Сценарий праздника "Алтай - мой край родной!"
методическая разработка (4 класс) по теме
Данный праздник посвящен 75-летию образования Алтайского края и проведен в 4 классе . В основу положен краеведческий материал. Подготовила и провела праздник учитель начальных классов Зиновьева Алла Ивановна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника
«Алтай – мой край родной!»
Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Красноануйская ООШ» Зиновьева Алла Ивановна
(Праздник посвящен 75 - летию Алтайского края и проведен для учащихся 1-4 классов)
Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД.
Цели деятельности учащихся:
Личностные:
обеспечить ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность), желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него данные знания.
Регулятивные,
обеспечить младшему школьнику организацию творческой деятельности.
- целеполагание как способность принять данную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать определенные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Оформление: 1.Плакаты с надписью: «Алтай- мой край родной», «Люби и знай свой край», «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» (М.В. Ломоносов).
2. Картины: «Небо и птицы», «Реки и рыбы», «Лес и звери», «Поле и цветы».
3. Картины из истории нашего края, фотографии Денисовой пещеры и каскада водопадов на реке Шинок.
4. Диски с записью голосов птиц и мелодий алтайских песен.
5. Видеофильм «Завороженные красотой»(о Солонешенском районе)
6.Фотоальбом «Полевые цветы моей малой родины»
Ход праздника .
Исполняется русский народный танец, девочка в центре выносит каравай хлеба и соль и говорит слова:
Здравствуйте, дорогие гости, мы рады видеть вас на нашем празднике. Милости просим, чем богаты, тем и рады!
Учитель:
Ты в бурных реках,
Ты в могучих горах,
При свете солнца весь из золота ты,
При свете луны, как серебряный ты,
О, наш могучий Алтай,
Священный Алтай!
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по Алтайскому краю, которому в этом году исполняется 75 лет. Алтай – это место, где вы родились, где многие из вас собираются жить будучи взрослыми.
Что значит «АЛТАЙ»? Это старое, старое слово. Была в старину монета «алтын». Слово «алтын» означало «золото». Сравните эти два слова: Алтай и алтын. Они очень похожи. Алтай – это край золотой. На Алтае есть степи, горы, реки, озера, леса. В полях пшеница золотая, золотая! В недрах земли- золото. Поэтому наш край самый богатый и удивительно красивый край России.
1 девочка:
Горы Алтайские гордо стоят
Степи собой защищая,
И над тайгой золотою горят
Зори родного Алтая.
2девочка:
Есть на свете такой уголок
Где бы я ни был – не знаю,
Только, пожалуй, найти я не мог
Лучше Алтайского края.
3 девочка:
Волны пшеницы, как моря прибой
Плещут от края до края.
Ясных озер здесь простор голубой
Будто бы небо Алтая.
Звучит песня «Алтай –золотая земля» (исполняет вокальная группа девочек)
Учитель:
В Алтайском крае в мире и согласии живут десятки национальностей: 90 %-русские, почти 4% - немцы, почти 3% - украинцы. Коренные жители – алтайцы. Древние алтайцы оказали мужественное сопротивление полчищам монгольского Чингиз-хана, но силы были неравны. Несколько веков алтайцы находились под гнетом завоевателей, поэтому приход русских казаков , промысловиков, крестьян в южную Сибирь не встретил сопротивления местных жителей. Мы – их потомки!
Звучит стихотворение алтайского поэта Аржана Адарова «Кочевники» (читают 2 девочки и 2 мальчика)
Мы кочевников племя.
Нам тысячи лет.
Жили мы на Земле как незваные гости.
Мы с травой уходили и белые кости
В молчаливых курганах наш единственный след.
Кто мы?
Гул табунов, истлевших в степях.
Кто мы?
Тихий ковыль без конца и без края.
Сквозь века мы прошли на своих лошадях
Вырастая в седле и в седле умирая.
Да, кочевники мы! И сейчас, и сейчас
От зимовья к джайляу и снова к зимовью.
Нет, однажды зажженный огонь не погас,
Он по жилам бежит с беспокойною кровью.
Только лето – и сердце зовет нас вперед.
И, прищурившись, смотрим мы в синие дали.
Мы кочевники. Мы беспокойный народ.
Мы за счастьем своим столько лет кочевали.
К новой жизни мы шли, крепко сидя в седле.
Сто веков прокатилось, и пришло наше время,
И не гости теперь мы на этой земле
Мы хозяева здесь, мы кочевников племя!
Дети танцуют алтайский танец в алтайских национальных костюмах.
Девочка – ведущая: (Звучит пение птиц)
Величественна и разнообразна природа Алтайского края. Высокие горные хребты, окутанные голубой дымкой, неприступные снежные вершины, сияющие белизной в ясном небе, стремительные реки, изумрудные озера, бесконечные хвойные леса, чудесное пение множества птиц – это горный Алтай!
Учитель:
Ребята, давайте назовем птиц, населяющих Алтайский край. (скворцы, ласточки, синицы, воробьи, вороны, беркуты, сороки, совы, дятлы, соловьи и др.)
300 видов птиц насчитывается в Алтайском крае. Многие из них занесены в Красную книгу Алтая: беркуты, грифы, белоголовый сип, филин, овсянка, сибирский вьюрок и др.
А сейчас давайте поиграем! Представьте, что нам надо сторожить поле, чтобы воробьи не поклевали первые всходы. Если я называю слово «воробьи», вы топаете ногами, если «вороны» - вы хлопаете в ладоши, только так мы сможем прогнать с поля воришек!А если я говорю «скворец», «ласточка», «синица» – вы должны помахать руками над головой, чтобы поприветствовать этих гостей. Почему? Ведь это первые помощники, они поедают вредных насекомых.
Наш местный поэт В.Г. Малявко написал стихи о птицах.
1 девочка:
«Зима»
Лес надел деревьям шапки.
Чуткий тетерев в снегу.
Ночью зайцы греют лапки,
Разыгравшись на лугу.
Ледяные слышим звоны
Над застывшею рекой.
И сороки, и вороны
Ищут где-нибудь покой.
Как бутон китайской розы
Раскрасневшийся снегирь.
Не скупится на морозы
Наша матушка-Сибирь!
2 девочка:
«Весна»
В лесу сосульки не стучат,
Утихомирились метели.
Два краснобровых косача
На верх березок с шумом сели.
Еще зиме не вышел срок,
Еще приход весны не скоро.
Тетерева, как ручеек,
Забормотали с косогора.
От звона глохнет тишина,
В природе все не без причины.
Спешит, спешит до нас весна,
Услышав голос косачиный.
Учитель:
А сейчас мы спустимся с поднебесья и подойдем к горным рекам и озерам.
Девочка – ведущая:
5 тысяч рек и речек текут по Алтайскому краю. Наиболее крупные из них Обь – 5410 км (в пределах Алтая – 510 км), Катунь – 655 км, Бия , Алей – 755 км, Чумыш, Чарыщ, Ануй и другие.(показывает по карте)
С горных круч и ущелий Алтая,
Пробиваясь издалека,
Катит волны Катунь голубая
И зеленая Бия река.
Берега приподняв высоко
Рукавом многоводной протоки,
Разливается Обь широко.
И течет она наша красавица
Вдоль просторов в счастливые дни,
Чтоб плотинами гидростанций
Зажигать над Сибирью огни.
Мальчик –ведущий:
В нашем крае насчитывается свыше 4 тысяч озер. Наиболее крупные – Кулундинское, Кучукское, Горькое, Большое Топольное, Большое Яровое, Ая.
Самое крупное и живописное озеро – Телецкое. «Алтын – кёль» - как называют его алтайцы.
Катунь – река чудесная с высоких гор бежит,
А озеро Телецкое, как изумруд лежит.
(Показываются виды рек и озер)
Учитель:
Хорошо отдохнуть у реки, позагорать, поплавать, но ведь можно и порыбачить! Сейчас мы сделаем привал и половим рыбу только ту, которая водится в реках и озерах Алтайского края.
(Дети отгадывают кроссворд «Рыбы»: ёрш, бычок, чебак, хариус, налим, карась, щука, таймень и др. )
В Красную книгу занесен таймень, бычок и др.
Девочка- ведущая: А вот и лес, полон сказок и чудес! Кто из вас, ребята, бывал в лесу? Чем он вам понравился? Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами. На территории нашего края произрастает более 100 видов различных деревьев и кустарников.
Поиграем в игру «Угадай дерево!» (показывается ветка дерева, а дети отгадывают)
Игра «Угадай животное!»(банка – кабан, корт – крот, соль – лось, сила – лиса)
В Красную книгу занесены: ушастый еж, выдра, перевязка, красный волк и др.
Звучит песня «Алтай – голубая земля» (исполняет вокальная группа девочек)
Мальчик – ведущий: Путешествуя по родному краю, мы очутились на поляне. Сколько здесь цветов! Но цветочки почему- то грустные. Давайте отгадаем названия их, чтобы они развеселились!
Загадки:
1.Вот звоночек –синий цвет, с языком, а звону нет! (василек)
2.На желтенькой тарелочке белый ободок.
Мальчики и девочки, что это за цветок? (ромашка)
3.Отцветает быстро,
Изменяет цвет.
Станет он пушистым
Дунь – его и нет! (одуванчик)
4.Цветет там, где густая трава,
Растет. У него два листа.
На тоненькой ножке в ряд
Колокольчики белые висят. (ландыш)
5. Бархатные листья,
Тонкий стебелек.
Первый, самый теплый
Голубой цветок. (подснежник)
Ребята, а какие цветы нашего края занесены в Красную книгу Алтайского края? (пион, ирис, первоцвет, купальница и др.)
Стук в дверь….
Учитель: Ребята, нам прислали посылку и телеграмму! От кого же?
Вот , слушайте! «Ребята, помогите! Сильно заболел мой брат Кай. У него ангина. Он простыл, пока был в гостях у Снежной королевы. Подскажите, какие растения помогут ему?» (Душица, ромашка, малина, смородина, мать – и –мачеха, хмель, зверобой и др.)Это лекарственные травы.
Девочка – ведущая:
А если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, подымется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Учитель: А вот еще телеграмма!
« Я ногу поцарапал,
Когда бежал к друзьям.
Но я совсем не плакал,
Я вылечился сам!
Зайчик.»
-Какое лекарственное растение использовал Чиполлино?
А вот и ответ его:
«На ранку подорожник, а потом
Я ногу осторожно перевязал бинтом.
Скакать по кочкам можно и бегать у ракит.
Спасибо, подорожник, мой доктор Айболит!»
Ну, а прежде чем открыть посылку, отгадаем загадку:
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (Пшеница)
Ребята, хлеб – это богатство Алтая! Всегда ли на Алтае выращивали много зерна? Здесь стояла вековая тайга, простирались бескрайние степи. В 1954 году перед сельским хозяйством Алтая была поставлена грандиозная задача: освоение целинных и залежных земель. Поднятая целина должна была дать обильные урожаи. А сколько лежало у нас целины! Сколько земель пустовало!
Звучит песня «Едут новоселы по земле целинной» (исполняет вокальная группа девочек)
Девочка:
По путям – дорогам солнечного края
Через нивы, реки и поля
Мчатся комсомольцев поезда с Алтая,
Под колесами гудит земля.
Видно потрудились новоселы стойко.
Щедро уродила целина.
И везут вагоны городам и стройкам
Золотые россыпи зерна.
И бегут вагоны, скорость набирая,
С грузом драгоценного зерна.
Принимай, Отчизна, добрый дар Алтая.
Расцветай родная сторона!
Учитель: В 1957 году за выдающиеся успехи в подъеме целины Алтайский край был награжден орденом Ленина, а в 1972 году за выполнение пятилетнего плана развития народного хозяйства Алтайский край награжден вторым орденом Ленина.
-Чем же богат еще Алтай?(дети отвечают)
Ребята, мы познакомились с живописной природой Алтайского края. 12 городов насчитывается в нем. Это краевой центр Барнаул, Бийск, Рубцовск, Заринск, и другие. Здесь же наша малая родина – село Солонешное. Местный поэт И.П.Брия так написал о нашем прекрасном селе:
Девочка:
Солонешье мое, спят ануйские плесы.
Над Паромской горой голубеет звезда.
Умывается утро. Прохладные росы.
Предрассветный мотив напевает вода.
Край родимый ты мой и застенчиво милый,
Здесь подснежником с гор опустился апрель.
Ходит август в садах с переспелою сливой,
Сквозь березовый цвет и черемухи хмель.
Солонешье мое, вот и вечер ложится,
И тумана постель на калиновый цвет.
В соловьиную ночь мне с тобой не проститься,
Я твоей красотой, Солонешье, согрет!
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по родному краю. Где бы мы с вами ни были, мы всегда убеждаемся, что наш край – самый красивый, самый богатый, самый любимый, а значит «ЗОЛОТОЙ»
Послушайте стихотворение алтайского писателя и поэта М.Юдалевича «Что такое Алтай?»
Мальчик – ведущий:
Что такое Алтай?
Вы спросите об этом геолога.
Вам геолог расскажет,
Геолог расскажет про золото.
От забытых веков, с незапамятных пор
Это край золотой, край невиданной щедрости гор.
Что такое Алтай?
Вы спросите теперь зверолова.
И услышите – золото,
То же услышите слово –
Это лисы и выдры, горностаи и соболя,
Это мягкое золото,
То, что дарит земля.
Что такое Алтай?
Вы спросите о том чабана.
Это золото, скажет он,-
Край золотого руна.
Хлебороба спросите, комбайнера и тракториста
Это золото-скажут-да, золото во поле чистом.
Посмотрите вокруг – без краев, без границ
Золотой океан кулундинских пшениц.
В заключении праздника рассказывается о главных достопримечательностях нашего родного села, о памятниках археологии – Денисовой пещере и каскаде водопадов на реке Шинок. (Слайды, фотографии, видеофильм «Завороженные красотой»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/24/picture-70383.jpg)
Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"
Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной" (О Смоленской области). В дополнение есть презентация о родном крае, но без музыки....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/24/picture-70383.jpg)
Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"
Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной!". Имеется презентация о родном, Смоленском крае....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/26/picture-170511-1356549799.jpg)
"Белгородчина - мой край родной" сценарий культурно-массового мероприятия, посвящённого 60-летию Белгородской области и проведённого в рамках городской недели "Музей и дети" с использованием экспонатов школьного музея
Данный сценарий содержит стихотворения поэтов Белгородской области, отражает историю нашей области и опирается на экспонаты школьного музея МАОУ "Лицей №5" города Губкин. Может быть использован д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/21/picture-807221-1471784910.jpg)
сценарий мероприятия «Люблю тебя, мой край родной!»
Сценарий совместного мероприятия учащихся 1 класса школы и детей подготовительной группы дошкольного учреждения "Люблю тебя. мой край родной!", который направлен навоспитание п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/12/picture-120420-1542028978.jpg)
Сценарий классного часа "Я люблю свой край родной"
Сценарий классного часа "Я люблю свой край родной"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230584-1364450748.jpg)
Сценарий выступления экологической агитбригады "Родного края милый уголок",
Сценарий экологической агитбригады "Родного края милый уголок", посвященного 80-летию Саратовской области....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-988755-1516941311.jpg)
Сценарий мероприятия по краеведению "Родной край" для 3-4 классов (Кемеровская область)
Данное мероприятие разработано для учащихся 3-4 классов по природе родного края (Кемеровская область). Цель: закрепление знаний о природе Кемеровской области....