"Кто одержал победу в Бородинском сражении?"
статья по теме

Шимбулина  Наталья Ивановна

 

Данная статья может быть использована на уроках окружающего мира, истории как дополнительный материал  во внеклассных мероприятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто победил в Бородинском сражении?

Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России,

 с памятью о величайшем событии новейшей истории.

 Его титло: спасатель России, его памятник: скала святой Елены!"

 А.С.Пушкин.

  Через пять лет я буду господином мира. Осталась одна Россия, но я раздавлю ее.

 С этими словами Наполеон и его 600-тысячная армия перешли российскую границу.

  Начиная войну, Наполеон планировал приграничное генеральное сражение, но отступавшая русская армия завлекла его далеко от границы. Продвигаясь вглубь России Наполеон, терял свои силы из-за бесконечных нападений со стороны крестьян, оставлявших свои деревни. “Кровь и пожары дымились на длинном пути вторжения” , — писал участник отечественной войны 1812 года Ф. Глинка. “Французы, в полном смысле шли по пеплу русских сел .

   Битва при Бородино даже через 200 лет остаётся ярким, героическим событием в истории Европы. На поле брани сошлись две великие армии – Российской империи и объединённая армия Европы под командованием великого полководца Наполеона Бонапарта. От исхода сражения зависели судьбы десятков государств и народов. Для России поражение могло означать потерю независимости и превращение во второсортное государство. Для Франции победа открывала путь к полному господству на континенте.

   Казалось, что всё складывается в пользу Наполеона. Полководец победным маршем провёл своё войско через дюжину стран, не найдя ни одного достойного соперника. В России французы дошли почти до Москвы, не встречая решительного сопротивления. Численно европейская армия превосходила русскую, несколько уступая в количестве пушек. Наполеон был настроен решительно, желая одним ударом закончить затянувшуюся войну. 25 августа он отправил своих воинов в бой, предвкушая скорую победу.

   Битва продолжалась больше 12 часов. К ночи выяснилось, что опрокинуть русских так и не удалось. Обе армии остались на своих позициях. Жестокое сражение не выявило явного победителя. Потери обеих сторон были устрашающими. Русская армия оставила на поле боя убитыми и раненными около 45 тысяч человек. О ситуации у французов историки спорят до сих пор, но, судя по всему, они потеряли солдат не меньше русских.

    Утром 26 августа армия Кутузова снялась с позиций и ушла в сторону Москвы. Французы вздохнули с облегчением и объявили о своей полной победе. Так они считают и до сих пор. Русские не менее уверенно говорят, что битву у Бородино они, по крайней мере, не проиграли. Оспаривать чьё-то мнение бесполезно – и у тех и у других в арсенале железные доводы. Остаётся согласиться с мнением самого Наполеона, который считал, что в Бородинском сражении французы стали победителями, а русские – непобедимыми!

   И в настоящее время существуют различные мнения о том кто же все-таки победил в этой битве, многие историки спорят по этому вопросах в своих книгах. Я считаю, что в Бородинском сражении в материальном смысле победил Наполеон, так как у него осталось больше, в процентном отношении, войск. Но не смог сломить дух русской армии, дух русского народа. Как никто и никогда не смог его сломить: ни татаро-монголы, ни поляки, ни Гитлер. И даже когда русские несли поражение, они выходили из боя победителями. Бородинская битва была великая моральная победа русских.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        

Автор материала (ФИО)

Бондарева Наталья Ивановна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)        

 

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение        

 

МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа»

Название материала        

 

"Кто одержал победу в Бородинском сражении?"

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)        

статья

Цели,

Задачи материала        

 

Цель: Привлечение внимания общественности к знаменательной дате – 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

Задачи материала :        

- Активизировать познавательную и творческую активность;

-Развивать логическое мышление;

-Воспитывать чувство патриотизма

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники        

WWW.1812.ru

Yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Этих дней не смолкнет слава". (К 200-летию Бородинской битвы).

2012 год - год 200-летия Бородинского сражения.  А что младшие школьники знают об этом событии? Конечно, немного.  Мы, учителя начальных классов Падеринской средней школы, решили восполнить ...

"К 200-летию Бородинского сражения"

Конкурсная работа к 200-летию Бородинского сражения. Презентацию "К 200-летию Бородинского сражения" можно использовать на классном часе, она составлена доступным языком для учащихся начальной школы....

"Загадки- шарады " с Бородинского поля

Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, истории, а так же при проведении внеклассных мероприятий.Ответы на загадки - шарады можно найти В стихотворении М.Ю...

Бородинское сражение в полотнах художников

Видеоролик "Бородинское сражение в полотнах художников"  можно использовать на уроках истории, ИЗО. МХК  как в начальной школе, так и в среднем звене....

"О чем рассказал бородинский хлеб" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Работа представляет собой презентацию, в которой рассматривается версия возникновения рецептуры и названия бородинского хлеба.      Основную часть работы занимает рассказ о герое ...

Урок технологии «Проект коллективного создания фрагмента панорамы «Бородинское сражение»

Сценарий урока технологии предназначен для 4 класса. Тема "Проект коллективного создания фрагмента панорамы "Бородинское сражение".Задачи:1. Сформировать представления о войне 1812 года, о Бородинском...

Урок окружающего мира в 4 классе "Война 1812 года.Бородинская битва""

Цель урока- сфомировать представление  учащихся о войне1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны.Урок способствует развитию познавательных интересов, творческой активности, умению сравнив...