"Хлеб-всему голова"
методическая разработка (2 класс) по теме
Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне. Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_otkr.dverey.docx | 244.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Сенотрусова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, родители!
Я рада видеть вас, ваши глаза, улыбки.
- Ребята, с каким настроением вы пришли в школу? Молодцы.
Итак, начинаем наш классный час.
Проблемная ситуация.
Учитель: Вот какой был случай. Мать утром спросила сына: “Что бы ты хотел съесть к завтраку?” Мальчик сказал, не задумываясь:
- Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком.
- Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.
- А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.
Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:
- Невкусно!
- Что так?
- Понял, не посолено!
Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся:
- Вот и вышло, что самое простое и нужное - хлеб да соль – ты позабыл.
Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.
Звенит звонок. (дети разыгрывают сценку)
1-й ребенок: Перемена! Скорей в столовую!
( 3-4 человека сидят за столом едят булочки, запивают компотом. Один балуется булочкой, крошит её, кидается.)
2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!
3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!
4-й ребенок (тот кто баловался): Мне забавно одному.
1-й ребенок (показывая на хлеб): Это голова всему!!!
Учитель:
- Так кто мне определит тему нашего классного часа?
Тема: Хлеб - всему голова. (песня «Хлеб - всему голова»)
Что мы узнаем?
- Что такое хлеб?
-Как хлеб приходит к нам на стол?
-Как появляется хлеб?
-Что значит хлеб в нашей жизни?
Чтец:
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку.
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети
Забыв на время про футбол.
– Я – пекарь! – человек ответил.
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Входит Пекарь в белом колпаке. В руках корзина с хлебными изделиями, напевает слова.
Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет как нет,
Хлебозавода мы работники,
Вам из пекарни шлем привет!!!
Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к Вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А сценку вы хорошую показали. Часто дети с хлебом балуются, но вы то не такие?
Дети: Нет!
Пекарь: На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен.
Ежедневно в стране выпекается 82 000 тонны хлеба.
В мире известно 750 видов хлебобулочных изделий.
Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. Вдумайтесь в слова писателя М. Алексеева:
«Поклонитесь же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим подвигом, перед тем, как выйти из хлебного магазина с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб».
-Как вы думаете, что делает пекарь в пекарне?
Дети: Выпекает хлеб!
Пекарь: Молодцы ребята!!! Ох, много у нас в пекарне работы. Сначала машины привозят муку. Потом добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста чего только не выпекают - его режут на кусочки, квадратики, плетут в косички - настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с маленького зёрнышка, посаженного в землю.
Ребята, для того, чтобы зёрнышко выросло выполним задание. ( по группам)
Сочинить стихотворение по заданным рифмам.
… колосок
… невысок
… поливал
…подрастал
( звучит песня « Расти, колосок»)
Молодцы. С заданием справились.
Чтец:
У крестьян торжественные лица,
Поле все зарей освещено.
В землю за колхозною станицей
Хлебное положено зерно.
Спит оно в забайкальской колыбели.
Как отец склонился над зерном
В куртке, перешитой из шинели,
Бледный от волненья агроном.
Пусть же нива буйно колосится.
Будут этой осенью полны
Нашей рожью, нашею пшеницей
Все зернохранилища страны.
Пекарь:
Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли жара…Вот какой огромный труд вкладывают люди, чтобы хлеб оказался на столе! А Вы любите хлеб?
Дети: Да!
Чтецы:
1-й:
Вот она какая хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким..
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней
Ничего вкуснее нету!!!
2-й:
В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни..
3-й:
К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом даётся корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И ещё ,конечно, сушки!
Пекарь: Да прямо гимн хлебу получился!!! Я Доволен.
Пекарь:
-А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надо относиться с особенным почтением. А вы можете рассказать мне какие-нибудь приметы, пословицы связанные с хлебом?
(работа в группах)
Игра «Собери урожай».
Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.
1.Хлеб – всей жизни голова
2. Худ обед, коли хлеба нет.
3. Хлеб в закромах – счастье в домах.
4. Не красна изба углами, красна пирогами.
5. Сердить, бранись за хлебом – солью сходись.
6. У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
7.Без хлеба сыт не будешь
8.У кого хлебушко, у того и счастье.
Зачитываем пословицы и объясняем смысл пословиц.
- Скажите о чём эти пословицы? ( о хлебе). Молодцы.
Ответьте на вопросы:
- Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие?
( «Колобок»)
- В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)
- Какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в русской народной сказке «Мужик и медведь .»
Практическая работа.
Пекарь: Раз уж речь зашла о караваях, булках я вам предлагаю самим попробовать изготовить из соленого теста, которое лежит у вас на столах своё изделие. (10 минут)
(звучит музыка)
Пекарь: Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам в пекарню брать – такие у вас у всех караваи чудные! А пока караваи пекутся- сохнут, предлагаю отдохнуть.
А теперь давайте-ка, ребятки,
Отгадывать загадки!
Загадки всевозможные:
И легкие, и сложные.
Посмотрим, кто из вас
Покажет высший класс? (загадки загадываются по группам)
1. На сметане мешон,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок!
Покатился .. (колобок)
2. Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (лапша)
3. Столбики точеные, головки золоченые. (колосья)
4. С неба солнце золотое
Золотые льет лучи,
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (пшеница)
5. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени … (мука)
6. Я пузырюсь, я пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (тесто)
7. Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосил,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто,
В магазине занял место. (хлеб)
8. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на заглядение...
Ну и объединение! (бублик)
9. Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены. (Зерно)
Повар:
Все загадки отгадали!!! Молодцы.
Да, хлеб – это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто двадцать пять граммов хлеба, совсем маленький кусочек хлеба. И эти крохи помогали им выжить в суровое время. В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа! Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах, в пекарнях работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. ХЛЕБ НУЖНО БЕРЕЧЬ!
-А в наше время мы бережем, ценим хлеб?
Подсчитано, что если за один день каждый человек не доест и выбросит всего 50 г хлеба, то это составит 200 кг. 200 буханок хлеба окажутся выброшенными!
Чтец:
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб друзья!
Чтец:
Хлеб – драгоценность.
Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери.
Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съедите, посушите и пейте чай с сухариками. Запомните эти правила!
Пекарь: Ну, ребятки, мне пора в пекарню. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.
Ученик:
Вон он – хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло,
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле. (С. Погореловский)
Учитель:
- А теперь после трудового дня немного отдохнём. Споём частушки.
ЧАСТУШКИ.
1.Эй, девчушки – хохотушки,
Начинайте петь частушки.
Начинайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
2. Мы же в городе живём,
Сушки, прянички жуём,
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споём.
3. Прянички печатные,
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
а сначала поглядим!
4. Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
5. Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
6. Дождик, дождик, поливай-
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица!!
Учитель:
Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне. Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения.
- А почему говорят «Хлеб всему голова»? ( хлеб - самый главный продукт)
- А ещё ребята будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»
(3 чел. в русских костюмах под звуки песни «Русское поле» муз. Френкеля, слова И. Борф на вышитом полотенце несут каравай хлеба.)
Из сидящих в зале:
Смотри, не зевай - несут каравай!
Каравай медовый, каравай пудовый,
Сам собой медовый из муки из новой!
(Останавливаются посреди зала)
Первый:
Как пекли его, пекли
Даже слюнки потекли!
До того хороший вышел, лучше булок, лучше пышек!
Лучше всякого-всего, всяк отведает его!
Второй:
Поскорее накрывай стол скатеркой чистой-
Перед нами каравай с корочкой душистой!
(2 детей накрывают белой скатертью стол)
Третий ставит его на стол и говорит:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он - хлебушко душистый, вот он теплый золотистый.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал,- пришел.
Первый:
В нем здоровье наша сила,
В нем чудесное тепло:
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Второй:
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Третий:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро, от души
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем,
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Придерживаясь русской традиции гостеприимства, приглашаем всех гостей к нашему хлебному столу. Дети, гости усаживаются за столы.
Учитель:
- Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: « Сегодня я узнал, что… »
Наше занятие заканчивается, а его итогом будет ваше отношение к хлебу.
Приятного аппетита.
(просмотр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хлеб всему голова
Дается повторение сведений о слове, о родственных словах, закрепляется умение выделять окончания слов....
Классный час Тема: Хлеб - всему голова.
Тема: Хлеб - всему голова....
Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.
Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".
Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....
Классный час Хлеб-всему голова
Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....