Внеклассное мероприятие
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие "Масленица"
Тарасова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ№63»
Цель:
Познакомить с традициями проводов зимы.
Научить весёлому проведению праздника на основе традиций русского народа.
Воспитание уважения к обрядам старины.
Оборудование: кукла Масленица, репродукция картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», несколько кубиков для игры, календарь масленицы.
Ход занятия
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из самых приятных, весёлых праздников в русском народном календаре. Попробуйте разгадать: «Её называют «весёлой», «широкой», «сырной» неделей». Догадались? Конечно, это масленица.
Здравствуй, масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных;
Чтобы слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие;
И блины, и калачи,
К нам в окошко их мечи!
– Давайте попробу6ем разобраться, а почему у масленицы так много названий. Разделимся на группы. Каждая группа выберет себе одно из названий праздника и нам расскажет через минуту о своей версии.
1 группа: широкая;
2 группа: весёлая;
3 группа: сырная.
Учитель дополняет ответы каждой группы.
– Встречу масленицы устраивали дети. Со всего села, они собирались на самую высокую снежную гору и звали масленицу. Каждый по очереди, по-своему громко кричал, звал масленицу.
Душа ли ты, моя масленица,
приезжай ко мне на широкий двор
на горах покататься,
в блинах поваляться,
сердцем потешиться!
- Давайте и мы с вами попробуем покликать Масленицу своими словами.
(Дети могут индивидуально придумать закличку или сделать групповую работу).
– После того как каждый позвал Масленицу, ребятишки сбегали с горы и кричали:
Приехала Масленица!
Приехала Масленица!
– Как вы думаете, что самое главное на масленице? Ну, конечно, блины! Хозяйки пекли каждый день блины из гречневой и пшеничной муки.
И в народе говорили: «Блин хорош не один», «Блин не клин, брюхо не расколет». С чем только их не ели: с маслом, мёдом, икрой. Есть даже такой случай, что один человек, придя в гости, сразу съел 70 блинов.
– В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины.
Подайте широкой масленице!
А по дороге пели:
Как на масленой неделе
Из избы блины летели!
Уж вы, блины мои блины!
Уж блиночки мои!
Загадывали друг другу загадки: «На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь». (Блин).
– Как вы думаете, почему блин стал символом масленицы? (Дети высказывают свои предположения, делятся мнениями).
– Блин круглый, поджаренный, снятый «с пылу», напоминал солнце. Он был символом вновь набирающего яркость и жар весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили все народы мира. И наши предки, древние славяне, особо почитали Ярило – бога солнца. А с масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, давало свет и тепло человеку. Масленица была праздником весеннего солнца.
(Здесь можно устроить чаепитие с блинами и закончить первое занятие о масленице).
– Если масленицу называли весёлой, значит, она славилась весёлыми, разнообразными играми. С самого первого дня дети катались на санках с гор, взрослые со среды катались наперегонки на санях, на тройках лошадей. А была ещё такая забава: запрягали лошадей друг за другом и ездили от дома к дому, похваляя масленицу. Сейчас и мы с вами поиграем в подобную игру.
(Проводится игра «Бег между предметами паровозиком»)
– На последний день оставляли самую интересную игру «Взятие снежного городка».
В.И. Суриков «Взятие снежного городка»
– Попробуйте придумать сами правила для этой игры. Можно и поиграть.
– Главная участница праздника – большая соломенная кукла по имени Масленица. Её наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали в сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Чаще всего они одевались цыганами:
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На лошадках расписных.
Едет к нам с добром:
С сыром, маслом и яйцом,
С блинами, пирогами!
– Давайте и мы с вами нарядим Масленицу.
(Это может быть одевание соломенной куклы или на рисунке раскрашивание её одежды).
– Каждый день масленицы имел своё название и свои забавы. В народе говорили: «Не житьё, а масленица!» Посмотрим на календарь масленицы. Попробуем его заполнить.
(Здесь могут быть рассмотрены рисунки детей к празднику. Дети повторяют всё, что узнали о каждом дне масленицы. Учитель дополняет ответы. Можно записать основные моменты дня или сделать рисунки к каждому дню (подобрать из уже имеющихся рисунков, картинок).
Понедельник – встреча
Делали куклу Масленицу, наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её с песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник – заигрыш
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.
Среда – лакомка
Начинали кататься с гор и взрослые. С этого дня по деревне катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми.
Четверг - широкий, разгуляй – четверток
В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои, борьбу. Строили снежный городок и брали его с боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Угощали блинами.
Пятница – тёщины вечера
Тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели, плясали.
Суббота – проводы масленицы
Куклу Масленицы проводили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых, все шутили, пели песни, плясали.
Воскресенье – прощенный день
Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями, просили прощения и прощали друг другу все обиды.
– В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили:
– Прости меня, пожалуйста.
– Бог тебя простит, – отвечали на это.
Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но, если даже и не было ссор и обид, всё равно говорили: «Прости меня!» Даже когда встречали незнакомого человека, просили прощение.
Заканчивалась масленица как обычно, песнями.
Честная Масленица!
Веселенько тебя встречать, привечать.
Трудно – нудно со двора провожать!
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай Масленица!
Прощай, красная!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...