Внеклассное мероприятие «Бородинское сражение»
классный час (1 класс) по теме

Кривцова Татьяна Васильевна

приурочено к 200-летию победы русской армии в Бородинском сражении.

Цели: ознакомление учащихся с именами великих защитников Русской земли, накопление эмоционально-ценностного опыта у младших школьников, воспитание у детей чувства благодарности к защитникам Отечества, формирование патриотизма.

Оборудование: портреты М.И.Кутузова, А.В.Суворова, А.Невский, Илья Муромец; фонограмма песни «Богатырская наша сила»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyati2.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Бородинское сражение»

приурочено к 200-летию победы русской армии в Бородинском сражении.

Цели: ознакомление учащихся с именами великих защитников Русской земли, накопление эмоционально-ценностного опыта у младших школьников, воспитание у детей чувства благодарности к защитникам Отечества, формирование патриотизма.

Оборудование: портреты М.И.Кутузова, А.В.Суворова, А.Невский, Илья Муромец; фонограмма песни «Богатырская наша сила»

Ход мероприятия

I.Вступление

Учитель. Любит народ своего воина. О нем много сложено былин и сказок, придумано пословиц и поговорок, написано песен и рассказов. Наш народ помнит имена великих людей  и помнит подвиги простых солдат,  которые смогли защитить свою землю от непрошенных врагов. 

Так было всегда! И встречали мечом

Любого, кто меч поднимает!

Чтоб в нашей стране не хозяйничал враг,

Оружье мы крепко сжимаем

Учитель. В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине, как  о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе.

Мы перелистаем сегодня календарь истории нашей страны, вспомним имена защитников, узнаем новые.

II. Инсценирование  «Три богатыря»

Под музыку песни А.Н. Пахмутовой "Богатырская наша сила"

Выходят богатыри

Илья. Куда это мы с вами, братья, попали? Шли мы, шли, дошли до развилки трех дорог. Смотрим, лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись: направо пойти - убитому быть, налево пойти - богатому быть, а прямо пойти - веселому быть.

Добрыня. Ну, нам, богатырям, страх не ведом. Поехали мы сначала туда, где убитому быть, напали на разбойников, разогнали их всех да обратно к камню вернулись.

Алеша. А налево мы и ехать не стали. Видано ли дело - богатырям за богатством гоняться. Наше дело известное - Русь от набегов незваных гостей охранять, смотреть, не обижают ли где сирот малых да женщин слабых.

- Учитель. Догадались,  о ком идет речь?

- Илья. На высоких холмах стоял Киев-град. Под Киевом пахали землю пахари, на берегах реки строили ладьи да челны, в лугах пасли пастухи стада. За киевскими селами тянулись леса дремучие, по которым бродили охотники, добывая зверей видимо-невидимо.

Добрыня. А за лесами тянулись степи без конца и без краю. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в плен. И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи маленькие крепости, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях. Зорко они всматривались вдаль - не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?

Алеша. Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегал родную землю наш главный богатырь - Илья Иванович Муромец. И Добрыня, и я, Алеша Попович, - все мы в степи да в чистом поле несли службу воинскую.

-А что вы знаете о богатырях? Давайте снарядим богатырей оружием тех времен.

IV.Задание «Снаряжения богатырей»

1.Как назывался головной убор богатыря? (Шлем.)

2.Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец. (Кольчуга.)

3.Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем - считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.)

4.Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит.)

5.Этот боевой предмет самостоятельно изготовил герой сказки А.С. Пушкина князь Гвидон. Для этого он отломил у дерева кривой сучок и натянул на него шнурок. Что за оружие получилось? Благодаря ему, князь Гвидон спас царевну Лебедь. (Лук).

V. «Путешествие в прошлое»

Листаем календарь истории дальше  -  Это - А.Невский     (иллюстрация или показ слайда)

Учитель. Много раз враги нападали на нашу землю. Долгие века отражала Русь многочисленные нападения врагов со всего света: сначала на Русь рвались половцы, затем неисчислимая монголо-татарская орда, мчались на Москву поляки и литовцы. И всегда шел на войну защищать свою землю солдат.

Ученик 1.В 13 веке князь Александр Невский со своим войском, одержав победу в Ледовом побоище, прогнал немецких рыцарей с земли Русской (ученик вешает иллюстрацию на доску или показ слайда)

 Ученик 2. В 14 веке русский князь Дмитрий Донской одолел вражеское войско на Куликовом поле, тем самым помог Руси в скором времени полностью освободиться  от монголо-татарского рабства.

(Показ  иллюстрацию Д.Донского или слайд)

Ученик 3. А.Невский на все времена стал общерусским национальным героем, символом независимости России.  А Д.Донской сумел показать, что русским по плечу победа над монголами.

Учитель . К великим русским полководцам относится и Александр Васильевич Суворов, не проигравший за всю свою военную карьеру ни одного сражения. Поэтому прославленные офицеры и генералы не только с честью носят на груди орден Суворова, но и на его примере учатся побеждать ненавистных врагов Отечества. (Иллюстрация Суворова , иллюстрация ордена Суворова или слайд).

VI . Задание «Прояви смекалку»

Учитель. Суворов учил своих солдат. А мальчики – это будущие солдаты и они должны учиться быть смелыми, сильными и выносливыми. А каким качествам учат известные высказывания А.В.Суворова?

Высказывания  А.Суворова (на доске, работа в группах)

 1. Смерть бежит от сабли и штыка храброго.     1 группа   (храбрость)

2. Испуган – наполовину побежден.                       2 группа   (смелость)

3.Тяжело в ученье – легко в бою.                           3 группа  (быть умным)

- Молодцы. А теперь продолжим листать страницы истории

VII . «Путешествие в прошлое»

Ученик . 

В 2012 году наш народ отмечает 200-летие со дня Бородинского сражения. С этой датой связаны имена великих людей – М.И.Кутузов, Денис Давыдов.  В 1812 году опять проявилось геройство русского солдата.

В 19 веке во Франции  императором стал Наполеон. Но на пути к мировому господству стала Россия.  В июне 1812 года без объявления войны наполеоновская армия перешла границу России.  Наполеон был уверен в скорой победе.  На защиту родины встала не только русская армия. Весь народ, всё население России дало отпор врагу. Поэтому война с Наполеоном получила название Отечественной, так как все люди: и богатые, и бедные, и горожане, и крестьяне  - поднялись на защиту своего отечества.

        Главным сражением Отечественной войны стало Бородинское сражение. М.Ю.Лермонтов посвятил этому событию поэму «Бородино».

Вот что  он пишет:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!-

26 августа 1812 года прозвучали первые выстрелы. Ударили более ста французских орудий. С русской стороны сразу ответили. Бородинская битва началась.

…Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи…

Уланы с пестрыми значками.

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули пред нами…

Здесь ярко проявился талант нашего великого полководца М.И.Кутузова. Он выбрал удачное место для сражения. Восемь раз поднимал Наполеон в атаку своих воинов, но безуспешно.

Звучал набат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…

Изведал враг в тот день немало,

Что значит бой удалый,

Наш  рукопашный бой!..

За 15 часов сражения линия обороны русских не была прорвана. К ночи бой затих

У поэта М.Ю.Лермонтова есть такие строки об этом сражении:

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Нашествие Наполеона  на Россию кончилось полным поражением. В декабре 1812 года фельдмаршал М.И.Кутузов отдал приказ: «Война закончилась полным  истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем»

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Время героев, по самому высшему праву,

Ты подарило далеким и близким годам

Доблесть, и славу, и долгую добрую память.

Время героев, а что ты оставило нам?

 

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,  

Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

Ты нам оставило самое главное в жизни —

Радость работы на мирной, счастливой земле.

Живём мы посреди большой России,

Средь городов, лесов, озёр, полей,

И есть у нас, когда бы нас спросили,

Меч для врага, объятья для друзей!

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не прерывать связующую нить –

И нам, порой, так нужно оглянуться…

Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения... и прошлое «оживет» перед вашими глазами. Давайте никогда не забывать эту историю, помнить о великих событиях и людях, сделавших историю нашей страны.

VIII .Рефлексия

-А теперь выберите тот цвет сердечка, который соответствует вашему чувству, возникшему у вас.

красный – чувство возбуждения                желтый – чувство уверенности, гордости

зеленый – чувство спокойствия                  розовый – чувство счастья

синий – чувство грусти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"К 200-летию Бородинского сражения"

Конкурсная работа к 200-летию Бородинского сражения. Презентацию "К 200-летию Бородинского сражения" можно использовать на классном часе, она составлена доступным языком для учащихся начальной школы....

Бородинское сражение в полотнах художников

Видеоролик "Бородинское сражение в полотнах художников"  можно использовать на уроках истории, ИЗО. МХК  как в начальной школе, так и в среднем звене....

Урок технологии «Проект коллективного создания фрагмента панорамы «Бородинское сражение»

Сценарий урока технологии предназначен для 4 класса. Тема "Проект коллективного создания фрагмента панорамы "Бородинское сражение".Задачи:1. Сформировать представления о войне 1812 года, о Бородинском...

"Кто одержал победу в Бородинском сражении?"

Данная статья может быть использована на уроках окружающего мира, истории как дополнительный материал  во внеклассных мероприятиях....

Презентация - "Бородинское сражение- главное сражение войны 1812 года"

Презентация составлена в помощь классному руководителю для  проведения  воспитательных мероприятий патриотической направленности....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летию Бородинского сражения

«Недаром помнит вся Россия…» Цель: воспитание у учащихся любви к родине, уважения к историческому прошлому нашей страны. Задачи:-знать имена героев Отечественной войны 12 –го года;-познакоми...

Внеклассное мероприятие "Банные сражения"

Конспект мероприятия "Банные сражения"...