Внеклассное мероприятие
классный час по теме

Масленица

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие "Масленица"

Тарасова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов  МОУ «СОШ№63»

Цель:

Познакомить с традициями проводов зимы.

Научить весёлому проведению праздника на основе традиций русского народа.

Воспитание уважения к обрядам старины.

Оборудование: кукла Масленица, репродукция картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», несколько кубиков для игры, календарь масленицы.

Ход занятия

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из самых приятных, весёлых праздников в русском народном календаре. Попробуйте разгадать: «Её называют «весёлой», «широкой», «сырной» неделей». Догадались? Конечно, это масленица.

Здравствуй, масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных;

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие;

И блины, и калачи,

К нам в окошко их мечи!

– Давайте попробу6ем разобраться, а почему у масленицы так много названий. Разделимся на группы. Каждая группа выберет себе одно из названий праздника и нам расскажет через минуту о своей версии.

1 группа: широкая;

2 группа: весёлая;

3 группа: сырная.

Учитель дополняет ответы каждой группы.

– Встречу масленицы устраивали дети. Со всего села, они собирались на самую высокую снежную гору и звали масленицу. Каждый по очереди, по-своему громко кричал, звал масленицу.

Душа ли ты, моя масленица,

приезжай ко мне на широкий двор

на горах покататься,

в блинах поваляться,

сердцем потешиться!

-  Давайте и мы с вами попробуем покликать Масленицу своими словами.

(Дети могут индивидуально придумать закличку или сделать групповую работу).

– После того как каждый позвал Масленицу, ребятишки сбегали с горы и кричали:

Приехала Масленица!

Приехала Масленица!

– Как вы думаете, что самое главное на масленице? Ну, конечно, блины! Хозяйки пекли каждый день блины из гречневой и пшеничной муки.

И в народе говорили: «Блин хорош не один», «Блин не клин, брюхо не расколет». С чем только их не ели: с маслом, мёдом, икрой. Есть даже такой случай, что один человек, придя в гости, сразу съел 70 блинов.

– В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины.

Подайте широкой масленице!

А по дороге пели:

Как на масленой неделе

Из избы блины летели!

Уж вы, блины мои блины!

Уж блиночки мои!

Загадывали друг другу загадки: «На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь». (Блин).

– Как вы думаете, почему блин стал символом масленицы? (Дети высказывают свои предположения, делятся мнениями).

– Блин круглый, поджаренный, снятый «с пылу», напоминал солнце. Он был символом вновь набирающего яркость и жар весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили все народы мира. И наши предки, древние славяне, особо почитали Ярило – бога солнца. А с масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, давало свет и тепло человеку. Масленица была праздником весеннего солнца.

(Здесь можно устроить чаепитие с блинами и закончить первое занятие о масленице).

– Если масленицу называли весёлой, значит, она славилась весёлыми, разнообразными играми. С самого первого дня дети катались на санках с гор, взрослые со среды катались наперегонки на санях, на тройках лошадей. А была ещё такая забава: запрягали лошадей друг за другом и ездили от дома к дому, похваляя масленицу. Сейчас и мы с вами поиграем в подобную игру.

(Проводится игра «Бег между предметами паровозиком»)

– На последний день оставляли самую интересную игру «Взятие снежного городка».

В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

– Попробуйте придумать сами правила для этой игры. Можно и поиграть.

– Главная участница праздника – большая соломенная кукла по имени Масленица. Её наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали в сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Чаще всего они одевались цыганами:

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На лошадках расписных.

Едет к нам с добром:

С сыром, маслом и яйцом,

С блинами, пирогами!

– Давайте и мы с вами нарядим Масленицу.

(Это может быть одевание соломенной куклы или на рисунке раскрашивание её одежды).

– Каждый день масленицы имел своё название и свои забавы. В народе говорили: «Не житьё, а масленица!» Посмотрим на календарь масленицы. Попробуем его заполнить.

(Здесь могут быть рассмотрены рисунки детей к празднику. Дети повторяют всё, что узнали о каждом дне масленицы. Учитель дополняет ответы. Можно записать основные моменты дня или сделать рисунки к каждому дню (подобрать из уже имеющихся рисунков, картинок).

 Понедельник – встреча

Делали куклу Масленицу, наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её с песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник – заигрыш

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.

Среда – лакомка

Начинали кататься с гор и взрослые. С этого дня по деревне катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми.

Четверг - широкий, разгуляй – четверток

В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои, борьбу. Строили снежный городок и брали его с боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Угощали блинами.

Пятница – тёщины вечера

Тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели, плясали.

Суббота – проводы масленицы

Куклу Масленицы проводили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых, все шутили, пели песни, плясали.

Воскресенье – прощенный день

Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями, просили прощения и прощали друг другу все обиды.

– В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили:

– Прости меня, пожалуйста.

– Бог тебя простит, – отвечали на это.

Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но, если даже и не было ссор и обид, всё равно говорили: «Прости меня!» Даже когда встречали незнакомого человека, просили прощение.

Заканчивалась масленица как обычно, песнями.

Честная Масленица!

Веселенько тебя встречать, привечать.

Трудно – нудно со двора провожать!

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай Масленица!

Прощай, красная!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....