"Осторожно,огонь!" устный журнал
методическая разработка (4 класс) по теме

Иванова Ольга Викторовна

пропаганда знаний по вопросам охраны пожарной безопасности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_ostorozhno_ogon.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал

«ОСТОРОЖНО,

 ОГОНЬ!»

                                               Подготовила и провела : Иванова О.В.

        Ноябрь 2012 год

Цель: Познакомить с историей использования огня человеком, пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; формирование культуры безопасного и ответственного поведения в сфере пожарной безопасности; изучение Правил пожарной безопасности и мер по защите от огня жизни и здоровья детей, привлечение их к предупреждению и тушению пожаров, научить правильно пользоваться спичками, электроприборами, газом; показать необходимость огня как условия жизни на Земле, противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть),развивать познавательный интерес,  нетрадиционное мышление.

   Тема нашего мероприятия « Осторожно, огонь!». Да, сегодня мы будем говорить об огне.

У многих народов есть сказки и легенды, в которых рассказывается о том, как в древности боги создавали мир из четырех составляющих частей или, как их называют, четырех стихий: вода, земля, воздух и огонь.

  Земля была нужна, как вы думаете, для чего нужна земля?

(чтобы на ней могли жить люди, животные, растения)

   Вода нужна для чего?

 (поселились рыбы, и еще вода давала соки всему живому на земле).

  Нужно было освещать и согревать этот новый мир — появился огонь. А воздух отделил землю от неба, где жили боги.

  Давным-давно, когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днем людей согревало солнце, а по ночам они дрожали от холода. Боги скрывали от людей тайну огня. Но нашелся среди богов один, пожалевший людей его Прометей. Однажды он похитил божественный огонь и принес его людям. Рассердился за это на него самый главный бог Зевс и решил наказать его. Он приказал приковать Прометея в горах.

 Долгие годы страдал Прометей в горах, прикованный к ним цепями. По приказу Зевса его терзал огромный орел, а цепи не позволяли узнику отогнать злую птицу. Лишь через много лет его освободил из плена богатырь, его звали Геракл. Он убил орла и разорвал цепи. А люди в благодарность за то добро, что принес Прометей, сложили о нем эту легенду.

  Огонь дает тепло и свет всему живому на нашей планете. Для нас наглядным примером служит солнце. Что дает нам солнце? Какое солнце зимой? (светит, но не греет ; холодное зимнее солнце — мороз — снег — земля покрыта снегом — голые деревья...)

А какое солнце летом? (жаркое солнце зеленые деревья и кусты, цветы...)

  Огонь — это свет и тепло. На него можно смотреть бесконечно. Наверное, это осталось в нас от далеких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем жилище.

    Сначала людям приходилось сохранять огонь, дожидаться, когда молния зажжет дерево или случится лесной пожар. Затем кто-то из древних людей заметил, что если долго тереть друг о друга два куска дерева, они нагреваются, потом начинают

дымиться, и, наконец, вспыхивает пламя. Значит, огонь можно добыть своими руками? Стали люди разные приспособления делать, чтобы легче и быстрее огонь добывать. Сначала придумали деревянную палочку на обрубке дерева руками крутить — получилось!

Давайте попробуем покрутить. Посмотрите, как  вы не  старались, но даже дым не пошел, очень - тяжелый труд и долгий. Потом догадались из  камней огонь извлекать: стукнут камнем о камень — выскочит искра. Упадет на сухой мох, вот и костер готов. Ребята, где вы видели костер? (в камине, на природе)

Как выглядит и как появляется?

Я предлагаю поиграть в игру «Пламя костра»

«Пламя костра»

 Огонь только родился, на        Дети садятся на корточки, опускают голову
он еще слабый и неуве-           колени, руки опущены вдоль туловища.
ренный.                      

 А теперь огонь набирает         Дети медленно поднимаются, руки двигают              
силу, растет,                             ся из стороны в сторону, поднимаются над    

                                                 головой

 его языки колышутся из            С поднятыми над головой руками дети накло  

 стороны в сторону, начи-          няют  корпус   вправо- влево, затем кружатся,

 ная   свой   огненный  та-      

 нец.

 Языки  пламени то  под-            Сопровождая движения тела движением рук,

 нимаются выше, то опус-           дети то нагибаются, то вытягиваются вверх,  

 каются ниже, то начина-             приподнимаясь на носочки, то садятся на кор-

 ют стелиться по земле.               точки, вытягивая руки вперед, изображая

                                                       стелющийся по земле огонь.

Наш костер затухает, затухает и потух.

        

На огне люди варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость. Человек не только «приручил» огонь, но и заставил на себя «работать». На огне пекли хлеб, с его помощью строили дома, ковали из металла разные изделия, из песка с помощью огня люди научились делать прозрачное стекло, из камней добывать металлы: медь, олово, железо; человек изобрел хитроумную машину — подружив воду с огнем, стал получать пар. Так появились паровозы, пароходы...)

  Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах, теплоходах, выводит в космос спутники Земли.

Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь.

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами:

Топит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почет. Что ребятам

Греет ужин,

Режет сталь, и хлеб печет.

Мы сидим с вами, горит свеча, нам тепло и уютно. Посмотрите  на пламя горящей свечи, понаблюдайте  танец огня. Нам хорошо и спокойно.

Знают все - человек без огня

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг,

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом!

Но огонь таит в себе и опасность! И если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным врагом. В считанные минуты  он  уносит миллионы человеческих жизней, уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути: леса, поля, дома, а иногда и целые деревни и остановить его бывает невозможно. И тогда человеку приходится выходить с ним на бой. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает 1 человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок. Пожар – это большая беда. Часто пожары возникают по вине школьников! Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений. Дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния . Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, балуются со спичками.

По какой бы причине не возник пожар, вы должны позвонить в пожарную службу по телефону  «01» и немедленно сообщить о пожаре взрослым. А по мере сил и принять участие в тушении пожара.

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То, тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,-

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки

Хищный делает бросок!..

Да, огонь бывает разный-

Бледно- желтый, ярко- красный,

Синий или золотой

Очень добрый, очень злой.

На борьбу с пожарами направляются очень смелые и  отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь и  дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни.

                  Охраняя землю от пожаров,

                  Край родной от дыма и огня,

                  Служба есть одна у нас такая-

                  На посту пожарные всегда!

                  Они придут на помощь к нам,

                  Рискуя жизнью,  нас спасут –

                  Такой у них опасный труд!

        

   150 лет назад люди изобрели спички: удобные, легкие зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане прирученный огонь. Расскажите правила обращения со спичками.

  Правильно со спичками нужно обращаться очень аккуратно и осторожно.

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала!

Но от спички – невелички

Может дом сгореть до тла.

Младшим братьям и сестричкам

 Все ребята говорят:

 «Крепко помните, что спички –

 Не игрушка для ребят»

Смастерил Сергей пугач,

Пострелял немного.

А теперь Серёжу врач

Лечит от ожога.

От такого пугача

Путь обычный до врача!

Возле дома и сарая

Разжигать костёр не смей,

Может быть беда большая

Для построек и людей.

Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями. Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить бельё. И здесь надо помнить о пожарной безопасности. Грозят пожаром оставленные без присмотра включённые утюг или плитка. Уходя из дома никогда не забывайте выключать их или другие электрические приборы.

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг,

Отвлеклась на три минуты

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит- три минутки!

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар!

Этот дядя не жалеет, что в лесу

Окурок тлит…

На такого дядю глядя,

Мы, ребята, скажем речь:

«Как же Вам не стыдно, дядя?

Лес нам надо уберечь!»

Кто от молнии спасает?

Это молниеотвод!

Он в грозу нас не подводит

В землю молнию уводит.

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре,

Набирают «Ноль один»!

А теперь отгадайте загадки:

Рыжий зверь в печи сидит

Рыжий зверь на всех сердит,

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два

Ты его рукой не тронь

Искусает всю ладонь. ( огонь).

Что бывает        

Если птички

Зажигают дома спички?  (пожар)  

                 

То назад, то вперед,                                                    

Ходит-бродит пароход.

Остановишь-горе.

Продырявит море. (утюг)

        

Это тесный, тесный дом,

 Сто сестричек  жмутся в нем

 И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками,

Тоненькими…  (Спички)

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег. (Искра)

                         

Вьется, извивается, в небо устремляется.  (Дым)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.  (Вода)

С огнем бороться мы должны –

Мы смелые работники.

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

                            (Пожарники)

О пожарах, о  бедах, которые приносит огонь написано много книг, в том числе и детских. Из каких произведений взяты следующие строки?

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит;

« Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!»

( К.И. Чуковский « Путаница»)

 И вдруг заголосили:

«Пожар! Горим! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом

Озирается кругом, машет

Красным рукавом».

( С.Я. Маршак « Кошкин дом».)

« Что за   дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

 Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом».

(С. Михалков « Дядя Степа»).

«Много столпилось

Людей на панели ,

Люди в тревоге

Под крышу смотрели:

Там из окошка

Сквозь огненный дым

Руки ребенок

Протягивал к ним».   (С. Маршак. « Рассказ о неизвестном герое»)      

Игра «Доскажите словечко» 

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди , не стой,

А залей его…. ( водой )

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те… ( забрать)

Если где хранится мусор

Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться,

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро все ……( убрали )

Как ножка воробьиная тонка.

Скользит по стенке коробка.

Скользнет – и высечет огонь,

Когда горит, ее не тронь.

Играть с ней – скверная привычка,

Опасная игрушка…..  ( спичка)

Шипит и злится,

Воды  боится.

С языком,  а не лает,

Без  зубов,  а кусает.

Ты  его рукой  не тронь,

Обожжет тебя  ……  ( огонь)

Запомни каждый гражданин –

Пожарный номер …..   ( 01 )

Ребята, существуют  пословицы  и поговорки  об огне, о пожаре. У вас на партах лежат половинки пословиц. Соберите все пословицы и объясните их значение.

Спичка невеличка, огонь великан.

Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла.

Маленькая спичка  сжигает большой лес.

 Запомните дети- правила эти!

С точки зрения пожарной

Он опасен через чур

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.

Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом.

Не суши белье над газом-

Все сгорит единым разом!.

 Когда без присмотра

Оставлена печь -один уголек

Целый дом может сжечь!

Костер вы бросили в лесу-

И вот несчастье на носу!.

Ты об пожаре услыхал-

Скорей об этом дай сигнал!

Пусть помнить каждый гражданин-

Пожарный номер- 01.

 

По какой бы причине не возник пожар, вы должны позвонить в пожарную службу по телефону  «01» и немедленно сообщить о пожаре взрослым. А по мере сил и принять участие в тушении пожара.

Викторина

1.Назовите первичные средства пожаротушения. ( вода, песок, огнетушитель.)

2.От чего происходят пожары? (небрежность, детская шалость согнем, неисправность электропроводки, захламление чердаков, подвалов.)

3.Почему горящий бензин нельзя тушить водой? ( бензин легче воды, поэтому бензин поднимается наверх, а вода опускается вниз.)

4.Почему в жилых помещениях дверь открывается от себя? ( потому, что при пожаре не создается скопление людей, позволяет сразу выбегать наружу.)

5.Можно ли выбивать стекла в квартире во время пожара? ( нет нельзя, кислород усилит горение.)

6.Почему номер пожарной охраны 01? ( 0 и 1 первая и последняя цифра на диске телефона. Этот номер легко набрать и в темноте, и в дыму.)

Ну а если все же случилась беда? Вы увидели клубы дыма или почувствовали запах гари, что делать? Куда бежать? Кому звонить? Конечно же в службу спасения! Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных. Номер телефона службы спасения – 112.В центре управления находится пульт, за которым сидит сотрудник, принимающий звонки. Все звонки фиксируются в памяти компьютера и ведется журнал учета звонков, выезда пожарных расчетов. А что надо сообщить дежурному? О чем рассказать?

 Если в комнате у вас, слезы катятся из глаз,

 Так как дым клубами вьется,  и огонь жует палас,

  Нужно мужество найти, к телефону подойти,

  Постараться вспомнить цифры от нуля до девяти.

  Смело трубку в руку взять, “01” суметь набрать.

  И назвать еще потом –  улицу и дом,

  И квартиру, где живете, и с каким она замком.

  И еще сказать: “Даю – вам фамилию свою,

  Также номер телефона, у которого стою”.

Не зря люди говорят: «Из искры возгорится пламя!». Посмотрите, я даже не притронусь второй свечой до огня зажженной свечки, а только подержу ее фитилек над огнем, однако он уже перескочит на эту, не зажженную пока свечу. Всегда помните, какие беды может принести маленькая искорка огня! Чтобы не случилось ничего плохого, давайте задуем свечи.  хочу вам сказать, что огонь на Земле появился еще до того, как появился человек, и сопровождает его всю жизнь. Нас не будет, а огонь будет всегда!

Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет вам уберечь своё здоровье и жизнь многих людей. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и школу, в которой вы учитесь!

Такая у нас эпоха,

 Время такое у нас…

 Чтоб не было людям плохо

 За счастье борись каждый час.

 

 Желаем вам во всем удачи

 И просим каждого из вас

 О самом главном  - об одном

 «Быть осторожными с огнем!»

Просмотр презентации « Осторожно, огонь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования и рекомендации к ведению классного журнала

Очень полезный материал для каждого учителя, особенно молодого специалиста. При заполнении журнала иногда возникают вопросы, ответы на которые можно найти в этом материале. ...

Устный журнал "Люблю берёзу русскую"

Мероприятие для 3 классов построено в форме устного журнала, в котором этапы представлены в виде отдельных страниц, объединённых одной темой – «Берёза». На каждом этапе решались разные задачи: • вос...

Журнал мониторинга ошибок

Журнал, в который учитель заносит ошибки, допущенные учеником в контрольных работах. Сюда же вписываются проводимые коррекционные мероприятия. Предназначен для работы с учащимися, которые с трудом усв...

Устный журнал "Расти здоровым"

Разработка внеклассного мероприятия по ОЗОЖ для обучающихся 4 класса, УМК любой....

Статья в журнал

Данная статья была опубликована в межрегиональном журнале...

Педагогический проект «Создание детского журнала» или «Волшебный мир детского журнала»

Проект как форма урока. Тема: «Создание детского журнала» или «Волшебный мир детского журнала»...