Разработка первого урока в 4 классе ГБОУ СОШ №1229 "Наша Москва"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Наша Москва
Форма урока: урок - экскурсия
Цель:
Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России – Москве;
познакомить с достопримечательностями столицы;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
развивать познавательную активность,
воспитание чувства гордости за свою Родину.
Оборудование:
Карта России, запись гимна России ,
запись боя курантов, презентация к уроку с изображением известных мест
Москвы, компьютер, мультимедийная установка.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Дети входят под музыку О.Газманова «Москва»
Слушание гимна России.
Разучивание слов государственного гимна.
1.Актуализация знаний и сообщение темы урока.
1)Дети читают эпиграф к уроку
«Москва, как много в этом звуке
Для сердца русского слилось.
Как много в нем отозвалось!..»
А.С.Пушкин
-О чем пойдет речь на нашем первом уроке в этом году?
Учитель. Вы все москвичи. Многие из вас знают стихотворения о нашем городе, различные исторические сведения.
Москва – это огромный город с многочисленными улицами, переулками, площадями. В нем проживает более 10 миллионов человек. Она такая огромная, что одновременно может быть:
«На одном конце Москвы
Дождик, слякоть, прелый лист
На другом конце Москвы
Белый снег и вьюжный свист».
Но такой большой Москва была не всегда.
Родилась она крошечной на вершине Боровицкого холма, там, где стоит нынешний Кремль.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы познакомиться со столицей, сердцем нашей Родины и её главными достопримечательностями.
2)Повторение и уточнение сведений о Москве с последующим фронтальным опросом.
Площадь России – самое большое государство на планете, как 2 Китая или 30 Франций.
Граничит по суше с 16 государствами: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, Северная Корея, Украина, Финляндия, Эстония. По морю: Япония, США.
Границы – первая в мире, 59000 км
Берега омывают 12 морей: Азовское, Балтийское, Баренцево, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Каспийское, море Лаптевых, Охотское, Черное, Чукотское, Японское. Россия великая морская держава.
Население – 141.927.296 чел. – 6 место в мире
В состав входят 21 республика
9 краев
46 областей, 2 города федерального значения
1 автономная область
4 автономных округа
Городов – 1.057
Основал Москву князь Юрий Долгорукий в 1447 г.
Россия – это республика. Глава – президент, избирается на 6 лет. Помогает упФедеральное собрание, которое состоит из 2 палат: Совет Федерации (по 2 руководителя республик, краев, областей) и Государственная дума (450 депутатов на 5 лет). Законы, которые приняты Федеральным собранием и подписаны президентом, исполняет Правительство России. Возглавляет его председатель Правительства.
Флаг – Появился во времена царствования Алексея Михайловича, отца Петра 1.
Белый цвет – символ благородства и откровенности
Синий – верности, честности
Красный – мужества, смелости, любви
22 августа День Государственного флага России.
Гимн – муз. А.В.Александрова, сл. С.В.Михалкова
Герб – двуглавый орел, символ единства государственной власти на всей территории России
Всадник – святой Георгий Победоносец
Более 130 народов населяют Россию.
3)Ученик:
М.Дмитриева «Нашим порицателям»
Вы дивитесь, что мы славим
Нашу древнюю Москву,
Что высоко в песнях ставим
Царства русского главу!
Прежде нас поэты жили,
Выше был их песен дар:
Не Москве ли посвятили
И они восторга жар?
Дайте город нам преданий,
Дайте город нам другой,
Где завет воспоминаний
Был бы голос вековой!
Духа русского твердыня,
В смутах, в пламени жива,
Веры, древности святыня,
Где другая есть Москва?
4)Учитель:
Столица мать! Тебе хвала,
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
2. Путешествие.
Сейчас мы с вами поиграем в игру, каждый из вас побывает в роли экскурсовода и гостя столицы.
Кто такой экскурсовод?
Ответы детей.
В словаре Ожегова говорится о том, что – экскурсовод – это специалист, дающий пояснения (рассказ) о чём – либо для экскурсантов. А экскурсанты это люди, пришедшие на экскурсию с образовательной или увеселительной целью.
Начинаем нашу экскурсию по самым знаменитым местам Москвы.
( показ слайдов и выступление детей экскурсоводов)
1) Рассказ учителя о Москве
( о Москве и её образовании, Красная Площадь)
Запись боя курантов
- Как вы считаете, куда мы с вами попали?
Рассказ учителя сопровождается презентацией
В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Это значит – много на Руси древних и прекрасных городов, а столица одна.
А как всё начиналось. Великие князья сидели в Киеве и управляли оттуда своими подданными. А вся земля была поделена между другими князьями, которые были их родственниками. Их владения назывались уделами, а сами князья – удельными.
Один из удельных князей – Юрий, прозванный Долгоруким, основал небольшое поселение. В него вошло несколько деревень, расположенных по берегам реки Москвы. Поэтому и называлось поселение Москва. Жители занимались ремёслами, выгодно торговали. Ведь находилась Москва на пересечении больших дорог. Товары везли и по воде и по суше. Москва быстро росла и развивалась. Князь Юрий приказал обнести её дубовыми стенами
Такое укрепление было необходимо, поскольку жители страдали и от вражды князей, совершавших набеги на владения соседей и грабивших простой народ. А потом на Русскую землю пришли племена монголо-татар, стали её разорять и грабить. Это были жестокие завоеватели, не щадившие никого: ни старых, ни малых, ни мужчин, ни женщин. Огнём жгли они города и деревни, уничтожали жителей. Не миновало несчастье и Москвы.
Не раз горел Кремль, поэтому было решено заново строить Кремль из белого камня – известняка. С тех пор стали звать Кремль белокаменным. Но он тоже оказался непрочным строительным материалом. И только спустя много лет, были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича Новый кирпичный Кремль строился более 10-ти лет. Его стены и башни сохранились до сих пор. Стены Кремля образовали треугольник.
На каждой стороне треугольника по семь башен, а всего их девятнадцать и все они разные.
Сегодня Москва по-прежнему очень красивый и самый главный город – столица России. Здесь находится правительство и президент. В Москве принимаются важные законы и решения, по которым живёт и трудится вся страна. Москва не только столица, это сердце России, сердце живое, любящее. Не случайно так много слов посвящено Москве. И среди них – замечательное стихотворение «Москва» Ф.Глинки.
2)Ученик:
Москва
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
3)Песня «Майская Москва»
4)Рассказ учителя:
На Красной площади, у Кремлевской стены, стоит Мавзолей, где похоронен Ленин.
В.И. Ленин – это вождь нашего государства, это наша история, а историю своей страны надо изучать, помнить и не забывать.
На Красной площади стоит необычный по красоте храм – собор Василия Блаженного.
Стихотворение С. Островой «Василий Блаженный»
Ах, блаженный! Ах, блаженный!
Красоты семисаженный!
Упирается в зенит,
Каждым куполом звенит.
Каждым куполом, как чашей
Вознесенной на пиру,
Принимаю дар ярчайший –
Радуг пеструю игру.
Что ни радуга – то гений,
Самородство. И поет.
Будто это день весенний
Каждой искоркой поет.
Каждой искоркой. Особо,
Неповторно. Как не зри.
Золотая эта проба
Откололась от зари.
Птицы-лебеди летели,
Шли жара и холода.
Как рубцы на белом теле –
В камень врезались года.
То скорей, скорей, то тихо,
Шли они - ребро к ребру.
И добро творя и лихо,
Как положено в миру.
Красота зовет. Трепещет.
Бьет лазоревым крылом.
Каждый купол – витязь вещий,
В небо вскинувший шелом.
Ученик: Вместе собрались сразу несколько церквей. Будто стоят они, и друг перед другом хвалятся своими нарядами.
Рядом с храмом Василия Блаженного стоит необычное с виду сооружение – это Лобное место, т.е. возвышенное. В древние времена царские приближенные поднимались на Лобное место, чтобы прочитать народу царский указ. Отсюда их все хорошо видели и слышали. (Слайд 15)
Рядом с собором Василия Блаженного стоит памятник Минину и Пожарскому. Они сыграли огромную роль в победе России над поляками.
Учитель: У каждого человека с Красной площадью связано что-то самое памятное, дорогое.
Перед полетом в космос сюда приходил Ю.А. Гагарин.
С тех пор все космонавты считали своим долгом побывать возле звезд кремлевских, прежде чем подняться к звездам космическим.
Ежегодно 9 мая в День Победы на Красной площади проходит военный парад.
В ноябре 1941 года, когда гитлеровская дивизия была под Москвой, и враг мечтал о быстрой победе, на Красной площади состоялся военный парад Красной Армии. Воины прямо с парада отправлялись на фронт. Тревожное, грозное было время.
Ученик: Стихотворение А. Твардовского «Моя Москва»
Уже слова «Моя Москва» по-русски враг разучивал.
Нет, ты возьми ее сперва, потом усы подкручивай!
Доныне с гордой головой
Москва над той рекой-Москвой
Стоит – гудит могучая.
Под Москвой войска Гитлера потерпели первое страшное для них поражение. Солдаты нашей армии стояли насмерть у стен столицы.
Когда война закончилась, 24 июня 1945 года на Красной площади состоялся парад Победы. Миллионы солдат погибли в Великой Отечественной Войне.
Ученик: Стихотворение В. Сергеева «Красная площадь»
Ушедших историй тускнеют наряды –
Своя нам дороже теперь.
Мне Красная площадь – не площадь парадов,
А поле побед и потерь.
На каменном поле тюльпанов не сеют.
Под камнем ржавеет земля.
И, как не старайся, а стены седеют,
Стареют бойницы Кремля.
Я в памяти строго просеивал даты.
И, словно немое кино, -
Солдаты, солдаты…
Живые солдаты,
Которых уж нет давно.
Ни четкого шага не слышу, ни звона –
Под снегом торец мостовой –
На каменном поле сходились колонны,
Чтоб цепью упасть под Москвой.
А сколько еще не оставили следа
Парады, чья поступь молчит…
И только, пожалуй, победы
Мне память виски горячит.
И только, пожалуй, прощальных эскортов
В бессмертье зовущая медь
Меня провожает, идущего гордо,
Забывшего слезы стереть.
Ушедших историй тускнеют наряды,
Дороже сегодняшней – нет.
И Красная площадь – не площадь парадов,
А поле потерь и побед.
Учитель: Рядом с Красной площадью в Александровском саду, у Кремлевской стены и днем и ночью горит огонь. Он никогда не гаснет, его называют «Вечный огонь».
Мы не знаем имен всех погибших воинов, но знаем, что они были настоящими солдатами. Поэтому памятник им назвали «Могила неизвестного солдата» и зажгли у него Вечный огонь.
Ученик: Стихотворение «Неизвестный солдат»
Ярко звезды говорят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Неизвестный солдат –
Чей-то сын или брат, -
Он с войны никогда
Не вернется назад.
Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.
Юрко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Свет зажгли мы ему
Под стеною Кремля,
А могилой ему –
Вся земля, вся земля.
Учитель: Памятью о Великой Отечественной Войне стала песня, ее сочинили в первый год войны, впоследствии она стала гимном Москвы.
Стихи Марка Лисянского
Музыка Исаака Дунаевского
«Гимн города Москвы»
Выступления учащихся
На Красной площади расположен один из красивейших соборов страны Храм Василия Блаженного. Созданный двумя мастерами русскими Бармой и Постником. Василий, прозванный Блаженным, жил во времена Ивана Грозного. «Блаженный» значило «святой», «праведный» (безгрешный). Он не боялся говорить правду в глаза ни богатым, ни сильным. Собор был построен в честь взятия русскими войсками города Казани. Храм состоит из девяти церквей.
Все девять церквей имеют одно общее основание. Центральная церковь
имеет гигантский шатёр высотой 46 метров. Вокруг центральной церкви
располагаются четыре большие и четыре маленькие церкви.
На Красной площади находится Мавзолей, в котором покоится тело первого руководителя страны – Владимир Ильич Ленин. Мавзолей стал высокой трибуной, отсюда обращаются ко всему народу. Сюда в дни парадов и демонстраций поднимались руководители нашей страны.
На одной из башен Кремля, которая называется Спасской башней, находятся большие часы с золотыми цифрами. Бой Кремлёвских курантов передаётся по радио в 6 часов утра и в 12 часов ночи.
Высота Царь – колокола 5 метров, вес около 200 тонн. Во время пожара колокол упал и разбился. Был отлит русскими мастерами Моториными.
Царь – пушку изготовил Андрей Чохов в 1586 году, он проработал на Пушечном дворе 64 года, весит 40 тонн, а длина его ствола более 5 метров. Рядом расположены огромные ядра. Эту огромную пушку сделали для защиты Кремля и моста через Москву –реку. Но царь – пушке стрелять не пришлось.
Третьяковская галерея – это художественный музей. Это – мировая сокровищница произведений живописи и скульптуры. В ней хранится около 35 тысяч картин. также состоялась торжественная церемония открытия и закрытия игр.
Учитель: Как бы, ни росла Москва, самое дорогое место для всех русских людей – Красная площадь.
- Узнали ли вы что-то интересное из моего рассказа?
Всем известно, что земля начинается с Кремля. Кремль- это самое историческое место города. Это древний город
-Что вы знаете о Кремле? (В Кремле много красивых Храмов, там находится знаменитые Царь-пушка и Царь-колокол, Оружейная палата, Алмазный фонд. Возле Кремля в Александровском саду горит Вечный огонь в память погибшим воинам)
-Какие исторические места в Москве еще вы знаете?
(Китай-город, Ул.Арбат, Малая Бронная, Охотный ряд, Никитские ворота, Патриаршие пруды…)
Давайте послушаем песню Булата Окуджавы, посвященную арбатским переулкам.
Ученик: читает стихотворение Аполлона Майкова
Мы- москвичи! Что делать, милый друг!
Кинь нас судьба на север иль на юг-
У нас везде, со всей своею славой,
В душе- Москва и Кремль золотоглавый;
В нас заповедь великая жива,
И вера в нас досель не извелася,
На коих древле создалась Москва
И чрез нее- Россия создалася.
Там у гробов иерархов и царей,
Наметивших великие ей цели,
Они видней, и ты поймешь ясней,
Куда идти, как мы шли доселе,
И отчего во дни народных бед,
И внешних бурь,
И всякого шатанья
Для всей Руси как дедовский завет
Родной Москвы звучало увещанье.
Храни ж его, отцов завет святой,
Как Ермоген в цепях, в тюрме сырой,-
И посрамишь всяк умысел лихой,
Всяк вражий ков и всяк соблазн лукавый.
Какие интересные и знаменитые места мы с вами посетили?
- А сейчас будем возвращаться
3.Создание корабля толерантности.
Учитель: К дню города в Москве появится «Корабль толерантности» . Деревянное судно длиной 18 метров будет бороздить воды Пионерского пруда в Парке Горького. В его создании принимали участие московские щкольники. Дети рисовали лоскутки, из которых будет состоять парус корабля. Темой картин была толерантность.
Википедия: Социальная толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, выносливость) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. Социальная толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. Социальная толерантность означает принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Мы свами тоже создадим свой корабль. Судно готово, осталось натянуть паруса. Ваше домашнее задание: нарисовать , как вы понимаете слово толерантность.
4. Подведение итога.
Закончилось наше путешествие по Москве и её достопримечательностям.
- Что вы узнали интересного на уроке о Москве?
Стихотворение Д. Смирнова «Москва»
Москва, Москва и вновь Москва, -
Так повторял бы без конца.
Пока любовь в груди жива,
И к сердцу тянутся сердца.
Москва - в сиянии огней.
Москва в движении машин.
И в шумном городе людей,
В улыбках женщин и мужчин.
И в смехе девочки в саду,
Что бьет лошадкой по мячу,
И в долгом взгляде на звезду,
Куда, быть может, полечу.
Москва – и в шепоте листвы,
И в плеске стали огневой.
Я жизнь не смыслю без Москвы,
Вся жизнь пронизана Москвой.
А вот так выразил свое отношение к Москве М.Ю. Лермонтов.
«Москва, Москва
люблю тебя как сын, как русский
сильно пламенно и нежно»
Учитель: И было бы здорово, если бы все мы также любили наш замечательный город, нашу Москву.
5.Рефлексия .
Кому понравился урок? Что понравилось?
Кому не интересно было на уроке? Почему?
И закончить хочется словами стихотворения «Москва» известного поэта Валерия Яковлевича Брюсова:
Нет на свете равных, Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных, Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
Дети выходят под песню «Золотая моя Москва»
Литература:
- Разработка урока окружающий мир 1 класс
Шнайдер Наталия Викторовна, учитель начальных классов
МОУ «Мирненская СОШ», Уйского района, Челябинской области
- Разработка урока учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1778 г. Москвы Колесниковой Ирины Ашотовны
- Подарок первокласснику «20 образовательных программ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока 4 класс о космосе
Конспект интегрированного урока, посвящённого Дню Космонавтики, для учащихся 4 класса...
Методическая разработка первого урока в 1 классе.
Методическая разработка первого урока в 1 классе. Тема: «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» Цель: ввести первоначально детей в школьную жизнь и учебную деятельность, вызвать...
разработка первого урока в 1 классе
как провести урок в 1 классе 1 сентября, чтоб он запомнился...
Разработка первого урока "Первое сентября- День первоклассников"
Первое сентября-один из самых замечательных дней в жизни каждого человека ,а особенно первоклассников и нас - учителей, ведь мы считаем годы от сентября до сентября.Это день красивых букетов, т...
Первый урок 1 класс
Классный час "День знаний" 1 класс...
Методическая разработка " Первый урок в первом классе"
Методическая разработка первого урока....
Методическая разработка " Первый урок в первом классе"
Методическая разработка " Первый раз в первый класс"...