Мой таежный край
методическая разработка (3 класс) по теме
Сценарий познавательно-игровой программы, посвященный ХМАО-Югре: игра-путешествие по станциям для параллелей 3-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сергеева Марина Михайловна
учитель начальных классов
ХМАО – Югра, Тюменская область, г Урай
Сценарий познавательно-игровой программы,
посвященный ХМАО:
игра-путешествие по станциям
«Мой таежный край».
Цель - привитие любви к родному краю, изучение обычаев и традиций народов ХМАО, развитие творческих способностей детей.
Задачи:- воспитывать интерес к познанию родного края
- развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
1 ребенок: Всех людей мы называем ханты.
Ханты – русский, ненец и узбек.
Потому, что это слово – ханты
В переводе значит – человек.
2 ребенок: Это очень дорогое слово!
Ты не выпускай его из рук.
Не развей по ветру бестолково
На него откликнется твой друг.
3 ребенок: И куда б потом ты не поехал
Разнеси своим друзьям его,
Словно раскаленные орехи
Искры у чувала твоего.
4 ребенок: Это слово северным сияньем
Пусть сияет в заполярной мгле.
Помни наше мудрое названье
Ханты – все народы на земле.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Пася олен! Знаем ли мы уголок России, в котором живем? Землю, по которой бегаем босиком? А земля эта носит название ХМАО – Югра. Территория ХМАО больше по размерам чем другие государства: Великобритания, Швеция, Германия, Испания.
На территории округа проживает множество национальностей. Но название округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Жизнь этих народов богата своими культурными традициями, песнями, играми, танцами. Все танцевальные движения у этих народов имеют свой смысл, в них танцующие выражают все свои мысли и желания.
Давайте посмотрим фрагмент одного из таких танцев. Давайте посмотрим фрагмент хантыйского национального танца, который подготовили девочки из 4а и 4в классов.
А сейчас мне бы хотелось немного поговорить с вами.
Ребята, как вы думаете, почему наша игра – путешествие называется «Мой таежный край»? (Ответы детей). Какому большому празднованию она посвящена? (75-летию ХМАО – Югра). Правильно, ХМАО – Югра 10 декабря 2005-го года исполняется 75 лет.
А скажите пожалуйста, за счет чего народы ханты и манси выживали , находясь в суровых климатических условиях? (охота, рыбалка, сбор ягод).
Эти народы охотились с умом и никогда не заготавливали впрок. Священным животным у них считался медведь; особое отношение было к огню, его почитали, перед ним преклонялись, его оберегали; также они сочиняли много сказок и одну из них мы хотим предложить вам посмотреть. Сказка называется «Зайчик», а покажут ее учащиеся 3а класса.
А теперь пришло время отправиться в путешествие по нашему таежному краю. Там вас ждут занимательные вопросы, также узнаете много нового и полезного. И еще на каждой станции вам будут давать часть поздравления, посвященное округу, в конце игры вы должны будете сказать ее нам.
Итак, подойдите пожалуйста, с каждого класса по одному человеку для получения маршрутных листов.
Наше путешествие начнем со слов: « 1, 2, 3 – начни ». (Дети повторяют и отправляются по станциям).
Ведущий: (Когда все соберутся…..) Итак, какая же фраза у вас получилась?
Любим мы – тебя, Югра – громко крикнем – мы ура!
Ведущий: Сегодня мы еще хотим подвести итоги по Конкурсу проектов памятника Югории:
Фотоконкурс «Югорские мотивы.
Ведущий: А теперь давайте подарим песню «Северный олень» в подарок нашему родному Ханты – Мансийскому округу – ЮГРА.
Вот и подошло к концу наше путешествие по родному таежному краю. Очень хочется, чтобы оно вам запомнилось. А сейчас я говорю вам – ОСЕМАСОЛУМ, что в переводе означает – до свидания.
СТАНЦИЯ «ЗАГАДОЧНАЯ»
- Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
- Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку –
Спотыкалочку.
(Утка)
- Я по дереву стучу
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой.
(Дятел)
- Бела, как снег,
Черна как жук,
Вертится как бес
Повернулась – и в лес.
(Сорока)
- Всю ночь летает –
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
- Главный персонаж сказки «Гадкий утенок»? (Лебедь)
7. Болотная птица,
На одной ноге стоит,
Лягушат сторожит.
(Цапля)
- Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
(Воробей)
СТАНЦИЯ «СЛЕДОПЫТ» По следам определить животное
Кабан
Олень
Волк
Лось
Лиса
Медведь
Заяц
Крыса (мышь)
СТАНЦИЯ «ИГРОВАЯ»
Игра «Белый шаман»
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. Водящий в центре круга. Это Белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила:
- Если, получивший бубен, неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
- Если играющий, получивший бубен, три раза подряд справится с заданием шамана, он становится новым шаманом.
Игра «Полярная сова и евражки»
В углу площадки находится полярная сова, остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто по шевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключении игры отмечают тех игроков, кто отличился большой выдержкой.
Правила:
- Громкие удары не должны звучать длительное время.
- Играющие должны быстро реагировать на смену ударов.
СТАНЦИЯ «НАЦИОНАЛЬНАЯ» выучить слова
- Вор-кял – охотничья избушка
- Вуй-аньсих – медведь
- Ёкым – сестра
- Ёнкып – месяц
- Касюм – младший брат
- Нянь – хлеб
- Нильсап – костяной нож для чистки рыбы
- Сюк – мать
- Сянк – бабушка
- Тёть – отец
- Туи – весна
- Тын – лето
- Тели – зима
- Хотанг – лебедь
- Шохруп – коптильня
СТАНЦИЯ «РЫБОЛОВ»
Сделать оригами рыбки (бумага, ножницы, карандаши, а лучше фломастеры).
СТАНЦИЯ «ГРИБНИК»
Разукрасить гриб (бумага, карандаши).
СТАНЦИЯ «ПЕСЕННАЯ»
Изучить песню «Мы жили в чумах».
Анализ внеклассного мероприятия для 3-х классов
Сергеевой Марины Михайловны,
учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»,
г.Урай, ХМАО-Югра,
домашний адрес: 628285 г.Урай, , ХМАО-Югра, Тюменская область, микрорайон 3, дом 30, кв. 31 тел. (34676)23702
Данное внеклассное мероприятие проводится в школе для параллели третьих классов. Цель - привитие любви к родному краю, изучение обычаев и традиций народов ХМАО, развитие творческих способностей детей. Данные цели соответствуют теме занятия.
Актуальность состоит в том, что данное мероприятие формирует патриотические чувства у детей и способствует взаимосвязи поколений и дружеским межнациональным отношениям.
Новизна в том, что данная форма проведения занятия позволяет за короткий промежуток времени окунуться в атмосферу национального быта, языка, обычаев народов Севера. Через практические методы работы на каждой станции дети легко запоминают новый материал. Научно-познавательный материал способствует развитию интереса школьников к проблемам окружающей среды и формирует представления о современной действительности.
В результате учащиеся получают необходимые знания и умения, которые расширяют и углубляют патриотическое сознание, воспитывают гуманное отношение к родному краю и к народам, живущим в этом крае.
При подготовке к внеклассному занятию учитель использовал следующую литературу:
- «Азбука краеведения», автор Гаврилова О.Н.
- «Природа Тюменского Севера», под редакцией Рябцева В.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Внеклассное занятие:: «В краю таежных рек и озер»
Данный материал содержит конспект занятия и презентацию по теме "В краю таежных рек и озер" Цель данного занятия- расширить знания учащихся о водоемах нашего края, познакомить с реками Югры....

Презентация "Старый дом в таежном краю"
Презентация составлена для учащихся 1 класса к урокам по предмету «Край, в котором я живу»....