Игровое занятие "Масленица"
план-конспект занятия (4 класс)

Глазова Елена Викторовна

Изучение русских обычаев, праздников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa_4_kl.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

 Масленица.

Цель: познакомить учащихся с основными традициями празднования Масленицы, создать условия для:

- расширения знаний учащихся о русской культуре;

- развития интереса к своей истории, представлений о народных обрядах;

- воспитания уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них.

Скоморох.

Внимание! Внимание!

Сегодня у нас веселье!

Проводы Масленицы!

Уселись, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

(обращается к чучелу Масленицы)

 - Ах, и вы здесь? Здравствуйте, дорогая наша Масленица, Авдотья Изотьевна! Дуня белая, Дуня румяная!

К вам опять пришли мы в гости, песни петь и танцевать.

Вместе в игры музыкальные будем весело играть.

Петрушка с бубном.

- Сыграем, спляшем,                                                                                                                                                                                                             руками помашем,                                                                                                                                                                                                                     Ногами потопаем,                                                                                                                                                                                                                                                                          а то и руками похлопаем!                                                                                                                                                                                                  Подходи, честной народ,                                                                                                                                                                                                                                                            В скомороший хоровод!

Скоморохи ударяют в бубны. Под плясовую музыку на сцену выходит Ведущий.

(Танец) Слайд 2

Ведущий: Слайд 3

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем праздновать Масленицу! С древнейших времён одним из самых любимых праздников в народе является Масленица.

Этот праздник не имеет точной даты, но каждый год его отмечают в конце февраля или начале марта, в эти дни провожают зиму и встречают весну.

Масленица - один из самых радостных праздников.

Главный герой этого праздника – блин. Круглый, румяный, горячий – символ Солнца.

Считалось, что человек, плохо и скучно проведший праздник Масленицы, будет неудачлив весь следующий год. Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Теперь послушаем, что вы знаете о Масленице. Слайд 4

  1. Почему праздник называется Масленица?
  2. Почему именно блин символ Масленицы?
  3. Из чего делают блины и с чем их едят?

(Слайды 5) 1 ученик: Само название праздника Масленица произошло от того, что в этот день ели много масляной пищи. Празднуется масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом праздника являются конечно же блины. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля по 14 марта по новому стилю и с 21 января по 1 марта по старому стилю. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня – Узкая Масленица, а последующие дни – Широкая Масленица. Из многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время праздника, можно назвать основные.

Ученик Слайд 6 Во-первых, на Масленицу уже нельзя есть мясную пищу. В воскресенье накануне масленицы – последний день, когда можно есть мясную пищу. Вот почему этот день в русском народе получил название «Мясное заговенье». На Масленицу можно есть молочные продукты и рыбу и много, много блинов. Второе правило, о котором не стоит забывать. Заключается в том, что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что надо есть столько раз, сколько собака махнёт хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников, на Масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят друг к другу в гости.

Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.

Ритуалы масленичной недели. (Слайд 7)

2 ученик: 1 день: Понедельник – встреча

Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины. Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся

Блинами объедаемся!

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: те, у кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

3 ученик: 2 день: вторник – заигрыш

(Слайд 8) Второй день Масленицы называется – заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.

Масленица: Игры всевозможные - день Молодежный! Петухи покидают насест, парни выбирают невест!

Выходят мальчики, им завязывают глаза. Игры "жмурки". Звучит музыка. Девочки убегают, кого поймают, останавливаются, под музыку (русскую) образованные пары танцуют русские танцы.

4 ученик: 3 день: среда – лакомка

(Слайд 9) Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

Ведущий: А где же тёща? А ну-ка, тёща, выходи. 

                Хороша тёща, коли с зятем ладит.

                С доброй тёщей зятю проще.

(Тёща выходит с тарелкой блинов и поёт)

Тёща: Зять давно блинов не ел.

           Зять блиночков захотел.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.

            А я тёща не царица –

            Печь блины я мастерица.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.

              Я блиночков напекла

              И зятёчку поднесла.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.

- Вот, зятёк, угощайся. Давай узнаем, какой будет ваша семейная жизнь с моей дочкой в этом году. Вот три горшочка. В одном масло, откроешь его, значит, жизнь пойдёт у вас как по маслу. Во втором горшочке варенье терновое, кислое, прекислое. Откроешь его – жизнь ваша будет кислой и унылой. А в третьем горшочке мёд. Откроешь его – жизнь у вас будет как мёд, сладкой.

(Зять открывает горшочек)

Тёща: С маслом! Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.

4 ученик:

Блин – не клин, брюхо не расколет. А к блинам – угощения. «Ням-ням-ням» отвечаем, коли нравятся,

 «фу-фу-фу» - если вам не понравятся (скоморохи помогают)

Булочки хрустящие     «ням-ням-ням»

Тапки завалящие         «фу-фу-фу»

Пирожки слоеные      «ням-ням-ням»

Валенки вареные        «фу-фу-фу»

Шарики сырные           «ням-ням-ням»

Салфетки жирные        «фу-фу-фу»

Пряники вкуснющие     «ням-ням-ням»

Яблоки хрустящие        «ням-ням-ням»

Селедочка пряная        «ням-ням-ням»

Грибочки поганые         «фу-фу-фу»

Шишки еловые               «фу-фу-фу»

Табуретки новые            «фу-фу-фу»

Рваные карманы            «фу-фу-фу»

Воза три сметаны         «ням-ням-ням»

5 ученик: 4 день: четверг – разгуляй

(Слайд 10) Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.

Звучит «Барыня»

Скоморох.

Как плясать пойдем-

Каблучки собьем!

Становись в кружок,

Попляши чуток!

Скоморохи показывают движения, дети повторяют

6 ученик: 5 день: пятница – тёщины вечери

(Слайд11) Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё, из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

Частушки

  1. Как на масленой неделе

     Из трубы блины летели

     Ой, блиночки, мои,

     Подрумяненькие!

  1. Шила платье из капусты,

Огурцом отделала,

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

  1. Я на масленку катался

     Трое саней изломал.

     Ворона коня замучил,

     И милашку покатал.

  1. Девки, Масленка идет,

Кто нас покатает?

У Петрушки во дворе

     Сивка пропадает

  1. У меня четыре шали

     Пятая пуховая.

     Не одна я боевая,

     Все мы здесь бедовые.

7 ученик: 6 день: суббота – золовкины посиделки

(Слайд 12) В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

Песня

                                    Интересные факты о блинах

- Самый старый рецепт блинов на английском языке датируется 15 веком.

- Мировой рекорд на самый большой блин поставили в Рочдейле в 1994 году. Блин был 15 метров в диаметре, весил три тонны и два миллиона калорий.

- Самый большой в мире блинный завтрак проводится ежегодно в Спрингфилде, Массачусетс, США. Сотни добровольцев принимают участие в мероприятии, и с 1999 года за это время подали более 71,233 порций более 40,000 людей. Если все эти блины составить в стопку, она будет выше 3.5 км.

- Ральф Лау из Лейпцига поставил мировой рекорд по подбрасыванию блинов в воздух За две минуты он подбросил его 416 раз. А Майк Куцакре бежал марафон, постоянно подбрасывая блин, в течение 3 часов, 2 минут и 27 секунд.

8 ученик: 7 день: воскресенье – прощённое воскресенье

(Слайд 13) Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник. 

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.

Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.

Ученик: 

Приходите в Воскресенье –

Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем Пост встречать!

Скрепим дружбу поцелуем,Хоть и так мы не воюем.

Ведь на Масленицу нужно

Укреплять любовь и дружбу!

Ведущий: Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо всем, (Слайд14) что вы так хорошо подготовились, внимательно слушали, а теперь давайте попробуем пояснить смысл пословиц и поговорок о Масленице. Кто правильно объяснит смысл поговорки или пословицы, тому блин.

Ученик

  1. «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»
  2. «Без блина не Масленица»
  3. «Блин не клин – брюхо не расколет»
  4. «Не житьё, а Масленица!»
  5. «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»
  6. «На горах покататься, в блинах поваляться»

Ученик:А теперь загадки загадаем. Отгадавшему блин. (Слайд 15)

  1. Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)
  2. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)
  3. Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

Слайд 16 «Кстати, о блинах. Выражение «первый блин комом» изначально было другим и совсем не означало скомканный не получившийся блин. Правильно — «Первый блин — Комам». Комами на Руси называли медведей, которые были покровителями рода, их уважали, боялись и задабривали. Как раз с наступлением весны, чтобы задобрить просыпающегося мишку, ему несли в лес и оставляли первый блин. Есть русская сказка про болтливую бабу, которую мужик привёл в лес, а в нём ветки унизаны блинами… Вот это про те самые блины, которыми угощали Комов. И полностью эта присказка звучит так: "Первый блин — Комам, блин второй — знакомым, третий блин — родне, а четвертый — мне!"

Ведущий:

-  Приглашаю всех на площадку порадовать себя играми да потехами.

Любили на Масленицу ловкостью и силой померяться.

Игра «Снежный тир»

Ход игры: на доску прикрепляется плакат с нарисованными зверюшками. Задача игроков попасть в какую-нибудь игрушку.

Игра «Бой»

Ход игры: выбираются два игрока, встают на одну ногу боком друг к другу в нарисованном кругу, руки за спиной. Задача игроков вытолкнуть игрока за пределы круга.

Быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Игры:

        Бег в мешках

        Салки

        Метание в цель «снежков»

        Наряди масленицу

        Петушиные бои

        Сбор урожая

        Блинница

        Конкурс частушек

        Перетягивание каната

Каждый гость гуляний поиграл в разные игры, получил приз ( на выбор ведущих конкурса)

(Слайд 17)

С масленицей ласковой поздравляем вас!

Блинчикам повластвовать наступает час.

Без блинов не сладятся проводы Зимы,

К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

А теперь давайте будем пробовать блины, которые испекли по самым разнообразным рецептам наши ребята, они поделятся своими вкусными рецептами.

Исполнение песни «Блины» с движениями.

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели. (Руки на поясе, приседания в разные стороны с правой стороны.)

Припев.

Ой, блины, блины,блины,

Вы блиночки мои.

В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили. (Рукой мешаем.)

Припев.

Моя старшая сестрица

Печь блины – то мастерица. (Палец у правой щеки.)

Припев.

Напекла она поесть,

Сотен пять наверно есть. (Перекладываем блины.)

Припев.

На поднос блины кладёт,

Их сама к столу несёт (несём поднос)

Припев.

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы! (Руки вперёд.)

Припев.

Через 30 минут все собираются вокруг подготовленного места для сжигания чучела  Масленицы (площадка за школой)

Дети со скоморохами кричат прощальные заклички (выучить заранее):

•Прощай, Зимушка-зима!                                                                                                                                                 Погостила ты сполна,                                                                                                                                                          А теперь прощай, прощай,                                                                                                                                       Снова в гости приезжай!

•Красно солнышко,                                                                                                    

В дорогу выезжай!                                                                                          

Зимний холод прогоняй!

•Солнышко, повернись!                                                                                

Красное, разожгись!                                                                                            

С весною красною вернись!

•Прощай Зимушка!                                                                                            

Здравствуй, Весна- красавица!

•Гори, гори ясно,                                                                                            

Чтобы не погасло!                                                                                              

Чтобы все метели                                                                                            

Разом улетели,                                                                                                      

Чтобы птички пели,                                                                                                

Травки зеленели,                                                                                                

Небеса синели                                                                                                        

И колосья зрели!                                                                                            

Гори-гори ясно,                                                                                                  

Чтобы не погасло!

Родители поджигают при этом чучело Масленицы.

Ведущий:

Здравствуй, весна-красна!

После сожжения чучела  дети и родители угощаются блинами и чаем. Гуляния продолжались пока всех не угостили.

Итогом проекта стало желание детей изучать народные традиции, готовить и участвовать в подобных мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Копилка витаминов"

Цели игрового занятия: убедить детей, что зелень, овощи, ягоды и фрукты должны стать привычными на нашем столе, привить любовь к растительной пище. «ЗДОРОВЬЕ – ОВОЩИ ПЛЮС ФРУКТЫ, ПЛЮС ЯГОДЫ» Чтоб ...

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...

Конкурсно – игровая программа для детей младшего школьного возраста «Дорога к доброму здоровью»

В данной статье приводится сценарий игровой программы «Дорога к доброму здоровью», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по д...

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...