"В гостях у русских народных сказок" - урок - праздник
методическая разработка (2 класс) на тему
"В гостях у русских народных сказок" Урок – праздник по литературному чтению во 2 классе преследует следующие цели: способствовать литературному развитию ученика на основе его собственной литературной и творческой деятельности, освоению приёмов инсценирования, иллюстрирования, развитию коммуникативных навыков общения, способствовать созданию благоприятной эмоциональной среды для обобщения знаний и расширения представлений о русских народных сказках, приобщение к чтению и слушанию, воспитывать осознание ценности совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_russkikh_narodnykh_skazok_2_kl.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
В гостях у русских народных сказок
Урок – праздник по литературному чтению во 2 классе
Цель: способствовать литературному развитию ученика на основе его собственной литературной и творческой деятельности, освоению приёмов инсценирования, иллюстрирования, развитию коммуникативных навыков общения, способствовать созданию благоприятной эмоциональной среды для обобщения знаний и расширения представлений о русских народных сказках, приобщение к чтению и слушанию, воспитывать осознание ценности совместной деятельности.
Оборудование: реквизит для представления сказочных эпизодов, музыкальное сопровождение (сборник детских песен №1), выставка рисунков к русским народным сказкам, в уголке выставка книг по теме, выставка детских творческих работ «Живи, сказка!».
Ход праздника.
В классной комнате у доски расставляется реквизит для постановки сказки «Курочка - Ряба». В углу прикрепить рисованное полотно на котором изображено окно в избе, на подоконнике стоит горшок с цветами. На полочке кухонная утварь. В классе устанавливаются лавочки и приглашаются гости на посиделки. Это ребята из второго и первого класса. Им заранее сообщают, что они приглашены на праздник сказки и советуют почитать их.. Под музыкальное сопровождение - хозяева рассаживают гостей. Учитель обращает внимание детей на оформление доски. На ней название праздника (в названии закрыто слово «народные»), иллюстрации к сказкам и рассыпанный буквенный набор и эпиграф: Родной народ её творец.
Народ – хитрец, народ – мудрец,,
В неё мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
1. Ведение
Учитель.
-Кто хозяйка будет на наших посиделках? Дети составляют слово «Сказка».
-Можно ли отличить сказку от рассказа, былины, повести? (Мир сказок выдуман, она чему-то учит, в ней высказываются умные мысли)
- Что общего у сказок «Конёк-горбунок», «Сказка о золотой рыбке», «Золушка», «Гадкий утёнок»? (Выясняется, что это авторские сказки. Их перечисляют, возможно дополняют другими примерами.). Учитель на доске вывешивает карточку со словом «авторские».
II . Создание проблемной ситуации.
-А как назвать группу сказок, где персонажи путешествуют из одной сказки в другую? Например: Баба-Яга, Змей-Горыныч, Кощей-Бессмертный, Иван-Царевич? Дети объясняют, что эти сказки называют народными. Учитель вывешивает карточку со словом «народные»
-Кто же автор народных сказок? (Конкретного автора нет. )
- Верно ли, что между народными и авторскими сказками есть сходство? (Да. Есть, Например, сказочная концовка, прослеживаются повторы событий, волшебные предметы, и т.д. в конце концов - добро побеждает зло.)
По выставке рисунков определите, в гостях у каких сказок мы побываем сегодня? Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и делают вывод, что путешествие состоится в народную сказку. В теме урока открывается слово «народные».
Итак: (звучит музыка)мы в гостях у русских народных сказок.
Появляется сказочница. Это ученица этого же класса, которая очень хотела быть ведущей.
- Сказочница.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Давным-давно появились на Руси сказки. И происходят в этих сказках чудеса: звери и птицы разговаривают, добрые молодцы и волшебницы защищают слабых и награждают трудолюбивых, побеждая злого кощея и колдунов.
Если мы слышим: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…» значит, нас ждут увлекательные сказочные события. В 19 веке был такой знаменитый собиратель народных сказок. Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Он записал для нас сотни сказок про зверей, бытовых и волшебных. А вы любите русские народные сказки? Считаете, что хорошо их знаете?
Давайте, проверим.
-Эта старушка живёт в лесной избушке одна-одинёшенька. Она помогает добрым молодцам, но может и обидеть их. Иногда её дразнятся «костяная нога». (Баба-Яга)
- Необычный домик Бабы-Яги. (Избушка на курьих ножках)
-Самолёт Бабы- Яги. (Ступа)
-Он не может умереть, пока не найдут его смерть в яйце. (Кощей - Бессмертный)
- Трёхглавое чудовище, дышащее пламенем. (Змей Горыныч)
-Какими словами надо было, попросить щуку исполнить ваше желание? «По щучьему велению, по моему хотению. Хочу…»
-У кого были такие необычные сёстры: Одноглазка? Двуглазка, Трёхглазка? (Крошечка – Хаврошечка)
-А вот большой конверт. Что в нём? Задания для ребят, которые считают себя знатоками сказок. Рисунки подписаны:
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Колотил, колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом. ( Лиса и Журавль)
-А кому принадлежат эти вещи: ковёр самолёт, шапка невидимка?
-Как вы, ребята отличаете сказку от других сказок?
-Сегодня мы отправимся в путешествие в страну русских народных сказок. По тропам этой волшебной страны поведёт нас тот, кто…
(загадка)
-Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался … (колобок)
2. (Появляется колобок)
Да, я весёлый Колобок,
У меня румяный бок.
По дорожке я катился
И вдруг в сказке очутился.
Вы все помните лисицу,
Очень хитрую девицу.
Знаю, говорит молва,
Будто скушала меня
Эта рыжая плутовка,
Будто бы её уловка
В сказке удалась вполне
И не быть живому мне.
Но лисице не всегда
Обмануть нас удаётся.
Нелегко и ей придётся,
И плутовку ждёт беда.
По тропинке я катился,
Скоро-скоро очутился
У избушки лубяной,
Там петух стоит с косой.
3.Петух.
Эй, лисичка, как дела?
Хорошо тебе в избушке?
Уж погрелась ты, старушка.
Пора ноги уносить
И хозяина впустить
4. Сказочница.
Тут лисица стала охать.
Лиса.
5. Я ещё согрелась плохо.
Не хочу я уходить,
Буду здесь всегда я жить.
Уходи, Петух, отсюда,
А иначе будет худо.
Заяц (плачет).
6. Что ж нам делать, Петушок,
Не ломать же нам замок.
Как лисицу одолеть?
7. Петушок.
Ну, косой, кончай реветь.
(громко в сторону избушки)
Наточу – ка я косу,
Быстро выгоню Лису.
Эй, лиса! Без промедленья
Выходи из помещенья!
Проучу тебя, Лисица,
Коль не хочешь подчиниться.
Лиса (про себя)
8. Вижу, что петух не шутит,
Не напрасно воду мутит.
Хоть обидно уступать
И избушку покидать,
Покорюсь я Пете всё же,
Ведь своя мне жизнь дороже.
Колобок.
9. Хитроумная Лисица
От беды решила скрыться
Спряталась она в лесок.
Лиса выглядывает из-за дерева, а перед зрителями проходит Старик, он везёт санки с поклажей.
Тут увидела возок
Рыбой доверху нагружён.
Лиса.
10. Славный будет нынче ужин!
(к зрителям)
Подскажите, как мне быть,
Деда как перехитрить?
Сказочник.
11.Чем закончилась затея,
Знают все, как не робея,
Обманула их Лиса:
Волк остался без хвоста,
А старик наш – без улова.
Посетим теперь избушку
Одиноких старика со старушкой
Колобок.
9. Хитроумная Лисица
От беды решила скрыться
Спряталась она в лесок.
Лиса выглядывает из-за дерева, а перед зрителями проходит Старик, он везёт санки с поклажей.
Тут увидела возок
Рыбой доверху нагружён.
Лиса.
10. Славный будет нынче ужин!
(к зрителям)
Подскажите, как мне быть,
Деда как перехитрить?
Сказочник.
11.Чем закончилась затея,
Знают все, как не робея,
Обманула их Лиса:
Волк остался без хвоста,
А старик наш – без улова.
Посетим теперь избушку
Одиноких старика со старушкой
12. Сказка «Курочка-Ряба».
Сказочник.
13. А сейчас вас приглашаю
Я в таинственный лесок,
Где сел Мишка на пенёк.
Кто из вас, ребята знает,
Что наш Мишка замышляет?
(ответы детей)
(Мишка пытается снять короб)
Голос Маши.
14. Не садись – ка на пенёк
И не ешь мой пирожок.
Выполняй-ка порученье,
Отнеси по назначенью
Ты гостинец от меня
И запомни: вижу я,
Что украдкой сделать хочешь,
Но напрасно ты хлопочешь.
Медведь.
15. Видно высоко сидит,
Во все стороны глядит.
Поспешу – ка к старикам
И подарки передам,
А потом вернусь домой
К своей Машеньке родной.
Сказочник.
А какой конец у сказки?
Колобок.
16. Ох, устал я,
Притомился
Да и завтрак свой забыл я.
Знаю, кто – то за кого т0
Ухватился цепко:
- Ох, никак не вытянуть!
- Ох, засела крепко.
Кто сидел так крепко?
Может это…. (репка)
17. Сказка «Репка»
Колобок.
18. Ох! Устал катиться я,
Хоть сказочка известная,
Всё ж очень интересная!
Покачусь – ка я домой…
Девочка.
19. Не спеши – ка ты, постой.
Не окажешь мне услугу,
Говорю тебе как другу,
Братца потеряла я.
Не простит меня семья.
Что с подружками гуляла…
Колобок.
20. Встретил я зверей немало,
Видел также и гусей.
Побежим им в след скорей,
Знаю им не привыкать
Малых деток воровать.
Сказочник.
21. Покатился Колобок,
Рядом Девочка идёт.
(Остановились у избушки)
Набрели вдруг на избушку,
Где живёт Яга – старушка.
Братец у окна сидит
И на яблочко глядит
Девочка.
22. Вот, нашёлся мой Ванюша.
Дай мне ручку поскорей,
Убежим мы от гусей.
(убегают)
Баба Яга.
23. Фу-фу-фу! Откуда это
Пахнет сдобой, видно, ветер
Запах от людей принёс …
Колобок.
24. Чуткий у бабуси нос.
Помогите - ка, друзья.
Эту сказку завершить
(ответы детей)
Сказочник.
25. Колобок домой вернулся.
Лёг на лавку, потянулся
И забылся крепким сном,
А проснулся – молодцом.
(колобок в костюме Ивана – царевича)
Вот какие чудеса
Нам артисты показали…
А ещё пообещали
С вами встретиться опять,
Вместе сказки сочинять.
III. Итог.
-Почему сказки, о которых мы говорили сегодня, называют народными?
-Чему учат сказки?
Читаем с доски эпиграф как итог урока.
Родной народ её творец.
Народ – хитрец, народ – мудрец,,
В неё мечту свою вложил,
Как золото в ларец,
_Обращаемся к выставке книг.
Вот сколько разных книг со сказками приготовила для вас школьная библиотека.
-Слово библиотекарю.
Выбор учащимися книг для чтения.
Приложение.
Репка
Русская народная сказка
Действующие лица: Дед, Баба, Репка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.
Декорации: изба, огород. У крыльца спорят Баба и Дед.
Голос за сценой.
Жил в одной деревне Дед вместе с Бабой много лет.
Дед.
Приготовь-ка, Бабка, Деду
Репы пареной к обеду.(Баба отмахивается от него, качает головой.)
Зря ты мне не прекословь,
Поживее приготовь.
Бабка
Рассердил меня, ты крепко!
кашу ешь! Ну нету репки. Хочешь репку – так пойди
В огороде посади!
Дед
Что ж, пожалуй, я схожу,
Да и репку посажу.
В самом деле, я пойду
Сладку репку посажу.
(Баба уходит, а Дед сажает репку в огороде. После полива он уходит, а река медленно поднимается, напевая.)
Репка
Уважаема в народе я расту на огороде.
Вот и выросла большая. До чего же хороша я!
Сладкая и крепкая, называюсь Репкой я.
Дед (восхищённо)
Репка выросла на славу…
Не видал такую, право!
Что за чудо из чудес?!
Репка – чуть не до небес!
Дёрну – ка… Не тут-то было-
Одному не хватит силы.
Что мне делать? Как мне быть?
Кликну Бабку подсобить.
Ну-ка, Бабка, подойди,
Чудо-Репку погляди.
(Бабка подходит, Дед показывает руками на Репку)
Очень хочется мне Репки,
Да, видать, корнями крепко
Репка в землю уцепилась...
Подсоби мне, сделай милость!
Бабка
Прожила я лет немало,
Но такого не видала…
Правда – Чудо из чудес:
Репка чуть не до небес!
Ухвачусь-ка я за Дедку,
Вместе дружно дёрнем Репку.
(Пытаются вытащить. Бабка громко командует)
раз – вот этак!
Два – вот тау!
(вытирает пот со лба, сокрушается)
Ох!... Не вытянуть никак…
Репка.
Уважаема в народе, я расту на огороде.
Вот и выросла большая. До чего же хороша я!
Сладкая и крепкая, называюсь Репкой я.
Вам с такой красавицей, ни за что не справиться.
Бабка.
Знать мои ослабли ручки.
Позову на помощь внучку.
Ну-ка, Машенька, беги,
Репку дёргать помоги.
Внучка
Я бегу, спешу на помощь
Где он, непослушный овощ?!
Мои рученьки не слабы,
Ухвачусь за кофту Бабы.
Как бы не цеплялась крепко
Мы тебя осилим, Репка!
Раз – вот эдак!
Два – вот так!
(Удивлённо разводит руками.)
Репка.
Уважаема в народе, я расту на огороде.
Вот и выросла большая. До чего же хороша я!
Сладкая и крепкая, называюсь Репкой я.
С репкою – красавицей и втроём не справиться!!
Внучка
Вот так Репка! Ну и овощь!
Знать придётся звать на помощь-
Жучка, Жученька!. Беги!
Репку дёргать помоги.
Жучка
Гав,гав- взяли! Гав-гав – вместе.(удивлённо)
Гав! А Репка-то на месте!
Гав! –ещё разок, вот так!
(огорчённо)
Гав! Не вытянуть никак…
Репка.
Уважаема в народе, я расту на огороде.
Вот и выросла большая. До чего же хороша я!
Сладкая и крепкая, называюсь Репкой я.
С Репкою-красавицей вчетвером не справиться!!!
Жучка
Гав! Придётся кликнуть кошку,
Чтобы помогла немножко.
Мурка! Кисонька! Беги
Репку Дёргать помоги.
Кошка
(ласково, чуть нараспев)
Мя-я-у!! Му-у-р-р!! Помочь я ра-ада!
Что, скажите, делать на-а-до?
Поняла, ответ тут прост,
Ухвачусь за Жучкин хвост.
Мяу – взяли дружно, крепко.
(удивлённо)
Мур-р-, а Репка-то на месте.
Мяу! Мур! Ещё!... Вот так!
(огорчённо)
Мур-р! Не вытянуть никак…
Репка.
Уважаема в народе, я расту на огороде.
Вот и выросла большая. До чего же хороша я!
Сладкая и крепкая, называюсь Репкой я.
Вам с такой красавицей, впятером не справиться.
Кошка
Мур-р! Без Мышки нам видать с Репкою не совладать.
Поищу, пожалуй, мышку…
Где- то прячется, трусишка!
( Появляется мышка опасливо озирается, испуганно останавливается перед Кошкой.)
Ты меня не бойся, крошка,
Я соседка, Мурка – кошка.
Мяу! Мур! За мной беги,
Репку дёргать помоги.
Мышка (радостно)
Пи-пи-пи! Как это мило.
Помогу, коль хватит силы.
(обрашается к залу)
Коли так – не побоюсь
И за Мурку уцеплюсь.
Кошки я не побоюсь
И за хвостик уцеплюсь!
Пи! Пи! Пи1(все дружно дёргают и, выдернув Репку, падают)
Дед
Велика ль у Мышки сила?!
Ну, да дружба победила!
Вместе вытянули Репку,
Что в земле сидела Крепко!
Бабка
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
Внучка
Угости и Бабку с внучкой
Жучка
Косточкой попотчуй Жучку.
Мурка
Молочка дай миску Кошке.
Мышка.
Мышке зёрен дай немножко.
Все (хором)
И закатим целый пир
Развесёлый на весь мир!
Курочка – Ряба!
Русская народная сказка
Декорации: стол, лавка, большая плетёная корзина. На лавке Дед и Баба. Курочка –Ряба ходит по комнате, кудахчет.
Голос за сценой.
Ни в каком далёком царстве,
Тридесятом государстве –
Дело было на Руси…
Стариков про то спроси.
Дед и Баба
Жили-были…
Баба
Дед…
Дед
…и Баба
Ряба
… Вместе с курочкою Рябой
Баба
Баба курочку любила,
Рябу зёрнами кормила.
(обращается к курочке Рябее)
На поклюй-ка, Рябушка,
Ты из рук у бабушки!
Дед
Приносил я ей напиться
Родниковую водицу.
На! Водицы-то испей-
Сердцу будет веселей!
Ряба
Я живу в тепле и ласке.
Ну не жизнь, а просто сказка!
А за добрые дела
Каждый день я им несла
Яйца свежие к обеду
И кормила Бабу с Дедом
А уж нынче удружу:
Я им чудо покажу!
(Ряба садится в корзинку, кудахчет, выходит)
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Чудо делать нелегко!
Ну да я смогла, золото снесла.
Дед
(удивлённо)
Что за чудо? Глянь-ка, Баба!
Баба
(удивлённо)
Ой! Снесла яичко Ряба
Золотое на обед.
(берёт яйцо и подаёт Деду)
На-ка вот, разбей-ка Дед!
Дед
Постучу легонько ложкой
По яичку я немножко…
(Размышляет вслух, почёсывает затылок)
Не разбил… Ударю с силой.
(Разочарованно)
Ну никак… не тут-то было…
Баба
Тут, видать, нужна смекалка:
Вот возьму я с полки скалку,
Изо всей ударю силы.
(удивлённо)
Что за диво?! Не разбила…
(Кладёт яйцо на стол. Из-за корзины вылезает Мышка.)
Мышка
(поёт)
В тёмном подполе в избушке
Скучно Мышке жить, Норушке.
Вот и вышка погулять,
Хлебных крошек поискать.
(Подходит к столу и забирается сначала на лавку, а затем на стол)
Знаю, невелик мой ростик,
Но зато – длиннющий хвостик.
По столу хвостом махну –
Живо на пол всё стряхну.
( Разбивается яйцо)
Что хотели, то случилось,-
Вот яичко и разбилось.
(обращается к Деду)
Отчего ты плачешь, Дед?
Дед
(всхлипывает)
Ты разбила мой обед!!!
(Баба тоже плачет)
Мышка
Надо же! И Баба плачет…
(Ряба громко кудахчет)
Дед
Что там Рябушка кудахчет?
Ряба
Полно плакать! Это горе
Позабудете вы вскоре
Угости-ка, лучше, Баба,
Ты зерном отборным Рябу.
Принеси-ка, Дед, напиться
Родниковую водицу.
Баба
Убедила бабушку.
Вот те зёрна, Рябушка!
Дед
Трудно тут не согласиться.
На, дружок, испей водицы.
Ряба
(Курочка с поклоном протягивает прстое яйцо Деду и Бабе)
Куд-кудах! Вот вам простое!
Ну, зачем вам золотое?1
Кушай, Баба. Кушай, Дед!
И живите много лет.
Баба
Впрямь, не надо золотого.
Лучше нет яйца простого.
Вот, спасибо, Рябушка,
И поклон от бабушки.
(Кланяется Рябе)
Дед
Краше нет яйца к обеду!
Что ж, спасибо и от Деда.
(Кланяется Рябе в пояс, берёт у нас яйцо и кладёт на стол)
Ой, кормилица, ты наша.
( Обращается к Бабе)
Ну, давай-ка, Бабка, спляшем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.
Краткий анализ иллюстрирования русских народных сказок на уроках ИЗО по программе В.С.Кузина...
"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие
Путешествие в страну русских народных сказок сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...
Урок-праздник читательских удовольствий во 2 классе " Виды русских народных сказок"
Конспект урока по литературному чтению "Виды народных сказок" был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок в 2003-2004 учебном году.Представлен особый тип урока: урок-праз...
Конспект урока литературного чтения по теме: Собиратели русских народных сказок
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока: Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.Цель урока: сформировать представление о народной сказке её особенностях и видах; поз...
Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики....
Викторина по чтению "В гостях у русских народных сказок"
Викторина по чтению "В гостях у русских народных сказок" для 1-2 классов....
Конкурсно-игровая программа «В гостях у русских народных сказок»
формировать интерес к изучению темы: «В мире русских народных сказок» и бережное отношение к народному наследию....