Прощание с Букварем
методическая разработка (1 класс) по теме

Кадырова Юлия Александровна

Заключительный урок обучения грамоте «Прощание с Букварем» 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заключительный урок обучения грамоте «Прощание с Букварем»

Оборудование: рисунки, таблицы с буквами.

Ход занятия:

Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок чтения. Посмотрите, как оформлена доска? Вы уже поняли, что мы сегодня прощаемся с нашей первой учебной книгой «Букварем». Букварь научил вас думать, говорить, читать.

Дети читают стихи:

  1. Уже земля меняет платье,

Наденет вешний свой наряд

Сегодня праздник! Школьный праздник

Для всех читающих ребят.

  1. Нас научил Букварь читать,

Слова на слоги разделять,

Открыла тайны многих книг.

И к ней любой из нас привык.

  1. Я эту книгу полюбил.

Я в ней все буквы изучил

И как мне радостно сказать

«Умею я теперь читать!»

  1. Тому, кто хочет много знать

Кто хочет книги прочитать

Про горы, про долины, про водные глубины,

Про реки, звезды и моря

Не обойтись без «Букваря».

- Ребята, как вы думаете, почему книгу по которой мы учились читать называют «Букварь»? (высказывания детей)

- Как вы считаете, всегда ли букварь был таким, как сейчас? (высказывания детей)

- Давайте, прочитаем, что об этом говорит наш Букварь?

- Откройте книгу на стр.119

- О чем мы здесь прочитаем и узнаем? ( О старых Букварях)

- Откуда вы это узнали? (из заголовка)

- Кто нам об этом рассказывает? ( Г. Сапгир)

  1. Чтение по предложениям
  2. Вопросы после чтения:

Как еще называли книги, по которым учились? (Азбука)

- Кто знает почему?

«Азбукой» же эта книга стала называться вот почему:

- В давние времена буквы назывались не так, как сейчас, а немного по другому «А»-аз, «Б»-буки. Вот книгу, по которой учили буквы и назвали «Азбукой».

- А как называлась древняя азбука? (Древняя церковнославянская)

- Чем она отличается от нашей современной?

в)Прочитайте маленький рассказ из одного старого Букваря.

- Что значит бранить?  - Почему малыша стали ругать?

- Чему всегда учили в азбуке и Букварях?

- Много интересного поведал нам Букварь. Он рассказал нам о том, чтобы люди могли общаться друг с другом, нужна…(речь)

- Что современная речь бывает устная и ….(письменная)

- Предложения состоят из….(слов)

- А слова состоят из (звуков).

Было у всех желанье

Научиться скорее читать.

А с чего начинали ребята,

Мы хотим вам сейчас рассказать.

Звуки свистели и звуки шипели,

Гласные громко песенки пели.

Составляли предложенья,

Находили ударенье.

В нашем классе, не в лесу,

Громко звали мы лису.

Закричали мы: «Лиса!»

Зазвенели голоса.

Это мы искали все ударение в «лисе».

Нам подумалось: «А вдруг

Прибежит лиса на звук?»

Мы ее на парту сзади

Рядом с Павликом посадим:

«Посиди у нас, лиса! Подождут тебя леса!»

Дом, трава, газета, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

- А помните ли вы, что рассказал Букварь о том, почему гласные и согласные буквы никогда между собой не ссорятся? (стр.39 А. Шибаев «всегда вместе»).

Выразительное чтение

- Почему же буквы решили не разлучаться?

 А сейчас послушайте стихотворение-загадку

 Был на речке на Чернильной                        Там, не ведая невзгод,

Город маленький, не пыльный,                Очень славный жил народ,

С незапамятных времен                        Хлебосольный, незлобливый,

Букваринском слывет.                                Дружный и трудолюбивый.

- О каком же таком городе Букваринске и его жителях идет речь? Сколько жителей в этом городе? (33)

Тридцать три сестрички

Ростом невелички,

Если знаешь их секрет,

Они покажут целый свет.

Это русский алфавит,

Буква к букве в ряд стоит.

Хоть не просто это – пусть,

Все заучим наизусть!

- Откройте стр.160. Что здесь напечатано? Почему одни буквы красные, а другие синие?

- Почему две буквы не имеют цвета? (не обозначают звуков)

- Что может произойти, если не будет мягкого знака?...твердого знака?

Было сели, стало съели,                        Мягкий знак, хитрый знак

Догадаться все сумели                        Не сказать его никак

Почему случилось так,                        Он не произносится, но в слово часто просится.

Кто виновник? – (твердый знак)        Почему у дома угол превратился сразу в уголь?

                                                Без пожара, просто так? Это сделал…(мягкий знак)

Исправьте ошибки:

В лесу жил хор-. Лодка села на мел-, матросы с-ели карамел-. Мышка сидела на пен-ке. Угол- сложили в угол.

- Вот что может произойти, если мы не будем вставлять в слова ь и ъ знаки.

- Мы сегодня уже встречались с Генрихом Сапгиром. Он рассказал нам про старую Азбуку. Это была серьезная статья. А сейчас мы прочитаем его  веселое стихотворение, которое он назвал «Шутка». (с.158)

- Рассмотрите рисунок. Что представил художник, читая это стихотворение? А вы бы что нарисовали?

        Прочитаем выразительно вместе. (как физкультмин)

- А о какой необычной школе вы прочитали стихотворение в Букваре на стр.153? (школа для насекомых)

- Кто ее основал, открыл? Прочитайте.

- Кто там учился?

- Чему учил их Жук? Прочитайте.

- Каким он был учителем? Докажите.

        Индивидуально-хоровое чтение

- Чем отличается Жук-педагог, от современного учителя?

- В каком порядке называет слова учитель? (в алфавитном)

Буквы встали строго в ряд, будто по линейке

Каждый знает свое место и уйти не смеет.

Все они стоят красиво, по порядку, посмотри.

Ну а вы теперь сумейте повторить все 33!

  Вот буква вроде шалаша,

    Не правда ль, буква хороша!

    И хоть она проста на вид,

    А начинает АЛФАВИТ.

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки.

Вот буква В видна в дали – красивая, витая,

Как будто крендель испекли, приезжих поджидая.

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Буква Д, как будто дом.

Кто ж играет в доме том?

Дятел дырочку долбит,

дрозд на дудочке дудит.

Буква Д, за нею А, написали слово ДА.

На дворе – такая жалость!

Наша лесенка сломалась,

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

Ж и К Это Ж – целый жук, это К – полжука.

З – не просто завитушка,

З – пружина, крендель, стружка.

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Сигнальщик держит два флажка,

С флажками он – как буква К.

Буква Л ногой качала, ложку липкую лизала,

Этой букве будет рад лед, лимон и лимонад.

Хорошо известно всем:

Где метро, там буква М.

Взявшись за руки, мы встали,

И на М похожи стали.

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю

Песенки.

Посмотри на колесо – и увидишь букву О

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали,

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди да потянись.

Р похожа на флажок: палочка, на ней кружок.

Буква Р нужна для слов: рак, ромашка, рыба, ров.

Полумесяц в тёмном небе

Буквой С повис над домом.

Т в антенну превратилось и на крыше очутилось.

После КО поставишь Т, КОТ возникнет на листке.

У – сучок в любом лесу

Ты увидишь букву У.

Всем известно без подсказки:

Буква Ф как ключ от сказки,

Никогда её у нас

Не отнимет Карабас.

Х всё ходит, ходит,

Ходит –

Места, что ли, не находит?

Вот такая буква Ц –

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать мне нельзя.

Ш – шептало и шипело,

Ш слова писать хотела.

Шут, шарманка, Шапокляк, шоколадка, шарик, шмяк.

На расческу

Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же?

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

 

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится,

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью,

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква Ю.

Эту букву, как тебя, называют буква Я.

Я кончает алфавит, тихо после всех стоит.

-  Ты эти буквы заучи, их три десятка с лишним.

А  для тебя они ключи ко всем заветным книжкам.

Тебе чудесные края откроет путь от А до Я.

- По Букварю вы учились читать, знакомились с новыми стихами, сказками, рассказами.

         Я викторину проведу, победителя найду.

        Кто был внимательней из вас, пусть ответит мне сейчас.

  1. Какую букву называют почемучкой? (с.134)
  2. Что ответил ослик медвежонку на его реплику: «Смотри, пришло утро!» («Ну да, ведь ушла ночь…» Г. Цыферов «Спрос» с.111)

- Откуда узнали?( Из сказки Г. Цыферова и Сапгира)

     3. Продолжи, как говорили дети: сыски, хыхки,…(фыфки с.83)

     4. Бывают ли щекотные стихи? (О.Григорьев «Хо-хо, ха-ха» с.127)

     5.Что произошло, когда отключили свет? С.141

     6. Кто сумел полететь сразу на все четыре стороны? С.95

- Ребята, а у вас есть любимые стихи, рассказы, сказки из букваря?

Ребята! Наш Букварь передает эстафету следующей учебной книге «Капельки солнца».

Детям вручаются новые учебные книги»К.С.»

- В честь сегодняшнего праздника ваши родители решили сделать вам подарок. Они дарят вам эти замечательные книги. Прочитав их, вы станете еще умнее, образованнее, вам захочется прочесть еще много таких умных и добрых книг.

И в десять лет, и в шесть, и в пять                Цветы, машины, птицы, лес

Как хорошо уметь читать!                        Нужна лишь книга на столе

Все вызывает интерес:                                Да мир в семье и на Земле!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прощай букварь !

Слайд 2

Я поздравляю вас, дорогие первоклассники, с первой школьной победой – окончанием букваря! Желаю вам дальнейших успехов в учении!

Слайд 3

Исправь ошибки: В лесу жил хор__ . Лодка села на мел__ , матросы с__ели карамел__ . Мышка сидела на пен__ке . Угол__ сложили в угол. ь ь ъ ь ь ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник-игра "Прощание с Букварем"

Праздник "Прощание с Букварем". ...

Внеклассное мероприятие "Прощание с букварем"

Внеклассное мероприятие 1 класс...

Внеклассное мероприятие"Прощание с Букварем"

Сценарий праздника "Прощание с Букварем"...

Праздник для первоклассников "Прощание с Букварем"

Праздник "Прощание с Букварем " рассчитан на малочисленный класс. Роли Королевы Книги, Незнайки и др. исполняли учащиеся 5 класса....

Праздник прощания с букварем

Мероприятие,  где  используется  много  игр,  игровых  моментов, обобщаются  знания  учащихся  об  алфавите...

Сценарий праздника "Прощание с букварем в начальной школе"

Воспитательная работа занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Особенно это заметно в начальной школе. Учителя начальных классов, проводя то или иное мероприятие, обращают внимание на с...

Прощание с Букварем

Прощание с Букварем...