Методическая разработка воспитательного мероприятия "Промыслы Костромской области"
методическая разработка по теме
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края.
Цели и задачи методической разработки
Цель: формирование знаний о видах промыслов Костромской области. природе, культуре родного края, способствующих развитию социальной активности детей, воспитанию потребности сохранения культурной самобытности родного города.
Задачи:
· Формирование представлений о промыслах Костромской области.
· Воспитывать любовь и интерес к Костромскому краю, бережное отношение к окружающему миру..
· Развивать эстетический вкус, чувство красоты.Показатели достижений результата:
· систематизация знания учащихся о промыслах Костромской области
· формирование умения извлекать необходимую информацию из разных источников (библиотека, книга, Интернет);
· выступления с докладами и сообщениями (уровень класса, школы);
· работа с семейными архивами (фотоальбомами);
· работа с картой (планом города);
· бережное отношение к своему краю.Наиболее эффективной формой организации деятельности является: беседа-диалог с учащимися, викторины, конкурсы, игры. Установлено, что игровые формы занятий стимулируют школьников к изучению краеведческой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Познакомить детей с видами промыслов Костромской области.
Задачи:
- Формирование представлений о промыслах Костромской области.
- Воспитывать любовь и интерес к Костромскому краю.
- Развивать эстетический вкус, чувство красоты.
Оборудование: изделия промыслов (деревянная посуда, ткань, вышитое полотенце, рубаха изо льна). Фотоматериалы из книги «Деревянное зодчество», ковш, туесок, корзинки и др; презентация Microsoft PowerPoint, жетоны для рефлексии.
Ход мероприятия:
I. Сообщение темы, целей.
Послушайте загадку.
Он летом одетый и голый зимой
Туда за грибами идем мы с тобой
Лес – наше богатство!
( Презентация-слайд 2)
Казенные и помещичьи леса Ветлужского уезда, полные зверья и птиц, тянулись на многие версты. Затерянным в этих лесах жителям издавна приходилось приспосабливаться к условиям, к которым они оказались волей природы.
Здешние почвы мало радовали, как ни трудился мужик, частые дожди и засухи не оставляли надежды на высокие урожаи. Хлеба хватало только до масленицы, да и то в хлебородный год. Лес был враг, у которого нужно было отвоевать землю под пашни, но лес и «кормил»
- Как вы понимаете выражение «лес кормил»?
Т.к. основное богатство в нашей области – это лес, то и промыслы нашей земли вышли из леса. Сегодня мы с вами поговорим о народных промыслах и ремеслах.
Недаром русский народ подметил «Кто, что знает, тем и хлеб добывает».
«Не без ума так и не без промысла», «ремесло пить, есть не просит, а хлеб приносит».
II. Основная часть
Первое ремесло, о котором мы с вами узнаем, вы мне назовете сами, но сначала послушайте мои загадки.
Приходил крестьянин в лес с инструментом, который кланяется, кланяется придет домой растянется. Топором рубил деревья, обтесывал, получались бревна, а из бревен рубилась она. А кто она такая вы мне скажите сами, отгадав загадку «она сделана из бревен, крыша есть и есть труба, вся украшена резьбою, называется-
ИЗБА.»
1. Рубка изб. ( Презентация-слайд 3)
Из всех пород леса на строительство в первую очередь шли хвойные деревья. Они имели стройные стволы, много смолы, которая предохраняла избы от сырости и загнивания.
Виды изб ( Презентация-слайд 4)
1 вид – это одножилая курная изба, она имела форму квадрата, с топкой по черному, т.е. без трубы – дым в ней шел в дверь или особое окно, чаще над дверью. Размером была 5 х 4 м. И называлась она где «скотная изба», где «кормушка», где «дымница».
2 вид – это белая одножилая изба. Это большой сруб. К такой избе сзади прирубался двор.
3 вид – это белая двужилая изба, она состояла из двух изб- летней и зимней, называли такую избу светелкой.
4 вид – это дом пятистенок – по середине его воздвигалась стена (5), которая делила его на две половины.
2. Плетение
- Кто знает, что это такое?
1. Самым древним было плетение из корня сосны, изделия были так плотно сплетены, что можно было хранить в них воду. ( Презентация-слайд 5)
2. Затем наши предки плели корзины, сани, люльки, коляски и др. изделия из ивового прута – тальника. Перед тем как плести тальник замачивали, затем его запаривали кипятком, потом снимали … и плели. ( Презентация-слайд 6)
Изделия, которые шли на продажу выполнялись из тонких прутьев (показ корзинки, хлебницы). Для себя из более грубых.
3. Плетение и из коры липы (лыко).
Весной, когда у деревьев начиналось сокодвижение, кора легко отделялась от ствола, после чего ее отмачивали в воде примерно 2 месяца. Осенью кору выжимали, раздирали на длинные ленты и развешивали сушиться. Из лыка плели (лапти).
( Презентация-слайд 7)
Загадка.
Сплетены они из лыка,
На ногах они легки,
В них крестьяне все ходили,
И на Волге бурлаки. (показ.)
А еще из лыка плели мочало, а из мочальных тонких полос получалась
рогожа. Рогожа, которой покрывались летние и зимние экипажи называлась,
циновка.
4. Это плетение из бересты, т.е. берестяное. Как и из лыка из бересты плели лапти. Недаром народ подметил «Кабы не лыко да береста и мужик бы рассыпался». ( Презентация-слайд 8)
«Липовый лапоть прочнее, березовый наряднее».
Изготовляли из бересты и посуду.
Для этого бересту брали двух видов:
- снятой сплошным слоем – околица.
- в виде длинной ленты – легка.
Из околицы делали туеса (показ), короба, ковш – большие емкости для хранения продуктов из легки плели лапти, лукошки, корзиночки, кузовки, а также украшения и погремушки.
3. Получение меда из бортей ( Презентация-слайд 9)
Следующий промысел вы мне назовете сами. Этот промысел связан с добыванием очень полезного вещества, а какого вы узнаете из загадки:
Продукт такой полезен всем,
Его приносят пчелы.
Пчелы тот продукт приносят,
В сотах весь его хранят
Как лекарство он полезен,
Для здоровья всех ребят.
(МЕД)
А получали мед из бортей. Борть – это дупло дерева. В это дупло запускались пчелы, его замазывали, оставляли небольшую щелку – леток.
Борти располагались высоко над землей, чтобы защитить мед от медведя, но это мало помогало. Лесной мед был необычно душистый и вкусный, хотя и не такой прозрачный, как из улья. При добывании меда пчел выкуривали дымом. Из-за чего в лесу случались пожары.
4. Сплав леса. ( Презентация-слайд 10)
Этот промысел всем вам знаком, вы все бывали на реке Ветлуге и видели много бревен плывущих по течению реки, она наполняют плоты, но не скреплены между собой.
5. Промысел добывания дёгтя и смолы
Дёготь – это жидкость черного цвета, которая нужна была для пропитки кожи и для смазки сбруи, колес и др. Получался деготь из древесины. На заводе по производству дегтя 4-6 печей. В каждой печи был вмонтирован ящик из железа, в этот ящик клали бересту, сжатую прессом и начинали топить.
( Презентация-слайд 11)
Кроме дёгтя добывали у нас и смолу. Материалом для этого служила древесина хвойных деревьев. Больше всего смолы было в сосновых пнях. Но для того, как говорили старики «им нужно было посидеть в земле многие годы (15) да на высоком сухом месте, а то сгниют». Смолье курили в высоких чанах, а затем отделяли воды от смолы. ( Презентация-слайд 12)
6. Изготовление деревянной посуды ( Презентация-слайд 13)
Деревянная посуда хранится у нас и по сей день. Сейчас ее делают на многих фабриках Костромской области. У нас в городе этим занималось акционерное общество «Шарьядрев». Оно изготавливало ложки с хохломскими узорами (показ.), разделочные доски (показ фотографии) и др. предметы быта (показ фотографии). Наши предки делали все это вручную.
Славилась наша область изготовлением ковшей ( Презентация-слайд 14) . Эта работа была трудоемкой, хороший резчик вырезал 18 ковшей из одного дерева. Вот как описывает производство ковшей краевед:
«Кустарь ковши выделывает из сырого материала. Дерево расписывает двуручной пилой на 10-11 валов кругляшей. Вал этот колется на две равные части. Части эти вносят в избу для оттаивания на один день. Потом кустарь начинает их обтесывать топором, чтобы придать им форму ковша, потом выдалбливает середину. Когда ковш был практически готов, его ставили в теплую печь на просушку на 1 сутки. Потом кустарь окончательно отшлифовывал ковш и расписывал его. В 18 веке у нас производили праздничные ковши или застольные, и назывались они «скопкари» или утицы. У такого ковша имелись две ручки, одна из которых выполнена в виде головы птицы с клювом и гребнем, а изогнутая дугой шея, соединена с телом ковша. Другая ручка представляла хвост птицы.
7. Ткачество. ( Презентация-слайд 15)
Все промыслы о которых мы говорили, вышли из леса, но есть у нас промысел, вышедший из поля, а называется он ткачество. А ткали у нас из растения с голубыми цветами. Про этот промысел деды говорили: «Топили, колотили, рвали, крутили, ткали, мяли, трепали и на стол послали» (лен – скатерть).
А называется это растение лен. Сейчас я вам прочитаю рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла?» А вы слушайте и запоминайте этап обработки льна.
8. Вышивка. ( Презентация-слайд 16)
Этот промысел вы назовете мне сами. Это искусство из ниток разных цветов создавать на ткани причудливые узоры. (Вышивка). А нитки которыми вышивали наши бабушки назывались «мулине» (показ.). А в далеком прошлом не было цветных ниток и вышивали там «белой строчкой», т.е. в цвет ткани. Цветная нить вводилась лишь для того, чтобы выделить контур узора.
Вышивали у нас по-разному (показ образцов).
1. Крестиком 3. Петельным
2. Гладью 4. Стебельчатым и др.
В наше время вышивка тоже распространена, существуют большое разнообразие стилей. Например, я увлекаюсь вышивкой, которая пришла к нам из Франции – «Ришелье» (показ.)
III. Итог мероприятия: «Кроссворд» (Презентация-слайд 17)
Выдаётся один на парту (работа в парах с проверкой по эталону- слайд 18)
По горизонтали:
1. Как называются ремесленные производства, добывание чего-либо или изготовление изделий ручным способом (промыслы)
2. Дупло дерева, в которое помещали пчел (борть).
3. Она бывает одножилая, двужилая, курная (изба).
4. Основное богатство Костромской области (лес).
5. Основой для этого промысла были: корень сосны, ивовые прутья, липовое лыко, береста (плетение). 6. Ивовый прут по-другому (тальник).
7. Кора у березы, из нее плели туеса (береста).
8. Это черная жидкость, которая нужна для пропитки кож, смазки в хозяйстве
(дёготь).
По вертикали:
1. Дом, посередине которого была стена, делящая его на две половины (пятистенок). 2. Искусство создавать узоры на ткани (вышивка).
3. Старинная деревенская обувь из липового лыка (лапти).
4. Рогожа, которой покрывались летние и зимние экипажи (циновка).
5.Что это: «Утка в море, хвост на воле» (ковш).
6. Промысел, вышедший из поля (ткачество).
IV.Рефлексия
У Вас на партах лежат 3 вида картинок, а у меня есть домотканая салфетка, которую нужно украсить.
Солнышко - если Вам мероприятие понравилось, и вы многое узнали о промыслах нашего края.
Солнышко с тучкой - если всё что сегодня говорилось, вы знали раньше.
Тучка – если вам было не интересно и ничего полезного вы для себя не взяли.
2в | |||||||||||||||
1п | р | о | м | ы | с | л | ы | ||||||||
я | ш | ||||||||||||||
2б | о | р | т | ь | и | ||||||||||
3и | з | б | а | в | 4ц | ||||||||||
4л | е | с | к | и | |||||||||||
5п | л | е | т | е | н | и | е | 6т | а | 3л | ь | н | и | 5к | |
7б | е | р | е | с | т | а | к | а | о | о | |||||
н | а | п | в | в | |||||||||||
8д | ё | г | о | т | ь | ч | т | к | ш | ||||||
к | е | и | а | ||||||||||||
с | |||||||||||||||
т | |||||||||||||||
в | |||||||||||||||
о |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник вежливых ребят"
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаи...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник цветных карандашей"
Воспитательное мероприятие для младших школьников будет познавательным, поучительным и интресным...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Короб чудес» для учащихся начальных классов.
Мероприятие, проведенное по данной разработке ставит целью развивать познавательную активность детей, а так же интерес к народному декоративно- прикладному искусству, познакомить их с наро...
Методическая разработка воспитательного дела "Бабушкам и дедушкам посвящается..."
Методическая разработка воспитательного дела. Литературная гостинная приглашает бабушек и дедушек. Разработка направлена на воспитание уважительного отношения к старшему поколению....
Методическая разработка воспитательного проекта в рамках городской Благотворительной акции « Белый цветок»
В последние годы Благотворительная акция "Белый цветок" проходит во многих городах страны. Ребята с удовольствием участвуют в этой акции. А знают ли они историю появления этой акции?данный проект дает...
Методические разработки "Воспитательная работа в начальной школе"
Воспитательная работа...
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества Составитель: Резниченко Л.М., педагог дополнительного образованияЦель: Формирование гражданско-пат...