Азбука-ступенька к мудрости
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Литературно-музыкальная композиция проводится в рамках проекта «Азбука – ступенька к мудрости» по окончанию букварного периода обучения грамоте. Учащиеся демонстрируют свои знания по чтению: умение читать, рассказывать весёлые стихи про буквы, выполнять занимательные задания по чтению. В сценарий включены несколько игр для первоклассников.
Данная разработка включает в себя сценарий праздника и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_-stupenka_k_mudrosti.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2» г. Балаково Саратовской области
Методическая разработка
литературно-музыкальной композиции
«Азбука – ступенька к мудрости»
Авторы сценария:
Додонова Надежда Геннадьевна, учитель начальных классов;
Евдокимова Оксана Юрьевна, учитель начальных классов;
Иванова Екатерина Семеновна, учитель начальных классов;
Милькина Наталия Ермолаевна, учитель начальных классов;
Цель: обобщение знаний обучающихся о звуках и буквах русского языка в игровой форме
Задачи:
- развивать познавательную активность и творческие способности детей, мыслительные операции в ходе игры;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам.
Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, карточки с буквами.
Ход мероприятия
Учитель: Слайд 1 Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный праздник. Мы закончили изучать первую школьную книгу – «Азбуку». А ведь прошло совсем немного времени с того момента, когда вы переступили порог нашей гимназии.
1-й ученик. Слайд 2
В день осенний, в день чудесный,
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
2-й ученик.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам, строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
3-й ученик.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
4-й ученик:
Всё хорошее у нас называют первый класс.
Пассажиры без опаски отправляются в полёт,
Если лётчик первоклассный – первоклассный самолёт.
Первоклассный педагог, с первоклассниками строг;
Отложите-ка игрушки, начинается урок.
Учитель: За это время вы очень выросли, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Давайте проверим, чему нас научила Азбука.
5 ученик: Слайд 3
«Азбука» – первая книга моя.
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.
6-й ученик:
Я в «Азбуку» впервые вник, читая по слогам.
Потом прочту я сотни книг к сознательным годам.
И я пойму: без «Азбуки» –
Вся жизнь проходит зря!
7-й ученик:
Мы прочитаем хороших книг немало.
Пускай года пройдут и много, много лет.
Нам « Азбука» хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей.
8-й ученик:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Учитель: Слайд 4
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим ...(Все дети) - Звуки!
Звуки эти разные — Гласные, согласные.
9-й ученик:
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу - звать и аукать,
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
10- й ученик: Слайд 5
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь
Учитель: ( показывая букву) Слайды 6-9
С - с - с... - змеиный слышен свист
Ш - ш - ш ... - шуршит опавший лист
Ж - ж - ж ... - шмели в саду жужжат
Р - р - р ... - моторы тарахтят
11- й ученик:
Дружат гласные с согласной.
Составляют вместе слог. Слайд 10
Ма и ша, а вместе Маша
К нам явились на урок.
12- й ученик:
Если слоги встанут рядом -
Получаются …слова
Ты - и - ква, а вместе тыква, Слайд 11
Со – и - ва, всего … сова.
Учитель:
Соединили мы два слова –
И предложение готово. Слайд 12
Дождь идет. Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
13-й ученик:
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать .
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Учитель: Слайд 13 Составьте слова из слогов (по, вар, ре, на, па, сос, ки)
Учитель: Отгадайте ребусы. Слайды 14-17 (стул, волк, парта, узор)
- Сценка. Буква «ЭР» Слайд 18
Рассказчик: Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.
Это наша Азбука (Обращается к первокласснику)
Хочешь многое узнать-
Научись, малыш, читать.
Первоклассник (недовольно отвернувшись)
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Рассказчик. Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотою не владеешь-
Подключиться толку нет:
Насмешишь ты целый свет!
Первоклассник (возмущённо).
Как же так! Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Рассказчик (показывает на вошедшую букву Р) Эту тоже?
Первоклассник Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед вами буква «рэ».
Буква Р. (топает ногами)
Я не рэ, не рэ, не рэ,
Надо звуки, надо звуки,
Надо звуки различать.
Ты меня найдёшь в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом-
Вот тигриным, например.
Моё имя – буква «эр»!
Первоклассник (смущённо).
Извините. Я не знал,
Но я правильно читал… (Буква Р уходит)
Рассказчик Да, читать – это полдела.
Потруднее написать.
Надо звуки, звуки знать
Надо звуки различать. Слайд 19
Учитель: Назовите слова с твёрдым согласным звуком [р].
Но иногда буквы играют с нами в прятки.
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом,
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
- Игра «Звук заблудился» Слайды 20-25
1: На виду у детворы крысу красят маляры
(Да не крысу, а крышу. Озорницы буквы “эс” и “ша”).
2: Говорят: один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючке попался дом (сом).
3. На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву
4. Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
5: Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб)
6: На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран (банан)
Учитель: Ребята, Буратино ещё не все буквы выучил и обращается к вам за помощью.
Слайд26 (Загадки про буквы загадывают дети, отгаданную букву показывают на карточке)
- Утром на траве росою
Эта буква заблестит.
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.
Что за буква? (Буква Р) - С этой буквой добрым другом
Долгою дорогой в дом.
День за днём на зло недугам
Даже под дождём идём.
Что за буква? (Буква Д) - Эту букву паровоз
На своей трубе привёз..
Губы вытяни в трубу
И получишь букву …(У) - Эта буква бодрым шагом,
В бой идёт под барабан.
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.
Что за буква? (Буква Б.) - Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может,
Ну а в мае на берёзе
Жук её узнать поможет.
Что за буква? (Буква Ж) - Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок
Ты эту букву знаешь, а?
Перед тобою буква ... (А)
Учитель:
Вот все буквы перед вами.
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.
Ребята, какое слово получилось?
Буквы выстраиваются в слово «Дружба».
Учитель:
Получилось слово – «дружба».
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье,
Будет по плечу всегда.
- Песня «Вместе весело шагать»
Учитель: Хором хорошо не только петь, но и отгадывать сказки. Знаете ли вы сказочных героев? (дети называют сказочных героев, которые появляются на экране) Слайд 28
Они из сказки – ты их знаешь,
Если вспомнишь, отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж
Сказку заново прочтёшь!
Отвечайте дружно, хором, о каких сказках идёт речь?
- Укатился он из дома
По дороге незнакомой.
Ты узнал его, дружок?
Это – самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный … (Колобок.)Слайд 29 - Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай.
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке … (Снежная Королева.) Слайд 30 - Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется … (Три поросёнка.)Слайд 31 - Такое лишь в сказке волшебной случается:
Карета из тыквы большой получается!
В чудесном наряде, легка, словно пёрышко,
Со сказочным принцем знакомится … (Золушка)Слайд 32 - Понедельник и Среда, Вторник и Суббота
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она … (Белоснежка и 7 гномов.) Слайд 33
Учитель: Слайд 34
Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
- Песня: «Азбука» Слайд 35
Учитель: Слайд 36 Мы сегодня прощаемся с Азбукой. Вы научились читать, писать. Дальше принимают эстафету другие учебники, которым Азбука уступает место. И мы не сомневаемся, что вы готовы к путешествию в страну ЛИТЕРАТУРИЮ и страну РУССКОГО ЯЗЫКА. Слайд 37
14-й ученик
Свежий ветер напевает
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо – паруса.
Посреди любой страницы
Оживают чудеса.
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!
Но, читая дни и ночи
И плывя по морю строчек
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки-
Замечательные книжки-
Замечательную жизнь!
15-й и 16-й ученики
Мы простимся с «Азбукой»,
И рукой помашем,
И спасибо много раз
Дружно хором скажем!
Учитель: В народе говорят: «Азбука – ступенька к мудрости». Вы одолели первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и желаю с честью преодолеть новые ступеньки на пути к мудрости.
Список литературы.
- Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, тетрадям по чтению и тетрадям по письму – Самара: Издательский дом «Федоров»:Издательство «Учебная литература», 2013
- Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради по чтению к Азбуке. – 7-е изд., доп. – Самара: Издательский дом «Федоров»:Издательство «Учебная литература», 2013
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю. Г. Круглов. – М. : Просвещение,1990.
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 6-7 лет: в 2-х частях, М.: Издательство РОСТ, 2013
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления – М. : Астрель: АСТ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая программа "Книга - к мудрости ступенька"
программа для первоклассников и их родителей. Цель: привить любовь к чтению....
"Мудрость воспитания"
Родительское собрание в 4 классе...
родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"
беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...
презентация к родительскому собранию "Мудрость воспитания"
презентация к родительскому собранию "Мудрость воспитания"...
Внеклассное мероприятие "Азбука - ступенька к мудрости"
Разработка внеклассного мероприятия прощания с азбукой....
«АЗБУКА- ступенька к мудрости»
Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными...
«АЗБУКА- ступенька к мудрости»
Первая добрая книжка для многих наших детей – Букварь. Он учит нас доброму, светлому и хорошему. В презентации предоставлены увлекательные и интересные игры- загадки для детей, которые делают пр...