При солнышке тепло, при матери добро.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Куроптева Наталья Борисовна

Конспект урока русского языка во 2 классе по УМК " Школа России" ( Канакина).Тема :перенос слов.(закрепление пройденного)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_po_teme.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

  УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА

2 КЛАСС

ПЕРЕНОС СЛОВ ( закрепление знаний)

«ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО».

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6  г. о. Железнодорожный

Куроптева Наталья Борисовна.

Урок русского языка во 2 классе по теме:

 Перенос слов. «При солнышке тепло, а при матери добро»

Цель:

Совершенствовать умение обосновывать правило переноса слов и переносить слова по слогам.

Задачи:

Образовательные:

совершенствовать навыки переноса слов;

развитие умений самоконтроля и взаимоконтроля ( учить учащихся выделять цели работы и соотносить поставленную цель с условиями её достижения, участвовать в коллективном обсуждении).

Развивающие:

обогащать словарный запас детей;

развитие речи, активизация словесно-логического мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие, повышение уровня инициативы и самостоятельности учащихся в организации учебного процесса;

учить умению общаться; пробуждать у детей интерес к познанию родного языка;

развивать устную и письменную речь учащихся, чувство слова, расширить тематический словарь, речевое творчество детей;

Воспитательные:

прививать любовь к русскому языку, как средству самовыражения;

воспитывать уважительное отношение к матери, патриотические чувства, показать особое   значение Матери в духовной жизни человека; знакомство со словом мама в литературе как  подготовка к восприятию концепта семья.

Планируемые результаты учащихся:

Предметные:

усвоить правила переноса слов;

научиться переносить слова по слогам.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного;

добывать новые знания:

находить ответы на вопросы;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы   всего класса.

Коммуникативные УУД:

доносить  свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях;

работать в группах и в парах; составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать своё предложение ;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Личностные УУД:

уметь анализировать собственную работу;

уметь оценивать работы других учащихся;

Оборудование:

 презентация к уроку, компьютер, толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, задания для работы в группах, ватман, цветная бумага, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями, карточки с текстом для домашнего задания.

Ход урока:

Организация класса.

Прочитайте пословицу:

«Кто не работает, тот не ошибается»

Каким  вы думаете, что означают слова этой пословицы?

А вы готовы проверить свои знания?!.

II. Введение в тему урока.

Послушайте стихотворение и подумайте, над какой орфограммой мы будем работать на уроке.

Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенес.

Едва – е-два
И получил за это два.
Укол – у-кол.
И получил за это кол.
Опять – о-пять.
Теперь, наверно, будет пять?

А вы как думаете, будет пять?

Почему?

Как нужно переносить слова?

Подумайте, как нужно разделить для переноса слово едва, укол, опять?

Слово встало в конце строчки
Не хватило слову места
Быстро по слогам дели
С новой строчки допиши.

А теперь порассуждаем, можно ли разделить для переноса слова укол и опять.

Сколько в этих словах слогов?

Почему нельзя делить их для переноса?

Ребята, а как вы думаете зачем люди начали делить слова для переноса?

Как вы думаете, а что мы сегодня будем делать на уроке?

Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я от вас друзья не скрою – ручку я вот так держу,

Сяду прямо – не согнусь, за работу я возьмусь.

Чистописание.

запишите безударную гласную в слове МАЛИНА (а);

последнюю букву в слове ЯНВАРЬ (ь);

первую букву второго слога в слове КАРТИНА (т);

вторую согласную первого слога  в слове ЗЕМЛЯНИКА (м)

Составьте слово из данных букв.

Можно его разделить для переноса? Почему?

А теперь прочитайте пословицу на экране. (“При солнышке тепло, а

при матери добро ”)

Как вы понимаете это высказывание?

А что же означает слово “мать”?

Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.

Подготовленный ученик зачитывает статью из словаря.

Мать—

1. Женщина по отношению к её детям.
2. В просторечии Уважительное обращение к пожилой женщине или жене.
Раньше использовались слова: матушка, маманя, мамаша, уменьшительноласкательное –маманюшка, мамашенька и мамашечка.

Учитель.Что пишет Владимир Иванович Даль (русский писатель, собиратель русского народного фольклора, создатель толкового словаря) о слове «мама»:

Ученик читает слова в словаре В.И. Даля.

Мать, мати, матерь, родительница, мама. Мать, в ласкательном виде, переиначено в разных местностях на разные лады: матушка, мамочка, мама, мамонька, маменька, родительница, мать родная.Матушкою чествуют попадью, и всякую женщину в летах.

Мамин,например, голос, В.И. Даль называл маменькин, мамочкин, мамунин, мамусин, материн.

Ласковое обращение к маме: мамочка милая моя, голубушка, сударыня; мамуня, мамуся, мамусь.

Давайте все эти слова запишем в тетрадь, деля их для переноса.

III. Закрепление правила переноса слов.

А сейчас выполним упражнение  112 на стр. 73

Вывод: Какой мы можем сделать вывод о переносе слов?

Физминутка:  Солнышко

Дома вы искали пословицы о маме, пользуясь знаниями соберите пословицы.

Чтение пословиц.

Самостоятельная работа.

Слова записаны на карточках, спишите их, деля для переноса.

Используя данные слова, составьте и запишите предложение, которое у вас получилось.

Подчеркните слово, которое нельзя перенести.

( по одному слову для переноса делят на доске.)

Мама, слово, на, самое, тёплое, земле.

Мама, слово, на, самое, главное, земле.

Мама, слово, на, самое, важное, земле.

Чтение получившихся предложений.

Работа в парах:

Сейчас придумаем  и допишем ещё по два предложения про маму.

Мама очень……..своих детей.

Она………за них.

Чтение получившихся предложений.

Чтение стихотворения ( заранее  подготовлено )

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает —

А добрая мама прощает все это,

Красивая мама все это прощает.

Под грузом забот не сгибаясь,

Она выполняет свой долг терпеливо —

Красива по-своему каждая мама —

Любовью своей материнской красива.

Работа в группах.

Мы подарим  мамам целую поляну цветов. На каждом цветочке запишите 2-3 слова, какие качества присущи вашей Маме. Моя мама какая? Расскажите всем.

Для выполнения этого задания разделитесь сейчас на группы и начинайте работу!

Ученики зачитывают слова и «поляны» вывешиваются на доску.

IV. Обобщение.

Какое правило, мы сегодня повторили?

Как можно разделить слова для переноса?

А как вы думаете, кому понравился бы сегодняшний урок?

Конечно, ведь сегодня вы столько тёплых слов сказали о мамах!

Д/з:     Вставьте в текст подходящие по смыслу  слова. Выпишите их, деля для переноса.

 текст на карточках:

Я мамочку очень …. . У неё …. глаза, …. волосы. Моя мамулечка …., ….., ….. . Мы с мамой – лучшие …. .

Итог.

Ребята, спасибо вам за урок! Дома вы составите текст, в котором расскажете, как любите Маму, какая она необыкновенная, красивая и ласковая. Пусть ваши слова будут искренними, теплыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час. ТЕМА: «При солнышке тепло - при матери добро».

Открытое мероприятие, посвященное Дню Матери. Данное мероприятие несет в себе воспитательный характер. а также развитие культурного восприятия праздников такого характера, а также ставит цель показать...

Сценарий ко дню матери в начальной школе "При солнышке-тепло, при матери-добро!"

Данный сценарий может использоваться учителями начальной школы....

Классный час, посвященный Дню матери «При солнышке тепло – при матери добро".

Цель: помочь учащимся в полной мере осмыслить истинное значение слов “мама”, “любовь”, “доброта”; воспитать достойного человека с любовью, чуткостью и заботой относящегося к матери, к женщине....

При солнышке тепло, при матери добро

Праздник, посвящённый Дню матери....

"При солнышке тепло, при матери - добро" (классный час)

Главное слово любого ребенка - МАМА. Слова мама, мать - одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на языке разных народов. Цель классного часа - расширить представления детей о Междунаро...

Внеклассное мероприятие ко Дню матери "При солнышке тепло, при матери добро"

Методическая разработка содержит материал для сценария мероприятия к празднику "День матери"...

Сценарий праздника, посвященный Дню Матери "При солнышке - тепло, при Матери - добро".

Праздник совместно с родителями.  Цель проведённого мероприятия: поддержание бережного отношения к женщине-матери, закрепить семейные устои, а также отметить значение в жизни самого главного чело...