Путешествие в Литературию"
методическая разработка (4 класс) по теме

Долгополова Любовь Ефимовна

Материалы для внеклассной работы для привития интереса к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_literaturiyu.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:



МБОУ «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1»














Утренник на тему:

«Путешествие в Литературию»









Провела учитель 1 категории

Долгополова Л.Е.






2011год.

Цели : 1) выявить уровень начитанности детей;

2) развитие речи учащихся;

3) прививать любовь к книге, к Родине;

4) воспитывать любознательность.

Оборудование: картотека с описаниями портретов героев литературных произведений.

Я вижу, как много  на нашем празднике гостей, а значит, все вы любите читать, все вы –большие   друзья  книжки.

Сегодня  мы с вами  совершим путешествие в страну    Литературию.

Звучит музыка.

Вед: Не наяву и не во сне, без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой  нет на глобусе,

На карту не  нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна  Литературия.

Литературия - это удивительная  и очень умная страна. Умная потому, что нет у человека умнее советчика и помощника, чем книга. Жители этой страны  Литературии-книги.

Книги - это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге. Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась .

Учащиеся читают стихи.

1.Сколько звёзд в небесах,

Сколько цвету в лесах,

Сколько капель в Днепре,

Столько книг на Земле.

2.Есть  - с ладошку одни,

Есть - большие тома,

Проживают они

Вместе с  нами в домах.

3.Новых строк живые строки

Открывают путь широкий.

Дорог нам их вечный свет.

Книгам добрым, интересным-

Дети (хором): Всем мы классом шлём привет!

Выходят два ученика.

1.Русская пословица гласит: »Кто много  читает, тот  много        знает» И это  правильно. Книги рассказывают нам о том, что происходит в  мире, о нашей  Родине, о прошлом и будущем людей.

2.Другая пословица говорит: «Книга - наш помощник в труде». Рабочий читает книги о станках и машинах, чтобы  научиться лучше ими управлять, агроном - о том, как получить хороший урожай, врач - как успешно лечить людей, учитель - как учить  и воспитывать детей.

3.Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, вдумчиво. К книгам мы должны относиться бережно.

             Инсценирование  стихотворения М. Ильина «Две книжки».

Автор: Однажды  встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

1книга: Ну, как  идут твои  делишки?

Автор: Одна спросила у  другой.

                                   2книга: Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой обложки вырвал с мясом

 Да что обложки… Оборвал листы!

Из них он делает кораблики,

Плоты  и голубей.

Боюсь  листы пойдут на змей.

Тогда лететь мне в облаках!

А у тебя целы бока?

                           1книга: Твои мне незнакомы муки,

                                    Не помню я такого дня,

Чтобы  не вымыв чисто руки,

Сел ученик  читать меня!

А посмотри-ка на мои листочки,

На них чернильной не увидишь точки,

Про кляксы я молчу.

О них и говорить-то неприлично.

Зато и я учу его

Не как-нибудь, а на «отлично»!

2 книга: Ну,мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

Автор: В басне нет загадки.

Расскажут напрямик

И книжки, и тетрадки

Какой ты ученик!

Выходит ученик в костюме «Книга»

Я - книга , я- товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной!

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Мой переплёт не выгибай!

Мне корешок не поломай!

Страницы пачкать не годится!

Не загибай мои листы!

А про закладку помнишь ты?

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождь нагрянет на беду!

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня - туда верни!

Запомни: я - твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

А теперь давайте поиграем, а заодно проверим, как вы      запомнили правила обращения с книгой.

Хочу я вам  задать вопрос,

А вы затем над ним всерьёз

Подумайте. Одно из двух:

«Да» или «нет» - скажите вслух.

-Книга боится дождя? (да)

-Книга любит снег? (нет)

-Книга любит путешествовать в библиотеку в сумке или в непромокаемом пакете?  (да)

-Книга боится грязных рук? (да)

-Закладкой для  книги может быть карандаш? (нет)  Пирожок? (нет) Закладка? (да)

-Книга любит, когда её читают во время еды? (нет)

-Книга боится быть порванной? (да)

           Вед: А сейчас, ребята, давайте пообещаем ,что будем примерными читателями и будем беречь книги. Я буду читать предложения, а вы отвечайте.

-Клянёмся быть аккуратными и примерными читателями!

Дети: Клянёмся!

Вед: Клянёмся беречь, любить и уважать книги?

Дети: Клянёмся!

Вед: Знания, полученные при чтении книг, клянёмся использовать только в добрых делах, на благо людям!

Дети: Клянёмся! Клянёмся!  Клянёмся!

Учащиеся читают стихи.

1.В каждом доме, в каждой школе

В городах и на селе

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

2. Мы дружны  с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего!

3.Хорошая книга - мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

Ты мне  говоришь про дела смельчаков,

Про тайны Земли и движенье планет-

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и      доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

4.Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить!

5.Прочтёшь ты книги о моря

О снеговых вершинах,

О звёздах, птицах и зверях,

Растеньях и  машинах.

6.Книги – друзья хорошие,

Почаще с ними будь.

Они помогут в прошлое

И в завтра заглянуть.

7.Ты узнаешь, сколько лет

Солнце  нам даёт свой свет.

Почему весной цветы,

А зимой поля пусты.

8.Край родной узнаешь ты,

Край могучий и большой.

Книга – друг хороший нам,

Прочитай – узнаешь сам.

9.То повести волшебные

Они к нам приведут,

То что-то задушевное

Тихонечко шепнут.

10.Если с книжкою ты дружен,

Обо всём ты будешь знать,

Книга – друг, который нужен,

Чтобы строить, созидать.

11.Если ты когда-нибудь

Полетишь в ракете вдруг,

То возьми с собою книжку,

Ведь она – твой лучший друг.

12. Ну, а когда взгрустнётся вдруг,

Не огорчайся слишком.

Как самый лучший, верный друг

Развеет скуку книжка.

Песня «Если с книгой дружишь ты…»

1.Если с книгой дружишь ты,

Если с книгой дружишь ты,

Веселей живётся.

А без книги, ты пойми,

А без книги, ты пойми,

Всё трудней даётся.

Припев:  Что мне А, что мне Б,

Что мне АБВГД,

Когда читать умею я.

2.На уроках я всегда,

На уроках я всегда,

Отвечаю чётко.

Книга верная моя,

Книга верная моя

Мне во всём  подмога.

Припев тот же.

3.И скажу я вам, друзья,

И скажу я вам, друзья,

С книгой вы дружите.

Книги – верные друзья,

Книги – верные друзья,

Книги вы любите.

Припев тот  же.

Продолжаем наше путешествие по стране  Литературии . Нас встречает город Поэзии. Проведём поэтическую разминку.

Ведущий читает первую строчку, дети хором продолжают.

1.Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду.

2.Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик,

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

3.Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

4.У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит?

-Слон.

-Что вам надо?

-Шоколаду.

А теперь открываем в сказку дверь.

Литературная викторина «Суй нос в любой вопрос»

1.А была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Вот какая девочка! (Дюймовочка)

2.Тут синее море,

Тут берег морской.

Старик вышел к морю.

Он невод забросит,

Кого-то поймает

И что-то попросит.

О жадной старухе

Рассказ тут пойдёт,

А жадность, ребята,

К добру не ведёт.

И кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым,

А старым, разбитым. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

4.Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая

Голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали.

К батюшке и матушке

Мы домой попали.

Кто унёс братишку?

Назовите книжку. («Гуси-лебеди»)

5.Я бегу, бегу, бегу,

Опоздать я не могу.

Я на волке поскачу,

На орле я полечу.

Не боюсь волны морской,

Не боюсь горы крутой.

Я лечу, плыву, скачу,

Всем больным помочь хочу. (Доктор Айболит)

Песня  «Сказка»  (на мотив песни «От улыбки…»)

1.Знай, от сказки хмурый день светлей,

Знай, от сказки в жизни чудо происходит.

Поделись ты сказкою своей,

Пусть она тебе друзей находит.

Припев: И тогда, наверняка,

Ты увидишь Колобка,

И Снегурочка тебе во сне приснится,

Ну, а Бабушка Яга

Станет доброй навсегда,

Верь  мне – это обязательно случится.

2.Знай, от сказки маленькой одной

Перестанет плакать самый хмурый мальчик,

А когда ты встретишься с бедой,

Выручат тебя герои доброй сказки.

Припев тот же

3. Знай, от сказки станет всем теплей

И большим, и даже  самым малым детям.

Так пускай все люди на Земле

Сказкой, словно огоньком, себя согреют.

Припев тот же.

А теперь слушайте дальше.

Было это, дети, в старину

Когда задумал дед Архип залезть на Луну.

Тогда сказки по воздуху летали,

А я за ними на золотом коне скакала,

Да в мешок эти сказки собирала.

Детям раздаются роли на листочках (кто что вытащит). Затем ведущий читает сказку, а ребята  стараются с ходу её инсценировать.

Роли: царь, царица,  дочка  Марфенька, шут Стасик, конь,  дуб, кот,  Соловей - разбойник.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь со своею царицей. И была у них дочка Марфенька. Очень родители любили свою дочь. То мама по головке погладит, то папа       пряничком угостит.

Жил в том царстве шут Стасик. Очень он любил с Марфенькой играть, особенно в ладушки. Вдруг  раздался   шум и свист. Налетел на дворец Соловей-разбойник, схватил дочку Марфеньку и был таков. Заплакали царь с царицей. Стал их шут успокаивать, обещать, что спасёт царевну. Свистнул тут шут Стасик, прискакал к нему конь. Сел Стасик на коня, поскакал царевну спасать. Долго ли они скакали, коротко ли, уж и конь прихрамывать стал. Подъехали они к дубу. Дуб большой, развесистый. А рядом с дубом кот ходит. Спросил Стасик у кота, как найти Соловья- разбойника. Показал кот  дорогу. Поскакал шут дальше. А вот и владенья  Соловья- разбойника. Завязалась между ними битва. Победил шут Соловья - разбойника, спас он царевну. Сели они на коня и поскакали домой . Обрадовались царь с царевной и очень благодарили шута. А тут и сказке конец. Кто слушал, тот молодец.А кто её показывал, ещё больше молодцы.

 

Следующая остановка «Фольклорная».

А задание называется «Цветик -семицветик»

(на лепестках цветка записаны задания-желания)

-Хочу загадать загадку

-Хочу сказать пословицу

-Хочу сказать скороговорку

-Хочу вспомнить считалку

-Хочу спеть народную песню

-Хочу спеть частушку

-Хочу вспомнить шутку-прибаутку

Мы с вами оказались в обширном районе Литературии под названием «Детектив». Вам, ребята, придётся на время превратиться в сыщиков. Если вы помните, у каждого уважающего себя сыщика имелась специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у нас.

Ведущий показывает ящик с карточками. Здесь хранятся словесные портреты персонажей известных вам книг. Кто они? Отгадайте.

1.Это маленький, самоуверенный человечек, толстенький. К тому же он умеет летать. На самолётах и вертолётах  летать  могут все,  а вот он умеет  летать сам по себе. Стоит ему  только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. (Малыш  и  Карлсон, который живёт на крыше.  Астрид  Лингрен)

2.Девочка с  голубыми  волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым  кукольной посудой. Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках цветочная пыльца. Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась, велела ему сесть за стол и налила крошечную чашечку какао. (Буратино и Мальвина..»Приключения Буратино..» А.Толстой)

Учащиеся рассказывают стихи.

1.Книга – наш друг, большой и   умный.

Не даст скучать и унывать.

Затеет спор  - весёлый, шумный,

Поможет новое узнать.

2. Ну, а когда взгрустнётся вдруг,

Не огорчайся слишком.

Как самый лучший, верный друг

Развеет скуку книжка.

3. Расскажет книга про героев,

На юг, на север поведёт.

С ней даже космос как-то ближе,

Она на всё ответ найдёт.

4. И пусть девчонки и мальчишки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажут звонко-звонко:

«Спасибо, книжная страна!» (дети хором)

Закончить наш утренник хочется словами писателя К.Паустовского

«Учитесь у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её  язык и искусство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в страну Литературию

Этот урок был разработан и  в рамках проведения предметной недели для учащихся 3-4-х классов. Цель урока: расширить знаниялитературных произведений русских и зарубежных детских писателей и привит...

Путешествие числа 3 в литературе

Расширить кругозор детей, пополнить словарный запас, вспомнить жанры фольклора,узнать значение числа 3 в сказках, отработать навыки читать скороговрки, а так же научиться находить смысл в пословицах и...

Праздник "Путешествие из Букварины в Литературию

Презентация праздника в 1 классе...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с зарубежной литературой. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Герои приключенческой литературы" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с произведением зарубежной литературы: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить...

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы....