При солнышке тепло, при матери добро.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока русского языка во 2 классе по УМК " Школа России" ( Канакина).Тема :перенос слов.(закрепление пройденного)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
2 КЛАСС
ПЕРЕНОС СЛОВ ( закрепление знаний)
«ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО».
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №6 г. о. Железнодорожный
Куроптева Наталья Борисовна.
Урок русского языка во 2 классе по теме:
Перенос слов. «При солнышке тепло, а при матери добро»
Цель:
Совершенствовать умение обосновывать правило переноса слов и переносить слова по слогам.
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать навыки переноса слов;
развитие умений самоконтроля и взаимоконтроля ( учить учащихся выделять цели работы и соотносить поставленную цель с условиями её достижения, участвовать в коллективном обсуждении).
Развивающие:
обогащать словарный запас детей;
развитие речи, активизация словесно-логического мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие, повышение уровня инициативы и самостоятельности учащихся в организации учебного процесса;
учить умению общаться; пробуждать у детей интерес к познанию родного языка;
развивать устную и письменную речь учащихся, чувство слова, расширить тематический словарь, речевое творчество детей;
Воспитательные:
прививать любовь к русскому языку, как средству самовыражения;
воспитывать уважительное отношение к матери, патриотические чувства, показать особое значение Матери в духовной жизни человека; знакомство со словом мама в литературе как подготовка к восприятию концепта семья.
Планируемые результаты учащихся:
Предметные:
усвоить правила переноса слов;
научиться переносить слова по слогам.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного;
добывать новые знания:
находить ответы на вопросы;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях;
работать в группах и в парах; составлять небольшой рассказ на заданную тему.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предложение ;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
Личностные УУД:
уметь анализировать собственную работу;
уметь оценивать работы других учащихся;
Оборудование:
презентация к уроку, компьютер, толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, задания для работы в группах, ватман, цветная бумага, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями, карточки с текстом для домашнего задания.
Ход урока:
Организация класса.
Прочитайте пословицу:
«Кто не работает, тот не ошибается»
Каким вы думаете, что означают слова этой пословицы?
А вы готовы проверить свои знания?!.
II. Введение в тему урока.
Послушайте стихотворение и подумайте, над какой орфограммой мы будем работать на уроке.
Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенес.
Едва – е-два
И получил за это два.
Укол – у-кол.
И получил за это кол.
Опять – о-пять.
Теперь, наверно, будет пять?
А вы как думаете, будет пять?
Почему?
Как нужно переносить слова?
Подумайте, как нужно разделить для переноса слово едва, укол, опять?
Слово встало в конце строчки
Не хватило слову места
Быстро по слогам дели
С новой строчки допиши.
А теперь порассуждаем, можно ли разделить для переноса слова укол и опять.
Сколько в этих словах слогов?
Почему нельзя делить их для переноса?
Ребята, а как вы думаете зачем люди начали делить слова для переноса?
Как вы думаете, а что мы сегодня будем делать на уроке?
Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я от вас друзья не скрою – ручку я вот так держу,
Сяду прямо – не согнусь, за работу я возьмусь.
Чистописание.
запишите безударную гласную в слове МАЛИНА (а);
последнюю букву в слове ЯНВАРЬ (ь);
первую букву второго слога в слове КАРТИНА (т);
вторую согласную первого слога в слове ЗЕМЛЯНИКА (м)
Составьте слово из данных букв.
Можно его разделить для переноса? Почему?
А теперь прочитайте пословицу на экране. (“При солнышке тепло, а
при матери добро ”)
Как вы понимаете это высказывание?
А что же означает слово “мать”?
Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.
Подготовленный ученик зачитывает статью из словаря.
Мать—
1. Женщина по отношению к её детям.
2. В просторечии Уважительное обращение к пожилой женщине или жене.
Раньше использовались слова: матушка, маманя, мамаша, уменьшительноласкательное –маманюшка, мамашенька и мамашечка.
Учитель.Что пишет Владимир Иванович Даль (русский писатель, собиратель русского народного фольклора, создатель толкового словаря) о слове «мама»:
Ученик читает слова в словаре В.И. Даля.
Мать, мати, матерь, родительница, мама. Мать, в ласкательном виде, переиначено в разных местностях на разные лады: матушка, мамочка, мама, мамонька, маменька, родительница, мать родная.Матушкою чествуют попадью, и всякую женщину в летах.
Мамин,например, голос, В.И. Даль называл маменькин, мамочкин, мамунин, мамусин, материн.
Ласковое обращение к маме: мамочка милая моя, голубушка, сударыня; мамуня, мамуся, мамусь.
Давайте все эти слова запишем в тетрадь, деля их для переноса.
III. Закрепление правила переноса слов.
А сейчас выполним упражнение 112 на стр. 73
Вывод: Какой мы можем сделать вывод о переносе слов?
Физминутка: Солнышко
Дома вы искали пословицы о маме, пользуясь знаниями соберите пословицы.
Чтение пословиц.
Самостоятельная работа.
Слова записаны на карточках, спишите их, деля для переноса.
Используя данные слова, составьте и запишите предложение, которое у вас получилось.
Подчеркните слово, которое нельзя перенести.
( по одному слову для переноса делят на доске.)
Мама, слово, на, самое, тёплое, земле.
Мама, слово, на, самое, главное, земле.
Мама, слово, на, самое, важное, земле.
Чтение получившихся предложений.
Работа в парах:
Сейчас придумаем и допишем ещё по два предложения про маму.
Мама очень……..своих детей.
Она………за них.
Чтение получившихся предложений.
Чтение стихотворения ( заранее подготовлено )
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто ее огорчает —
А добрая мама прощает все это,
Красивая мама все это прощает.
Под грузом забот не сгибаясь,
Она выполняет свой долг терпеливо —
Красива по-своему каждая мама —
Любовью своей материнской красива.
Работа в группах.
Мы подарим мамам целую поляну цветов. На каждом цветочке запишите 2-3 слова, какие качества присущи вашей Маме. Моя мама какая? Расскажите всем.
Для выполнения этого задания разделитесь сейчас на группы и начинайте работу!
Ученики зачитывают слова и «поляны» вывешиваются на доску.
IV. Обобщение.
Какое правило, мы сегодня повторили?
Как можно разделить слова для переноса?
А как вы думаете, кому понравился бы сегодняшний урок?
Конечно, ведь сегодня вы столько тёплых слов сказали о мамах!
Д/з: Вставьте в текст подходящие по смыслу слова. Выпишите их, деля для переноса.
текст на карточках:
Я мамочку очень …. . У неё …. глаза, …. волосы. Моя мамулечка …., ….., ….. . Мы с мамой – лучшие …. .
Итог.
Ребята, спасибо вам за урок! Дома вы составите текст, в котором расскажете, как любите Маму, какая она необыкновенная, красивая и ласковая. Пусть ваши слова будут искренними, теплыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час. ТЕМА: «При солнышке тепло - при матери добро».
Открытое мероприятие, посвященное Дню Матери. Данное мероприятие несет в себе воспитательный характер. а также развитие культурного восприятия праздников такого характера, а также ставит цель показать...
Сценарий ко дню матери в начальной школе "При солнышке-тепло, при матери-добро!"
Данный сценарий может использоваться учителями начальной школы....
Классный час, посвященный Дню матери «При солнышке тепло – при матери добро".
Цель: помочь учащимся в полной мере осмыслить истинное значение слов “мама”, “любовь”, “доброта”; воспитать достойного человека с любовью, чуткостью и заботой относящегося к матери, к женщине....
При солнышке тепло, при матери добро
Праздник, посвящённый Дню матери....
"При солнышке тепло, при матери - добро" (классный час)
Главное слово любого ребенка - МАМА. Слова мама, мать - одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на языке разных народов. Цель классного часа - расширить представления детей о Междунаро...
Внеклассное мероприятие ко Дню матери "При солнышке тепло, при матери добро"
Методическая разработка содержит материал для сценария мероприятия к празднику "День матери"...
Сценарий праздника, посвященный Дню Матери "При солнышке - тепло, при Матери - добро".
Праздник совместно с родителями. Цель проведённого мероприятия: поддержание бережного отношения к женщине-матери, закрепить семейные устои, а также отметить значение в жизни самого главного чело...