Урок-праздник "Масленица".
методическая разработка (3 класс)
Урок знакомит учащихся с историей праздника Масленицы, его традициями, особенностями проведения.
Занятие развивает интерес к истории культуры своих предков, воспитывает уважение к старинным праздникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.doc | 866 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс методических разработок по курсу
«Основы православной культуры»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Кольчугино Владимирской области
Урок-праздник по теме
«Масленица»
Автор:
.
Пенкина Н.Ю. – учитель начальных классов.
2010 г.
Тема: «Масленица».
Цель: Познакомить учащихся с историей, традициями, особенностями проведения праздника «Масленица».
Задачи:
1) познакомить учащихся с праздником Масленица, его
календарными сроками, обычаями, традициями;
2) привить интерес к истории культуры своих предков;
3) воспитывать любовь и уважение к старинным праздникам.
Оборудование: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», карточки с названием каждого дня масленичной недели, рисунки детей, блины, чучело Масленицы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение материала: разгадывание кроссворда «Рождество»
– На предыдущем уроке мы о говорили праздновании Рождества. Давайте вспомним все самое важное и интересное, что мы узнали об этом празднике, разгадав кроссворд:
1) Что бывает 40 дней перед Рождеством?
2) Что зажглось на небе, когда родился Иисус?
3) Символ рождественского праздника?
4) Что ели в сочельник?
5) Каша с медом и изюмом (рис.)
6) Отвар из сушеных фруктов, ягод, душистых листьев.
7) Как называют день перед Рождеством?
2.
З
В 5.
1. Е К 7.
П З 3. 4. у 6. С
Р О Ж Д Е С Т В О
С А Л О Ь З Ч
Т Ь Ч Я В Е
И А Л
В Р Ь
О Н
И
К
3. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы поговорим с вами еще об одном празднике, корни которого уходят далеко в прошлое. Этот праздник – Масленица.
4. Постановка цели и задач урока.
– В ходе нашего урока вы должны будете ответить на следующие вопросы:
1. Что такое Масленица?
2. Когда она празднуется?
3. Какие традиции этого праздника вы знаешь?
4. Сколько дней длится Масленица?
(вопросы записаны на доске)
Ответить на них помогу вам я и те ребята, которые подготовили интересные сообщения о Масленице.
5. Рассказ учителя.
– Из далекого прошлого дошли до нас древние обычаи и ритуалы праздника в честь бога скота Велеса (или Волоса) Хозяйки в избах пекли блины да пышки со сметаной и маслом – ублажали Велеса. Велес присылал на землю Масленицу, чтобы скот от смерти беречь.
В честь Солнца зажигался ритуальный огонь – костер. В огне крестьяне сжигали прошлогоднюю солому, изношенные лапти, вытряхивали солому из матраса, на котором лежал больной. Костер «съедал» болезнь, тьму, печаль. Пепел разбрасывало по озимому полю «в обмен» на будущий урожай.
В 19 веке на костре стали сжигать чучело из соломы в женском уборе. Чучело изображало Масленицу – божество зимы и смерти.
Масленица – это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны. Это один из немногих языческих праздников, сохранившихся на Руси после принятия христианства. Масленица празднуется на неделе, предшествующей Великому посту, то есть за семь недель до Пасхи.
– Если найти на календаре день, когда мы будем праздновать Пасху и отсчитать семь недель назад, то узнаем сроки Масленицы. Масленицу отмечают 7 дней. Каждый день имеет свое название, свои традиции. Поговорим об этом более подробно.
6. Совместная работа учителя и детей.
Понедельник – встреча Масленицы.
– В этот день дети устраивали снежные горки, катались, строили крепости. Ходили по домам, кричали «Подайте на Масленицу, на Великий пост редьки хвост!» Кричали до тех пор, пока хозяева на выносили им всякое старое тряпье. Насобирают ребята всякой всясины и вывозят все это за деревню, на место высокое. Хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут, приговаривая: «Гори наша Масленка до самого Петрова дня!» Или: «гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Вторник-заигрыш.
– Начало развлечений: катание на санях, народное гуляние.
Рассмотрим репродукцию Б. Кустодиева «Масленица»:
- что изображено на ней?
- какие краски использовал художник для передачи праздничного настроения?
- какие чувства она у вас вызывает?
– Верно. Чувство радости, веселья. Так и кажется, что слышен звон колокольчиков и хруст снега. Хочется прокатиться на санях вместе со всеми.
Среда-лакомка.
– В среду лакомились блинами и другими праздничными яствами (угощениями). Один блин непременно клали на духовое окошко для душ предков. Пекли блины «с припеком»: с грибами, яйцами, рыбой, ливером. Ели блины с маслом, медом, икрой, сметаной. На улицах ставили торговые палатки, где продавали чай из самовара, каленые орехи и медовые пряники.
– Почему блин – символ масленицы? (Люди почитали солнце, дающее жизнь всему живому. Блин круглый, как солнце. Люди полагали, что вместе с блином съедают частицу солнечного тепла и могущества).
Блины пекли постные, пшенные, манные, гречневые, скороспелые.
– Ребята, о каких играх и забавах во время масленичной недели вы узнали дома?
Сообщения детей о масленичных забавах (кулачные бои, лазание по ледяным столбам, взятие снежной крепости и др.)
– Найдите в рабочей тетради рисунок №56 – репродукцию картины Сурикова«Взятие снежного городка». Опишите, что вы видите.
Игра «в блина».
У одного участника блин в зубах. Другой зубами пытается выхватить его и съесть. Руками пользоваться нельзя.
– Была такая примета: чем дальше женщина скатится с ледяной горы, тем выше у нее уродится лен.
Четверг-разгул, перелом.
– В это день гуляли с утра до вечера: плясали, водили хороводы, пели частушки, перетягивали канаты, устраивали кулачные бои.
Просмотр фотографий из учебного пособия на тему «Масленичные развлечения».
Пятница-тещины вечерки.
– В это день все ходят друг к другу в гости, «рады гостей встречать, блинами угощать». Вечером зятья с подарком («помазок») к теще в гости приходят.
– Кто знает значения слов «зять» и «теща»? (зять – муж дочери, теща – мать жены). Зять дарил красивый платок, бусы, шаль и др.
Физкульт-минутка: дети водят хоровод, напевая «гори, гори ясно, чтобы не погасло».
Суббота-золовкины посиделки.
– Золовка – сестра мужа. Если у папы есть сестра, то для мамы она золовка. Золовка приходит в гости к невестке, та дарит ей подарки, чтобы золовки зло про них не говорили.
Воскресенье-проводы Масленицы. Прощенный день.
– Все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, если что неладное между нами вышло» (поцелуй, поклон). В это день делали чучело Масленицы. С утра возили его на санях, катали с горок, т.е. окружали заботой. А вечером сжигали. Так провожали зиму и встречали весну. Весна – начало новой жизни.
Дети рассматривают чучело Масленицы, сделанное родителями.
7. Обобщение.
– Теперь мы можем ответить на вопросы, поставленные в начале урока.
(Дети отвечают на вопросы)
– Масленица это веселый праздник, который провожает зиму и встречает весну. Празднуют его неделю. Катаются с ледяных гор, поют, пляшут, устраивают кулачные бои, катаются на санях, перетягивают канаты, строят крепости, пекут блины, ходят в гости. Заканчивается праздник сожжением чучела масленицы.
8. Дети угощаются блинами.
9. Игра «Веришь-не веришь».
– А теперь поиграем в игру. Я задаю вам вопрос. Если согласны, отвечайте «верим», если нет – «не верим»:
Верите ли вы, что…
а) масленица весну встречает;
б) масленица длится целую неделю;
в) символ праздника – горячий пирожок;
г) все должны есть масло;
д) символ масленицы – ряженое чучело;
е) это веселый, озорной праздник;
ж) в масленицу дети поют колядки, собирают сладости;
з) все пекут блины, ходят друг к другу в гости.
10. Работа в тетради (с. 24, № 1,2)
1 – восстановите правильный порядок дней масленичной недели.
2 – зачеркните «лишние» обычаи и забавы праздника.
11. Домашнее задание: стр. 26, № 3 (нарисовать праздничное развлечение).
12. Итог урока.
– Что нового вы узнали на нашем уроке?
– Что для вас было особенно интересно?
– В каких забавах и развлечениях вы хотели бы принять участие.
– Спасибо всем за активную работу на уроке, за интересные сообщения, за красивые рисунки. А сейчас всех приглашаем во двор на сожжение чучела Масленицы.