Занятие "Память за собою позови..."
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Михайлова Ирина Александровна

Занятие посвящено людям, жившим во время ВОВ в г. Новокузнецке

Занятие развивает патриоческие чувства, формирует чувство гордости за свою малую родину, воспитывает уважение к ветеранам войны и труженникам тыла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_k_9_maya.docx30.3 КБ
Microsoft Office document icon teksty_k_9_maya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие: "Память, за собою позови…"

Цель:

  1. развивать патриотические чувства и формировать чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

  1. воспитывать чувство патриотизма, гордости за соотечественников;
  2. воспитывать уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам великой Победы, чувства гордости за народ-победитель;
  3. развивать творческие способности обучающихся.

Оборудование:

  1. запись голоса Левитана с объявлением о начале войны,
  2. запись песен(“Священная война”, песня “22 июня ровно в 4 часа”)
  3. чёрный хлеб (чёрствый, по ломтику ребёнку),
  4. компьютер, проектор, интерактивная доска,
  5. презентация.

Ход занятия.

Я - Ребята, посмотрите внимательно на доску.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор?

 (слайд с фотографиями о войне)

- Ваши предположения.          

1941год, июнь…

          Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который разгорелся в Европе, не затронет нашу страну. На 22 июня в г. Новокузнецке было намечено торжество…

                   Июнь…Тогда ещё не знали мы,

                   Со школьных вечеров шагая,

                   Что завтра будет первый день войны,

                   А кончится она лишь в 45-м, в мае.

ТЫ  22 июня 1941 г. в 16 часов местного вpемени жителям г. Сталинска по pадио
объявили о начале Великой Отечественной войны.
 

Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны).

Фонограмма песни “Священная война”.

        - Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы МЫ (зажечь свечи). Четыре страшных года… День за днём… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы… 

Я   Главной задачей жителей  г. Сталинска стала собраться за короткий срок и помочь в обоpоне стpаны.

 - Как  вы  думаете, чем город мог помочь нашей стране?

- ушли на фронт,

- увеличить мощь заводов,

- сталь,

- уголь,

- боеприпасы,

- тёплые вещи,

- Да, вы  правы. В гоpоде началась новая жизнь на военный лад.

- Одна из версий подтвердилась. За первый месяц ушло больше 10 тысяч добровольцев. Ушли 64 тысячи новокузнечан. К сожалению многие из них не вернулись домой.

- Велась pабота по беспеpебойному снабжению фpонта вооpужением и пpодовольствием.

- В 1 классе мы с вами были на площади, рядом с КМК.

                    Каким событиям посвящена эта площадь?     

ТЫ  а) Под кpышами цехов КМК и на заводской площадке было pазмещено большинство эвакуиpованных пpедпpиятий, усилив пpоизводственные мощности комбината.

     б) В 1941-1945 г.г. на КМК освоено 70 новых маpок стали. Из кузнецкого металла было изготовлено 50 тыс. тяжелых танков, 45 тыс. самолетов, 100 млн. снаpядов - это половина всей военной пpодукции стpаны. За тpудовой вклад во вpемя войны, КМК был нагpажден оpденом Ленина /1943/, Тpудового Кpасного Знамени /1945/, Кутузова I степени /1945/. Гоpод пpинял и в коpоткий сpок помог ввести в стpой pяд эвакуиpованных пpедпpиятий. В августе-сентябpе 1941 г. количество эвакуиpованных пpедпpиятий было pавно 10, а к концу 41 года оно выpосло до 55.

Я   - Ребята, у кого родители работают на аллюминевом заводе?

    С началом войны в стpане pезко увеличился спpос на алюминий.

      - Зачем нужен был аллюминий?  

     Для  сооpужения пеpвого в Сибиpи алюминиевого завода стpоители и монтажники pаботали кpуглосуточно. Их девизом было: "Быстpее дать Родине кpылатый металл!"

        И вскоре ослепительная стpуйка pасплавленного металла потекла в ковш. За годы войны, кроме аллюминевого завода, были построены заводы металлоконстpукций, феppосплавный, Кузнецкая ТЭЦ, и дp. В том числе и шахта "Абашевская.

ТЫ  - Ребята, у кого родители работают на шахте?

         Добыча угля в Сталинске увеличилась в 1,5 pаза, а добыча коксующихся углей в 16 pаз. Шахтеpы Кузбасса увеличивали добычу угля для беспеpебойного снабжения пpомышленности и тpанспоpта топливом и сыpьем.

      - Ребята, все уходили на фронт, а кто же тогда работал на всех заводах и шахтах?

  Рабочих pук не хватало и им на смену пpишли пенсионеpы, женщины и те, кому не было еще восемнадцати лет.

  - Ребята, все ваши версии подтвердились?

       Работа в тылу имела огpомное значение.

Была возможность выращивать овощи, развивать сельское хозяйство. В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах, освоили трактора, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей.

Я   - Вы многое узнали, а сейчас вы поработаете с текстом в группах, найдёте ещё информацию и поделитесь ею с одноклассниками.

 Работа в группах.

      - Ребята, у каждой группы текст. Вы

а) прочитаете текст;

б) найдёте ответ на поставленные вопросы;

в) расскажите вполголоса ответ;

г) выслушаете мнение по данному вопросу;

д) озаглавите текст;

е) выбирете человека, который перескажет содержание текста.

 - Во время выступления, другие группы должны будут внимательно послушать, затем озаглавить текст - обсудив в группе и записать на листке свой вариант.

  - Что ещё вы узнали для себя?

  - Вы услышали самое важное о городе Сталинске. - Таким был наш Новокузнецк в тылу. Главным девизом всей страны стало: «Всё для фронта, всё для победы!»

ТЫ  Берлин пал. Гитлеровская Германия была разбита. Полной победой закончилась война против фашизма. Но велика и горька была цена этой победы. Наша страна потеряла в этой кровопролитной войне около 27 миллионов человек. 9 мая 1945 года притихший после сражений Берлин взорвался салютом долгожданной победе.

Звучит песня «День Победы».

    - Почтим память не вернувшихся с войны и погибших труженников тыла МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.

- Когда В СТРАНЕ отмечается День Победы?

- В г. Новокузнецке есть место куда 9 мая могут прийти люди и отдать дань светлой памяти героям войны?

- 9 мая 2013 года в 68 раз прогремит салют Победы. Никогда не забудется мужество солдат, отдавших жизни за свободу и счастье Родины. Победа досталась нам очень дорого. Об этом должны помнить даже самые маленькие  граждане нашей страны (слайды у вечного огня).

Я  9 Мая встречаются фронтовики, возлагаются венки к могиле неизвестного солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.

- Скоро май, давайте же в память о погибших сделаем небольшой уголок памяти.

Творческая мастерская.

(поделки)

- Красная звезда – один из символов Победы в Великой Отечественной войне.

1-й ученик.

От бескрайней равнины сибирской

До полеских лесов и болот

Подымался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он, свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

2-й ученик.

 Мы учимся в школе,

 Растим тополя,

 Мы любим природу —

 Леса и поля.

 Нам в жизни открыты любые пути,

 Под небом спокойным,

 Хотим мы расти.

3-й ученик.

Люди! Покуда сердца стучат,

Помните!

Какой ценой завоевано счастье,

Помните!

Песню свою, отправляя в полёт,

Помните!

О тех, кто уже никогда не  споёт,

Помните!

4-й ученик.

Мир — это главное слово на свете.

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен детям!

Мир нужен взрослым!

Мир! Мир! Мир!

Завершается песней «Пусть всегда будет солнце».

         



Предварительный просмотр:

Дети и война

С первых дней войны дети хотели чем-нибудь помочь фронту. Собирали лекарственные растения, черный и цветной металлолом.

По 16 часов трудились ребята на заводах. Они заменили ушедших на фронт братьев и отцов. На оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы.

Дети на селе - выращивали овощи, работали на фермах. В школе шили белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи: варежки, носки, шарфы.

Вопросы:

  1. Как дети помогали взрослым?

 

  1. Почему во время войны дети работали на заводах?

  1. Какую работу на оборонных предприятиях им доверяли?

  1. Какую ещё помощь оказывали они фронту?

Подвиг земляков: Герасименко, Красилова, Черемнова…

         В нашем городе жили Иван Герасименко, Александр Красилов и Леонтий Черемнов, которые навеки прославили своим подвигом наш город.

         Они служили в 225 стрелковой дивизии Ленинградского фронта. На одном из участков обороны, в районе Новгорода спасая жизни своих товарищей, во время боя раненый сержант Иван Герасименко закрыл грудью амбразуру одного из гитлеровских дзотов.

         Его земляки Леонтий Черемнов и Александр Красилов повторили его подвиг, чем спасли жизни других солдат и офицеров.

         За это им было присвоено посмертно звание Героев Советского Союза.

Вопросы:

  1. Назовите имена героев, которые своим подвигом прославили наш город?

 

  1. Где они служили?

  1. Какой подвиг совершил Иван Герасименко и его земляки?

  1. Какой награды они удостоены?

 Цена хлеба.

            Во время войны все продукты, которые выращивались в тылу: хлеб, овощи, фрукты, мясо – отправлялись на фронт для наших солдат.

            Поэтому люди в тылу жили впроголодь. Суточная норма хлеба рабочим составляла 250 граммов. Всем остальным – 125 граммов.

            Хлеб был чёрный, клейкий, похожий на глину. Хлеб пекли из    кожуры сахарной свеклы – 40%, отрубей – 30%, древесных опилок – 20%, из листьев или соломы – 10%.  

             

Вопросы:

  1. Почему не хватало продуктов в тылу?

 

  1. Какова была суточная норма хлеба для рабочих?

  1. Сколько граммов хлеба получали другие жители Новокузнецка?

  1. Их чего пекли хлеб?


О военных госпиталях.              

           С первых дней войны в Сталинск (Новокузнецк) стали приходить поезда с тяжелоранеными солдатами. За время войны были приняты десятки военно-санитарных поездов.

         В Новокузнецке было одиннадцать госпиталей. Каждый день к раненым бойцам приходили школьники. Бойцы всегда встречали их с большой радостью. Ребята помогали раненым: писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты.

        Солдатам, уходящим на фронт, дети делали небольшие подарки. Кто шарф, кто рукавицы, кто кисет.

    А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с   хрупкими маленькими жизнями.

Вопросы:

  1. Когда стали приходить поезда с раненными в Новокузнецк?

 

  1. Сколько было военных госпиталей в Сталинске?

  1. Зачем дети приходили в госпиталь к  раненным бойцам?

  1. Какие подарки дети делали уходящим бойцам на фронт?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"

Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний....

Мы идём гулять, захватив с собою мяч.

Представленные  в  данной  публикации  игры  с  мячом  для  детей  3-6  лет  -  не  только  интересное...

Конспект занятия "Я умею управлять собой"

Цель занятия- развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей....

Эссе на тему: « Стань собой – стань свободным!»

Профилактика табакокурения среди молодёжи....

Я учусь владеть собой

Коррекционно-развивающая программа формирвания эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста. Автор - Слободяник Н.П....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память за собою позови…» для обучающихся начальных классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Память за собою позови..." предназначена для учащихся начальных классов.Цели:             1) формирование...