"Кто одержал победу в Бородинском сражении?"
статья по теме
Данная статья может быть использована на уроках окружающего мира, истории как дополнительный материал во внеклассных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Кто одержал победу в Бородинском сражении?" | 27.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кто победил в Бородинском сражении?
Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России,
с памятью о величайшем событии новейшей истории.
Его титло: спасатель России, его памятник: скала святой Елены!"
А.С.Пушкин.
Через пять лет я буду господином мира. Осталась одна Россия, но я раздавлю ее.
С этими словами Наполеон и его 600-тысячная армия перешли российскую границу.
Начиная войну, Наполеон планировал приграничное генеральное сражение, но отступавшая русская армия завлекла его далеко от границы. Продвигаясь вглубь России Наполеон, терял свои силы из-за бесконечных нападений со стороны крестьян, оставлявших свои деревни. “Кровь и пожары дымились на длинном пути вторжения” , — писал участник отечественной войны 1812 года Ф. Глинка. “Французы, в полном смысле шли по пеплу русских сел .
Битва при Бородино даже через 200 лет остаётся ярким, героическим событием в истории Европы. На поле брани сошлись две великие армии – Российской империи и объединённая армия Европы под командованием великого полководца Наполеона Бонапарта. От исхода сражения зависели судьбы десятков государств и народов. Для России поражение могло означать потерю независимости и превращение во второсортное государство. Для Франции победа открывала путь к полному господству на континенте.
Казалось, что всё складывается в пользу Наполеона. Полководец победным маршем провёл своё войско через дюжину стран, не найдя ни одного достойного соперника. В России французы дошли почти до Москвы, не встречая решительного сопротивления. Численно европейская армия превосходила русскую, несколько уступая в количестве пушек. Наполеон был настроен решительно, желая одним ударом закончить затянувшуюся войну. 25 августа он отправил своих воинов в бой, предвкушая скорую победу.
Битва продолжалась больше 12 часов. К ночи выяснилось, что опрокинуть русских так и не удалось. Обе армии остались на своих позициях. Жестокое сражение не выявило явного победителя. Потери обеих сторон были устрашающими. Русская армия оставила на поле боя убитыми и раненными около 45 тысяч человек. О ситуации у французов историки спорят до сих пор, но, судя по всему, они потеряли солдат не меньше русских.
Утром 26 августа армия Кутузова снялась с позиций и ушла в сторону Москвы. Французы вздохнули с облегчением и объявили о своей полной победе. Так они считают и до сих пор. Русские не менее уверенно говорят, что битву у Бородино они, по крайней мере, не проиграли. Оспаривать чьё-то мнение бесполезно – и у тех и у других в арсенале железные доводы. Остаётся согласиться с мнением самого Наполеона, который считал, что в Бородинском сражении французы стали победителями, а русские – непобедимыми!
И в настоящее время существуют различные мнения о том кто же все-таки победил в этой битве, многие историки спорят по этому вопросах в своих книгах. Я считаю, что в Бородинском сражении в материальном смысле победил Наполеон, так как у него осталось больше, в процентном отношении, войск. Но не смог сломить дух русской армии, дух русского народа. Как никто и никогда не смог его сломить: ни татаро-монголы, ни поляки, ни Гитлер. И даже когда русские несли поражение, они выходили из боя победителями. Бородинская битва была великая моральная победа русских.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) | Бондарева Наталья Ивановна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета)
| Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение
| МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа» |
Название материала
| "Кто одержал победу в Бородинском сражении?" |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.) | статья |
Цели, Задачи материала
| Цель: Привлечение внимания общественности к знаменательной дате – 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Задачи материала : - Активизировать познавательную и творческую активность; -Развивать логическое мышление; -Воспитывать чувство патриотизма |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники | Yandex.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Этих дней не смолкнет слава". (К 200-летию Бородинской битвы).
2012 год - год 200-летия Бородинского сражения. А что младшие школьники знают об этом событии? Конечно, немного. Мы, учителя начальных классов Падеринской средней школы, решили восполнить ...
"К 200-летию Бородинского сражения"
Конкурсная работа к 200-летию Бородинского сражения. Презентацию "К 200-летию Бородинского сражения" можно использовать на классном часе, она составлена доступным языком для учащихся начальной школы....
"Загадки- шарады " с Бородинского поля
Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, истории, а так же при проведении внеклассных мероприятий.Ответы на загадки - шарады можно найти В стихотворении М.Ю...
Бородинское сражение в полотнах художников
Видеоролик "Бородинское сражение в полотнах художников" можно использовать на уроках истории, ИЗО. МХК как в начальной школе, так и в среднем звене....
"О чем рассказал бородинский хлеб" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"
Работа представляет собой презентацию, в которой рассматривается версия возникновения рецептуры и названия бородинского хлеба. Основную часть работы занимает рассказ о герое ...
Урок технологии «Проект коллективного создания фрагмента панорамы «Бородинское сражение»
Сценарий урока технологии предназначен для 4 класса. Тема "Проект коллективного создания фрагмента панорамы "Бородинское сражение".Задачи:1. Сформировать представления о войне 1812 года, о Бородинском...
Урок окружающего мира в 4 классе "Война 1812 года.Бородинская битва""
Цель урока- сфомировать представление учащихся о войне1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны.Урок способствует развитию познавательных интересов, творческой активности, умению сравнив...