гости дорогие! Сегодня я научу вас из теста лепить «птичек- веснянок». (слайд 18)
Хозяюшка 2: Здравствуйте всем! Еще одним символом весны были самодельные куколки. Я научу вас делать куколку «Мартиничку». (сладй 19)
Хозяюшка 3: Здравствуйте! Ну и какая же весна без масленицы! А с чем масленицу встречали, какое главное угощение было? (блины). Разными блинами почивали гостей в этот праздник, каких только начинок не придумывали. Вот и вас я научу некоторым премудростям в приготовлении начинок для блинов.(слайд 20)
Учитель: Итак, прошу группу с красными ленточками пройти к хозяйке 1 стола, с зелеными – к хозяйке 2, ну а с желтыми – к хозяюшке 3 стола. (слайд 21)
Музыка 7 (повторяется в течение 10 минут)
Звучит музыка, хозяюшки проводят мастер класс.
Учитель: Приглашаю от каждого стола по представителю, для того, чтобы рассказать, чему вас научили наши хозяюшки.
Презентация столов (хозяюшки после презентации подносят жюри подносы с изделиями)
Слайд 22
Стол 1: Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков или куликов. Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну. Вот какие у нас получились птички.
Слайд 23
Стол 2: Куклы были разные: одна называлась – «кукла – веснянка» или «Авдотья – весновка» это веселая, задорная кукла, которую делают на приход весны. Кукла – веснянка- оберег молодости и красоты.
(щелчок) Другую звали «Мартиничка» - их вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.
(щелчок) А третью - «Птица Радость» - кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. Птица-радость помогает женщине понять ее предназначение и почувствовать свою привлекательность. Посмотрите, какие куколки у нас получились.
Слайд 24 (поочередно 4 щелчка)
Стол 3: Мы учились делать разные начинки для блинов. Ведь блины — символ масленицы — имеют ритуальное значение: круглые, горячие, они являют собой символ солнца, которое разгорается все ярче, удлиняя дни. Слайд 25
Учитель: И ни одно гуляние не проходило без игр. Игр на Руси было очень много. Это игра-хоровод «Ручеек», «игра с солнцем», «Весна – красна», «Жмурки с колокольчиком» и много других веселых игр. А я вам предлагаю сыграть в уже всем знакомую игру «Ручеек» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Ребенок 3: Праздник весны забавляется:
Играть, острить разрешается.
Сделайте веселые лица
И выходите веселиться!
Слайд 26
Музыка 8
Проходит игра «Ручеек», играет музыка «Во поле березка стояла» (ремикс)
Учитель: Наигрались, навеселились. Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
Слайд 27
Ребенок 4: Пришла весна! Пришла к нам
С радостью, с радостью
С превеликой к нам милостью,
На урожай богатый,
Да на хлеб насущный.
И помните, что один весенний день
Год кормит!
Весну красную мы встретили,
Да как праздник наш пролетел, не заметили.
Под веселый перепляс распрощаемся сейчас!
Слайд 28
Музыка 9
Танец «Балаган» 6 класс
Слайд 29
Учитель: И конечно же я не могу отпустить вас с пустыми руками. У меня для вас маленький сюрприз. Символ весны, маленькие румяные птички «Жаворонушки». Хозяюшки, помогите, пожалуйста, раздать гостям угощение, чтобы они долго помнили этот праздник, праздник прилета птиц и встречи весны.
Музыка 7
(звучит музыка и хозяюшки раздают угощение)
Слайд 30
Учитель: А мы с вами прощаемся до одного из любимых праздников русского народа «Масленица». До скорых встреч!
Музыка 10
Заключение
В ходе работы были получены следующие результаты:
- изучены обычаи и обряды, связанные с закликанием весны на Руси;
- познакомились с рецептами начинок для блинов, научились способам их заворачивания;
- научились мастерить жаворонков из соленого теста и куколок-оберегов из ниток.
В жизни современного человека есть место русским народным обычаям и обрядам. Они позволяют человеку быть ближе к природе, почувствовать с ней единение, а это так важно и необходимо. Они дают повод устроить теплый семейный праздник, возможность пообщаться.
Подобные занятия позволяют детям приобщаться к народным традициям, расширяют кругозор, создают хорошее настроение и дружескую атмосферу в коллективе.
Список использованных источников
Литература:
- Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992.
Интернет ресурсы:
http://infourok.ru/proekt-tradicii-nashih-predkov-vstrecha-vesni-na-rusi-388517.html
https://vk.com/video?z=video135331854_171398378%2Fc85996bc3372340a63%2Fpl_updates
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие совместно с родителями "Богатыри России"
Данное мероприятие направлено на формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникат...
Внеклассное мероприятие (совместно с родителями) «Золотая осень»
Цели:расширять знания об осени;развивать монологическую речь, активизировать познавательную деятельность детей;формировать нравственно-ценностное отношение к природе;включать учащихся в разноплановую ...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (совместно с родителями) «ШОУ «7Я»
мероприятие нацелено на сплочение родителей класса...
Работа в информационном пространстве при подготовке к внеклассным мероприятиям совместно с родителями в начальных классах
Статья к научно-практическому семинару на тему: "Работа в информационном пространстве при подготовке к внеклассным мероприятиям совместнос родителями в нвчальных классах"...
Внеклассное мероприятие совместно с родителями : «Как хорошо, когда мы вместе»
Цель: содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную творческую деятельность.Задачи:Способствовать сплочению родителей и учащихся посредством включения в совместную творч...
«Как хорошо, когда мы вместе» Внеклассное мероприятие совместно с родителями.
Внеклассное мероприятие совместно с родителями....