Азбука-ступенька к мудрости
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Литературно-музыкальная композиция проводится в рамках проекта «Азбука – ступенька к мудрости»  по окончанию букварного периода обучения грамоте. Учащиеся демонстрируют свои знания по чтению: умение читать, рассказывать весёлые стихи про буквы, выполнять занимательные задания по чтению. В сценарий включены несколько игр для первоклассников.

Данная разработка включает в себя сценарий праздника и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_-stupenka_k_mudrosti.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №2» г. Балаково Саратовской области

Методическая разработка

литературно-музыкальной композиции

 «Азбука – ступенька к мудрости»

Авторы сценария:

Додонова Надежда Геннадьевна, учитель начальных классов;

Евдокимова Оксана Юрьевна, учитель начальных классов;

Иванова Екатерина Семеновна, учитель начальных классов;

Милькина Наталия Ермолаевна, учитель начальных классов;

        

Цель: обобщение знаний обучающихся о звуках и буквах русского языка в игровой форме

Задачи: 

  • развивать познавательную активность и творческие способности детей, мыслительные операции в ходе игры;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес  к книгам.

Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, карточки с буквами.

Ход мероприятия

Учитель: Слайд 1  Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный праздник. Мы закончили изучать первую школьную книгу – «Азбуку». А ведь прошло совсем немного времени с того момента, когда вы переступили порог нашей гимназии.

1-й ученик. Слайд 2

В день осенний, в день чудесный,
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.

2-й ученик.

Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам, строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!

3-й ученик.

Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.

4-й ученик:

Всё хорошее у нас называют первый класс.
Пассажиры без опаски отправляются в полёт,
Если лётчик первоклассный – первоклассный самолёт.
Первоклассный педагог, с первоклассниками строг;
Отложите-ка игрушки, начинается урок.

Учитель: За это время вы очень выросли, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Давайте проверим, чему нас научила Азбука.

5 ученик: Слайд 3

«Азбука» – первая книга моя.
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.

6-й ученик:

Я в «Азбуку» впервые вник, читая по слогам.
Потом прочту я сотни книг к сознательным годам.
И я пойму: без «Азбуки» –
Вся жизнь проходит зря!

7-й ученик:

Мы прочитаем хороших книг немало.
Пускай года пройдут и много, много лет.
Нам « Азбука» хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей.

8-й ученик:  

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

Учитель: Слайд 4

  Ель, топор, лопата, руки –

  В каждом слове слышим ...(Все дети) - Звуки!

  Звуки эти разные —   Гласные, согласные.

9-й ученик:

  Гласные тянутся в песенке звонкой.

  Могут заплакать и закричать,

  В темном лесу - звать и аукать,

  И в колыбельке сестренку баюкать,

  Но не желают свистеть и ворчать.

10- й ученик: Слайд 5

  А согласные согласны

  Шелестеть, шептать, скрипеть,

   Даже фыркать и шипеть,

   Но не хочется им петь

Учитель: ( показывая букву) Слайды 6-9

 С - с - с... - змеиный слышен свист

 Ш - ш - ш ... -  шуршит опавший лист

 Ж - ж - ж ... -  шмели в саду жужжат

Р - р - р ... -  моторы тарахтят

11- й ученик:

Дружат гласные с согласной.

Составляют вместе слог. Слайд 10

Ма и ша, а вместе Маша

 К нам явились на урок.

12- й ученик:

Если слоги встанут рядом -

 Получаются …слова

 Ты - и - ква, а вместе тыква, Слайд 11

 Со – и - ва, всего … сова.

Учитель:

Соединили мы два слова –

 И предложение готово. Слайд 12

 Дождь идет. Гремит гроза.

  Улетела стрекоза.

13-й ученик:

Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, считать .

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.

Учитель: Слайд 13  Составьте слова из слогов (по, вар, ре, на, па, сос, ки)

Учитель: Отгадайте ребусы. Слайды 14-17  (стул, волк, парта, узор)

  • Сценка. Буква «ЭР» Слайд 18

 Рассказчик: Эта книга всем нужна:

                    Учит грамоте она.

Это наша Азбука (Обращается к первокласснику)

                     Хочешь многое узнать-

                     Научись, малыш, читать.

Первоклассник (недовольно отвернувшись)

                      И зачем было идти?

                      Я читаю лет с пяти.

                      Нужен этот первый класс!

                      Ухожу домой сейчас,

                      Попрошу купить компьютер,

                      Буду целый день играть,

                      В Интернет письмо писать.

Рассказчик. Подожди, не торопись,

                     Лучше к школе приглядись,

                     А уйти всегда успеешь

                     И включиться в Интернет.

                     Грамотою не владеешь-

                     Подключиться толку нет:

                     Насмешишь ты целый свет!

Первоклассник (возмущённо).

                      Как же так! Ведь я читаю,

                      Цифры знаю, буквы знаю.

Рассказчик (показывает на вошедшую букву Р)     Эту тоже?

Первоклассник   Ну а как же?!

                    Скажет каждый во дворе:

                    Перед вами буква «рэ».

Буква Р.  (топает ногами)

                    Я не рэ, не рэ, не рэ,

                    Надо звуки, надо звуки,

                    Надо звуки различать.

                    Ты меня найдёшь в «горах»,

                   «Тундре», «речке», «берегах».

                    Рокочу я громким громом

                    И реву звериным рёвом-

                    Вот тигриным, например.

                     Моё имя – буква «эр»!

Первоклассник  (смущённо).

                   Извините. Я не знал,

                   Но я правильно читал…    (Буква Р уходит)

Рассказчик   Да, читать – это полдела.

                      Потруднее написать.

                      Надо звуки, звуки знать

                       Надо звуки различать. Слайд 19

Учитель: Назовите слова с твёрдым согласным звуком [р].

Но иногда буквы играют с нами в прятки.

Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом,
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

  • Игра «Звук заблудился»    Слайды 20-25

1: На виду у детворы крысу красят маляры

(Да не крысу, а крышу. Озорницы буквы “эс” и “ша”).

2: Говорят: один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючке попался дом (сом).

3. На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву

4. Жучка будку (булку) не доела;

Неохота, надоело.

5: Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб)

6: На островок налетел ураган.

На пальме остался последний баран (банан)

Учитель: Ребята, Буратино ещё не все буквы выучил и обращается к вам за помощью.

Слайд26    (Загадки про буквы загадывают дети, отгаданную букву показывают на карточке)

  1. Утром на траве росою
    Эта буква заблестит.
    А под вечер на крылечке
    Рядом громко зарычит.
    Что за буква? (Буква Р)
  2. С этой буквой добрым другом
    Долгою дорогой в дом.
    День за днём на зло недугам
    Даже под дождём идём.
    Что за буква? (Буква Д)
  3. Эту букву паровоз
    На своей трубе привёз..
    Губы вытяни в трубу
    И получишь букву …(У)
  4. Эта буква бодрым шагом,
    В бой идёт под барабан.
    И бодает буква букву,
    Будто баловник баран.
    Что за буква? (Буква Б.)
  5. Эта буква на морозе,
    Как оса ужалить может,
    Ну а в мае на берёзе
    Жук её узнать поможет.
    Что за буква? (Буква Ж)
  6. Вот два столба наискосок,
    А между ними – поясок
    Ты эту букву знаешь, а?
    Перед тобою буква ... (А)

Учитель:

Вот все буквы перед вами.
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.
Ребята, какое слово получилось?

Буквы выстраиваются в слово «Дружба».

Учитель:

Получилось слово – «дружба».
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье,
Будет по плечу всегда.

  • Песня «Вместе весело шагать»

Учитель: Хором хорошо не только петь, но и отгадывать сказки. Знаете  ли вы сказочных героев? (дети называют сказочных героев, которые появляются на экране) Слайд 28

Они из сказки – ты их знаешь,
Если вспомнишь, отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж
Сказку заново прочтёшь!

Отвечайте дружно, хором, о каких сказках идёт речь?

  1. Укатился он из дома
    По дороге незнакомой.
    Ты узнал его, дружок?
    Это – самый непослушный,
    Говорливый, простодушный
    И румяный …
    (Колобок.)Слайд 29
  2.  Налетела злая вьюга,
    Герда потеряла друга.
    В царство льда умчался Кай.
    Герда, Герда, выручай!
    Вьюга кружит вправо, влево
    В сказке …
    (Снежная Королева.) Слайд 30
  3.  Кто работать не хотел,
    А играл и песни пел?
    К братцу третьему потом
    Прибежали в новый дом.
    От волка хитрого спаслись,
    Но долго хвостики тряслись.
    Сказка известна любому ребёнку
    И называется …
    (Три поросёнка.)Слайд 31
  4. Такое лишь в сказке волшебной случается:
    Карета из тыквы большой получается!
    В чудесном наряде, легка, словно пёрышко,
    Со сказочным принцем знакомится …
    (Золушка)Слайд 32
  5.  Понедельник и Среда, Вторник и Суббота
    Гномов этих имена,
    Верю, помнит кто-то.
    С этой сказкою, друзья,
    Вы давно знакомы.
    Называется она …
    (Белоснежка и 7 гномов.) Слайд 33

Учитель:   Слайд 34

Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.

  • Песня: «Азбука» Слайд 35

Учитель: Слайд 36  Мы сегодня прощаемся с Азбукой. Вы научились читать, писать. Дальше принимают эстафету другие учебники, которым Азбука уступает место. И мы не сомневаемся, что вы готовы к путешествию в страну ЛИТЕРАТУРИЮ и страну РУССКОГО ЯЗЫКА. Слайд 37

14-й ученик

Свежий ветер напевает

                    Дальних странствий голоса,

                    Он страницы раздувает,

                    Словно чудо – паруса.

                    Посреди любой страницы

                    Оживают чудеса.

                    Не слипаются ресницы,

                    Разбегаются глаза!

                    Но, читая дни и ночи

                    И плывя по морю строчек

                    Курса верного держись!

                    И тогда откроют книжки-

                    Замечательные книжки-

                    Замечательную жизнь!

15-й  и 16-й ученики

Мы простимся с «Азбукой»,
И рукой помашем,
И спасибо много раз
Дружно хором скажем!

Учитель: В народе говорят: «Азбука – ступенька к мудрости». Вы одолели первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и желаю  с честью преодолеть  новые ступеньки на пути  к мудрости.

Список литературы.

  1. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, тетрадям по чтению и тетрадям по письму – Самара: Издательский дом «Федоров»:Издательство «Учебная литература», 2013
  2. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради по чтению к Азбуке. – 7-е изд., доп. – Самара: Издательский дом «Федоров»:Издательство «Учебная литература», 2013
  3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю. Г. Круглов. – М. : Просвещение,1990.
  4. Соколова Т.Н. Школа развития речи: курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 6-7 лет: в 2-х частях, М.: Издательство РОСТ, 2013
  5. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления – М. : Астрель: АСТ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Книга - к мудрости ступенька"

программа для первоклассников и их родителей. Цель: привить любовь к чтению....

"Мудрость воспитания"

Родительское собрание в 4 классе...

родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"

беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...

презентация к родительскому собранию "Мудрость воспитания"

презентация к родительскому собранию "Мудрость воспитания"...

Внеклассное мероприятие "Азбука - ступенька к мудрости"

Разработка внеклассного мероприятия прощания с азбукой....

«АЗБУКА- ступенька к мудрости»

Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными...

«АЗБУКА- ступенька к мудрости»

Первая добрая книжка для многих наших детей – Букварь. Он учит нас доброму, светлому и хорошему. В презентации предоставлены увлекательные и интересные игры- загадки для детей, которые делают пр...