Конспект внеклассного мероприятия по теме «Масленица»
план-конспект на тему
Конспект внеклассного мероприятия по теме
«Масленица»
Цели: познакомить детей с праздником масленица, рассказать о его значении, происхождении, традициях и главных атрибутах.
Оборудование: конспект мероприятия, стулья для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия по теме
«Масленица»
Цели: познакомить детей с праздником масленица, рассказать о его значении, происхождении, традициях и главных атрибутах.
Оборудование: конспект мероприятия, стулья для учащихся.
Ход мероприятия:
Этап | Время | Содержание |
Организационный | 3 мин | Прежде чем начать наше сегодняшнее мероприятие, прочитаю вам стихотворение: Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радости несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает! Дома аромат блинов Праздничный, чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней – Великий пост, Время, чтоб молиться. Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? А как вы думаете, почему этот праздник назвали именно «Масленица»? |
Основной | 33 мин | Существует огромное количество легенд, почему Масленица называется Масленицей, одна из них, самая знаменитая, тесно связана с давней русской традицией выпекания блинов. Устав от зимы, холода и снега, люди таким образом пытались привлечь милость ласкового солнышка и уговорить его получше греть промёрзшую русскую землю. С этой целью и готовили блины на масле, которые в данном случае являлись символом солнца. Масленица - праздник встречи весны, пришедший к нам от языческой веры. Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали её в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками, с песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности. Ребята, сейчас мы познакомимся со сказкой «Соломенная масленица», а вы подумайте, о чем она. Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать. Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, триаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа. Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит: - Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь блинок! А старуха: - Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок. Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги. Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась. Ходит Масленица – пожируха, пустое брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела. Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит. Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню: Ай, Масленица – Обманщица. Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубоких веков. Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с радостью собираются вместе на проводы зимы. Проходят многочисленные ярмарки с разнообразными товарами, с вкусными блинами, аттракционами, катаниями с гор на санях и сжиганием куклы Масленицы. По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю. Праздник проходит на неделе, предшествующей Великому посту (сырная неделя). Во время масленицы едят сытно и обильно. Масленица - это весёлые проводы зимы, которые озарены радостным ожиданием приближающегося тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, которые являются непременным атрибутом масленицы, имели ритуальное значение: румяные, круглые, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. В дни масленицы в городах, сёлах, деревеньках проходили широкие гулянья: игрища, катания с гор на санях, скачки на лошадях, взятие снежных крепостей, кулачные бои. Кулачные бои были очень распространены и на масленицу устраивались тремя способами: один на один, стенка на стенку и свалка. В кулачных боях могли принимать участие мужчины без различия звания и возраста. Понедельник — встреча В понедельник начиналась Узкая Масленица. Свекор со свекровью утром отправляли невестку к отцу и матери на день, а сами вечером приходили в гости к сватам. Они обговаривали состав гостей, место и время гуляний. К этому дню уже были готовы балаганы, качели, снежные горы. В понедельник начинали сооружать чучело Масленицы из старой одежды, соломы и других подручных материалов. Чучело возили по улицам на санях. Вторник — заигрыш Во второй день обычно происходили смотрины невест. По сути, все обряды масленицы сводились к сватовству, для того, чтобы сыграть свадьбу на Красную горку, после Великого поста. Молодые люди с утра катались с гор, звали родных и знакомых на блины. Масленицу зазывали словами: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!». Среда — лакомки В это день к тёще на блины приходил зять. Тёща показывала своё расположение к мужу дочери. Тёща кроме зятя приглашала и других гостей. Четверг — разгул (Разгуляй, Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток) С четверга уже начиналась Широкая Масленица, прекращались работы по хозяйству, разворачивались празднования. Народ предавался потехам: устраивались кулачные бои, катания на лошадях, соревнования, завершаемые шумными пирушками. Пятница — тёщины вечёрки В пятницу в гости к зятю с ответным визитом приходила уже тёща. Блины пекла дочь. Суббота — золовкины посиделки В этот день невестки приглашали золовок и родственников мужа в гости. Невестка должна была подарить какой-нибудь подарок золовке. Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов. Воскресенье — проводы Этот день называют Прощенный день, Целовальник. Последний день Масленицы — Прощёное воскресенье и является кульминацией всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. За все причиненные за прошедший год обиды, близкие люди просили друг у друга прощения. Вечером в Прощеное воскресенье поминали усопших. В этот день ходили в баню. Сжигали остатки праздничной еды, тщательно мыли посуду. Торжественно сжигали в конце праздника чучело Масленицы, пепел рассыпали по полям. Ребята, отгадайте загадки: Масленица - объеденье! Напечем блины с утра. К ним – сметана и варенье И, конечно же,… (икра) И с икрой, и со сметаной – Всякие они вкусны Ноздреваты и румяны – Наши вкусные -… (блины) В масленично воскресенье Все старался старый Тит Попросить у всех прощенья И ответить: … (Бог простит) |
Заключительный | 5 мин | О чем же мы с вами сегодня говорили? Встретилось ли вам что-то новое на уроке? |
Анализ внеклассного мероприятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект внеклассного мероприятия по сказкам А.С. Пушкина
данный конспект представляет собой авторскую разработку литературного мероприятия, посвящённого творчеству А.С. Пушкина....
Внеклассное мероприятие на тему :"Масленица"
Сценарий масленицы. История праздника- масленица. Стихотворения....
Конспект классного часа по теме "Масленица"
Воспитание доброго отношения к русским традициям. Разработано в ходе учебной практики...
Конспект классного часа по теме:"Масленица"
quot;Масленица"...
методическая разработка внеклассного занятия по теме "Масленица: обычаи и обряды"
обряды и обычаи празднования масленицы...
Внеклассное занятие на тему "Масленица широкая "
Цель внеклассного занятия: Познакомить учащихся с традициями и обычаями празднования Масленицы, развить их культурное и историческое понимание. Задачи занятия:1. Ознакомить учащихся с историей и ...