ГОРЯЧИ КАЛАЧИ ИЗ РУССКОЙ ПЕЧИ Традиции гостеприимства
классный час (3 класс) по теме

Васильченко Марина Николаевна

 

Сцену актового зала по мере сил хорошо замаскировать под старинную деревенскую горницу. В русской печи румянятся высоченные хлебы. Молодая, нарядная хозяйка вот-вот выхватит их и с пылу с жару подаст прямо к столу. Ах, как же, наверное, вкусна хрустящая, горячая корочка...

В избушке есть рубленые окошки, в одно из них уже заглядывает красно солнышко, но еще как-то робко, по-весеннему. В зрительном зале висят красочные плакаты: «За хлебом да за солью всякая шутка хороша», «Хлеб на стол и стол - престол».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРЯЧИ КАЛАЧИ ИЗ РУССКОЙ ПЕЧИ

Традиции гостеприимства

Сцену актового зала по мере сил хорошо замаскировать под старинную деревенскую горницу. В русской печи румянятся высоченные хлебы. Молодая, нарядная хозяйка вот-вот выхватит их и с пылу с жару подаст прямо к столу. Ах, как же, наверное, вкусна хрустящая, горячая корочка...

В избушке есть рубленые окошки, в одно из них уже заглядывает красно солнышко, но еще как-то робко, по-весеннему. В зрительном зале висят красочные плакаты: «За хлебом да за солью всякая шутка хороша», «Хлеб на стол и стол - престол».

Хозяйка. Ух, устала, уморилась. (Откладывает в сторону ухваты.Поправляет платок, вытирает белы рученьки..)

Небось, думаете, что это она так хлопочет? А знаете первый закон русского гостеприимства? -- От души накормить гостей! То-то! Ко мне сейчас славные ребята пожалуют; бывалые, умные, а главное, старину любят. Кто такие? А вот сейчас узнаем! Это те, кто все препятствия одолеет, все загадки отгадает. (Загадывает для затравки две простых загадки.) Скажите; что это такое?

•        Не бык, а бодает, не ест, а хватает.

Что схватит - отдает - снова в угол отойдет. Правильно, ухват! А это что?

•        Конь черен - в огне проворен. (Кочерга)

Тут можно и намекнуть на оставленные возле печи инструменты. Пусть игра сразу пойдет «без сучка, без задоринки».

X о з я и к а. Но две отгадки - только два верных шага. Я, конечно, всех вас в свою горницу приглашаю и всех рада хлебом-солью встретить, да путь сюда замысловат. Не знаю, дойдете ли? (Зовет старшего братца Иванушку. Тот мигом выходит на сцену, одет no-старинному. В руках свиток, на нем вопросы и загадки.)Вот он путь вам и укажет!

Набирается команда до 10-12 человек. Помощники ведущей провожают ребят в дорогу. И выдают «на посошок» каждому по три карточки, а на них черным по белому большие буквы «а», «б», «в». Вот так штука!

Хозяйка. Берите, берите! Как станет вам Иван вопросы задавать, да на каждый свой вопрос ответы давать, эти карточки вам и пригодятся. Услышите верный ответ -карточку поднимите! Коли первый покажется верным - поднимите «а», второй - «б», третий - «в».Уяснили? Да своим умом думайте, на соседа не полагайтесь! Итак, вперед: «дорогу осилит идущий»...

И в а н. Ох и много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все знают: «Хлеб всему голова», «Худ обед, коли хлеба нет», «Ешь щи с мясом, а нет - так хлеб с квасом»...

•        А вот скажите-ка теперь что в старину «вторым хлебом» называли? Если точнее:
какой овощ

а)        свекла;

б)        репа (+) *;

в)        капуста.

Внимание! Подсказываю: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь!» Что это? Верно, репа. Кстати крестьяне этот свой «второй хлеб» бережно хранили в свежем виде чуть ли не всю зиму. Скажу как. Через две-три недели после

снятия урожая, обрывали с репы зелень. Плоды укладывали в кадку из под соленых огурцов или капусты. Но не валом валили. Прежде насыпали песок, потом аккуратно -слой репы и т. д.

•        Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи - хоть кнутом хлещи»?

а)        крапивные;

б)        на рыбном отваре;

в)        пустые, т.е. без мяса (+).

И верно, коли в пост - то и хлебай себе на здоровье, а коли по бедности весь год, токак тут на щи не осерчать?

•        Сколько видов каш знали русские крестьянки в XVII веке? (При царе-батюшке
Алексее Михайловиче Тишайшем.)

а)        не менее 10;

б)        более 20 (+);

в)        более 50.

Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и простые, крестьянские. Наверное слыхали про тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить ее проще простого. Взять квас, можно молочную сыворотку или родниковую воду. Покрошить туда зачерствевший хлеб, луковицу, добавить соли... Вот, собственно, и все. И такая еда была просто незаменима в сенокосную пору. Настоящая государственная каша.

•        Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки-мастерицы?

а)        не менее 10;

б)        не менее 20;

в)        не менее 50 (+).

Еще и теперь в столичных «бистро» можно перехватить превосходных расстегаев с рыбой, кулебяку. Аппетитные штуки! Почти как в нашей горнице.

•        Представьте: праздник кончился, хозяева устали, а гости шумят, не уходят. Как тут
быть? Как намекнуть, что-де пора и честь знать? (Только помните, мы в Древней Руси.)

а)        культурно раскрыть двери настежь;

б)        спеть песню что-то вроде «колыбельной»;

в)        выдать на прощанье пряник «разгоняй» (+).

А правда, хорош обычай! Когда с пряником провожают? Вежливее как-то. Оно и понятно. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Тут свой чин, своя культура. О гостеприимстве говорилось еще в Ветхом Завете. Старец Авраам со своей женой принял в свой шатер трех путников, упокоил их. И получил за то благословение. Ведь под видом путников принял самого Бога.

•        Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты:
«честная», «широкая», «веселая»?

а)        Троица;

б)        Пасха;

в)        Масленица (+).

Масленица - один из самых народных праздников. Это к ней, к Масленице, лучше всего такая поговорка: «Красна изба не углами, а пирогами». И верно, тут даже бедняк гулял на широкую ногу. Недаром и по сей день, как услышим: «Живет, что сыр в масле катается»; или еще: «Не житье, а Масленица» - сразу понимаем, о чем речь.

•        В старинном «Стоглаве»* пишется: «И ночь, и весь день мужи, жены и дети по
улицам и водам глумы творят, играми и песнями забавляются». О каком это таком
страшном разгуле глаголет древняя книга?

а)        гуляние на Новый год;

б)        на осенний праздник урожая;

в)        на Масленицу (+).

Ох и широка, ох и безудержна русская Масленица. По народному словцу ведь так и выходило, что «ели до икоты, пили до перхоты, плясали до упаду». «Как же так?» -спросите вы. Церковь ведь наказала в масляную (сырную) неделю, как предшественницу сурового поста, всяческое воздержание. И нельзя уж тут, например, брать в рот кусочка мясной пищи...

Представим-ка на минуту жизнерадостный и веселый народ. И всех ждет суровый семинедельный пост... И тут, кажется, лучше как в холодную воду - с разбегу и разом! Ну что, теперь понятнее?

Пройдет всего-то один день, и все разом вдруг переменится. Словно ветром выдует из бесшабашных головушек веселье. И тот, кто вчера в диком азарте бросал на круг кушак и шапку, сегодня уж кладет поклоны в ближайшем храме. Про все это чудачество говорили: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».

•        Как называется в народе последний день сырной недели?
а) заигрыш;

б)золовкины посиделки;

в) прощеный день (+).

Молодцы! Еще говорят - прощеное воскресенье. Выходит так: если в этот день всем простишь, то и тебе все простится, а нет, то сам останешься с камнем на сердце. Какое уж тут покаяние, с камнем-то? Как тогда твоя просьба на Небе услышится? Как отзовется? Да ни как!

Ну что, ребятки, как загадки? Скоро и в горницу к столу пожалуем. (Здесь можно устроить небольшую паузу ~ музыкальный привал.Затеять хоровод, песню, припомнить скороговорки и т. п.) Отдохнули? А теперь снова в путь!

*        У художника Сурикова есть картина: «Взятие снежного городка». Помните? А кто
скажет, каким народным праздником навеян ее сюжет?

а)        Масленица (+);

б)        Рождество;

в)        новолетие.

•        Когда на деревне в старину устраивались колядки?

а)        на Иванов день;

б)        на Рождество (+);

в)        на Пасху.

Еще и сегодня в музеях можно увидеть то, без чего в деревнях не мыслились настоящие колядки, - переносной деревянный «вертеп». Это такой ящик с куклами. С помощью этих кукол на Рождество колядовщики представляли одну и ту же трогательную историю из Евангелия про то, как Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. И там, не найдя места, усталые и продрогшие, вынуждены были приютиться на ночь в горной пещере. Туда пастухи в ненастную погоду сгоняли овец. И вот здесь, в этом вертепе, ночью родился младенец Христос. И к нему на поклон пришли мудрые волхвы со своими дарами, и ему пели ангелы... А в городе все спали и ни чего не ведали...

*        В каком случае от колядовщиков, ходящих по деревне, можно было услышать
такой страшный стих:

На Новый год Осиновый гроб,

Кол на могилу, Ободрану кобылу...

а)        когда добрые ребята хотели кого-то напугать;

б)        не при каких обстоятельствах, это звучит неприлично;

в)        если хозяева обидят - обнесут угощением (+).

•        Какой из широко известных древнейших музыкальных инструментов чуть было не перекочевал на русскую оперную сцену в XIX - XX веках?

а)        колокол (+);

б)        пастушья дудка;

в)        гусли.

Хоть и тяжел храмовый колокол, но всегда интересен. У каждого свой яркий и неповторимый голос. Сочетание же основных и побочных тонов нередко дает тут сложнейший гармонический ряд, который подобен звучанию целого оркестра. Знатоки даже утверждают, что колокола не просто мелодичны, они говорливы. Их надо уметь слушать. На благовест они вы-го-ва-ри-ва-ют следующее: «Мы идем в божий дом, мы идем в божий дом...», а в трезвон - «Блин-блин-блин, полблина-полблина...»Не верите? Пойдите, послушайте. Да что там, звонари Яковлевского монастыря в Ростове Великом уже давно заметили, что их колокола напевают:

Чем, чем, чем

Наш казначей занимается?

Пу-н-ш пьет, пу-н-ш пьет,

У-н-ш пьет...

Впрочем, это может быть и байка. А вот если всерьез, то те же самые ростовские колокола запросто вызванивали «Господи, помилуй», «Святый Боже» и т. д. На Пасху же, когда каждый мог влезть на колокольню и отвести душу, нередко звучала «Барыня» или «Камаринская»... Это ли не мелодии, это ли не музыка?..

В начале века колокола вдруг стали предметом изучения музыковедов. «Самым благозвучным в России» вскоре был назван колокол звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Его «чудесным звоном» восхищался А.П. Чехов, сюда приезжал Ф.И. Шаляпин, чтобы поучиться пению у «великого собрата». Звучание знаменитого колокола стремились передать в своих сочинениях композиторы С.И. Танеев и А.К. Глазунов...

Сегодня колокольный звон можно слышать на оперной сцене, вспомним такие музыкальные произведения, как: «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, увертюра «1812-год» П.И. Чайковского и т. д.

•        Каков смысл слов старинной песни: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан»?

а)        не шей - потому, что только «дурак любит красное». Засмеют;

б)        красное - слишком приметно и непрактично;

в)        в старину невесту наряжали в платье красного цвета. (Выходит, что девицу
почему-то пугает предстоящее замужество.) (+).

•        Какой возраст считали в Древней Руси брачным?

Для юношей:        Для девушек:

а)        15 лет(+);        13 лет(+);

б)        17 лет;        15 лет;

в)        19 лет.        17 лет.

Знать, вы все тут ребятки взрослые, а потому сразу догадаетесь, про что я вам далее читать стану. Вот тут в «Стоглаве» одно словечко затерлось, его пропустить придется:
«Первый (...) - закон, второй - прощение, третий - законопреступление, четвертый - нечестие,  понеже  свинское  житие  есть».  Что  за слово  такое?  Верно       брак!  Как догадались? А я думал, нынешние нипочем не разберут...Потому-де все теперь можно и
«никому закон не писан»!

  • Какое время на селе считалось порою свадеб?

а)        весна;

б)        лето;

в)        зима (+).

Крестьяне только зимой и освобождались от всевозможных сезонных работ. На печи-то скучно сидеть. Как зимушку скоротать? Надо веселые свадебки играть. Справедливо говорилось про лето, что все в заботах, «летом день год кормит». Зима -иное дело. На полных амбарах да сытое брюхо и мысли другие!

•        Народная мудрость учит: «Не выбирай невесту, а выбери (...)» Кого же следует
выбирать жениху для полного счастья?

а) богатого зятя;

б)свекровь;

в) сваху (+).

И верно - сваху! Ведь она поведет дело. От нее все зависит. Если в дому невесты она не услышит обидное: «У нас товар не продажный», считайте, сватовство удалось. Далее пустяки: смотрины, сговор, венчание, веселие... А там, глядишь, и детки побежали! Так-то!

•        Почему молодых осыпали хмелем при выходе из храма?

а)        хмель - символ легкого головокружения и любовных чар;

б)        хмель - это широкое и веселое застолье;

в)        хмель - это древний символ плодородия и многочадия (+).

Раньше в обилии детей видели счастье. А как же, ведь детушек сам Господь подает. А коли дает, стало быть, и любит!

•        Что потребно взять невесте в дом жениха?

а)        кота или кошку на (счастье);

б)        родительское благословение (+);

в)        сундук с приданым (+).

Молодцы! И Благословение, и приданое! А вот еще что? Ну, это вы сами догадаетесь из слов старинной песни, которую исполняла невеста перед свадьбой:

Не жаль мне золота, Не жаль мне серебра, Жаль одного: Девичьей красыДа русой косы...

•        Конечно, девица на выданье, если мысль беспокойная взойдет, бывало, ночей не
спит. Но раз в году по народному обычаю можно было погадать на имя суженного.
Узнать, хорош ли, плох, ласков или сердит жених будет. О том, как народ встречал
Крещение, об обычае гадать в этот праздник можно прочесть у прежних русских поэтов.
Итак,   сколько  видов  гаданий  упоминает  В.А.   Жуковский  в   своем   стихотворении
«Светлана»?

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

а)        5;

б)        6 (+);

в)        7.

•        Был такой старинный обряд - разувание мужа молодой женой. Может быть, он
заключает в себе какой-то смысл? Если да, то какой?

а)        это залог аккуратности во всех домашних делах;

б)        таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на
главенство мужчины в семье (+);

в)        в этом нет ни какого смысла, просто выказывалось желание поскорее лечь спать.
В Ветхом завете - Библии говорится, что сначала Бог сотворил Адама, а потом Еву

уже из его ребра. Так-то! И приходится теперь женушкам подчиняться. Однако почему-то в старину поговаривали: «Если муж голова, то жена - шея. Куда шея повернет, туда и голова смотрит». Ну, это в шутку, наверное! А вообще про брак, про семейную жизнь раньше судили верно и здраво. Говорили, например, что: «В семье и каша гуще».

•        Всем известна пословица: «С милым и в шалаше рай!» Откуда она пошла? В каком
произведении впервые упоминается?

а)        в Библии;

б)        это слова из старинной песни (+);

в)        в словаре Даля.

Происхождение пословицы чисто литературное. Это словесный оборот из стихотворения «Русская песня. Автор Н.М. Ибрагимов профессор Казанского университета. Впервые опубликовано в 1815 году. Стихотворение было переложено на музыку и в таком виде обошло всю Россию.

Вечерком красна девица

На прудок за стадом шла; Черноброва, белолица,

Так гуськов своих гнала:

Тига, тига, тига,

Вы, гуськи мои, домой!

Не ищи меня, богатый:

Ты постыл моей душе.

Что мне, что твои палаты?

С милым рай и в шалаше!..

Для одних для нас довольно:

Все любовь нам заменит.

А сердечны слезы больно

Через золото ронить...

Ну вот, мои милые, мы с вами на самом пороге заветной горницы.

Как же хочется воскликнуть:

«Милости прошу к нашему шалашу»!

Да не тут-то было.

Войти можно, ответив на последний вопрос.

Вот он: что означало это старинное выражение, что я только что произнес:

«Милости прошу к нашему шалашу»? Кто знает?

И вообще, о каком «шалаше» тут говорится?

Попробуем отвечать без карточек, говорите все вместе, так скорее разберемся!

Пока ребята решают последнюю головоломку, организаторы заняты своими проблемами. За занавесом - в горнице накрываются столы. Готовятся заключительные музыкальные номера. И наконец, помощники подводят итоги. Надо определить, кто же сегодня войдет в «светлую горницу», кто окажется за праздничным столом? Много ли достойных: один, два, а может и все, кто отправился в трудный путь и не испугался вопросов?

Иван. Эх, ладно, самовар стынет! Вот моя подсказка. В давние времена на городских рынках, в торговых рядах стояли эти самые «шалаши». «Шалаш» - это такой небольшой и прочный бревенчатый сруб. Передняя стенка его открывалась и через нее велась торговля. В старинной книге Адама Олеария «Путешествие в Московию» можно видеть «Лавку башмачника», башмачник протягивает руку к народу, и подпись под рисунком яснее ясного: «Милости прошу к нашему шалашу»! Уразумели? Ну, теперь все за столы!

Все рассаживаются. Начинается чаепитие со свежими калачами. Звучит народная музыка. Начинается концерт. Всем заправляет гостеприимная и хлебосольная хозяйка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Посиделки у самовара. Традиции русского гостеприимства»

История и национальные традиции России...

Внеурочное занятие "Традиции русского гостеприимства"

Сценарий открытого внеурочного занятия  духовно-нравственного направления "Традиции русского гостеприимства" 2 класс...

Разработка урока родного русского языка для 2 класса "Ржаной хлебушко - калачу дедушка"

Разработка урока родного русского языка для 2 класса "Ржаной хлебушко - калачу дедушка"...

Технологическая карта урока по предмету:" Родной русский язык". Тема :«Ржаной хлебушка калачу дедушка»

Цельрасширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов,Задачиобогащение активного и пассивного словарного запаса, расширениеобъёма...

Презентация к уроку родного русского языка "Ржаной хлебушко калачу дедушка"

Презентация выполнена к уроку родного русского языка во 2 классе....

Перспективный план на неделю.Тема:С днем рождения, детский сад!Русские обычаи – гостеприимство!"

II.Цель:привлечь внимание детей к истории детского сада, развивать их познавательную активность, воспитывать у детей любовь к своему детскому саду....