«Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детушек»
классный час (4 класс) по теме

Балалыкина Ольга Ивановна

Пробуждение у детей интереса к истории народа, его культуре, быту, обычаям и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik.docx396.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника в начальной школе

«Не красен день без солнышка,

 не мила жизнь без малых детушек»

Цели:

  1. Пробуждение у детей интереса к истории народа, его культуре, быту, обычаям и традициям.
  2. Расширение и углубление знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора.
  3. Воспитание гражданственности и национального самосознания младших школьников, чувства уважения и любви к прошлому своей родины.

Оборудование: оформление крестьянской избы, плакаты с наименованием  жанров детского фольклора, кукла, люлька, атрибуты народного костюма.

Ход  занятия:

Учитель:

В народе бытует мнение, что человек прожил жизнь не зря, если посадил дерево, построил дом и вырастил сына. О чём сегодня пойдёт разговор, вы узнаете, если внимательно прочитаете пословицу:

НЕ КРАСЕН ДЕНЬ БЕЗ СОЛНЫШКА, НЕ МИЛА ЖИЗНЬ БЕЗ МАЛЫХ ДЕТУШЕК.

Раньше крестьянские семьи были многочисленными. Вероятно, поэтому родственную единокровную группу людей и стали называть словом-семья-7я (по количеству человек).

Сегодня мы совершим историческое путешествие вглубь веков. Для этого проходите все в горницу и садитесь за общий стол.

(Все участники праздника и гости садятся на лавки вокруг стола.)

Ведущий 1:

Собрались мы, не на почётен пир, а на беседу добрую да складную. Чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась беседа наша речью плавною.

Ведущий 2:

 А ещё хотим  пожелать вам, чтоб участвовали вы в нашей беседе и внимательно слушали. Всё, что услышите, дошло до нас от ваших прабабушек и прадедушек.

Учитель:

Представьте себе, что мы все - одна семья. В нашей семье радость - скоро в ней появится малыш. Все с нетерпением будем ждать этого дня, будем к нему готовиться.

- Как вы считаете, что предпринимали до рождения ребёнка? Как к этому событию готовились раньше?

(Ответы присутствующих.)

-Нужно приготовить люльку (колыбель) для новорождённого.

-Как могла выглядеть колыбелька? Нарисуйте её на приготовленных заранее альбомных листах.

(Работа выполняется в группах с последующим обсуждением рисунков).

-А вот и настоящая люлька, в которой выросло ни одно поколение людей (показ).

Рассказ о люльке.

(Рассказ сопровождается демонстрацией: один ученик рассказывает, а другой показывает).

Люльку вешали на верёвке на гвоздик возле прялки, чтобы прясть и качать дитя одновременно. Сверху накрывали занавесочкой, завязанной наверху, чтобы мухи не летели, солнце не светило. Иногда вешали шаль. Вниз на досочки соломки постелят, поверх какие-нибудь стилки, кто телогреечку положит или тряпочки, у кого что было. Маленькую подушечку кто ватой набил, кто пёрышками.

                                                           Выбор имени.

Учитель:

-Вот и настал день, когда в семье родился ребёнок. Сначала его клали на печку на подушечку, а только потом в люльку. (Показ куклы, которую запеленали в одеяльце).

-Что необходимо дать при рождении новому человеку?

Рассказ «Имена в Древней Руси»

Учащийся 1:

В Древней Руси имён было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали имена наиболее характерные признаки или внешние особенности. Например, Балагур, Светлана, Чернава.

Учащийся 2:

 Были имена, которые часто отражали порядок появления детей. Например, Первый, Старшой, Вторуня, Третьяк.

Учащийся 3:

Отдельные имена характеризовали время рождения ребёнка. Например, Зима, Вешняк.

Учащийся 1:

Были имена, Связанные с явлениями природы (Метелица, Вьюжица).

Учащийся 2:

 Другие имена отражали какие-либо особенности новорождённых: Пискун, Прыгун, Лобик.

Учащийся 3:

 Часто при рождении ребёнка, выбирали имя, которое имелось в церковном календаре.

Учитель:

 По этой причине иногда случались всякие нелепые случаи. Один из них описан в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

«Родился Акакий Акакиевич против ночи, на 23 марта… Родильнице предоставили на выбор любое из трёх (имён), какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребёнка во имя мученика Хоздазата. Нет,- подумала мать,- имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула, Варахасий. «Вот это наказание,- проговорила мать,- какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала такие. Пусть бы ещё Варадат или Варух, а то Трифилий или Варахасий». Ещё переворотили страницу-вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу,- сказала родительница,-что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом, и произошёл Акакий Акакиевич».

- А у нас девочка. Нравиться она вам, люба? Вот и назовём её Любава.

- А, что обозначают ваши имена?

(Выступления учащихся).

Любит Ксения гостей,

Добротой от Ксюши веет.

Вкусных лакомств и сластей

Для подружек не жалеет.

Алина - добрая душа.

Всем спешит помочь

И собою хороша,

Ласковая дочь.

Виталий - «жизненный».

Алексей – «защитник».

Геннадий – «благородный».

Дмитрий – «земледелец».

Дали нашей девочке имя, это событие надо отметить.

- Как? Конечно же, гулянием да пляской.

(Музыкальные номера, приготовленные заранее на русский народный мотив).

Колыбельная песня.

Ведущий 1:

-Первое, что слышит младенец из уст матери - это колыбельная песня.

Ведущий 2:

- Колыбельная песня, прежде всего, отражает мысли и чувства матери, поглощённой уходом за ребёнком.

Учитель:

- Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают хворостиной, колотушкой, волком и таинственной  букой, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновок.

Сейчас мы это и услышим в вашем исполнении.

(Учащиеся,  качая колыбель,  поют песенку для куклы - Любавы).

  1. Баю, баюшки, баю,

      Колотушек надаю,

      Кылатушечка мала,

      Тебе по носу дала.

2.   Котик – коток,

      Что ты ходишь без порток?

      А на што мине портки,

      Мои ножки коротки.

 

       3.   Ходит коток по лавочке,

       Водит  Любочку за лапочки,

       А я этому коту

       За работу заплачу:

       Дам кувшинчик молока,

       Да кусочек пирога.

Учитель:  (Сопровождает свой рассказ показом).

-Нередко матери обращались по ночам за помощью к своим детям постарше.

-Ксюша и Алина, вы детушки-погодушки. Качайте малую по очереди. Сегодня твоя очередь, Ксюша, лежи на печи, глазки спят, а ушки слушают.

Мать сидит ночью, прядёт. Одну верёвку привяжет к люльке, а вторым концом дочери за руку.

Вторую верёвку привяжет к ноге, а конец верёвки положит рядом с собой. Ребёнок заплачет, мать наклонится, верёвку возьмёт и начинает дёргать дочь за ногу, чтобы проснулась. А дочь сама ещё  мала (5 лет). Так с пяти лет и нянчили старшие своих младших братьев и сестёр. Начиная рукой дёргать верёвку туда-сюда, люльку качать.

Если маленький ребёнок плакал всю ночь напролёт, его носили под насест курятника и говорили «Куры, куры, возьмите криксы дневные, ночные и полуночные». После этого ребёнок переставал плакать.

Пестушки.

Учитель:

Малыш подрастает и слышит пестушки, потешки, прибаутки.

Пестушка исполнялась в процессе действий, которые выполнял маленький ребёнок со взрослыми. Пестушка учит малыша понимать человеческую речь, выполнять различные жесты, движения, которыми руководит слово. Слово взрослого даёт команду, а ребёнок должен под эту команду сделать какие-то движения. Постепенно ребёнок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.

Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и поднимают на голову ребёнка:

                Ладушки, ладушки,

                Где были?- У бабушки.

                Что ели?- Кашку.

                Что пили?- Бражку.

                Попили, поели,

                У-у-у,  полетели,

                На головушку сели.

В середине ладошки кружат указательным пальцем, приговаривая:

                Сорока, сорока,

                Где была?- Далёко.

                Кашку варила,

                Деток кормила.

Потом, указывая на каждый палец ручки, начиная с большого, приговаривают:

                 Этому дала,

                 Этому дала,

                 Этому дала,    

                 И этому дала,

и, останавливаясь на мизинце, добавляют:

                 А этому не дала.

                 Водичку не носил,

                 Дрова не рубил,

                 Печку не топил.

Потешки.

Ведущий 1:

Пестушка перерастает в потешку. Малыш вырос, научился ходить. Пора приучать его к труду.

                   Тра-та-та, тра-та-то

                    Положите решето,

                    Мучки просейте,

                    Пирожки затейте

                    С гречневой кашей

                    Пироги для Любаши.

Ведущий 2:

А какой малыш любит умываться или расчёсывать волосы? И тут на помощь приходит потешка.

                      Водичка, водичка,

                      Умой моё личико,

                      Чтоб глазки блестели,

                      Чтоб щёчки краснели,

                      Чтоб смеялся роток,

                      Чтоб кусался зубок!

Учитель:

В глубокой древности слова потешки не столько «потешали» сколько «заклинали»; люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённое слово-заклинание может повлиять на природу, например, заставить расти волосы:

                      Расти, коса, до пояса,

                      Не вырони ни волоса…

Или

                       Как с гуся вода с Любавушки худоба,

                       Под ясень воду под дубовую колоду.

Прибаутки.

Прибаутка-маленькая сказочка в стихах в вопросно-ответной форме. Что ни прибаутка, то своя история.

                       Козлик на базар ходил,

                       Козлик косу купил.

                      -На что ему коса?

                      -Мураву-траву косить.

                      -На что траву косить?

                      -Доброго коня кормить.

                      -На что коня кормить?

                      -Дубовый лес возить.

                      -На что лес возить?

                      - Через речку мост мостить.

                      -На что мост мостить?

                      -В гости к козыньке ходить.

Небылицы.

Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение, рисует необычные, небывалые картины жизни.

                        А где это видано

                        И в какой деревне слыхано,

                        Чтобы курочка бычка родила,

                        Поросёночек яичко снёс

                        Да на полочку унёс.

                        А полочка обломилась

                        И яичко разбилось,

                        Овечка расквохталась,

                        Кобылка раскудахталась,

                         Ох,  куда-куда-кудак,

                         Не бывало у нас так!

Итог занятия:

-Сейчас прозвучали различные жанры устного народного творчества. Назовём их ещё раз. Все они являются детским фольклором. Всё это сопровождало детей в раннем возрасте. По мере того, как дети подрастали в их жизнь входили другие жанры народного творчества (скороговорки, считалки, дразнилки и т. д.)

Как видим много хлопот доставляли дети своим родителям. С воспитанием детей связаны и некоторые пословицы. Прочитайте их и объясните.

  1. Детишек воспитать - не курочек пересчитать.
  2. Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец.

-Наш праздник подходит к концу.

-Считаете ли вы сегодняшний наш разговор полезным? Что для себя взяли на заметку?  (Высказывания детей).

Ведущий 1:

                         Слава русской старине!

                         Слава нашей стороне!

                         А преданья старины

                         Забывать мы не должны.

F:\Изображение.jpg

F:\Изображение0001.jpg

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Милый сердцу уголок - моя малая родина"

Классный час по краеведению (3 класс)...

Классный час «Милый сердцу уголок - моя малая родина» 3 класс

Цель: познакомить  с понятием « моя малая родина».Задачи:способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения «малая родина»; воспитывать  чувства уважения, гордости, пат...

День Знаний "По страничкам школьной жизни"

Путешествие по страничкам школьной жизни....

Внеурочное занятие для учащихся 3-4 класса «Моя милая малая родина» (технология педагогических мастерских)

Внеурочное занятие для учащихся 3-4 классов  на тему «Моя милая малая родина» предусмотрено программой духовно-нравственного направления развития личности детей в  соответствии с Федеральным...

Сценарий открытого мероприятия к Международному женскому дню 8 марта «За милых дам!» группы «Хаерако» («Солнышко») (предшкольные классы)

Мероприятие проводилось 6 марта 2016 года с воспитанниками 3 младшей группы Сеяхинской школы - интернат, количество участников – 20 человек (предшкольные классы).Гости – воспитанники школы-интерната, ...

Сценарий праздника на День Матери "Мама - это значит жизнь"

Внеклассное мероприятие с презентацией « День Матери». Интересный праздник для школьников их матерей и бабушек. Перед праздником дети рисуют портреты своих мам и бабушек, пишут о них сочин...

Статья "Здоровый образ жизни с малых лет"

Здоровый образ жизни с малых лет...