Игры-сказки по мультфильмам
книга по теме
Все дети любят мультики. На основе сюжетов популярных мультипликационных фильмов предлагаю сценарии игровых познавательных программ, которые можно проводить с детьми 5 - 12 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry-_skazki_po_multfilmam.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры – сказки
Разработки сценариев игр для начальной и средней школы.
Игровая программа «Валли» (Экологическая сказка).
Возраст участников: 7 – 13 лет.
Количество участников: 10 - 30 человек
Оборудование:
- Различные предметы среднего и мелкого размера (игрушки, мягкие кирпичи «Лего» и др.) по количеству участников;
- Стулья;
- Карточки с заданиями (Викторина, «Помоги планете!»), 2 карандаша;
- Рисунки с изображением растений (или фотографии);
- Цветы (можно искусственные или вырезанные из бумаги) – для подсчета баллов команд; например, цветы-баллы ставятся в 2 вазы;
- «Звезды» - вырезать из бумаги и прикрепить к ним веревочки – «хвосты» (по числу участников игры);
- 2 ведерка для бумаг;
- 2 обруча;
- Магнитный стенд, магниты;
- 2 плотных платка или 2 повязки на глаза;
- 10-12 комочков из бумаги.
Ведущий: Многие из вас посмотрели замечательный мультипликационный фильм «Валли», историю робота-уборщика, который остался на нашей планете убирать мусор. А задумывались ли вы, могла ли такая история произойти на самом деле? Возможно ли на самом деле всем людям покинуть планету и вернуться на нее тогда, когда с планеты уберут весь мусор? А что мы называем словом «мусор»? Вреден ли мусор для здоровья человека? Какой же выход должен найти человек, если ему предстоит остаться жить на своей планете? Ответы на эти и многие другие вопросы дает нам наука экология, наука, рассказывающая об отношении человека к природе.
Сейчас мы с вами поиграем в игру-приключение, в которой вы попробуете побывать в роли Валли и других персонажей мультфильма. Наш первый конкурс - ….
- Игра «Поможем Валли!». В зале разложить различные предметы (в разных местах, по 1 предмету на каждого игрока). В центре зала ставят корзины (или коробки), по числу команд. Задача игроков – собрать в свою корзину весь «мусор», каждый игрок команды по 1 предмету. Выигрывает команда, все игроки которой первыми соберут предметы и построятся в шеренгу. (Примечание: в качестве «мусора» могут быть использованы мягкие кирпичи производства «Лего»).
Ведущий: Вы, наверное, помните, что с космического корабля на Землю был отправлен робот-разведчик «Ева», целью которого было узнать, как изменилась обстановка на планете и смогут ли люди на нее вернуться. Как у любого разведчика, у Евы накопилось много вопросов о нашей планете. Кое-что ей показал и рассказал Валли, а на некоторые вопросы предстоит ответить вам. Предлагаю вам ответить на вопросы викторины и выбрать правильный вариант ответа. Вопросы зачитываются командам по очереди, за правильный ответ команда получает цветок.
Примечание: после прочтения вопроса, карточка отдается команде и ей дается время на выбор правильного ответа. После этого вопрос и варианты ответа зачитываются еще раз детьми.
2.Викторина «Ева спрашивает».
- Как до 1970 года назывался праздник «День Земли»?
- День дерева (+) 3. Субботник
- День землекопа и земледельца 4. День планеты Земля
(Из истории праздника: в 40-ые годы 19 века в штат Небраска (США) приехал Дж. Мортон. Его потрясли бескрайние прерии с одинокими деревьями. Он с женой занялся посадкой деревьев и предложил всем желающим присоединиться к ним. А позже. Когда Мортон стал секретарем штата Небраска, он предложил выбрать день, когда местные жители высаживали бы деревья на улицах. Таким днем считается 22 апреля, который с 1882 года стал официальным праздником – Днем дерева, переименованным в 1970г. в день Земли.)
- Каждый год Союз охраны птиц России выбирает новую птицу года. Какая из перечисленных птиц ни разу не была названа «Птицей года»?
1. Чайка 3. Снегирь
2. Сова 4. Свиристель (+)
(Всемирный (или международный) «День птиц» - первый выходной апреля. В этот день люди развешивают скворечники, готовясь к встрече перелетных птиц.)
- В какой из перечисленных стран самый большой расход воды на человека?
- Германия 3. Россия (+)
- Финляндия 4. Великобритании
( Международный День воды – 22 марта. Необходимо сокращать расход воды, т. к. водные ресурсы не безграничны. Способы уменьшения затрат воды: закрывать кран; своевременно устранять протечку воды; ставить экономичные краны, которые строго дозируют расход воды; при мытье наливать ванну до половины; мыть посуду не проточной водой, а в емкости, затем ее споласкивая и т. п.)
- Япония и Китай славятся многочисленными цветочными празднествами. А цветение какого растения празднуют в марте?
- Сливы (в феврале) 3. Вишни (в апреле)
- Персика (+) 4. Пиона (в июле)
( Из истории праздника: во многих странах мира издавна идет обычай празднования Дня цветов. В разных странах он посвящен своему цветку: в Болгарии – розе, Англии – незабудки, первоцветы и анютины глазки, в Греции – гиацинты и лилии (в честь богини Афродиты). На Руси – в ночь на Ивана Купалу искали таинственный цветок папоротника. В Голландии во время праздника из цветов сооружают замки, фонтаны, кареты, а на цветочном троне восседает самая очаровательная девушка – королева цветов.)
- В каком году было принято решение о том, что каждое третье воскресенье сентября следует считать Российским днем леса?
- В 1946 году 3. В 2006 году
- В 1896 году 4. В 1966 году (+)
- В октябре отмечают Всемирный День животных. Кроме этого, есть дни, посвященные отдельным видам животных. День какого животного принято отмечать в нашей стране в первые выходные октября?
- День китов 3. День оленя
- День журавля (+) 4. День сурка
- Акция «Час Земли» проводится с 2008 года по всей планете. Ее организовал Всемирный фонд дикой природы. А в чем заключается проведение этой акции?
- Выйти из дома с флагом на улицу 3. На 1 час отключить все электроприборы (+)
- Посадить растения рядом с домом 4. Убрать мусор в своем дворе
(Из истории акции: Суть акции – на 1 час в году отключить все электроприборы, свет, по возможности вообще отказаться от потребления электричества. Цель акции не экономия электричества, а привлечение внимания общественности к вопросам изменения климата, вызванного деятельностью человека. Впервые акция была проведена в 2007 году в Австралии, в 2008 году получила мировую поддержку, а в 2009 году стала самой массовой акцией в истории человечества по оценкам WWF. Час Земли проводится в последнюю субботу марта.)
Ведущий: Ребята, а кто из вас помнит, что обнаружила на Земле Ева, после чего она сразу покинула нашу планету? Правильно, это был росток растения. А что означала эта находка для Евы и людей, которые ее послали на Землю? (Планета обитаема, жива, можно на нее возвращаться). Конечно, растения на планете – это форма жизни, растения – «легкие» планеты, источник кислорода. Если на планете живут растения, значит, на ней может жить и человек. А вы, ребята, многие растения знаете? Сможете ли вы их назвать? Проверим!
- Игра «Узнай растение».
Есть несколько вариантов проведения этой игры, в зависимости от того, чем располагают организаторы игры:
- Узнать растение по рисунку (фотографии);
- Показать гербарий или живое растение;
- Узнать растение по его описанию;
- Узнать растение по какой-либо 1 его части (цветку, листу, стеблю и др.);
- Собрать мозаику с нарисованным растением (задание дается на команду, каждая мозаика должна содержать равное число частей)
Ведущий: Вы замечательно справились с этим заданием. Представьте себе, что растение попало на космический корабль, на котором находятся потомки людей с планеты Земля. Если вы помните содержание мультфильма, вы мне расскажете, что случилось дальше?
Да, капитан корабля принял решение о возвращении на Землю. А у нас впереди – конкурс капитанов. Проверим, умеют ли капитаны команд принимать быстрое и правильное решение и насколько им легко найти общий язык с командой.
4. Конкурс капитанов. Капитанам предлагается при помощи жестов объясниться со своей командой. Задания для демонстрации записаны на свернутых бумажках, которые капитаны достают из мешка по очереди. Примечание: это задание не ограничено по времени, оно считается выполненным, когда команда называет ответ. На ответ команде предоставляется 3 попытки. Если команда не угадывает с 3 попытки, команде не присуждается балл.
Примеры заданий: посадка растений, вырубка деревьев, подкормка птиц, ловля рыбы сетями и т. п.
Обсудить с детьми, позитивное и негативное влияние человека на окружающий мир.
(Вмешательство людей в окружающую жизнь и природу может быть: положительное, отрицательное, выражаться в охране природы.)
Ведущий: Итак, люди возвращаются на Землю. Это нелегкий путь, на котором могут встретиться различные препятствия. Предлагаю вам игру, в которой вам предстоит преодолеть различные препятствия на своем пути. Выиграет команда того космического корабля, экипаж которой быстрее преодолеет все преграды.
5. Эстафета «Возвращение на Землю». Команды выстраиваются перед линией старта в колонны. Перед каждой колонной «проложена» полоса препятствий, до линии финиша. Например:
1) «Вход в звездолет» - пролезть через обруч;
2) «Встреча с метеоритом» - обойти или обежать какой-либо предмет на пути (например, стул);
3) «Млечный путь» - пройти или пробежать по полоске бумажного скотча, приклеенной к полу (длина 1 – 1,5 м);
4) «Хвост кометы» - вытащить из ведра за «Хвост» (веревку) прикрепленную к ней бумажную звезду;
5) «Звездный дождь» - добежать и прикрепить эту звезду к магнитному стенду (на линии финиша) и вернуться к своей команде.
Ведущий: Ребята, а что делает планету обитаемой? На какой планете могут жить люди, животные, растения? Правильно, для жизни живым существам нужны воздух, вода, свет, и все это должно быть чистым, незагрязненным. Для этого надо беречь все, что нас окружает в природе. Но, к сожалению, люди не всегда представляют последствия своих действий, недостаточно серьезно относятся к изменениям экологической обстановки.
А знаете ли вы, что может привести к нарушению экологической ситуации? Проверьте свои знания.
6. Задание «Помоги планете».
Командам предлагается для работы бланки с заданиями. Требуется – соединить линией причину и следствие.
Разлив нефти | Загрязнение воздуха |
Кислотный дождь | Уничтожение редких видов животных |
Вырубка лесов | Ожоги растений, уничтожение почвы |
Выхлопные газы от машин и промышленного производства | Обмеление рек |
Браконьерство | Гибель морских обитателей |
Неумеренный расход воды | Сокращение мест обитания животных |
Ведущий: А на Земле звездолет встречал только Валли, которому предстояло многому научить людей, ведь планета была опустошена и заброшена. Люди так давно не жили на Земле, что даже не знали, как выглядят растения и животные. Им предстояло снова познакомиться с ними; научиться выращивать растения, обрабатывать почву, ухаживать за животными. Для этого необходимы такие качества, как терпение и внимание. Есть ли они у вас? Проверим!
7. Игра на внимание «Земля, вода, воздух». Дети выстраиваются полукругом перед ведущим. Ведущий показывает движения, которые надо показать после команды: «земля» - присесть на корточки, «вода» - вытянуть руки перед собой, «воздух» - поднять руки над головой. Ведущий быстро говорит слова - команды, стараясь запутать игроков. Игроки, показавшие неверное движение, выбывают из игры. Игрок, оставшийся последним, приносит балл своей команде.
Ведущий: Трудно на опустошенной Земле что-либо найти, ведь даже самый ненужный, на первый взгляд, предмет может пригодиться – особенно для людей, начинающих на планете новую жизнь. Попробуйте найти предмет (назвать предмет, который будут искать дети), «спрятанный» в этом зале.
8. Игра «Найди предмет». Ведущий до начала игры прячет какой-нибудь предмет (например, фантик от конфеты или пластиковая бутылка) на видном месте. Играющие стоят в шеренгах или колоннах по одному. По сигналу ведущего, играющие двигаются в колонне по одному вокруг зала, и каждый игрок старается первым заметить спрятанный предмет. Играющий, увидевший предмет первым, ставит руки на пояс и продолжает ходьбу, не показывая другим, где находится спрятанный предмет. Ведущий, чтобы убедиться в том, что игрок действительно нашел предмет, может подойти к нему и тихонько спросить. Игра заканчивается тогда, когда все игроки одной из команд нашли предмет (т.е. поставили руки на пояс). Выигравшая команда получает балл.
Ведущий: А сейчас вам представится случай самим давать друг другу задания. Для нашего следующего конкурса вам понадобятся мелкие предметы и платки. Посмотрим, как у вас получится убираться с завязанными глазами.
9. Аттракцион «Друг для друга – потруднее».
На полу (заранее) приклеивается полоска из бумажного скотча, длиной 1,5 – 2 метра. По обе стороны этой полоски двое играющих из разных команд раскладывают друг для друга одинаковое количество предметов(5-6) или комочков бумаги (размером со спичечную коробку) и становятся на участок, приготовленный им «противником». Играющим завязывают глаза, и каждый должен как можно скорее собрать все предметы по одну сторону от линии. Того, кто коснется рукой линии, ведущий оставляет на 10 секунд неподвижным. Выигрывает игрок, первым собравший предметы. Его команда получает балл-цветок. Затем играет следующая пара участников.
Примечание к игре: могут быть использованы предметы из 1-ой игры, собирать предметы можно в ведерки для бумаг.
Ведущий: Подходит к концу наше путешествие по мотивам мультипликационного фильма «Валли». Мультфильм – это, конечно, сказка, выдумка. Но его создатели хотели тем самым предупредить людей об опасности, которую таит в себе всем знакомый мусор, когда отходов становится слишком много – нарушается экология. Вот несколько фактов, не сказочных, а самых настоящих:
- Представь себе, ты пришел в лес, съел конфету, а фантик и серебристую бумажку бросил на землю. И все силы леса не в состоянии расплавит или уничтожить эти бумажки. Лишь через несколько лет земля вберет в себя отбросы, скрыв их травой, но не уничтожив! Никуда не денутся с земли черепки и склянки от разбитых чашек и бутылок, пластиковые стаканчики, бутылки и целлофановые пакеты – их просто скроет с наших глаз заботливая природа.
- После веселого пикника остается мусорное место, которое со временем превратиться в пустошь. А если сжечь за собой весь мусор – будет пожарище, тоже опасное для природы. Оно зарастет через несколько лет бурьяном и крапивой. А настоящая трава и насекомые появятся только через 5 лет.
- Если в озеро или реку брошен окурок, все живое погибает на 1 квадратный метр вокруг. Если в болотце или речушке мыли машину, то уже ни рыбы, ни планктона долго не увидишь.
Подведение итогов, награждение участников.
Игра «Мадагаскар-2». (Географическая сказка).
Игра для детей 7-11 лет. Число участников: 10-40 человек.
Оборудование:
- Загадки про зверей;
- Таблички с надписями: Пара, прайд, стая, стадо;
- Надписи с названиями животных Африки;
- Анаграммы (на отдельных листочках);
- Магнитные стенды, рисунки с изображением зебры, фломастеры черного цвета;
- Изображения животных Африки;
- Шашки;
- «Кочки», кегли, мячи и другие предметы, швабры, бумажный скотч.
- Для учета набранных командами баллов можно использовать изображения животных Африки, прикрепляя их на стенд.
План.
Вступление ведущего: Многие из вас, конечно, смотрели замечательный мультфильм «Мадагаскар» и помнят его героев. А если кто не помнит, то я вам сейчас напомню – отгадайте загадки про главных героев. (Ведущий загадывает загадки про зебру, льва, бегемота и жирафа). Кто из вас может их назвать?
- Я неуклюж и толстокож
И чем-то на комод похож.
С такою вот огромной тушей
Мне нелегко ходить по суше,
И потому-то круглый год
В воде сижу. Я - … (бегемот)
2. Надели коняшки
Морские тельняшки. (зебры)
- Одежка заплатанная,
Голова рогатая,
Шея ног длиннее. (жираф)
- Крупная кошка в саванне живет,
Рыком своим о себе знать дает.
Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой.
На что она обижена? (лев)
(Лев Алекс, зебра Марти, бегемотиха Глория, жираф Мелман, пингвины во главе со Шкипером, король лемуров Джулиан). Сегодня мы вспомним этих персонажей. Вы, наверное, знаете, что во второй серии мультфильма все герои вместо родного Нью-йоркского зоопарка попадают в Африку, на родину льва Алекса. И, конечно, их там ждали необыкновенные приключения. Ну, а началось все с полета на самолете, который собрали из обломков талантливые пингвины.
- «Самолет» - дети образуют фигуру «самолет»: один человек (руки назад, держит остальных); затем 4 пары (руки с внутренней стороны опущены вдоль туловища, с внешней стороны – держаться друг за друга «паровозиком»), 3 пары («крылья» - с внешней стороны руки в стороны, с внутренней стороны держаться «паровозиком»), 1 пара (руки с внутренней стороны опущены вдоль туловища, с внешней стороны – «паровозик»), «хвост» - 1 пара (руки с внутренней стороны подняты вверх, с внешней стороны держатся друг за друга). Задействованы 17 человек. Можно увеличить число детей, дополнив парами «Салон» и «Крылья». Можно предложить детям «полетать» - побегать по залу. По команде ведущего все участники рассыпаются по залу, а затем образуют команды.
Примечание: этот этап предназначен для учащихся начальной школы и дошкольников.
- Ведущий: Мы с вами в жаркой Африке. Здесь Алекс находит свою семью – маму и папу. А как в природе живут львы и другие дикие животные? Предлагаю вам показать свои знания и ответить на вопросы. Командам раздают одинаковые таблички с надписями: «Стая», «Пара», «Прайд», «Стадо». Ведущий называет африканских животных, дети, посовещавшись, показывают 1 из табличек. Пример: бегемот (стадо), гиены (стая), гепарды (пара?), антилопы (стадо), львы (прайд – семейная группа), жирафы (стадо), слоны (стадо), птица - секретарь (пара) и др.. Выигрывает команда, показавшая наибольшее количество правильных ответов.
- Ведущий: У короля лемуров Джулиана в Африке были свои планы: он хотел увеличить число своих подданных и расширить территорию своих владений. А его подданными могли стать любые животные. Вспомните африканских животных и попробуйте себе представить их внешний вид. А пока я предлагаю вам игру, для которой мне понадобятся по 3 добровольца от каждой команды, обладающие артистическим талантом. Игроки подходят к ведущему и по очереди вынимают из мешочка бумажки. На бумажках напечатаны названия африканских животных, которых ребята должны изобразить жестами для своих команд. Животное должны изобразить 3 игрока, например, так: первый игрок показывает голову, второй туловище, а третий – хвост, или каждый игрок самостоятельно показывает животное. Игроки показывают животных по очереди для каждой команды. Примеры названий животных: страус, жираф, слон, носорог, лев, антилопа и др. Команды угадывают изображаемых детьми животных.
- Ведущий: Бегемоты большую часть жизни проводят в воде, питаясь зеленью водяных растений. Они стараются выходит на сушу только ночью. Большая масса тела не дает бегемотам возможности быстро передвигаться на суше, а вот в воде они достаточно быстры и даже проворны. Недаром, второе название бегемота – гиппопотам, что в переводе на русский язык означает «водяная лошадь». В Африке, встретив своих сородичей, у Глории наметился роман с бегемотом Мото-Мото, имя которого в переводе с языка суахили (местного племени) означает «горячий-горячий». А вы знаете другие языки? А как переводятся ваши имена, кто-нибудь знает? А мы для вас зашифровали названия (животных, растений или стран Африки). Это анаграммы – слова, зашифрованные путем перестановки букв. Попробуйте их прочитать. Примеры анаграмм: рикдокло (крокодил), баоньзея (обезьяна), радегп (гепард), рубамар (марабу), ктесарьре (секретарь), залгье (газель). Каждая команда получает 3 слова. Команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием, считается победителем.
Примечание: этот этап нельзя проводить с дошкольниками, т. к. у них недостаточно развит навык чтения.
- Ведущий: Ну, а самый быстрый из наших героев, конечно же, Марти – зебра. Он был страшно удивлен, когда увидел сотни таких же зебр, как и он сам. Однако, ученые доказали, что в природе нет двух зебр с одинаковым узором черных полос. А мы сейчас проверим вашу внимание и сноровку. Эстафета «Зебры». Правила эстафеты: команды выстраиваются в 2 колонны перед линией старта. У первых игроков черный фломастер – он служит эстафетной палочкой. В 10 м от линии старта ставят для каждой команды магнитные стенды, на которые прикрепляют изображения зебры, нарисованной без черных полос. Задача игроков – добежать до стенда, нарисовать полоску и вернуться к своей команде, передать фломастер следующему игроку команды. Выигрывает команда, последний игрок которой придет к финишу первым.
- Ведущий: А у жирафа Мелмана своя беда: он влюблен в бегемотиху Глорию. У них такие разные характеры и все же они настоящие друзья! Вы, наверное, знаете, что жирафы питаются листьями деревьев, в этом им помогает их длинная шея. А вот напиться из реки или ручья для них проблема – приходиться широко расставлять ноги. Попробуйте представить себя в роли жирафа и достать «листочки».
Игра – конкурс «Длинная шея». Команды играют по очереди. Задача игроков при помощи швабр и щеток достать как можно больше предметов и подтянуть их за линию старта. Предметы (кочки, игрушки и т. п.) заранее расставляются по залу в некотором расстоянии от линии старта. Игроки «вытаскивают» предметы на время, команда, которая затратит меньше времени, считается победившей.
- Ведущий: Мы совсем забыли про неунывающих и чересчур деятельных пингвинов под предводительством Шкипера. Им не сидится на одном месте, и они уже задумали новое испытание. Игра «Черный или белый?». Правила игры: Каждый игрок получает шашку – черную или белую и зажимает ее в руке так, чтобы не было видно. Затем игроки подходят друг к другу, протягивают вперед зажатый кулак с шашкой и задают вопрос: «Черный или белый?». Игрок, которому задан вопрос выбирает цвет. Если он угадал (правильно определил цвет), то он забирает шашку себе. Если не угадал, то отдает свою шашку. Игрок, оставшийся без шашки может подойти к другому игроку и попросить его задать ему этот вопрос. Таким образом он получает шанс вернуть себе шашку. Если у игрока набралось несколько (2 и более) шашек разных цветов, он в 1 руке оставляет 1 шашку, которую предлагает остальным игрокам, а другие шашки зажимает во 2 руке, они в игре уже не участвуют. Игроки обмениваются шашками 5 минут. После этого игроки расходятся по командам и подводится итог игры: подсчитывается суммарное число шашек игроков каждой команды. Выигрывает команда, игроки которой набрали наибольшее количество шашек.
- Подведение итогов, раздача призов.
Использованная литература: Растительный и животный мир: сборник загадок 1 -4 классы сост. Е. М. Тихомирова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Игра «Ледниковый период». (Палеонтологическая сказка).
Игра для детей 8 – 13 лет.
Число участников – от 10 до 40 человек.
Оборудование:
1. Карточки с описанием животных (для первого конкурса);
2. Магнитный стенд, рисунок, магнитные карточки с изображением персонажей мультфильма;
3. Бумажный скотч;
4. 2 пазла (нарисованные и разрезанные на несколько частей изображения динозавров);
5. Несколько мягких мячей.
План.
Вступительное слово ведущего. Сегодня мы предлагаем вам побывать в другой эпохе, в эре динозавров; повторить путь героев мультфильма «Ледниковый период». Эти замечательные животные в третьей части мультфильма попадают в затерянный мир, в котором еще живут динозавры и другие загадочные существа.
А узнаете ли вы этих персонажей?
- Игра «Узнай по описанию». Ведущий зачитывает каждой команде описание животного – персонажа мультфильма по очереди. За каждый правильный ответ присуждается балл.
«Большой растительноядный зверь, покрытый густой длинной шерстью, похожий на современного слона»;
«Далекий предок домашних кошек, жестокий хищник с огромными клыками»; «Животное медлительное, с длинной густой шерстью. В шерсти современных животных из-за их неторопливого образа жизни и климата, в котором они живут, растут водоросли»,
« Существо, похожее сразу на нескольких животных. Питается сухими плодами и находится в их постоянном поиске. Зато когда находит – случаются крупные неприятности»;
«Сладкая парочка зверьков, очень шустрых, ловких, любителей повисеть на хвосте вниз головой. Очень преданные друзья»;
« Животное огромного роста, передвигается на задних лапах, хищник, гроза всех обитателей леса».
( Мамонты Мэнни и Элли, саблезубый тигр Диего, ленивец Сид, опоссумы, крысобел Скратт, тираннозавр).
2. Эстафета «Герои мультфильма». Ведущий: Мы вспомнили имена персонажей мультфильма, а теперь вспомните, как они выглядят. Игроки разбиваются на 2 команды. Команды выстраиваются в колонны перед линией старта. В 10 м от линии старта ставится магнитный стенд, на который прикрепляют лист с изображением персонажей. Каждому игроку дается магнитная карточка с фрагментом рисунка. Первые игроки обеих команд подбегают к стенду, находят свой фрагмент рисунка на общем листе, прикрепляют на него карточку и возвращаются к своей команде. Далее бегут следующие игроки. Выигрывает команда, последний игрок которой первым пересечет линию старта. Если в командах больше 8 человек, эстафета проходит в 2 этапа.
3. Эстафета «Скала над пропастью». Ведущий: путь в затерянный мир полон опасностей. Чтобы туда попасть, надо преодолеть много препятствий, одно из которых – пропасть между скалами. Попробуйте повторить путь, пройденный героями мультфильма. Игроки выстраиваются в 2 колонны. Вдоль каждой колонны на полу приклеивается лента (бумажный скотч) или выкладывается веревка, на расстоянии 20 - 30 см от колонны. Правила игры: Последний игрок в колонне должен «пройти над пропастью», т. е. держась за других игроков команды пройти по пространству между колонной и чертой (веревкой) и встать перед первым игроком. Как только игрок занял место, движение начинает игрок, ставший последним. Выигрывает команда, последний игрок которой займет первое место в своей колонне раньше игрока второй команды.
- Игра «Хитрый, как опоссум!». Играют по командам. Водящим назначается игрок из команды соперника. «Опоссума» назначает ведущий, подходя к каждому игроку и говоря ему на ухо какое-либо слово (одному игроку он говорит «опоссум»). Водящий должен определить, кто «опоссум», а все игроки точно повторять все движения «опоссума». Игра проходит в 2 тура для каждой команды. Выигрывает команда, водящие игроки которой правильно и быстро справятся с заданием. (После назначения «опоссума», ведущий включает секундомер и засекает время выполнения задания)
- Конкурс «Динозавры» (Составление пазла – изображение динозавра»). А каких представителей динозавров вы знаете? Откуда вам это известно? Как выглядели древние динозавры, ученые смогли определить по их останкам – костям и отпечаткам тел на земле. Поэтому мы имеем представление об их внешнем облике. Попробуйте восстановить изображение динозавра.
Каждая команда получает пазл (разрезанную на несколько частей картинку с изображением динозавра). Задача игроков – собрать пазл за короткий промежуток времени. Команда, первая справившаяся с заданием, считается победителем.
- Конкурс «Верите ли вы, что…?». Каждая команда, объединившись, отвечает на вопросы. Каждой команде, по очереди, задают по 5 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает балл. Итоговые баллы суммируются, и выигрывает команда, получившая большее количество баллов.
Верите ли вы, что….
- 2 миллиона лет назад жил саблезубый хищник смилодон, клыки которого были длиной 15 см? (да);
- Бивни древнего предка слона - динотерия были на нижней челюсти и закруглялись назад? (да);
- Дольше всего шерстистые мамонты сохранились на территории нашей Сибири? (да);
- Тираннозавр и мамонт могли встретиться в древнем лесу? (нет);
- Передние лапы тираннозавра были такими короткими, что он не мог ими достать даже до своего рта? (да);
- Далекие предки лошади размерами и внешним обликом скорее напоминали собак или лисиц? (да);
- Основной пищей тираннозавра были более мелкие хищные динозавры? (нет, крупные растительноядные динозавры);
- Птицы являются прямыми потомками динозавров? (да);
- Название «цератопс» в переводе означает «рогатая голова»? (да);
- Основными врагами мамонтов были смилодоны? (нет, они появились намного лет позже; врагами мамонтов были другие саблезубые хищники – нимравидисы).
- Эстафета «Мамонты и тигры». Ведущий: В реальной жизни мамонты и саблезубые хищники были непримиримыми врагами, ведь это были охотники и добыча. В самом первом мультфильме про ледниковый период был такой эпизод: мамонт Мэнни спасает тигра Диего, который мог погибнуть в кипящей лаве под ледником. Именно тогда Диего почувствовал себя членом новой стаи и изменил свое отношение к мамонту и ленивцу. Сейчас вам тоже понадобится проявить взаимовыручку, чтобы первым придти к победе. Правила эстафеты: команды выстраиваются в 2 колонны парами перед линией старта. Начинают эстафету игроки первой пары. Один игрок делает прыжок по направлению к линии финиша (примерно в 10 м от линии старта проводят линию финиша). Затем он протягивает руку второму участнику пары и «перетаскивает» его прыжком впереди себя. Теперь второй игрок протягивает руку первому игроку и также «перетягивает» его ближе к финишу. Как только первая пара достигает линии финиша (оба игрока пересекают черту), вступает в игру вторая пара. Выигрывает команда, у которой все игроки первыми окажутся за линией финиша.
- Игра «Поймай ленивца!». Ведущий: Ленивцы очень медлительные животные, но ленивца Сида таким назвать нельзя. Когда надо помочь друзьям, он развивает скорость и показывает чудеса ловкости. А все ли из вас могут так проявить себя в сложной ситуации?
Игра «Вышибалы» (с 3 мягкими мячами). Игра проводится по командам: бегает 1 команда, вышибают игроки 2 команды. Игра проводится на время: побеждает команда, которая за более короткий срок «выбьет» всех игроков противника.
- Задание «Периоды древнего мира». Ведущий: Подходит к концу наше путешествие с героями мультфильма. А ведь многие из персонажей когда-то действительно населяли нашу планету. Последнее задание будет связана с древнейшими временами. Сейчас вашей коллективной задачей будет определить, когда, в какой период нашей истории жили мамонты и тираннозавры.
Каждой команде дают лист бумаги с распечатанными периодами. Задача игроков – назвать периоды, в которых жили мамонты и тираннозавры. Оценивается правильность выполнения задания. (Ответ: мамонт – плейстоцен, тираннозавр – мел).
ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭРЫ
Докембрий | Палеозойская эра | Мезозойская эра | Кайнозойская эра | |||||||||||||
третичный | П Л Е Й С Т О Ц Е Н | Г О Л О Ц Е Н (современный) | ||||||||||||||
К Е М Б Р И Й | О Р Д О В И К | С И Л У Р | Д Е В О Н | К А Р Б О Н | П Е Р М Ь | Т Р И А С | Ю Р А | М Е Л | П А Л Е О Ц Е Н | Э О Ц Е Н | О Л И Г О Ц Е Н | М И О Ц Е Н | П Л И О Ц Е Н | |||
ПЕРИОДЫ
- Подведение итогов, награждение победителей.
Использованная литература:
Игра «В поисках Немо». (Зоологическая сказка).
Игра для детей 7 -12 лет. Количество участников – от 10 до 40 человек.
Оборудование:
1. Стикеры с клеевым краем;
2. Плащи- дождевики прозрачные (по количеству детей в команде);
3. Бумажный скотч;
4. Воздушные шары – 4 штуки;
5. Две длинные веревки, 2 крючка, 2 нарисованные «черепахи»;
6. Карточки с заданиями (викторина «Чайки»);
7. Мягкие кирпичи (или спички, палочки);
8. «Рыбки» - для подсчета баллов, набранных командой (вырезать из бумаги, открытки , оригами и т.п.)
План.
Вступление ведущего: Кто не знает маленькую рыбку-клоуна Марвина с кораллового рифа?! Какая беда с ним приключилась? Где оказался его единственный сын Немо? Марвину пришлось пережить много приключений, прежде чем он отыскал своего сынишку. На его пути встречались и друзья, и враги. Я предлагаю вам вспомнить его приключения и побывать на дне океана вместе с рыбкой Марвином. А какая рыба помогала ему в поисках Немо? (Дори – рыба-хирург). За каждое правильно выполненное задание команды будут получать баллы – рыбки.
- Встреча с акулами. Ведущий: За акулами издавна закрепилась репутация кровожадных хищников, представляющих серьезную угрозу не только для обитателей воды, но и для человека. Наиболее опасны для людей белая и тигровая акулы. Тигровая акула в длину достигает 6 метров и весит более полутоны. Однако, в глубинах морей и океанов акулы играют роль сторожей, контролируя численность рыбы и других животных. А мы сейчас поиграем в игру, в которой некоторые из вас побудут акулами, а другие – рыбками.
Каждая команда образует круг. От каждой команды выбираются по 2 человека – «акулы». Каждому игроку – «акуле» дают воздушный шар. Эти игроки встают в центр круга команды противника. Все игроки вытягивают руки вперед. Задача «акулы» - быстро коснуться шариком рук игроков. Игрок, руки которого коснулся шарик, убирает руку за спину. Если коснутся второй руки – игрок выбывает из игры. Обе команды играют одновременно. Выигрывает команда, в которой останется больше «Рыбок». Играют на время – около 10 минут. Подсчитывают количество оставшихся в игре рук.
- На самой глубине. Ведущий: Естественный свет, видимый глазом человека, исчезает в водах северных морей на глубине менее 50 м, а в тропических водах проникает не глубже 400 м. Дальше – черная бездна. Самое глубокое место Мирового океана – Марианская впадина в Тихом океане. Ее глубина – 11022 метра. Еще в 19 веке океанологи установили, что абиссальные глубины – царство вечного холода. Температура придонных вод лишь немного выше 0 градусов, а в антарктической области даже ниже. Вода там не замерзает только потому, что она соленая. Долгое время (до 1960-1980 г.) думали, что абиссаль – царство вечного покоя. Сейчас известно несколько видов рыб, обитающих на глубине. Они подслеповатые, а некоторые совсем слепые – в темноте зрение не нужно. Вот на такую глубину упала маска аквалангиста с адресом. И хищная глубоководная рыба – удильщик чуть было не съела Марвина и Дори.
Игра «Верите ли вы, что…»
- Крохотная волосатая рыба (длиной 4 см) стала известна по одному-единственному экземпляру, пойманному в середине 20 века в районе Азорских островов? (да)
- Свет, который излучают глубоководные рыбы, излучают не сами рыбы, а бактерии, живущие в слизи внутри их органов свечения? (да)
- «Фонарики» у глубоководных рыб бывают зелеными, красными, фиолетовыми? (да)
- Все глубоководные рыбы имеют гигантские размеры? (нет, наоборот, средняя длина глубоководной рыбы – 12 см)
- Среди разнообразия глубоководных рыб есть и акулы? (да, акула-карлик и акула-пигмей. Их длина всего 20-27 см)
- У глубоководных рыб бывает по 1-2 «фонарика»? (нет, у некоторых видов рыб их бывает до 300, например, у рыб-мичманов)
- Рыба – живоглот проглатывает добычу, превышающую размерами самого «охотника»? (да, желудок и все ткани тела у него легко растяжимы, а кости мягкие, поэтому челюсти тоже растягиваются)
- «Фонарики» нужны глубоководным рыбам для того, чтобы освещать себе путь в поисках убежища? (нет, для приманивания добычи)
- Медузы. Ведущий: А вы знаете, что медузы, кораллы и актинии – родственники? Все они относятся к кишечнополостным и все они – хищники! До сих пор науке не понятно, почему хищница-актиния позволяет жить в своих щупальцах рыбам-клоунам, типа Марвина и Немо и не жалит и не съедает их, ведь другие виды рыб она охотно употребляет в пищу! Зато коварные медузы не пропустили друзей – чуть было не погибли от их яда маленькие рыбки. Щупальцы медуз снабжены стрекательными клетками. В каждой клетке находится длинная нить, свернутая пружинкой и накрытая крышечкой. Снаружи торчит лишь тонкий чувствительный волосок. Любое прикосновение к нему – и крышечка капсулы открывается и упругая нить выбрасывается наружу, пронзая добычу. Актинии и медузы выбрасывают яд, который вызывает паралич и смерть. Стрекательные клетки медузы расположены на щупальцах, растущих по краям зонтика. Сейчас одна из команд попробует себя в роли медуз, а вторая команда – в роли Марвина и Дори, т. е. попробует пробежать мимо медуз и не пострадать от их яда. А затем команды поменяются местами. Выиграет команда, у которой окажется меньше «раненых» игроков на финише.
На игроков первой команды надевают плащи-дождевики и выстраивают игроков между линиями старта и финиша. Игроки-медузы должны стоять на одном месте, широко раскинув руки в стороны. В руках у них стикеры с клеевым краем. Эти стикеры они должны прикреплять на пробегающих мимо игроков другой команды. На финише ведущий подсчитывает число приклеенных стикеров. Каждой медузе дается 2-3 стикера. Выигрывает команда, набравшая меньше стикеров.
- Стая сельди. (Путаница) Ведущий: Сельдями называют несколько десятков видов рыб. Сельди собираются в огромные стаи, так им легче спасаться от хищников. Рыба-ремень названа также сельдяным королем за то, что питается сельдью. Игра, в которую мы сейчас поиграем, даст некоторым из вас почувствовать себя сельдью в стае.
Выбирается по одному водящему из каждой команды (сельдяному королю), остальные игроки команд образуют два круга, крепко взявшись за руки. Игроки, под руководством ведущего, «запутываются», т. е. не отпуская рук, меняются местами. Задача водящих – «распутать» игроков команды противника.
Выигрывает команда, игрок – водящий которой быстрее справится с заданием.
- Морские черепахи. Ведущий: Черепахи и крокодилы издавна освоились в морях и океанах. Эти животные мало изменились со времен своих далеких предков. Черепахи появились примерно 200 млн. лет назад, а в море оказались лишь немного позже. К современным морским черепахам относятся 7 видов. Все они обитатели теплых морей. Самые большие морские черепахи достигают веса 600 кг при длине панциря 2 метра (кожистые черепахи). Черепахи практически непрестанно мигрируют в теплых водах Мирового океана, совершая настоящие кругосветные плавания. Именно во время такой миграции Марвин повстречал морских зеленых черепах, которые указали ему путь к теплому Австралийскому течению. Для следующей игры нам потребуются две длинные, связанные концами веревки, две «черепахи» (нарисованные на плотной бумаге и вырезанные по контуру) и 2 прищепки (или 2 крючка).
Команды выстраиваются в колонны перед линией старта. В 10 м от команд ставятся 2 стула, еще 2 стула ставят на старте перед командами. Через оба стула (на старте и на финише) протягивают веревку, завязанную в кольцо. По одному игроку от каждой команды ставят за стул на финише. Первым игрокам дают «черепаху» - рисунок на плотной бумаге. Игроки по сигналу ведущего прикрепляют свою «черепаху» на веревку и начинают перетягивать ее таким образом, чтобы «черепаха» двигалась в сторону финиша. Как только «черепаха» «доплывает» до второго стула, игрок, стоящий за ним, прикрепляет «черепаху» так, чтобы она «плыла» обратно к старту. Дальше продолжает второй игрок команды. Игра заканчивается, когда «черепаха» отправленная последним игроком команды возвращается к нему. Выигрывает команда, игроки которой быстрее справились с заданием.
- Чайки. Ведущий: Море и чайки – верная ассоциация. Всего на Земле обитает 43 вида чаек. Многие чайки, выкормив птенцов на побережье, кочуют потом над морями и в тропиках, и в самых высоких широтах севера и юга. Кормятся дарами моря, как живыми, так и мертвыми (отбросами китобойного и других промыслов). В добывании корма чайки чрезвычайно изобретательны: к примеру, двустворчатых моллюсков сбрасывают с высоты на камни, чтобы разбить раковину. Неудивительно, что чайки представляли серьезную угрозу жизни двум маленьким рыбкам-путешественницам.
Участникам раздают карточки с заданиями (по 2 вопроса каждой команде), они сообща отвечают на вопросы.
Примеры заданий:
- Каких чаек не существует в природе?
а) серебристых в) белых
б) розовых г) золотистых (+)
2. У какой чайки второе название «бургомистр»?
а) Большая полярная чайка (+) в) озерная чайка
б) Малая чайка г) Большая морская чайка
3. Почему трехпалую чайку зовут «моевкой»?
а) чайки часто «моются» - чистят свое оперение в) птенцы чайки вылупляются в мае
б) по имени рыбы мойвы, основной пищи этих чаек (+) г) по ее крику (Мой! Мой!)
4. Кто из этих птиц не относится к подотряду чайковые?
а) поморники в) водорезы
б) крачки г) кайры (+)
Аквариум. Ведущий: Ваше следующее задание называется «Аквариум». Как вы, наверное, помните, Немо стал жителем аквариума в кабинете австралийского стоматолога. Кроме него, в этом аквариуме жили и другие обитатели подводного океанического царства. Попробуйте найти обитателей океана в магическом квадрате. Зашифровано 10 морских обитателей. Слова располагаются горизонтально и вертикально. Дети объединяются в команды, и каждая команда получает магический квадрат – листок с записанными названиями морских обитателей.
т | б | р | с | к | а | т | я | м |
ш | м | е | д | у | з | а | п | о |
а | р | ю | к | о | р | а | л | л |
к | щ | з | а | х | в | п | ы | л |
т | ц | и | к | р | а | б | ь | ю |
и | ф | т | у | н | е | ц | р | с |
н | а | д | л | о | к | и | т | к |
и | к | ш | а | н | ж | у | э | л |
я | ы | с | е | л | ь | д | ь | п |
Список слов: медуза, акула, краб, тунец, актиния, сельдь, коралл, кит, скат, моллюск.
- Кит. Ведущий: У Дори и Марвина было много опасных приключений в пути, но, пожалуй, самое необычное ждало их недалеко от Сиднея. Кто из вас помнит, куда попали рыбки? Конечно, их проглотил огромный кит, у которого Дори пыталась спросить дорогу. Синие киты обычно ныряют неглубоко, но может погрузиться и на глубину 400 метров и находиться там 10-50 минут. Но ведь кит на самом деле вовсе не хотел съесть рыбок! Усатые киты, к которым относится самый большой на Земле синий кит (длиной до 33 метров, вес – свыше 100 тонн), питаются микроскопическими рачками (планктоном). Кит процеживает морскую воду через китовый ус (пластинчатые выросты неба). Например, суточная норма взрослого кита-финвала всего-то 1 -1,5 тонны планктона, а процеживается через цедильный аппарат беззубых китов, состоящий из пластин до 3 (а у гренландского кита до 4,5) метров длины около миллиона кубометров воды! Конечно, при таком огромном количестве воды трудно заметить рыбок, попавших тебе в пасть. А как же Марвину и Дори удалось выбраться на волю? При каждом нырянии синий кит совершает вдох-выдох и при этом вверх взлетает узкий конический фонтан из мельчайших брызг и капелек пара на высоту от 10 до 12 метров – это рекордная высота среди китов. Оказывается, что по фонтану моряки могут определить, какой кит перед ними. У японского кита фонтан двойной, V-образный; у синего кита и кита полосатика – высокая вертикальная струя; а у кашалота струя фонтана несколько наклонена вперед. А как пыталась общаться с китом Дори? Она разговаривала с ним на языке китов. Мы, к сожалению, не знаем этого языка, но можем поиграть в эстафету, в которой нам пригодятся знания русского языка.
Команды выстраиваются в 2 колонны у линии старта. Перед каждой командой с помощью мягких кирпичей выложено слово «кит» (можно использовать спички или палочки). Количество кирпичей в слове должно соответствовать числу игроков в команде. Задача игроков: перенести по 1 кирпичу на линию финиша и выложить из них это же слово. Положив кирпич, игрок возвращается к своей команде. Выигрывает команда, последний игрок которой первым пересечет линию старта.
- Тунец в сети. Ведущий: Наконец-то отец и сын нашли друг друга. Но их ждало еще одно испытание. Дори попала в рыболовную сеть, которой ловили тунца. Тунец – ценная промысловая рыба. Среди тунцов есть настоящие гиганты. Например, синий тунец, достигающий в длину 3 м при весе 375 кг. Это одна из самых быстрых рыб: она развивает скорость до 70 км в час. Тунцы обитают в толще воды, никогда не опускаясь на дно. Кто из вас помнит, как Немо спас Дори?
Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой некоторые из вас попробует выбраться из сети.
Команды строятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 5 – 7 метров. Игроки держатся за руки. По жребию начинает одна из команд. Игроки договариваются между собой о том, какого игрока им выбрать из команды противника и, держась за руки, подходят ко второй команде. Они показывают руками на выбранного игрока и возвращаются на свое место. Игрок второй команды, на которого указали игроки, должен с разбегу «порвать сеть» первой команды. Если ему это удается, он возвращается в свою команду и забирает одного любого игрока из команды противника. Если он не «порвал сеть», игрок переходит в команду противника. Затем выбирает игрока вторая команда и так по очередности. Играют 6-8 раз. Выигрывает команда, в которой окажется по окончанию игры больше игроков.
Примечание: игроки, оказавшиеся в команде противника, дальше не принимают участие в игре, но их учитывают при конечном подсчете.
- Подведение итогов, награждение участников.
Использованная литература:
Энциклопедия для детей том 2, Москва «Аванта +» 1997
Ю. Школьник Птицы Полная энциклопедия, Москва, Эксмо 2007
Энциклопедия «Я познаю мир обитатели океана», АСТ, «Астрель» 2000
Игра «Цветочный город». (Ботаническая сказка)
Игра для детей 7 -11 лет.
Количество участников – от 12 до 36 человек.
Оборудование:
- Мешок с бумажками (по количеству детей-участников);
- Бейджи с надписями: Незнайка, Знайка, Винтик, Шпунтик, Тюбик, Пилюлькин, Пончик (если есть возможность – атрибуты этих персонажей: шляпа с полями, очки, гаечный ключ, кисточка, белый халат или шапочка врача, беретка);
- Изображения цветов, о которых будут загаданы загадки;
- Пищевые продукты растительного и животного происхождения (демонстрационные образцы);
- Наборы стикеров с липким краем разных цветов по числу команд с написанными на листах названиями растений (кофейное дерево, какао, подсолнечник, пшеница, кукуруза, горох, свекла и тростник);
- Предметы домашнего обихода, сделанные из растений.
- Цветы – по количеству игроков, 2 вазы;
- Раскраска (по количеству команд), цветные карандаши
Ведущий: Ребята, кто из вас читал замечательную книгу Н. Носова «Незнайка и его друзья»? Где жили эти литературные герои? Правильно, в Цветочном городе. В Цветочном городе жили малыши и малышки. А каких жителей этого городка, кроме Незнайки, вы знаете? Сегодня мы с вами побываем в этом необычном городе и познакомимся с его жителями, а некоторые из вас сами станут на время сказочными героями.
Игра начинается с жеребьевки и распределения ролей. Каждый участник игры достает из мешка свернутую в трубочку бумажку. Те ребята, которым достались бумажки с надписями, становятся капитанами команд и получают соответствующие бейджи с ролями. Формируются команды по 2-6 человек (в зависимости от общего числа участников). Игроки «Винтик» и «Шпунтик» играют в одной команде.
Ведущий: Отгадайте мою загадку: Дышит, растет, а ходить не может. Что это? Правильно, это – растение. Наша игра будет посвящена не только цветам, но и всем растениям. Каждая команда – это улица Цветочного города, а наши игроки-персонажи будут командирами улиц и моими помощниками при проведении игры. Команды посоревнуются на лучшие знания мира растений, а в завершении игры получат заслуженные призы. Начнем путешествие по Цветочному городу.
Жители Цветочного города должны хорошо знать цветы. А поможет мне это проверить Незнайка.
Загадки про цветы. Читающему ребенку, играющему роль Незнайки, предлагается прочитать загадки каждой команде. Если дети еще не умеют читать, загадки читает сам ведущий, а ребенок показывает изображение загаданного цветка (после того, как командой будет произнесена отгадка). За угаданный цветок команда получает балл. Каждой команде загадывается 1-2 загадки.
Примеры загадок:
Колокол колышется,
А звона не слышится (Колокольчик)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной (Ландыш)
На воде увидел ты
Белоснежные цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки (Водяная лилия)
Вырос шарик бел,
Да ветер его съел (Одуванчик)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок,
Белые реснички (Ромашка)
Ведущий: Да, цветы вы знаете, а теперь задание будет потруднее, и задаст вам его сам Знайка. В мире людей есть книга рекордов Гиннеса, в которую записывают лучшие достижения в разных областях жизни. А среди растений тоже есть свои рекордсмены. Послушайте вопросы Знайки и выберите правильный вариант ответа.
Знайка зачитывает вопросы викторины.
Викторина «Рекордсмены в мире растений».
- Какое самое высокое дерево в мире? Варианты ответа: баобаб, эвкалипт (+), дуб. (Гигантский австралийский королевский эвкалипт, высота его 100-110 метров)
- Какая трава крепче дерева? Варианты ответов: бамбук (+), камыш, рогоз. (Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки)
- Самый крупный цветок у ………. Раффлезии ариольда (+), гортензии, лотоса. (Диаметр 1 м, вес 7 кг)
- Самое мелкое из цветковых растений ………............ряска (+), незабудка, ромашка. (Малютка бескорневая, сем. Рясковых; диаметр листа менее 1мм)
- Какое из растений можно назвать «хищником»?.............. крапива, росянка (+), львиный зев.
- Самая высокая трава …….. ковыль, банан (+), чертополох.
- Самое поздноцветущее дерево нашей страны…………… дуб, ясень, липа (+)
- Самое маленькое дерево ……… арктическая ива, карликовая береза (+), карельская береза. (Карликовая береза достигает высоты до 1 м, а арктическая ива до 5 м)
Ведущий: А сейчас в игру вступают веселые мастера Винтик и Шпунтик. Винтик покажет вам сейчас различные предметы домашнего обихода, а вы должны ответить, из каких растений они сделаны.
Игра «Найди пару».
Винтик демонстрирует предмет, по очереди каждой команде. Команда, посовещавшись 1 минуту, дает ответ. За правильный ответ команда получает балл.
(Ситец (например, носовой платок)- хлопок, полотенце – лен, деревянная ложка – липа (древесина), подставка под горячее, посуда – бамбук, лапти – лыко (липа), корзинка – ивовые прутья, шляпа – солома, веник – сорго, мочалка – липовое лыко, люфа (растение семейства тыквенных), пробка от бутылки – пробковое дерево, берестяное лукошко, заколки – кора березы).
Ведущий: пришла очередь провести свой конкурс художника Тюбика. Как, наверное, вы уже догадываетесь, это конкурс творческий. Но сначала – «цветочная» эстафета.
Эстафета «Букет». Все игроки объединяются в 2 команды (по 3 «улицы» в каждой команде) и строятся в колонны перед линией старта. Каждый участник получает цветок (возможен вариант с искусственными цветами или сухоцветами, цветы из бумаги). На линии финиша на 2 столах напротив команд ставят 2 вазы (лучше из пластмассы). Задача участников: добежать до своей вазы, поставить в нее цветок и вернуться к команде. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Конкурс художников. Каждая команда получает от Тюбика рисунок с контурным изображением вазы с цветами: колокольчик, василек, ромашка, люпин, пион, лилия, мак и цветные карандаши. Задание для игроков: за 5-7 минут раскрасить изображения цветов в соответствии с природными расцветками. Оценивается правильность выполнения задания.
Ведущий: А наш доктор Пилюлькин сегодня принес необычные растения. Эти растения – лекарственные. Издавна люди стали замечать полезные, лекарственные свойства некоторых растений, стали их собирать, а некоторые даже специально выращивать в своих садах и огородах. Так, например, во времена правления царя Петра 1, был создан под стенами Московского Кремля «Аптекарский огород», из растений которого делали лекарства для царской семьи. Сейчас многие лекарственные растения можно купить в аптеке, а знаете ли вы, какие заболевания помогают вылечить эти растения?
«Лекарственные растения». «Доктор» показывает изображения (или гербарий) лекарственных растений (для каждой «улицы» 1 растение). Игроки должны сказать, как лекарственные свойства этих растений служат людям. (Предлагаются варианты ответа для детей 5-7 лет)
Примеры:
- ромашка аптечная (используют цветочные корзинки) – противовоспалительное, антисептическое средство (полоскание полости рта и т. п.);
- мать - и - мачеха (используют цветки и листья) – противовоспалительное средство, от кашля;
- валериана лекарственная (используют траву с соцветиями и корни) - успокоительное средство, укрепляет нервную систему;
- подорожник большой (используют листья)- способствует заживлению ран, останавливает кровотечение;
- зверобой продырявленный (используют траву) – снимает воспаление;
- мята перечная (используют листья)– обезболивающее средство, например, от болей в желудке;
- ландыш майский – лечит сердце;
- шиповник – богат витамином С.
Вариант игры: названия лекарственных растений «зашифровывают» в виде анаграмм (мята – тамя) или печатают слова с пропусками букв (л-нд-ш) и дают читать командам, например, по 2 слова (при условии, что в команде есть читающие дети). Команды называют растения, ведущий уточняет их лечебные свойства.
Ведущий: А сейчас Незнайка проведет игру на внимание.
Игра на внимание «Деревья, кустарники, травы». Незнайка зачитывает названия деревьев, кустарников, трав. Если называется дерево – ребята поднимают руки над головой, кустарник – руки на пояс, трава – присесть на корточки. Игрок, допускающий ошибку в движении, выбывает из игры. Выигрывает команда, игрок которой остается последним.
Примерный перечень растений:
- деревья: береза, тополь, дуб, клен, лиственница, рябина и т. д.;
- кустарники: орешник, бересклет, сирень, шиповник, боярышник, жимолость и т. д.;
- травы: ромашка, полынь, тысячелистник, пижма, зверобой, колокольчик, цикорий и т. д..
Примечания: названия растений зачитываются вразнобой.
Ведущий: Есть растения лекарственные, а есть просто съедобные. И лучше всего из жителей Цветочного города в них разбирается, конечно, Пончик. Послушайте его задание.
Конкурс «Съедобные растения». Пончик: Выберите из предлагаемых пищевых продуктов продукты растительного происхождения (Заранее на столы выставляются продукты питания: банка кофе, шоколад, крупа или мука, подсолнечное масло, сахар, консервированная кукуруза или горох, сахар, крахмал, мясные или рыбные консервы, молоко, яйцо, сливочное масло, сгущенное молоко, сыр).
Каждая команда получает набор стикеров одного цвета с липким краем. На каждом листе набора заранее написано растение, из которого получают пищевой продукт (представленный на столе). Команды по очереди подходят к столам, рассматривают продукты и выбирают продукты растительного происхождения, к которым прикрепляют стикер с названием растения. Затем подводится итог конкурса: команды показывают отобранные продукты и уточняют, из каких растений они производятся. Оценивается полнота и правильность ответа.
Примечание: каждая команда получает набор стикеров разного цвета (первая команда – розовые, вторая команда – желтые и т. д. ).
Ведущий: А сейчас Шпунтик предложит вам свое задание. Случилось несчастье – кто-то, возможно мыши, перемешали семечки и горох в мешке. И теперь вам придется разобрать эту смесь. Победит та команда, которая быстрее справится с заданием.
Каждая команда получает одинаковое количество смеси и 2 тарелки или миски.
Задание «Кто быстрее?» Задает Шпунтик: Разберите по тарелкам семечки и горох. По команде Шпунтика игроки начинают раскладывать семена из пакета в тарелки.
Ведущий: Наш последний конкурс на проверку ваших знаний о растениях. В нем будет учитываться скорость и правильность ваших ответов. Если вы не знаете ответ на вопрос, нужно быстро говорить «Дальше!». Будут засчитываться ваши правильные ответы. Выиграет команда, давшая наибольшее число правильных ответов. Каждой команде дается 1 минута. Примечание: этот конкурс может проводить Знайка. После каждого неправильного ответа или если ответ командой не дан, Знайка называет правильный ответ.
Итоговый конкурс «Дальше, дальше, дальше»
- Полевой цветок с мужским именем (василек).
- Цветок гадалки (ромашка)
- Он цветет на Ивана Купалу и открывает клады (папоротник)
- Плетеный «букет» на голове (венок)
- Этот цветок «носит желтый сарафанчик» (одуванчик)
- Этот цветок особенно популярен в Голландии (тюльпан)
- Дерево - один из символов Японии (вишня сакура)
- Дерево – «пушистик» (тополь)
- Летучие друзья цветов (насекомые)
- Из ее лепестков варят варенье (роза)
- «Винная» ягода (виноград)
- Болотная ягода (клюква)
- Царица цветов (роза)
- Кустарник, названный по цвету соцветий (сирень)
- Цветок с женским именем (маргаритка, роза, лилия)
- Злак, из зерен которого делают муку для белого хлеба (пшеница)
- Кустарник, символ 8 марта (мимоза)
- Он растет на месте лесных пожарищ (Иван-чай)
- Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)
- Очень «памятливый» цветок (незабудка)
- В песне это - «цветики степные» (колокольчики)
- Дерево – символ России (лиственница)
- «Корабельное» дерево (сосна)
- Злак, из зерен которого делают муку для черного хлеба (рожь)
- Она бывает красная, черная и белая (смородина)
- Еда большой панды (бамбук)
- Этим орехом можно утолить жажду (кокос)
- Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец)
- Дерево – символ города Афины (олива)
- Эти цветы в песне - «горькая память земли» (маки)
- Его название произошло от слова «тюрбан», «чалма» (тюльпан)
- Они бывают водяные и «сухопутные» (лилии)
- Ее ягоды оранжевого цвета плотно прижаты к веточкам (облепиха)
- Нарицательное «растительное» прозвище простофили (лопух)
- Заменитель картофеля (топинамбур)
- Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (львиный зев)
- Ее соцветие - початок, «царица полей» (кукуруза)
- Ягоды – ядовитые, клубни – съедобные (картофель)
- Много берез – роща, много дубов - … (дубрава)
- В ее названии – 2 ноты (фасоль)
- Он же «томат» (помидор)
- Какой писатель заставил цвести подснежники зимой? (Маршак)
- На зеленом шнурочке белые звоночки (ландыш)
- Они зацветают раньше всех (первоцветы)
- Антоновка, Китайка, Голд, Ранет – это сорта … (яблок)
- Карета для Золушки (тыква)
- Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)
- Растение – хищник (росянка)
- «Дрожащее» дерево (осина)
- Не сорвешь его, покуда не исколешь пальчики
Любят эти изумруды девочки и мальчики (крыжовник)
- Вороний …. (глаз)
- Какой цветок называют сонным цветком? (мак)
- Он же Чипполино (лук)
- Трава, лечащая раны (подорожник)
- С цветением этого дерева в народе связано похолодание (черемуха)
- Гусиный …. (лук)
- Новогоднее дерево (ель)
- Ее обожают кошки (валериана)
- В землю крошкой, а из земли – лепешкой (репа)
- Они сами вырастают (сорняки)
- Из нее мука пошла на Колобок (пшеница)
- Ее много в щах (капуста)
- Желтый цитрус, богатый витамином С (лимон)
- Верблюжья ….. (колючка)
- «Тусовка» деревьев (лес)
- Какой цветок охраняло чудище в сказке Аксакова (аленький)
- Как называют искусство создания букетов? (икебана)
Ведущий: Ну что ж, ребята, закончилось наше путешествие по Цветочному городу и встречи с его жителями. Мы вспомнили многие растения, возможно, вы узнали что-то новое для себя. Цветы украшение нашей планеты, для людей – источник восхищения и вдохновения.
Берегите растения, они легкие нашей планеты, а значит, и нам без них не прожить.
Подведение итогов, подсчет баллов, награждение участников.
Сценарий мероприятия «Занимательная зоология»
Количество участников: 15-40 человек.
Время проведения: 1,5 часа
Оформление помещения: в зале развешивают рисунки и фотографии с изображением животных, название мероприятия.
Оборудование:
- 2 мяча-прыгуна;
- Мячи (лучше мягкие) по числу участников 1 команды;
- Бумажный скотч;
- Карточки с распечатанными заданиями;
- Рисунки с изображением животных;
- Кегли, пластиковые кирпичи, цилиндры и т. п. ;
- Призы;
- Таблички с надписями для викторины «Живые барометры»;
- 2 небольших мешочка (для призов и заданий викторины)
Викторина «Кто как разговаривает»
Задание распечатывается на карточках для команд. Капитаны команд записывают ответы. На выполнение задания дается 5 минут, затем листочки собираются и проверяется правильность ответов. За полный правильный ответ команда получает 3 очка, с 1-2 ошибками – 2 очка, далее – 1 очко.
Голубь - …(воркует). Глухарь - …(токует). Утка - …(крякает). Филин - …(ухает). Гусь - ….(гогочет). Журавль - …(курлычет). Воробей - …(чирикает). Ворона – …(каркает). Индюк - …(кулдыкает). Лиса - …(лает). Медведь - ….(ревет).
Эстафета «Все на четвереньки!»
Команды выстраиваются в колонны перед линией старта. Водящий (1 из игроков команды) с мячом в руках становится в 1,5-2 метрах напротив стоящего первым в колонне игрока. По сигналу бросает ему мяч. Игрок, возвратив мяч водящему, становится на четвереньки. Водящий получает мяч и бросает его следующему игроку, который тоже возвращает его, а сам становится на четвереньки. Игра продолжается таким образом до последнего игрока команды. Выигрывает команда, первая закончившая игру, т.е. все игроки которой встали на четвереньки (кроме водящего).
Викторина «Живые барометры»
Командам по очереди зачитываются приметы. Игроки должны продолжить высказывания – закончить примету. Для этого они, посовещавшись всей командой, поднимают на выбор 1 из 3 табличек (На табличках надписи: «К дождю», «К хорошей погоде», «Другой вариант ответа»). Оценивается правильность ответов. За правильный ответ команда получает 1 очко. В заключение викторины очки, набранные всей командой, суммируются.
1.Гусь и утка ныряют. (На дождь)
2. Гусь стоит на одной ноге. (К морозу).
3. Гуси хлопают крыльями. (К морозу).
4.Весной грач прилетел, через месяц …. (снег сойдет)
5. Грачи рано прилетают весной. (Весна будет теплой).
6. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне. (Лето будет холодным).
7. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье. (К дождю).
8. Вороны рассаживаются по нижним сучьям, прижимаются к земле. (К сильному ветру).
9. Голуби разворковались. (К хорошей погоде).
10. Ласточки летают над самой землей. (К дождю).
11. Соловей поет всю ночь. (Будет хорошая погода).
12. Кричит иволга. (Предвещает дождь. Название этой птицы произошло от русского слова «влага»).
13. Кошка сворачивается во сне клубком. (К холоду).
14.Муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы. (Приближается дождь).
15. Поздно вечером сильно трещат кузнечики. (К хорошей погоде)
16. Рыба выскакивает из воды. (К дождю).
Викторина «О ком идет речь?»
Участникам предлагается отгадать, о каких животных идет речь. Дается 3 подсказки – «крылатые» выражения, пословицы, фразеологизмы, которые зачитывает ведущий. Учитывается, с какой по счету подсказки команда отгадала животное. За отгадку с 1-ой подсказки -3 очка, со 2-ой – 2 очка, с 3-ей –
1 очко. Если команда после 3-х подсказок не отвечает на вопрос – очки не присуждаются.
- Ему только муравей страшен. (Азерб.)
Из пасти его добычу не вытащить.
Не буди спящего его. (лев)
- Из большого осла не выйдет он.
Не делать из мухи его.
Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на него! (слон)
- Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (заяц)
- И ловкий его без рукавиц не удержит.
Вертится, словно на него села.
Свои иголки ему не колки. (еж)
- Для него длинный язык – не порок.
Кто бы его знал, кабы носом не стучал.
Здоровое дерево он не долбит. (дятел)
- Не учи ее плавать.
Знать бы ершу, когда она зубы меняет.
На то она и в море, чтоб карась не дремал. (щука)
- Близ норы она на промысел не ходит.
Она семерых волков проведет.
Она и во сне кур считает.(лиса)
- Ласточка день начинает, а он кончает.
Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.
Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка.(соловей)
- Она гложет, что может.
Надулся как она на крупу.
Грозит она кошке, да из норы.(мышь)
- С ним дружись, а за топор держись.
Он неуклюж, да дюж.
Он на ухо наступил. (медведь)
Эстафета «Кенгуру».-
Команды выстраиваются в колонны перед линией старта. Первые игроки команды «садятся» на мячи-прыгуны и по сигналу ведущего начинают прыгать к линии финиша, допрыгав до финиша, разворачиваются и прыгают обратно, к своей команде. Затем передают мяч следующему игроку команды. Выигрывает команда, последний игрок которой первым вернется к своей команде.
Викторина «Зоология в древнегреческих мифах».
Вопросы викторины игроки команды вытаскивают по очереди из мешка. На подготовку ответа дается 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
- Какие величественные птицы были запряжены в колесницу бога -покровителя искусств Аполлона? (лебеди.)
- Кто всегда будил бога солнца Гелиоса, побуждая его выехать на небосвод в своей огненной колеснице? (Петух.)
- Назовите птицу, сидящую на плече у Афины, богини мудрости. (Сова.)
- Какая птица является символом и посланцем верховного бога Зевса? (Орел.)
- Во что превратились морские водоросли после того, как Персей положил на них голову Медузы Горгоны? (Волосы окаменели и превратились в кораллы.)
- В кого была превращена Афиной царская дочь Арахна, за то, что, будучи искусной ткачихой, она вызвала на соревнование саму богиню рукоделий? (В паука.)
Аттракцион «Язык хамелеона».
Команда выстраивается в шеренгу перед линией старта. На расстоянии 4-6 метров от линии старта расставляют на расстоянии 1 шага друг от друга различные предметы: кегли, цилиндры, пластиковые бутылки и т. п. Игрокам дается по 1 мячу. По команде ведущего игроки бросают мячи, стараясь ими сбить выставленные предметы. После первого броска мячи собираются и возвращаются игрокам. Подсчитывают число сбитых предметов. Далее дается еще 2 попытки, после чего играет 2 команда. Выигрывает команда, сбившая за 3 попытки наибольшее число предметов.
Викторина «Календарь животных»
Командам предлагается составить и записать «Календарь животных» - названия животных должны начинаться с первой буквы названия каждого месяца, например: январь – ягуар;. февраль – фенек, март – муха, апрель – антилопа, май – мышь, июнь- индюк, июль- иволга, август – акула, сентябрь – собака, октябрь – окунь, ноябрь – носорог, декабрь – дикобраз. На выполнение задания командам дается 5 минут. Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.
Подведение итогов, подсчет набранных командами баллов, награждение.
Список рекомендуемой литературы
- Агеева И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.
- Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. – Спб.: Речь, 2010. – 256 с.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Тарасов С.В. “Дидактические игры по экологии” Санкт-Петербург 1992 62 с. (С.-Пб Государственный университет Педагогического мастерства).
- Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных океана Ярославль, Академия развития, 2003
- Барышникова Г. Б. Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. / Г. В. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.; ил. – (После уроков).
- Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. С. – П., Речь, 2008.
- Бесова М. А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
- Биология в вопросах и ответах, издание второе Москва, Мирос, «Международные отношения», 1995
- Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.
- Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с.
- Занимательная зоология. – Мн.: Харвест, 2002. – 352 с. – (Вокруг света).
- Колин Кларк «Эти удивительные динозавры и другие доисторические животные»; Махаон, 1998.
- Нестеров В. В. Зоовикторина - Спб.: Лань, 1997. – 160 с.: ил.
- От экологических игр к экологическому творчеству и системному экологическому образованию /Составитель: Н. Г. Давыдова и др. – М., 2007.
- Павлинов И. Я. Удивительная жизнь животных Москва АСТ Астрель 2004
- Потапова Л. М. Экологическое образование дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2005.
- Растительный и животный мир: сборник загадок; 1 – 4 классы, сост. Е. М. Тихомирова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 223 с.
- Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе» - М. изд. «Генезис», 2007.
- Фопель К. «Энергия паузы» - М. изд. «Генезис»,
- Фопель К. «Чтобы дети были счастливы» - М. изд. «Генезис»,
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать» - М. изд. «Генезис»,
- Школьный экологический календарь: пособие для учителя / Н. С. Дежникова, И. В. Снитко, Д. Л. Теплов, И. В. Цветкова; Под ред. Н. С. Дежниковой. _ М.: Просвещение, 2003. – 144 с
- Школьник Ю. Птицы Полная энциклопедия, Москва, Эксмо 2007
24. Энциклопедия для детей том 2, Москва «Аванта +» 1997
25. Энциклопедия «Я познаю мир обитатели океана», АСТ, «Астрель» 2000
26.“Я познаю мир”. Энциклопедическая серия. Том. «Экология». Изд. АСТ. 1997г. 450с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Сказки - загадки"
Игра для 1 класса по русским народным сказкам....
Игра.Сказки водят хоровод.
Игра, остнованная на конкурсной программе для детей начальных классов....
Игра-сказка как активный метод обучения на уроках у младших школьников
В данном статье содержится материал о использовании активных методов обучения на уроках в начальной школе, а в частносте об игре-сказке. Этот метод, на мой взгляд, наиболее подходит для данного школьн...
Программа дополнительного образовательного курса «Читаем и играем сказку» в 4 классе
Дополнительная образовательная программа по английскому языку «Английская сказка» имеет художественную направленность и органически входит в учебно-воспитательный процесс.Данная программа р...
Урок-игра "Сказки А.С.Пушкина
На уроке учащиеся систематизирую знания по произведениям А.С.Пушкина....
Урок-игра "Сказки А.С.Пушкина
На уроке учащиеся систематизирую знания по произведениям А.С.Пушкина....
Интерактивная игра "Сказки А.С.Пушкина"
На игровом поле дано 5 категорий с 5 вопросами. Каждый игрок выбирает категорию и вопрос с ценой ответа. Проверить себя можно, нажав на карточку с вопросом. Кто наберёт наибольшее количество баллов, т...