Внеклассное мероприятие. Совместный с родителями праздник «Весенние посиделки».
методическая разработка на тему

Петрашевич Ольга Борисовна

В настоящее время проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями и переживаниями. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

Одним из ярких обычаев славянских народов является  обряд  «закликания» весны.  Существует много отличий при проведении этого обряда в разных губерниях, но сущность его одна – встреча весны неразрывно связана с ожиданием прилета птиц. Поэтому закликание весны  и закликание птиц – практически слились в одно целое.

Весну ждали не только наши предки. И взрослые, и дети и сегодня с нетерпением ждут прихода весны и тепла. Знакомство с такой  традицией, как «закликание» весны будет интересно ребятам не только младшего, но и среднего школьного возраста. Предлагаемая методическая разработка может быть полезна при проведении классных часов,  внеклассных мероприятий, на занятиях кружков и объединений дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 456

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

Внеклассного мероприятия

Совместный с родителями праздник «Весенние посиделки»

Составила:

классный руководитель

Лялина Ольга Борисовна

2016 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

 Пояснительная записка________________________________________3

Сценарий ____________________________________________________5

 Заключение__________________________________________________12

Литература  __________________________________________________13

Приложение__________________________________________________14


Пояснительная записка

В настоящее время проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями и переживаниями. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

Одним из ярких обычаев славянских народов является  обряд  «закликания» весны.  Существует много отличий при проведении этого обряда в разных губерниях, но сущность его одна – встреча весны неразрывно связана с ожиданием прилета птиц. Поэтому закликание весны  и закликание птиц – практически слились в одно целое.

Весну ждали не только наши предки. И взрослые, и дети и сегодня с нетерпением ждут прихода весны и тепла. Знакомство с такой  традицией, как «закликание» весны будет интересно ребятам не только младшего, но и среднего школьного возраста. Предлагаемая методическая разработка может быть полезна при проведении классных часов,  внеклассных мероприятий, на занятиях кружков и объединений дополнительного образования.

Цель: Знакомство с традицией встречи весны на Руси.

Задачи:

Развивающие:

-Развитие творческих способностей учащихся, творческого воображения.

-Развитие у учащихся умения строить речь в определённой композиционной форме.

Расширить представление детей о фольклоре.

Воспитывающие:

- воспитание любви к природе, к культуре и традициям своего народа.

- воспитывать бережное отношение к народной культуре, стремление больше узнать об истории своих предков, их обычаях и обрядах.  

Методическое обеспечение

Форма проведения занятия: внеклассное мероприятие с участием родителей.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный.

Оборудование и материалы: жаворонки, выпеченные из теста, тесто для лепки, нитки для куколок, начинка для блинов и блины, русские национальные костюмы, медиапроектор, презентация.


Сценарий открытого мероприятия.

Ход мероприятия

Музыка 1

Под музыку выбегает ребенок и прикрикивает

Слайд 1

Ребенок 1:             Подходи честной народ,

                                Интересное вас ждет.

Ребенок 2:              Подходите, торопитесь,

                                Наши милые друзья,

Вместе:                   Отдыхайте, веселитесь,

                                Здесь скучать никак нельзя!

Музыка 2

Играет музыка ВИА Крапива «Подъезжали мы под село», на экране слайды (2-7)

Дети и родители, пританцовывая, выходят на сцену и спускаются вниз. Подносят жюри каравай.

Слайд 8

Ребенок 1:  Добрый день, гости званные и желанные!

Ребенок 2:  Здравствуйте, лебедки!

Ребенок 1:  Здравствуйте, молодки!

Ребенок 2:  Ребята молодцы, веселые удальцы!

Ребенок 3:  Мы приглашаем вас на праздничные посиделки.

Все вместе:  Подходи, честной народ,

                      Праздновать весны приход.

Ребенок 1:  Не ради денег.

Ребенок 2:  Да и не ради славы.

Все вместе:  А ради шуток и забавы!

Ребенок 3:   Подходите, господа!

Все вместе:  Праздник начинать пора!

Ребенок 2:         На столе у нас пирог,

                           Сушки да ватрушки.

                           Так споем сейчас для вас

                            Весенние частушки.

Музыка 3 Слайд 9

(Поют весенние частушки)

  1. Снег последний с нашей крыши,

Словно дождик, льётся.

Под весенними лучами

Веселей поётся.

 

  1. А на улице весна,
    Первые проталинки.
    До свидания, зима!
    До свиданья, валенки!

  1. Жарко солнце припекает,

Набухают почки,
В длинной сказке о зиме

Мы поставим точку.

 

  1. Почему из глаз моих

Катятся слезинки?

Плыть боюсь я на свиданье

К милому на льдинке.

  1. Ах, проказница Весна,

Что ж ты натворила!

Всю хоккейную площадку

В лужу превратила.

 

  1. Полюбуйтесь на меня,

Милые подружки,

На щеках, как на полянках,

Расцвели веснушки.


7.  Скоро лес наш молодой

Вновь оденется листвой,
Будет петь в нём соловей,

Чтоб жилось нам веселей.

 

8. Ах, зачем так сладко пахнет
За окном моим сирень?
Мне теперь учить уроки
Почему- то стало лень.

 

9. Сквозь окно меня щекотят

Солнца вешнего лучи.

Мама строго говорит мне:

– Ты не смейся, а учи!

 

10. Побежали ручейки
По весенней улице,
Нет причины для тоски,
Верь: все образуется!

 

11. Ах! Отлично я учусь –
Я со счета не собьюсь!
У себя и у подружки
Сосчитаю все веснушки!

 

    12. Как на речке ледоход,
Солнышко сияет,
У причала теплоход
Весну поджидает.

Мальчик:   (слайд 10) Весну на Руси принято было встречать ярко . Народ собирался на природе в праздничной одежде, (слайд 11)с гуделками и (слайд 12) сопелками,(слайд 13) дудочками и (слайд 14) свистульками, чтобы до утра весну гукать.

Слайд 15

Музыка 4

Танец девочек «Веселый ручеек»

Слайд16

Девочка:             Весна красна. 
                          На чем пришла?
                        – На жердочке,
                          На бороздочке,
                     На овсяном колосочке,
                   На пшеничном пирожочке.
                   – А мы весну ждали 
                        Клочки допрядали. 
                     Летел кулик из-за моря, 
                  Принес кулик девять замков.
                         – Кулик, кулик, 
                            Замыкай зиму, 
                          Замыкай зиму, 
                           Отпирай весну, 
                           Теплое лето.

Учитель:  Ребята, сегодня вы познакомитесь с некоторыми русскими традициями встречи весны, а помогут нам в этом наши родители. Но прежде прошу обратить внимание на веточки, которые у вас в руках. На каждой веточке цветная ленточка, вам нужно сейчас объединиться в группы в соответствии с цветом ленточек, каждая группа образует свой круг.

Музыка 5

(Играет музыка, дети объединяются в группы, водят хоровод, подходят к столам)

 ( Представление хозяюшек)

Слайд 17

Музыка 6

Звучит закличка «Жаворонушки»

Хозяюшка 1: Доброго денечка, гости дорогие! Сегодня я научу вас из теста лепить «птичек- веснянок».  (слайд 18)

Хозяюшка 2: Здравствуйте всем! Еще одним символом весны были самодельные куколки. Я научу вас  делать куколку «Мартиничку». (сладй 19)

Хозяюшка 3: Здравствуйте! Ну и какая же весна без масленицы! А с чем масленицу встречали, какое главное угощение было? (блины). Разными блинами почивали гостей в этот праздник, каких только начинок не придумывали. Вот и вас я научу некоторым премудростям в приготовлении начинок для блинов.(слайд 20)

Учитель: Итак, прошу группу с красными ленточками пройти к хозяйке 1 стола, с зелеными – к хозяйке 2, ну а с желтыми – к хозяюшке 3 стола. (слайд 21)

Музыка 7 (повторяется в течение 10 минут)

Звучит музыка, хозяюшки проводят мастер класс.

Учитель: Приглашаю от каждого стола по представителю, для того, чтобы рассказать, чему вас научили наши хозяюшки.

Презентация столов (хозяюшки после презентации подносят жюри подносы с изделиями)

Слайд 22

Стол 1: Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков или куликов. Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну. Вот какие у нас получились птички.

Слайд 23

Стол 2:  Куклы были разные: одна называлась – «кукла – веснянка» или «Авдотья – весновка» это веселая, задорная кукла, которую делают на приход весны. Кукла – веснянка- оберег молодости и красоты.

(щелчок) Другую звали «Мартиничка» -  их вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

(щелчок) А третью - «Птица Радость» - кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. Птица-радость помогает женщине понять ее предназначение и почувствовать свою привлекательность. Посмотрите, какие куколки у нас получились.

Слайд 24 (поочередно 4 щелчка)

Стол 3: Мы учились делать разные начинки для блинов. Ведь блины — символ масленицы — имеют ритуальное значение: круглые, горячие, они являют собой символ солнца, которое разгорается все ярче, удлиняя дни. Слайд 25

Учитель:  И ни одно гуляние не проходило без игр. Игр на Руси было очень много. Это  игра-хоровод «Ручеек», «игра с солнцем», «Весна – красна», «Жмурки с колокольчиком» и много других веселых игр. А я вам предлагаю сыграть в уже всем знакомую игру «Ручеек» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Ребенок 3:   Праздник весны забавляется:

                     Играть, острить разрешается.

                     Сделайте веселые лица

                     И выходите веселиться!

Слайд 26

Музыка 8

Проходит игра «Ручеек», играет музыка «Во поле березка стояла» (ремикс)

Учитель: Наигрались, навеселились. Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

Слайд 27

Ребенок 4:    Пришла весна! Пришла к нам

                      С радостью, с радостью

                      С превеликой к нам милостью,

                       На урожай богатый,

                      Да на хлеб насущный.

                      И помните, что один весенний день

                       Год кормит!

                      Весну красную мы встретили,

                      Да как праздник наш пролетел, не заметили.

                      Под веселый перепляс распрощаемся сейчас!

Слайд 28

Музыка 9

Танец «Балаган» 6 класс

Слайд 29

Учитель:  И конечно же я не могу отпустить вас с пустыми руками. У меня для вас маленький сюрприз. Символ весны, маленькие румяные птички «Жаворонушки». Хозяюшки, помогите, пожалуйста, раздать гостям угощение, чтобы они долго помнили этот праздник, праздник прилета птиц и встречи весны.

Музыка 7

 (звучит музыка и хозяюшки раздают угощение)

Слайд 30

Учитель: А мы с вами прощаемся до одного из любимых праздников русского народа «Масленица». До скорых встреч!

Музыка 10


Заключение

В ходе работы были получены следующие результаты:

- изучены обычаи и обряды, связанные с закликанием весны на Руси;

- познакомились с рецептами начинок для блинов, научились способам их заворачивания;

- научились мастерить жаворонков из соленого теста и куколок-оберегов из ниток.

В жизни современного человека есть место русским народным обычаям и обрядам. Они позволяют человеку быть ближе к природе, почувствовать с ней единение, а это так важно и необходимо. Они дают повод устроить теплый семейный праздник, возможность пообщаться.

Подобные занятия позволяют детям приобщаться к народным традициям, расширяют кругозор, создают хорошее настроение и дружескую атмосферу в коллективе.


Список использованных источников

Литература:

  1. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992.

Интернет ресурсы:

http://infourok.ru/proekt-tradicii-nashih-predkov-vstrecha-vesni-na-rusi-388517.html

https://vk.com/video?z=video135331854_171398378%2Fc85996bc3372340a63%2Fpl_updates

http://zanimatika.narod.ru/Nachalka12_3_chastushki.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие совместно с родителями "Богатыри России"

Данное мероприятие направлено на формирование  основ  патриотизма  (воспитание  качеств  человека, которые   составляют  основу  его  коммуникат...

Внеклассное мероприятие (совместно с родителями) «Золотая осень»

Цели:расширять знания об осени;развивать монологическую речь, активизировать познавательную деятельность детей;формировать нравственно-ценностное отношение к природе;включать учащихся в разноплановую ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (совместно с родителями) «ШОУ «7Я»

мероприятие нацелено на сплочение родителей класса...

Работа в информационном пространстве при подготовке к внеклассным мероприятиям совместно с родителями в начальных классах

Статья к научно-практическому семинару на тему: "Работа в информационном пространстве при подготовке к внеклассным мероприятиям совместнос родителями в нвчальных классах"...

Внеклассное мероприятие совместно с родителями : «Как хорошо, когда мы вместе»

Цель: содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную творческую деятельность.Задачи:Способствовать сплочению родителей и учащихся посредством включения в совместную творч...