Сценарий праздника "Алтай - мой край родной!"
методическая разработка (4 класс) по теме

Зиновьева Алла Ивановна

Данный праздник посвящен 75-летию образования Алтайского края и проведен в 4 классе . В основу положен краеведческий материал. Подготовила и провела праздник учитель начальных классов  Зиновьева Алла Ивановна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_rodnoy.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

              Сценарий праздника

      «Алтай – мой край родной!»

Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Красноануйская ООШ» Зиновьева Алла Ивановна

(Праздник  посвящен 75 - летию Алтайского края и проведен  для учащихся 1-4 классов)

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД.

Цели деятельности учащихся:

Личностные:

обеспечить ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность), желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него  данные  знания.

Регулятивные, 

обеспечить младшему школьнику организацию  творческой  деятельности.

- целеполагание как способность принять данную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать определенные  действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Оформление: 1.Плакаты с надписью: «Алтай- мой край родной», «Люби и знай свой край», «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» (М.В. Ломоносов).

2. Картины:  «Небо и птицы», «Реки и рыбы», «Лес и звери», «Поле и цветы».

3. Картины из истории  нашего края, фотографии Денисовой пещеры и каскада водопадов на реке Шинок.

4. Диски с записью голосов птиц и мелодий алтайских песен.

5. Видеофильм «Завороженные красотой»(о Солонешенском районе)

6.Фотоальбом «Полевые цветы моей малой родины»

                                          Ход праздника .  

Исполняется русский народный танец, девочка в центре выносит каравай хлеба и соль и говорит слова:

Здравствуйте, дорогие гости, мы рады видеть вас на нашем празднике. Милости просим, чем богаты, тем и рады!

Учитель:

Ты в бурных реках,

Ты в могучих горах,

При свете солнца весь из золота ты,

При свете луны, как серебряный ты,

О, наш  могучий Алтай,

Священный Алтай!

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по Алтайскому краю, которому в этом году исполняется 75 лет. Алтай – это место, где вы родились, где многие из вас  собираются жить будучи взрослыми.

Что значит «АЛТАЙ»? Это старое, старое слово. Была в старину монета «алтын». Слово «алтын» означало «золото». Сравните эти два слова: Алтай и алтын. Они очень похожи. Алтай – это край золотой. На Алтае есть степи, горы, реки, озера, леса. В полях пшеница золотая, золотая! В недрах земли- золото. Поэтому наш край самый богатый и удивительно красивый край России.

1 девочка:

 Горы Алтайские гордо стоят

Степи собой защищая,

И над тайгой золотою горят

Зори родного Алтая.

2девочка:

Есть на свете такой уголок

Где бы я ни был – не знаю,

Только, пожалуй, найти я не мог

Лучше Алтайского края.

3 девочка:

Волны пшеницы, как моря прибой

Плещут от края до края.

Ясных озер здесь простор голубой

Будто бы небо Алтая.

Звучит песня «Алтай –золотая земля» (исполняет вокальная группа девочек)

Учитель:

В Алтайском крае в мире и согласии живут десятки национальностей: 90 %-русские, почти 4% - немцы, почти 3% - украинцы. Коренные жители – алтайцы. Древние алтайцы оказали мужественное сопротивление полчищам монгольского Чингиз-хана, но силы   были неравны. Несколько веков алтайцы  находились под гнетом завоевателей, поэтому приход русских казаков , промысловиков, крестьян в южную Сибирь не встретил сопротивления местных жителей. Мы – их потомки!

Звучит стихотворение алтайского поэта Аржана Адарова «Кочевники» (читают 2 девочки и 2 мальчика)

Мы кочевников племя.

Нам тысячи лет.

Жили мы на Земле как незваные гости.

Мы с травой уходили и белые кости

В молчаливых курганах наш единственный след.

Кто мы?

Гул табунов, истлевших в степях.

Кто мы?

Тихий ковыль без конца и без края.

Сквозь века мы прошли на своих лошадях

Вырастая в седле и в седле умирая.

Да, кочевники мы! И сейчас, и сейчас

От зимовья к джайляу и снова к зимовью.

Нет, однажды зажженный огонь не погас,

Он по жилам бежит с беспокойною кровью.

 

Только лето – и сердце зовет нас вперед.

И, прищурившись, смотрим мы в синие дали.

Мы кочевники. Мы беспокойный народ.

Мы за счастьем своим столько лет кочевали.

 К новой жизни мы шли, крепко сидя в седле.

Сто веков прокатилось, и пришло наше время,

И не гости теперь мы на этой земле

Мы хозяева здесь, мы кочевников племя!

Дети танцуют алтайский танец в алтайских национальных костюмах.

Девочка – ведущая: (Звучит пение птиц)

Величественна и разнообразна природа Алтайского края. Высокие горные хребты, окутанные голубой дымкой, неприступные снежные вершины, сияющие белизной в ясном небе, стремительные реки, изумрудные озера, бесконечные хвойные леса, чудесное пение множества птиц – это горный Алтай!

Учитель:

Ребята, давайте назовем птиц, населяющих Алтайский край. (скворцы, ласточки, синицы, воробьи, вороны, беркуты, сороки, совы, дятлы, соловьи и др.)

300 видов птиц насчитывается в Алтайском крае. Многие из них занесены в Красную книгу Алтая: беркуты, грифы, белоголовый сип, филин, овсянка, сибирский вьюрок и др.

А сейчас давайте поиграем! Представьте, что нам надо сторожить поле, чтобы воробьи не поклевали первые всходы. Если я называю слово «воробьи», вы топаете ногами, если «вороны» - вы хлопаете в ладоши, только так мы сможем прогнать с поля воришек!А если я говорю «скворец», «ласточка», «синица» – вы должны помахать руками над головой, чтобы поприветствовать этих гостей. Почему? Ведь это первые помощники, они поедают вредных насекомых.

Наш местный поэт В.Г. Малявко написал стихи о птицах.

1 девочка:

«Зима»

Лес надел деревьям шапки.

Чуткий тетерев в снегу.

Ночью зайцы греют лапки,

Разыгравшись на лугу.

Ледяные слышим звоны

Над застывшею рекой.

И сороки, и вороны

Ищут где-нибудь покой.

Как бутон китайской розы

Раскрасневшийся снегирь.

Не скупится на морозы

Наша матушка-Сибирь!

 

2 девочка:

«Весна»

В лесу сосульки не стучат,

Утихомирились метели.

Два краснобровых косача

На верх березок с шумом сели.

Еще зиме не вышел срок,

Еще приход весны не скоро.

Тетерева, как ручеек,

Забормотали с косогора.

От звона глохнет тишина,

В природе все не без причины.

Спешит, спешит до нас весна,

Услышав голос косачиный.

Учитель:

А сейчас мы спустимся с поднебесья и подойдем к  горным рекам и озерам.

Девочка – ведущая:

5 тысяч рек и речек текут по Алтайскому краю. Наиболее крупные из них Обь – 5410 км (в пределах Алтая – 510 км), Катунь – 655 км, Бия , Алей – 755 км, Чумыш, Чарыщ, Ануй и другие.(показывает по карте)

С горных круч и ущелий Алтая,

Пробиваясь издалека,

Катит волны Катунь голубая

И зеленая Бия река.

Берега приподняв высоко

Рукавом многоводной протоки,

Разливается Обь широко.

И течет она наша красавица

Вдоль просторов в счастливые дни,

Чтоб плотинами гидростанций

 Зажигать над Сибирью огни.

Мальчик –ведущий:

В нашем крае насчитывается свыше 4 тысяч озер. Наиболее крупные – Кулундинское, Кучукское, Горькое, Большое Топольное, Большое Яровое, Ая.

Самое крупное и живописное озеро – Телецкое. «Алтын – кёль» - как называют его алтайцы.

Катунь – река чудесная с высоких гор бежит,

А озеро Телецкое, как изумруд лежит.

(Показываются виды рек и озер)

Учитель:

Хорошо отдохнуть у реки, позагорать, поплавать, но ведь можно и порыбачить! Сейчас мы сделаем привал и половим рыбу только ту, которая водится в реках и озерах Алтайского края.

(Дети отгадывают кроссворд «Рыбы»: ёрш, бычок, чебак, хариус, налим, карась, щука, таймень и др. )

В Красную книгу  занесен таймень, бычок и др.

 

Девочка- ведущая: А вот и лес, полон сказок и чудес! Кто из вас, ребята, бывал в лесу? Чем он вам понравился? Русские  писатели любовно называли леса лесными хоромами. На территории нашего края произрастает более 100 видов различных деревьев и кустарников. 

Поиграем в игру «Угадай дерево!» (показывается ветка дерева, а дети отгадывают)

Игра «Угадай животное!»(банка – кабан, корт – крот, соль – лось, сила – лиса)

В Красную книгу занесены: ушастый еж, выдра, перевязка, красный волк и др.

Звучит песня «Алтай – голубая земля» (исполняет вокальная группа девочек)

Мальчик – ведущий: Путешествуя по родному краю, мы очутились на поляне. Сколько здесь цветов! Но цветочки почему- то грустные. Давайте отгадаем названия их, чтобы они развеселились!

Загадки:

1.Вот звоночек –синий цвет, с языком, а звону нет! (василек)

2.На желтенькой тарелочке белый ободок.

Мальчики и девочки, что это за цветок? (ромашка)

3.Отцветает быстро,

Изменяет цвет.

Станет он пушистым

Дунь – его и нет! (одуванчик)

4.Цветет там, где густая трава,

Растет. У него два листа.

На тоненькой ножке в ряд

Колокольчики белые висят. (ландыш)

5. Бархатные листья,

Тонкий стебелек.

Первый, самый теплый

Голубой цветок. (подснежник)

Ребята, а какие цветы нашего края занесены в Красную книгу Алтайского края? (пион, ирис, первоцвет, купальница и др.)

Стук в дверь….

Учитель: Ребята, нам прислали посылку и телеграмму! От кого же?

Вот , слушайте! «Ребята, помогите! Сильно заболел мой брат Кай. У него ангина. Он простыл, пока был в гостях у Снежной королевы. Подскажите, какие растения помогут ему?» (Душица, ромашка, малина, смородина, мать – и –мачеха, хмель, зверобой и др.)Это лекарственные травы.

Девочка – ведущая:

А если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Учитель: А вот еще телеграмма!

« Я ногу поцарапал,

Когда бежал к друзьям.

Но я совсем не плакал,

Я вылечился сам!

                         Зайчик.»

-Какое лекарственное растение использовал Чиполлино?

А вот и ответ его: 

«На ранку подорожник, а потом

Я ногу осторожно перевязал бинтом.

Скакать по кочкам можно и бегать у ракит.

Спасибо, подорожник, мой доктор Айболит!»

Ну, а прежде чем открыть посылку, отгадаем загадку:

В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла. (Пшеница)

Ребята, хлеб – это богатство  Алтая! Всегда ли на Алтае выращивали много  зерна? Здесь стояла вековая тайга, простирались бескрайние степи. В 1954 году перед сельским хозяйством Алтая была поставлена грандиозная задача: освоение целинных и залежных земель. Поднятая целина должна была дать обильные урожаи. А сколько лежало у нас целины! Сколько земель пустовало!

Звучит песня «Едут новоселы по земле целинной» (исполняет вокальная группа девочек)

Девочка:

По путям – дорогам солнечного края

Через нивы, реки и поля

Мчатся комсомольцев поезда с Алтая,

Под колесами гудит земля.

Видно потрудились новоселы стойко.

Щедро уродила целина.

И везут  вагоны городам и стройкам

Золотые россыпи зерна.

И бегут вагоны, скорость набирая,

С грузом драгоценного зерна.

Принимай, Отчизна, добрый дар Алтая.

Расцветай родная сторона!

Учитель: В 1957 году за выдающиеся успехи в подъеме целины Алтайский край был награжден орденом Ленина, а в 1972 году за выполнение пятилетнего плана развития народного хозяйства Алтайский край награжден вторым орденом Ленина.

-Чем же богат еще Алтай?(дети отвечают)

Ребята, мы познакомились с живописной природой Алтайского края. 12 городов насчитывается в нем. Это  краевой центр Барнаул, Бийск, Рубцовск, Заринск,  и другие. Здесь же наша малая родина – село Солонешное. Местный поэт И.П.Брия так написал о нашем прекрасном селе:

Девочка:

Солонешье мое, спят ануйские плесы.

Над Паромской горой голубеет звезда.

Умывается утро. Прохладные росы.

Предрассветный мотив напевает вода.

Край родимый ты мой и застенчиво милый,

Здесь подснежником с гор опустился  апрель.

Ходит август в садах с переспелою сливой,

Сквозь березовый цвет и черемухи хмель.

Солонешье мое, вот и вечер ложится,

И тумана постель на калиновый цвет.

В соловьиную ночь мне с тобой не проститься,

 Я твоей красотой, Солонешье, согрет!

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по родному краю. Где бы мы с вами ни были, мы всегда убеждаемся, что наш край – самый красивый, самый богатый,  самый любимый, а значит «ЗОЛОТОЙ»

Послушайте стихотворение алтайского писателя и поэта М.Юдалевича «Что такое Алтай?»

Мальчик – ведущий:

Что такое Алтай?

Вы спросите об этом геолога.

Вам геолог расскажет,

Геолог расскажет про золото.

От забытых веков, с незапамятных пор

Это край золотой, край невиданной щедрости гор.

Что такое Алтай?

Вы спросите теперь зверолова.

И услышите – золото,

То же услышите слово –

Это лисы и выдры, горностаи и соболя,

Это мягкое золото,

То, что дарит земля.

Что такое Алтай?

Вы спросите о том чабана.

Это золото, скажет он,-

Край золотого руна.

Хлебороба спросите, комбайнера и тракториста

Это золото-скажут-да, золото во поле чистом.

Посмотрите вокруг – без краев, без границ

Золотой океан кулундинских пшениц.

В заключении праздника рассказывается о главных достопримечательностях нашего родного села, о памятниках археологии – Денисовой пещере и каскаде водопадов на реке Шинок. (Слайды, фотографии, видеофильм «Завороженные красотой»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"

Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной" (О Смоленской области). В дополнение есть презентация о родном крае, но без музыки....

Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"

Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной!". Имеется презентация о родном, Смоленском крае....

"Белгородчина - мой край родной" сценарий культурно-массового мероприятия, посвящённого 60-летию Белгородской области и проведённого в рамках городской недели "Музей и дети" с использованием экспонатов школьного музея

Данный сценарий содержит стихотворения поэтов Белгородской области, отражает историю нашей области и опирается на экспонаты школьного музея МАОУ "Лицей №5" города Губкин. Может быть использован д...

сценарий мероприятия «Люблю тебя, мой край родной!»

Сценарий совместного мероприятия учащихся  1 класса школы и  детей подготовительной группы дошкольного учреждения "Люблю тебя. мой край родной!", который направлен навоспитание  п...

Сценарий классного часа "Я люблю свой край родной"

Сценарий классного часа "Я люблю свой край родной"...

Сценарий выступления экологической агитбригады "Родного края милый уголок",

Сценарий экологической агитбригады "Родного края милый уголок",  посвященного 80-летию Саратовской области....

Сценарий мероприятия по краеведению "Родной край" для 3-4 классов (Кемеровская область)

Данное мероприятие разработано для учащихся 3-4 классов по природе родного края (Кемеровская область). Цель: закрепление знаний о природе Кемеровской области....