Костромская ярмарка
план-конспект урока (4 класс) по теме

Фольклорное развлечение для учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostromskaya_yarmarka_2009g.docx113.46 КБ

Предварительный просмотр:

                             

     Фольклорное развлечение для детей

          младшего школьного возраста

Фольклорное развлечение для учащихся начальных классов

             «КОСТРОМСКАЯ ЯРМАРКА»

                                    Учитель начальных классов

                                    Теперикова Надежда Алексеевна

Цель:

1. Обобщение знаний учащихся детей о народных праздниках осенью, о фольклорных названиях месяцев и их приметах.

2. Закрепление правильного произношения звуков учащимися в связной речи.

3. Развитие у учащихся ритма, координации движений.

4. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для раскрытия индивидуальных, творческих способностей у учащихся.

5. Воспитание интереса к русской национальной культуре.

За занавесом стоят столы для ярмарки. Под музыку в зал входят Петрушка с детьми.

Зал оформлен как изба. Дети и Петрушка рассаживаются полукругом перед занавесом на стулья. Каждый из них выполняет работу: роспись ложек и посуды, вырезание из бересты.

Входит Скоморох: Все на улице на санях катаются, да баб снежных лепят. А вы?

Дети: Что ты, Скоморох, в Костроме ярмарка скоро, мы игрушки готовим.

Скоморох: А ты, брат Фрол, что делаешь?

1-й ученик: Я ложки вырезаю.

Скоморох: А ты, Федул?

2-ой ученик: А я из бересты шкатулку мастерю.

Скоморох: А вы, сестры, Дуняша да Маша?

Девочки: Мы посуду резную расписываем.

Петрушка: Один ты без дела шатаешься.

Скоморох: А! Голова моя садовая. А какой нынче месяц?

Дети: Декабрь месяц на дворе, а еще его кличут «студень», «стужайло».

Петрушка: А ты, Скоморох, и приметы декабря не знаешь? (Дети называют приметы).

Скоморох: (почесывает голову) Вот и декабрь наступил. Вроде  ж недавно праздник  Спожинки праздновали. Не забыли еще?

Дети: Нет, не забыли.

Петрушка: А в чем суть-то праздника этого?

1. ученик:  Спожинки – это праздник урожая. Справляется  иногда в течение недели в сентябре. Чем урожайнее было лето, тем дольше праздник. Мы ходим друг другу в гости, угощаем свежим хлебом и солью, да осенними дарами.

Петрушка: А потом октябрь наступил.

Скоморох: А его как кличут?

Дети: Позимник, грязник, свадебник.

Петрушка: Да ты вспомни, Федот с Марией как раз на Покров день свадьбы справляли, в октябре это было.

Скоморох: А чем еще в Покров день занимались?

2-ой ученик: Хозяева  в этот день закатывают кое-где щели в стенах мхом и приговаривают: «Батюшка-Покров, покрой нашу избу теплом , а хозяина добром.

3-ий ученик: А еще в этот день в первый раз топят в жилых горницах печи, пекут блины.

Петрушка: А следом за октябрем и ноябрь подоспел.

Скоморох: Это я помню. Зиновий, Синичник был. Его еще Синичкиным праздником зовут. Прилетают птицы – зимники. А какие это птицы, вы отгадайте  (загадывает загадки о снегире, синичке, свиристели, сойке, щегле).

1-ый ученик: А еще был праздник Кузьмы и Демьяна-ремесленника. Мы в это время за пряжу принимаемся и просим святых в работе помочь.

2-ой ученик: Ведь Кузьма и Демьян были святыми и за кузнечную работу денег не брали.

Петрушка: Да! Хорошо мы время проводим, весело.

(Из-за занавеса выглядывает Коробейник)

Коробейник: Эй, народ! Ярмарка уж всех зовет! Собирай свой товар и скорей на базар.

 Петрушка собирает детей и уводит из зала.

Скоморох и Коробейник начинают зазывать народ на ярмарку.

Костромская ярмарка

Оформление: На центральной стене из цветных платков сделаны различные композиции: танцующие матрешки, петухи, карусель и т. д. Торговые ряды украшены шарами, флажками, лентами.

Продуктовые ряды: капуста, яблоки, картофель, морковь, арбузы, вязанка лука, квас, блины, пироги, баранки.

Промтоварные ряды: игрушки – самоделки, сувениры из бросового и природного материала, картины, украшения : бусы, броши, кулоны, колечки, гребешки, ленты;  головные уборы: кокошник, косынки, фуражки; обувь: валенки, сапожки, лапти; музыкальные инструменты, посуда.

Кукольный театр: На ширме афиша:

Спешите! Спешите! Вас ждут чудеса!  

Сказка: «Медведь, волк и лиса».

Музыкальное оформление: Видеозаписи ансамбля «Золотое кольцо»,  «Цыганочка»,  «Барыня», «Русский вальс» т.д.

                              ХОД  ЯРМАРКИ

Продавцы – старшеклассники (нарядно одетые) ждут народ за прилавками. Скоморох и Коробейник расхаживают вдоль прилавков. Ученики начальных классов заходят в зал, держа в руках сумки, корзинки, кошельки.

Скоморох: Эй, народ честной да удачливый,

                      Ты на нашу ярмарку заворачивай,

                      Все ряды с утра позахвачены,

                      Уйма всякого добра, всякой всячины!

Коробейник: На ярмарке Костромской обилие всегда,

                       Хватайтесь за товары, пожалуйста, сюда!

Скоморох:     Коль на ярмарку пришли, так гуляйте!

                       Неразменные рубли, разменяйте!

(Скоморох хлопает себя по карману)

                       Много тыщ имеет кто – тратьте тыщи!

                      Даже то, не знаю что, здесь отыщите!

Коробейник: Не скупись честной народ за ценой,

                       Продается с цепью кот золотою!

Скоморох:     За сколь продаешь?

Коробейник:  За тыщу?

Скоморох:      Не по карману котище!

Коробейник:  Сбавить могу, давай сто рублей!

Скоморох:       Экий ты, дуралей! Не имей сто рублей, а имей сто друзей!                                       Давай за пятак!

Коробейник:  Экий ты, мастак! (Скоморох делает вид, что уходит).

                         Постой, не уходи, ты дешево посулил, я дорого запросил.

Скоморох: (обнимая кота) Дешево да не гнило, дорого да не мило. Идет, полста рублей? (Бьет по рукам, Скоморох забирает кота). С такой сделки, не устроить ли нам веселинки,  да посиделки? (Танец «Кострома»).

1-ый продавец:  Вот они! Вот они! Детские игрушки! Дудки! Свистульки! Бубны! Погремушки! Налетай! Выбирай! Покупай! Забирай!

2-ой продавец: Бусы! Гребешки! Посуда! Просто чудо! Не товар, а просто клад! Разбирайте нарасхват!

3-ий продавец: Валенки - самокатки, берите, ребятки, ворон не считайте, по дешевке к зиме разбирайте!

4-ый продавец: Шары-летуны, не стой, подходи! Пузатые! Полосатые! В воздухе летают, деток забавляют!

5-ый продавец: Угощаем вкусной капустой, яблоки с хрустом, сладким вареньем, хлебом, печеньем!

6-ой продавец: Блины! Блины! Только что испечены! С пылу, с жару, отведайте пару!

7-ой продавец: А вот и квас! В самый раз! Пробки рвет, дым  идет!

8-ой продавец: Самовар шумит, проходить велит, бублики, баранки, как на самобранке.

Скоморох подходит к афише и читает:

- Внимание! Внимание! Вас ждут чудеса! Сказка «Медведь, волк и лиса». Начинается в три часа.

Дети рассаживаются на скамейки. На ширме появляется медведь, который собирает ягоды и грибы в лесу.

Петрушка:  Набрал как-то медведь ягод и грибов пять коробов и понес продавать на базар. Идет, песенки поет.

Медведь:    По ягодке, да по грибку

                    Полны коробы несу.

                    Сколько хошь бери на грош,

                    Растоварец мой хорош!

Петрушка:  Навстречу тащится волк, во всем знает толк.

Волк:           Куда, Медведюшка, идешь, что несешь?

Медведь:     Да вот, иду на базар ягоды и грибы продавать.

Волк:           Да ты, что, косолапый, не слыхал?  Ягоды и грибы теперь не в цене. Давай съедим, а соберем орехов и продадим.

Петрушка:   Съели они ягоды и грибы полны коробы, волк убежал,  а медведь орехов собрал, понес продавать на базар. Идет и песенку поет.

Медведь:     По орешку из бору

                     Полны коробы несу.

                     Сколько хошь бери на грош,

                     Растоварец  мой хорош!

Петрушка:   Навстречу плетется кума – лиса.

Лиса:            Куда, Медведюшка, идешь? Что несешь?

Медведь:     Да вот иду, продавать орехи в торгу.

Лиса:           Да ты, что, косолапый, не слыхал? Орехи теперь не в цене! Давай съедим, а соберем  шишек и желудей да продадим.

Петрушка:   Съели они орехи, лиса убежала, а медведь шишек да желудей собрал, понес на базар продавать. Идет, песенку поет.

Медведь:      По шишке да по желудку полны коробы несу.

                      Сколько хошь бери на грош, растоварец мой хорош!

Петрушка:   Принес медведь шишки да желуди на базар, и продавать стал.

Да за такой товар получил по спине дубинкой, по бокам белой      березинкой, батожком по плечам, еле в лес умчал.

(Петрушка прогнал незадачливого мишку)

Скоморох:     Ай, да, Петрушка! Сам небольшой, а нос дугой,

                       Кудри шелковые, ножки дубовые.

                       Шумит, смеется, с медведем дерется?!

Петрушка:    Трали - вали, трали – вали прямо в яблочко попали!

                       Ну, ребятки, где бывали? Ну, ребятки, что видали?

Дети:             Мы на ярмарке бывали, там двух кумушек видали!

(Две кумушки идут навстречу друг другу).

1 кумушка:   Здорово, кума!

2 кумушка:   На базаре была.

1 кумушка:   Никак, ты кума, глуха?

2 кумушка:   Купила курицу и петуха.

1 кумушка:   Прощай, кума.

2 кумушка:   Пять алтын дала.

Петрушка:    Трали – вали, трали – вали прямо в яблочко попали!

                       Ну, ребятки, где бывали? Ну, ребятки, что видали?

 Скоморох и дети: Мы на ярмарке бывали, там Семеновну видали!

Частушки «Семеновна» исполняют группа учащихся.

 Петрушка:  Трали – вали, трали –вали прямо в яблочко попали!

                       Ну, ребятки, где бывали? Ну, ребятки, что видали?

 Скоморох и дети:     Мы на ярмарке бывали,

                                    Красных девиц там видали!

Песня «Как в лесу лесочке».

Петрушка:    Трали – вали, трали – вали, прямо в яблочко попали!

                        Вы на ярмарке бывали, ну а что вы покупали?

Скоморох и дети:  Расписные ложки Антошке и Сережке!

                                 Обновляйте ложки Антошка и Сережка!

                                 Молодо – зелено, погулять велено!

 Ансамбль ложкарей.

Петрушка:      Трали – вали, трали – вали прямо в яблочко попали!

                         Вы на ярмарке бывали, ну а что вы покупали?

Скоморох и дети: Желту репу покупали, кое-как ее подняли!

Русская народная игра «Желтая репа».

                          Желтая репка

                          Держись крепко,

                          Кто обрывается,

                          Тому не достанется.

Дети тянут на себя репку, стараясь держаться на пеньке. Проигрывает тот, кто спрыгнет с пенька.

Петрушка:        Трали – вали, трали – вали прямо в яблочко попали!

                          Вы на ярмарке бывали, ну а что покупали?

Скоморох и дети: Мы на ярмарке бывали и корову покупали!

Сценка: « Как старик корову продавал».

Скоморох:         Эй, народ честной да удачливый,

                           Костромскую ярмарку не пора ль сворачивать?

Коробейник:     Вы на ярмарке хорошо погуляли,

                           Неразменные рубли разменяли,

                           Много тыщ и рублей потрачено

                           И товару по сердцу схвачено!

Петрушка:        От души веселились, на славу.

                          Браво, вам, ребята! Браво! Браво!

Русская пляска «Ярмарка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенняя ярмарка 2 класс

Праздник Осени с использованием материалов народного фольклора...

Автор Смородинова Елена Эдуардовна Осенняя ярмарка 2 класс

Праздник Осени для детей и родителй с использованием фольклора....

Ярмарка

Внекласное мероприяти которое знакомит детей с проведением ярмарки. С народными песнями, играми....

Проект "ДЕРЕВЬЯ ЗЕМЛИ КОСТРОМСКОЙ"

Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще о...

Осенняя ярмарка. Сбор урожая. «Это ярмарки краски…».

Проект    - отчёт по блоку внеурочной деятельности  «Мир красоты»/искусство/, раздел «Русская народная музыка»...

Программа кружка «Святыни Костромской земли»

Актуальность изучения курса «Святыни Костромской земли» обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. В современной России расте...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Промыслы Костромской области"

Актуальность данной методической разработки  заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней...