Театрилизованное представление праздника "Наш красавец самовар"
методическая разработка по теме
В наш быт все чаще входит приглашение на чашку чая. Поэтому, наша цель – получить знания о самоваре, его родине, о процессе его изготовления, и конечно, просто отдохнуть и пообщаться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наш красавец самовар
Театрализованный праздник для учащихся начальных классов
Эпиграф: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»
Экзюпери
Цель: Прививать любовь к русской культуре и традициям.
Задачи: Формировать художественный вкус на примерах русских народных произведений; добиваться свободы самовыражения в передаче сценических образов; расширять кругозор знаний о русском народном быте, традициях; закреплять навыки в пении и движении под музыку; вызывать положительные эмоции от общения со взрослыми в процессе совместной работы.
Зал оформлен под русскую избу. В центре стоит стол, на котором находятся самовар и чашки с блюдцами, сделанные руками учеников. По обе стороны стола сидят дети в русских народных костюмах. Звучат фонограммы песен фольклорной группы «Иван Купала». Собираются зрители.
Учитель: В наш быт все чаще входит приглашение на чашку чая. Поэтому, наша цель сегодня – получить знания о самоваре, его родине, о процессе его изготовления, и конечно, просто отдохнуть и пообщаться.
Человек всегда чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда его любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том - о сем.
Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения». И если вас пригласили посидеть у самовара, то это значит, вас пригласили к общению, к дружеской беседе.
Мы пригласили вас на наш праздник.
Ведущий 1: Добрый день, гости дорогие!
Давно мы вас поджидаем!
Праздник не начинаем!
Ведущий 2: У нас для каждого найдется
И местечко и словечко,
И забавушек мы припасли
На всякий вкус!
Вед 1: Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней!
Вед 2: И хоть более привычно
Нам полеты на Луну
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину!
Вед 1: Все на праздник к нам спешите
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем!
Исполняется русская народная песня
Вед 2: Жил – был богатый купец с купчихою. Торговал он дорогими и знатными товарами и каждый год ездил с ними по разным городам.
Вед 1: В некое время снарядил он обоз, стал собираться в дорогу и спрашивает жену…
Купец: А скажи, радость моя, что тебе в гостинец привезти?
Купчиха: Я у тебя всем довольна, всего у меня много! А коли удивить хочешь, привези мне диво дивное, чудо чудное!
Купец: Хорошо, коли найду – привезу!
Вед 2: Уехал купец. Долго ли ехал, кротко ли, приехал к большому и богатому городу Тула. Распродал все свои товары, закупил новые и в обоз погрузил. Идет по городу и думает…
Купец: Где бы мне найти чудо чудное, диво дивное?
Вед 1: Попался ему навстречу незнакомый старичок и спрашивает.
Старик: Что так призадумался, добрый молодец?
Купец: Как мне не кручиниться! Хочу я купить своей жене чудо чудное, диво дивное, да не ведаю, где!
Старик: Эх, ты! Давно бы мне сказал! Я знаю, где это можно купить!
Под звуки русской народной песни навстречу Купцу и Старику идут коробейники.
К 1: Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет!
К 2: К нам со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!
К 3: Тары – бары – растабары
Расторгую все товары!
К 4: Подходите, молодцы,
Есть гребешки и ножницы!
К 5: Булавки, иголки,
Нитки, приколки
К 6: Приходите, покупайте,
Веселее разбирайте!
Танец коробейников
Коробейники (вместе): Что ищете, честной народ?
Купец: Чудо чудное.
Старик: Диво дивное.
Купец и Старик (вместе): Есть?
Коробейники (вместе): А то.
К 1: И свистит, и кипит.
К 2: В дырочку льется
К 3: А станешь пить – жжется!
Купец: Диво дивное?!
К 4: Бурлит, пыхтит.
К 5: Шипит, кипит.
К 6: К столу приглашает.
Коробейники (вместе): Да всех чаем угощает!
Старик: Точно, чудо чудное.
Купец и Старик (вместе): Что же это?
Коробейники (вместе): Наш красавец самовар!
Исполняется песня «Наш красавец самовар». Слова М. Пляцковского, музыка Е. Птичкина
Вед 1: Купец так и ахнул, видит – чудо чудное, диво дивное: жбан железный с головой петушиной, внутри его труба, сбоку кран, на клюв похожий, а вместо подставки – лапы куриные!
Купец: За такой товар и золотом расплатиться не грех!
Старик: Не пожалеешь, и хозяюшка будет довольна!
Вед 2: Налил старичок в жбан воды. Засыпал в трубу шишки сосновые да чурки сухие, поджег их лучиной и раздул огонь сапогом. Вскоре вода закипела.
Старик: Ну, купец, добрый молодец, садись за стол, чай пить будем!
Вед 1: А сам стол накрыл скатертью накрахмаленной, поставил чайник с ситечком, чайницу да сахарницу со щипчиками, чашки с блюдцами.
Вед 2: Да корзиночку с булочками, с сухарями и баранками, несколько сортов варенья и сливки.
Купец( прихлебывая чай из блюдца): А скажи, добрый старичок, как такое чудо – диво на свет появилось? Отродясь такого не видывал.
Старик: Это самогрей! Так его в старину называли, а теперь – самовар! А как появился самовар – давай лучше у тульских мастеров спросим!
Выходят рабочие – мастера
Тульский мастер: В производстве самовара существовало строгое разделение труда. Над одним самоваром трудилось семь мастеров.
Наводильщик: Наводильщик сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму.
Лудильщик: Лудильщик вылуживал оловом внутреннюю сторону самовара.
Токарь: Токарь точил на станке и полировал самовар.
Слесарь: Слесарь делал ручки и краны.
Сборщик: Сборщик из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны
Чистильщик: Чистильщик очищал самовар.
Столяр: Столяр изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки.
Тульский мастер: При ручной сборке в день собирали 5-6 штук обычных самоваров.
Наводильщик: По началу самовары выглядели очень просто, но скоро фантазия мастеров разыгралась: петушиная голова, лапы – подставки, клюв – кран – знаменитый самовар петух покорил всю Россию.
Лудильщик: Центр самоварного производства – город Тула. Вот уже более двух столетий самовары и Тула неотделимы друг от друга.
Токарь: В прошлом столетии тульские мастера сделали самовар, который весил около 100 кг и вмещал 250 литров воды. Вода в нем не остывала около 2х суток. За самоваром усаживалось до 500 человек.
Слесарь: Самый большой в мире самовар находится в чайном павильоне города Харькова. Его высота – почти 2 метра, а весит он 300 кг. Самовар вмещает 300 ведер воды. Всего за один день самовар может обслужить до 10 тысяч человек.
Сборщик: Есть и самый маленький самоварчик – высотой всего три с половиной миллиметра. В нем можно вскипятить одну каплю воды.
Мастер: Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску!
Вед 1: А ну, хватит болтать,
Пора пляску начинать!
Под фонограмму песен гр.»Иван Купала» исполняется народный танец.
Гость: Самовар, самовар!
Старый медный самовар
Может, стал ты слишком стар-
Где ж твой прежний пыл и жар?
Все стоишь и пыхтишь
Все никак не закипишь!
Самовар: Что вы, что вы!
Как не стыдно!
Даже слышать мне обидно…
Как сейчас я разозлюсь!
Как сейчас раскипячусь!
Все уже во мне клокочет
Все кипит…Кто чаю хочет?
Наливай! Получай!
Самый вкусный свежий чай!
Девочки исполняют частушки.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайный частушки!
Я чай пила –
Самоварничала.
Всю посуду перебила
Накухарничала.
Вдоволь чаю напилась,
Щеки раскраснелись.
Все мальчишки на меня
Сразу засмотрелись.
Ставь-ка, Катя, самовар,
Золотые чашки.
Придет Гриша чаю пить
В вышитой рубашке.
Ой, чай, самовар,
Золотые чашки,
За присест 12 чашек
Усталости нету.
Самоварные частушки
Весело пропели.
И у зрителей глаза
Сразу заблестели.
Купец: Ну, пора мне, мил человек. Спасибо тебе за все. За самоваром так быстро время пролетело. Столько всего узнал, увидел. Надо теперь до дому добраться, жене все рассказать, показать это диво дивное, чудо чудное.
Старик: Ну, прощай! Если чего еще надо будет, приезжай!
Вед 1: Приехал купец домой, поздоровался с женой и показывает ей самовар.
Купец: Выполнил я твою просьбу, привез чудо чудное, диво дивное – самовар называется. Поставь его, женушка, на самое видное и почетное место в избе. Каждый день возле него будем собирать всю нашу большую, дружную семью и вести согревающий душу разговор.
Исполняется «Песня про самовар». Слова и музыка Е.Дербенко.
Вед 2: С тех пор, самовар стал символом дружеского общения и уюта, показателем достатка в семье.
Тульский мастер: Самовар – это часть жизни и судьбы русского народа! Самовар – это поэзия, песни, пляски и гостеприимство!
Купец: Самовар – это круг друзей и родных, теплый и сердечный разговор!
Купчиха: Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические, но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась и до наших дней.
Вед 1: Эй, ребята, молодцы,
Озорные удальцы!
Веселее попляшите,
Всех гостей повеселите!
Исполняется кадриль.
Вед 2: Добро сидит за самоваром
И пить из блюдца не спеша:
Поет, горит, исходит жаром
Его славянская душа!
Вед 1: Утром чай,
В обед и ужин-
Вот таков его товар
Он всегда нам очень нужен
Все вместе: Наш красавец самовар!
Библиография
- Сборник русских народных сказок. Составитель В.П. Аникин. М.,1990 год.
- Русское устное народное творчество. Детский фольклор. Р.А. Масленникова. Орел, 2005 год.
- Начальная школа №6. 2010 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
У самовара я и моя семья
Презентация о чае может быть использована на классных часах, внеклассных мероприятиях...
Праздник "Посидим у самовара"
Праздник "Посидим у самовара" проводился в 3 классе совместно с родителями. Большая работа проводилась задолго до праздника. Дети на уроке технологии делалали аппликации, используя коробки из под чая....
Внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"
Данное мероприятие знакомит учащихся с историей появления чая в России, с правилами приема гостей, традициями русского чаепития, сервировкой стола и угощениями на чаепитии....
Классный час "В гостях у самовара"
Цели: познакомить детей с культурой семейных традиций, отношений, прививать любовь к русским традициям, бережно относиться к традициям других народов, развивать любознательность, внимание, форми...
Сценарий праздника "В гостях у самовара"
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с целебными свойствами чая, расширяет кругозор учащихся, прививает навыки этикета. является итоговым мероприятием работы над коллективным проектом "В го...
Конспект "Лесной красавец – лось".
Внеурочная деятельность "Экологический практикум" 1 класс....
Исследовательская работа "Белокурый красавец-ковыль"
Ковыль-исчезающее растение. Занесён в Красную книгу России и Бурятии. Применение ковыля в народной медицине и в обычаях бурят. ...