Методическая разработка "Где тепло, там и добро"
методическая разработка на тему
Методическая разработка предназначена для начальной школы. Материал занятия позволяет познакомить детей с крестьянским бытом, с устройством русской избы. Сопровождается мероприятие играми, песнями, фольклорными номерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_ulyanovskaya_sosh_gde_teplo_tam_i_dobro.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Ульяновская СОШ
Фольклорная игровая программа
«Где тепло - там и добро»
Составила воспитатель
группы продлённого дня
Сорокина Светлана
Александровна
Цель:
- Ознакомление детей с эпизодами из жизни наших предков, используя наглядность, ИКТ, игровые моменты и интересные задания.
-Воспитание уважения к русской культуре, к обычаям, быту простых крестьян.
-Развитие любознательности, чувства патриотизма, трудолюбия.
Задачи:
-Развивать познавательные интересы детей, кругозор, словарный запас; развивать творческие способности.
-Помочь учащимся осознать свою этническую принадлежность, формировать стремление перенимать исторические этнические традиции.
-Создавать условия для получения детьми положительного заряда радости, веселья, добра; способствовать укреплению психического и физического здоровья детей.
Оборудование:
предметы декорации, напоминающие убранство деревенской избы (нарисованная печь, ухват, кочерга, рушники, чугунки и т. п.), костюмы участников, компьютер, презентация, раздаточный материал(для рефлексии).
Учитель: Добрый день, дорогие друзья!
Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба! Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно хорошо в русской избе зимой. За окном дедка Морзко да бабушка Въюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Ох, хорошо!
Девочка - ведущая: Прижмутся дети к тёплой печке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки тёплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся, да горницу освещают.
Учитель: Печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печку три больших чугуна. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей.
Девочка - ведущая: Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт для всей семьи, сдобные калачики для малых детушек. Печь избу согревает и освещает!
Голос из – за печки ворчливо: Сама – то печка добрая – всем найдёт кусочек пирога да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, а мне ничего не оставить.
Учитель: Кто это из – за печки со мной разговаривает?
Голос: Это я – запечный житель!
Учитель: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из- за печки вылезешь, да с нами поговоришь?
Голос: Зовут меня известно как. Зовусь я - Домовой. Слыхали, небось, такое имя?
Учитель: Слыхали, слыхали. Как ни слыхать! Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это?
Голос: Вот уж напраслина, хозяюшка, так я совсем обидеться могу.
Учитель: Обижаться не надо – уж очень мы хотим с ребятами на тебя посмотреть. Ребята, хочется вам увидеть настоящего домового?
Тогда давайте дружно позовём его все вместе. Запоминайте, какими словами мы будем его звать: Домовой, домовой, приходи к нам домой!
Повторяйте вместе со мной! Дружно! (Повторяем несколько раз )
Выходит домовой (мальчик, одетый в потёртую жилетку, валенки, шапку – колпак, у него приклеены усы и бородка): - Здр-а-а-сьте! Это вы меня звали?
Учитель: Мы, мы, домовой! Как мы тебе рады! Наверное, каждый из нас впервые видит самого настоящего живого домового?!
Проходи сюда, к печке, здесь тебе будет уютнее.
Расскажи нам что-нибудь о себе!
Домовой: Стихотворение! Вот! Слушайте!
Дед хозяйственный такой-
Старый добрый домовой
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой
Чтобы мир был и лады
Охраняю от беды!
Учитель: Прекрасные стихи! Поблагодарим Домового!
Учитель: Скажи пожалуйста домовой, значит ты - запечный житель?
Домовой: Да, в каждом доме, где есть печка, должен обязательно быть Домовой! Он за печкою живет, сковородки серебрит, да ночью, когда все спят, сладкие сны навевает.
Учитель: А я слышала, что домовые- проказники. Вот оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснется - все съедено. Говорят - домовой доел. Потеряется в доме какая-нибудь вещь - говорят, домовой утащил. Правда это?
Домовой: Да не проказники мы, а помощники. Поищет-поищет человек потерянную вещь, а когда найдет - вспомнит, что сам ее вчера в угол забросил. Вот и запомнит - у каждой вещи в доме своё место должно быть, чтобы ничего не терять и наутро головы не ломать. А насчет того, что мы лакомки - это верно! Любим за хозяевами сковородки подчищать.
Учитель: Зато говорят, никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства.
Домовой: Это верно! Что посуда, что веники, что скатерти всякие – никто лучше нас в этом не разбирается!
Учитель: Домовой, а как ты думаешь, хорошо ли знают домашнее хозяйство наши ребята?
Домовой: Это мы проверим. Вот вам задание-загадку отгадать.
Мать пузата,
Сын - горяч,
А внук - кучеряв.
Учитель: (помогает)
Мать-печка,
Сын-огонь в печке,
Внук-дым из трубы…
Учитель: Больно загадка трудная.
Домовой: Тогда ты загадывай сама.
Учитель задаёт вопросы: 1) Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? ( чугунок)
2) Как называется предмет, которым переворачивают дрова в печке? ( кочерга)
3) Как называлась обувь, сплетённая из коры деревьев? ( лапти )
4) Про какой предмет в крестьянском доме была сложена загадка «Курочка с носком – всякому поклон»? ( рукомойник )
5) В одной русской сказке солдат варил кашу. Из чего? (Из топора)
6)А эта загадка про что? По сеням и так и сяк, а в избу никак. Что это? ( дверь)
7) Веду я внучка по всем комнатам за ручку. ( веник)
Учитель: Молодцы ребята! Хорошо знаете домашнее хозяйство не хуже Домового!
Домовой: Правда хорошо отгадывали!
Учитель, обращаясь к Домовому и гостям:
Много есть у нас талантов –
И певцов и музыкантов
Любим пляску удалую
И частушку огневую!
Будет вам сейчас гармошка
Полтора часа играть.
Наши парни и девчата
Вам частушки напевать.
Частушки исполняют дети.
1 Девочка: Балалайка заиграла,
И пустились ноги в пляс,
Мы весёлые частушки
Пропоём для вас сейчас!
2 Девочка: Истоплю я жарко печку,
Испеку блиночков,
На вечёрку позову
Милого дружочка.
1 Мальчик: Эх, выйду плясать
Ножками задрыгаю,
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
3 Девочка: До чего ж я хороша!
До чего ж пригожа!
Ведь фигурою своею
Я на печь похожа.
2 Мальчик: Мне не надо винегрет,
Мне не надо лечо,
Лучше дайте на обед
Щи из русской печки!
1 Девочка: Лежит Прошка на печи
Ковыряет кирпичи
Ты вставай - ка, Прошка,
Попляши немножко!
2 Девочка: Как у нашего Ивана
Поселились тараканы
В тёпленьком местечке
В валенках на печке.
1 Мальчик: Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора
А за нею чашки
От грязнули – Машки.
3 Девочка: Как у нашего Егора
Пузо стало как пригорок.
Целый день он на печи
Уплетает калачи.
Учитель: (обращаясь к Домовому) Ну как понравились тебе частушки?
Домовой: Да, очень - очень понравились. Молодцы, ребята! Спасибо. Уж давно меня никто так не веселил.
Рассказ об элементах печки.
-Ребята, посмотрите-ка на нашу печку! У неё как и у других печек есть:
ЧЕЛО, ШЕСТОК, УСТЬЕ, ПОДПЕЧЕК, ЗАСЛОНКА, ЛЕЖАНКА, ТОПКА.
Учитель: А теперь следующее испытание для ребят. У русского народа есть не только частушки, в которых упоминается русская печка. А сейчас мы вспомним сказки. Но не все, а только те, в которых упоминается русская печка.
И наш следующий конкурс называется «Отгадай сказку».
Учитель: Я буду зачитывать небольшой отрывок из сказки, а вы должны вспомнить её название. За каждый правильный ответ я даю жетончик.
- «Бежала девочка, бежала: видит – стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу».
(«Гуси – лебеди»)
- «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!», а она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам».
(«Лиса и заяц»)
- «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю».
(«По щучьему велению»)
- «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи».
(«Царевна – лягушка»)
- « Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: «Возьмите меня с собой».
(«Сивка – бурка»)
- «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен».
(«Колобок»)
- Молодцы ребята Хорошо отгадывали!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель:
Следующее задание «Работа русской печки».
Есть такая пословица у русского народа «Хороши щи из русской печи». Но в печи не только готовили еду.
Внимание вопрос! Для чего ещё служила русская печь?
- пекли хлеб
- сушили грибы, ягоды, травы
- на печке грелись и этим лечили простуду
- готовили настои трав, отвары
- на печи спали
- сушили одежду, обувь
- хранили лук
- в печи мылись
- сжигали мелкий хлам
- обогревали избу- главное предназначение печки
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо отвечали на вопросы.
А теперь немного отдохнём и посмотрим сценку.
(Действующие лица: молодой парень Тит, его старушка – мать, его отец, все одеты в простую крестьянскую одежду).
Тит лежит на печке, спит, к нему подходят мать и отец и обращаются:
Дед: Эй, вставай – ка с печки, Тит,
Помоги нам молотить.
( В ответ – храп)
Слышишь, парень, полно спать,
Видишь, как устала мать!
Баба: Видишь, как устал
Да проснись же, наконец!
( В ответ – храп)
Дед: Нелегка в полях работа
Молотили мы до пота.
А сынок наш спит, да спит
Да проснись же, Тит, а Тит!
(Тит просыпается, зевает во весь рот)
Тит: Э – э – э – х! С утра так сладко спится!
Дед: Стыдно, парень, так лениться!
Травки козам накоси,
Воду в кадку наноси.
Баба: Поработай, хоть немножко!
Тит: Где моя большая ложка?
Верно, скоро уж обед?
Где же ложка?
Ложки нет!
Дед: Накорми сперва скотину!
Тит: Накормил бы – больно спину.
Баба: Накорми хотя – бы киску.
Тит: Где моя большая миска?
Сам не емши я с утра.
Есть давно уже пора.
Ой, живот болит опять,
Надо мне ещё поспать!
(Кряхтя и охая, уходит. Дед и баба, качая головами, уходят за Титом).
Учитель: Последний конкурс «Пословицы и поговорки, в которых упоминается печь»
Я приглашаю тех ребят, которые сегодня ещё не выходили к доске. Наша задача – восстановить пословицы и поговорки, чтобы было правильно.
«Хочешь есть калачи - …и печь холодна»
«Съел бы пирог - …так не сиди «На печи не храбрись - …а руки»
«Без работы
«Из одной печи - …а в поле не трусь»
«Не печь кормит - …да не одни калачи»
…да в печи сжёг»
РЕФЛЕКСИЯ раскрашиваем пирожки и вывешиваем их на доску в «тарелку»
Учитель: Ну вот и подходит к концу наша игра. Я уверена, что вы сегодня узнали много нового о жизни наших предков, об их быте. Но конечно больше всего мы сегодня говорили о русской печке. Мы и отгадывали загадки, и вспоминали сказки, и говорили о работе русской печи, вспоминали пословицы. Вы сегодня очень хорошо работали. Молодцы!
Литература
Власова М. Н. Русские суеверия. СПб.: Азбука – классика, 2001.
Давыдова М. А., Агапова И. А. Праздник в школе. М.: Айрис – пресс, 2005.
Русский фольклор / Сост. В. А. Аникин. М.: Художественная литература, 1986.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Сост. Ю. Г. Круглов, М.: Просвещение, 1990.
Пашнина В. М. А у нас – перепляс. Ярославль: Академия развития, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час, посвященный дню матери "При солнышке тепло, при матушке - добро"
Цель:способствовать улучшению взаимоотношений в семье, укрепить в душе учащегося любовь к матери, уважение к женщине. Расширение кругозора ребёнка, совершенствование его творческих способностей,...
Открытый классный час. ТЕМА: «При солнышке тепло - при матери добро».
Открытое мероприятие, посвященное Дню Матери. Данное мероприятие несет в себе воспитательный характер. а также развитие культурного восприятия праздников такого характера, а также ставит цель показать...
Где тепло, там и добро. Литературный турнир (по русским народным сказкам).
Цели:Повторить и закрепить в игровой форме у учащихся знаний о содержании русских народных сказок.Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.Развивать у родителей интер...
При солнышке тепло, при матери добро.
Конспект урока русского языка во 2 классе по УМК " Школа России" ( Канакина).Тема :перенос слов.(закрепление пройденного)...
Классный час "При солнышке -тепло, при матушке добро"
Сценарий классного часа, посвященного Дню Матери. Цель: воспитание любви и уважения к матери. Задачи: сплочение коллектива родителей и учащихся; воспитание духовно – нравственных качеств личности, ч...
Сценарий ко дню матери в начальной школе "При солнышке-тепло, при матери-добро!"
Данный сценарий может использоваться учителями начальной школы....
Классный час, посвященный дню матери "При солнышке тепло, при матушке - добро".
Классный час посвященный дню матери " При солнышке тепло, при матушке-добро". Цель классного часа: воспитать у младшего школьников чувства уважения и любви к самому близкому, верному человеку-ма...