"Хлеб-всему голова"
методическая разработка (2 класс) по теме

Сенотрусова Татьяна Ивановна

 

  Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне. Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_otkr.dverey.docx244.34 КБ

Предварительный просмотр:

      Классный час

         

         

                                   

                                                                                                                 Сенотрусова Татьяна Ивановна,

                                                                                                                 учитель начальных классов

Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята,  уважаемые гости, родители!

Я рада видеть вас, ваши глаза, улыбки.

- Ребята, с  каким   настроением вы пришли в школу? Молодцы.

Итак, начинаем наш  классный час.

Проблемная ситуация.

  Учитель:   Вот какой был случай. Мать утром спросила сына: “Что бы ты хотел съесть к завтраку?” Мальчик сказал, не задумываясь:

- Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком.

- Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.

- А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.

Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:

- Невкусно!

- Что так?

- Понял, не посолено!

Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся:

- Вот и вышло, что самое простое и нужное - хлеб да соль – ты позабыл.

Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.                           

Звенит звонок. (дети разыгрывают сценку)

1-й ребенок: Перемена! Скорей в столовую!

( 3-4 человека сидят за столом едят булочки, запивают компотом. Один балуется булочкой, крошит её, кидается.)

2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!
3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!
4-й ребенок (тот кто баловался): Мне забавно одному.
1-й ребенок (показывая на хлеб): Это голова всему!!!

Учитель:

- Так кто мне определит  тему нашего классного часа?

Тема: Хлеб - всему голова.       (песня «Хлеб - всему голова»)

Что мы узнаем?

- Что такое хлеб?

-Как хлеб приходит к нам на стол?

-Как появляется хлеб?

-Что значит хлеб в нашей жизни?

Чтец:

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку.
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети
Забыв на время про футбол.
– Я – пекарь! – человек ответил.
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Входит Пекарь в белом колпаке. В руках корзина с хлебными изделиями, напевает слова.

Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет как нет, 
Хлебозавода мы работники,
Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к Вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А сценку вы хорошую показали. Часто дети с хлебом балуются, но вы то  не такие?

Дети: Нет!

Пекарь: На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен.
Ежедневно в стране выпекается 82 000 тонны хлеба.
В мире известно 750 видов хлебобулочных изделий.

Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. Вдумайтесь в слова писателя М. Алексеева:

«Поклонитесь же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим подвигом, перед тем, как выйти из хлебного магазина с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб».

-Как вы думаете, что делает пекарь в пекарне?

Дети: Выпекает хлеб!

Пекарь: Молодцы ребята!!! Ох, много у нас в пекарне работы. Сначала машины привозят муку. Потом добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста чего только не выпекают - его режут на кусочки, квадратики, плетут в косички - настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с маленького зёрнышка, посаженного в землю. 

Ребята, для того, чтобы зёрнышко выросло выполним задание. ( по группам)

Сочинить стихотворение по заданным рифмам.

… колосок

… невысок

… поливал

…подрастал

( звучит песня « Расти, колосок»)

Молодцы. С заданием справились.

Чтец:

У крестьян торжественные лица, 
Поле все зарей освещено.
В землю за колхозною станицей
Хлебное положено зерно.
Спит оно  в забайкальской  колыбели.
Как отец склонился над зерном
В куртке, перешитой из шинели, 
Бледный от волненья агроном.
Пусть же нива буйно колосится.
Будут этой осенью полны
Нашей рожью, нашею пшеницей
Все зернохранилища страны.

 Пекарь:

Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли жара…Вот какой огромный труд вкладывают люди, чтобы хлеб оказался на столе!  А Вы любите хлеб?

Дети: Да!

Чтецы:

1-й:

Вот она какая хлеба корка,
С хрустом аппетитным,  с вкусом тонким..
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней
Ничего вкуснее нету!!!

2-й: 

В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни..

3-й:

К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом даётся корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И ещё ,конечно, сушки!

Пекарь: Да прямо гимн хлебу получился!!! Я Доволен.

Пекарь: 
-А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надо относиться с особенным почтением. А вы можете рассказать мне какие-нибудь приметы, пословицы связанные с хлебом?

 (работа в группах)

Игра «Собери урожай».

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.   

1.Хлеб – всей жизни голова 
2. Худ обед,
коли хлеба нет. 
3. Хлеб в закромах –
счастье в домах. 
4. Не красна изба углами, красна пирогами
5. Сердить, бранись за хлебом –
солью сходись.

6. У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

7.Без хлеба сыт не будешь

8.У кого хлебушко, у того и счастье. 

Зачитываем пословицы и объясняем смысл пословиц.

- Скажите о чём эти пословицы? ( о хлебе). Молодцы.

Ответьте на вопросы:        

- Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие?

 ( «Колобок»)

-  В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)

-  Какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в русской народной сказке «Мужик и медведь .»

Практическая работа.

Пекарь: Раз уж речь зашла о караваях,  булках я вам предлагаю самим попробовать изготовить из соленого теста, которое лежит у вас на столах своё изделие. (10 минут) 

 (звучит музыка)

Пекарь: Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам в пекарню брать – такие у вас у всех караваи чудные! А пока караваи пекутся- сохнут, предлагаю отдохнуть.

         А теперь давайте-ка, ребятки,

         Отгадывать загадки!

         Загадки всевозможные:

         И легкие, и сложные.

         Посмотрим, кто из вас

         Покажет высший класс?       (загадки загадываются по группам)

1. На сметане мешон,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок!

Покатился .. (колобок)

2. Сидит барыня в ложке, свесив ножки.  (лапша)

3. Столбики точеные, головки золоченые.  (колосья)

4. С неба солнце золотое

Золотые льет лучи,

В поле дружною стеною

Золотые усачи.  (пшеница)

          5. У  лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

          От рождения седая мать по имени … (мука)

         6. Я пузырюсь, я пыхчу,

          Жить в квашне я не хочу,

 Надоела мне квашня,

 Посадите в печь меня.  (тесто)

7. Рос сперва на воле в поле,

 Летом цвел и колосил,

 А когда обмолотили,

 Он в зерно вдруг превратился.

 Из зерна в муку и тесто,

 В магазине занял место. (хлеб)

8. Кольцо не простое,

    Кольцо золотое,

    Блестящее, хрустящее,

    Всем на заглядение...

    Ну и объединение! (бублик)

 9. Вырос в поле дом.
              Полон дом зерном.
              Стены позолочены.
             Ставни заколочены. 
(Зерно)

Повар:

      Все загадки отгадали!!! Молодцы.

    Да, хлеб – это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто двадцать пять граммов хлеба, совсем маленький кусочек хлеба. И эти крохи помогали им выжить в суровое время.  В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам. Живой  – значит, победа! Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные  кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать  нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на  хлебозаводах,  в пекарнях работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.   ХЛЕБ НУЖНО БЕРЕЧЬ!

-А в наше время мы бережем, ценим хлеб?

Подсчитано, что если за один день каждый человек не доест и выбросит всего 50 г хлеба, то это составит 200 кг.   200 буханок хлеба окажутся выброшенными!

Чтец:

Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб друзья!

Чтец:

 Хлеб – драгоценность.

Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери.

Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съедите, посушите и пейте чай с сухариками.  Запомните эти правила!

Пекарь: Ну, ребятки, мне пора в пекарню. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Ученик:

Вон он – хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло,
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле. 
(С. Погореловский) 

Учитель:

- А теперь после трудового дня немного отдохнём. Споём частушки.

 ЧАСТУШКИ.

1.Эй, девчушки – хохотушки,

Начинайте петь частушки.

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

2. Мы же в городе живём,

Сушки, прянички жуём,

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споём.

3. Прянички печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,
а сначала поглядим!

4. Но не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

5. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

6.  Дождик, дождик, поливай-

 Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица!!  

     Учитель:

  Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне. Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения.

 - А почему говорят «Хлеб всему голова»? ( хлеб - самый главный продукт)

- А ещё  ребята будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба

(3 чел. в русских костюмах под звуки песни «Русское поле» муз. Френкеля, слова И. Борф на вышитом полотенце несут каравай хлеба.)

Из сидящих в зале:

Смотри, не зевай - несут каравай!

Каравай медовый, каравай пудовый,

Сам  собой медовый из муки из новой!

(Останавливаются посреди зала)

Первый:

               Как пекли его, пекли

               Даже слюнки потекли!

               До того хороший вышел, лучше булок, лучше пышек!

                Лучше всякого-всего, всяк отведает его!

Второй:

              Поскорее накрывай стол скатеркой чистой-

              Перед нами каравай с корочкой душистой!

(2 детей накрывают белой скатертью стол)

Третий ставит его на стол и говорит:

               Слава миру на земле!

               Слава хлебу на столе!

               Вот он - хлебушко душистый, вот он теплый золотистый.

               В каждый дом, на каждый стол он пожаловал,- пришел.

Первый:

               В нем здоровье наша сила,

               В нем чудесное тепло:

               Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

Второй:

              В нем земли родимой соки,

              Солнца свет веселый в нем,

              Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Третий:

              Если мы хотим кого-то

              Встретить с честью и почетом

              Встретить щедро, от души

              С уважением большим,

              То гостей таких встречаем

              Круглым, пышным караваем,

              Он на блюде расписном,

               С белоснежным рушником.

Придерживаясь русской традиции гостеприимства, приглашаем всех гостей к нашему хлебному столу. Дети, гости  усаживаются за столы.

Учитель:

- Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: « Сегодня я узнал, что… »

Наше занятие заканчивается, а его итогом будет ваше отношение к хлебу.

Приятного аппетита.

(просмотр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....