Программа кружка «Святыни Костромской земли»
элективный курс (4 класс) на тему

Зарубина Татьяна Львовна

 

Актуальность изучения курса «Святыни Костромской земли» обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. В современной России растет интерес к культурно-историческому наследию страны. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_svyatyni_kostromskoy_zemli.docx487 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской областиМОУ ничколькская СОШ эмблема

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Программа кружка

для 4 класса

«Святыни Костромской земли»

http://xn--80atghalddjel1h.xn--p1ai/images/arhitect/voskresenie1.jpg

                                                                        Разработчик: Т.Л. Зарубина

                                                                      Квалификация: высшая

2017год

Пояснительная записка

Актуальность изучения курса «Святыни Костромской земли» обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. В современной России растет интерес к культурно-историческому наследию страны. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

Цели изучения курса «Святыни Костромской земли» -  расширение  информационного  поля и введение  в содержание школьного образования материалов, раскрывающих  духовную основу русской истории.

В процессе изучения курса «Святыни Костромской земли» ставятся следующие задачи:

- дать знания о христианской нравственной культуре: понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;

- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, любви к отечественной истории, осознании себя потомками славного прошлого России и Костромского края;

- обеспечить преемственность традиций, связь поколений, сохранение исторической памяти.

        Курс «Святыни Костромской земли» изучает историю православной культуры на Костромской земле, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан  - веру в Бога,  любовь к ближним,  любовь к Отечеству.

Основные формы организации деятельности – беседы, викторины, дискуссии, игры, просмотр фильмов, индивидуальные консультации.

Программа «Святыни Костромской земли» рассчитана на изучение курса в течение 33 часов (1 час) в неделю.   Возраст обучающихся – 10-11 лет.

Требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки, презентации).

Содержание рабочей программы

  1. Христианские святыни.

Православные святыни. Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. Древнерусский монастырь - центр православной культуры. Религиозная живопись. Как разговаривает икона? Что означает почитание святых? Обобщение знаний по теме "Православные святыни". «Святыни Костромской земли».

  1.  «Монастыри Костромской земли».

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. «Сказание о явлении и чудесах от иконы Божией Матери Фёдоровской». Чудотворные иконы Костромского края. Крестные ходы. «Город сорока церквей». Железноборовский монастырь. Феропонтов монастырь на Монзе. Макариев монастырь на Письме. Кажировская пустынь. Галичские святыни. Святыни Кадыя. Обители веры и красоты. Легенды Княой Пустыни. Церковь Николы в Чернопенье. Загадки шунгенских иконописцев. Как Кузнецовы спасали колокол. Из летописи Макариево-Унженского монастыря. Межевские храмы. Сыпаново. Святыни села Боговарово. Храмы в окрестностях Щелыкова. Святыни Пыщугской земли. Храм Воскресения Христова. Чухломский Авраамиев Городецкий монастырь. Душа города.

 Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь; Богоявленско-Анастасиин женский монастырь; Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь; Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь; Свято-Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь; Знаменский женский монастырь; Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь; Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь; Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь.

  1. Собор костромских святых.

Пути к добродетельной жизни. Святые подвижники.

Святой великомученик Феодор Стратилат – небесный покровитель Костромы. Ученики и духовные последователи игумена земли русской  - преподобного Сергия Радонежского. Экскурсии «Путешествия по святым местам Костромской земли».

        

Тематическое планирование

Раздел

Темы

Кол-во часов

Христианские святыни.

Православные святыни. Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. Древнерусский монастырь - центр православной культуры. Религиозная живопись. Как разговаривает икона? Что означает почитание святых? Обобщение знаний по теме "Православные святыни".

6 часов

Костромские святыни

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. «Сказание о явлении и чудесах от иконы Божией Матери Фёдоровской». Чудотворные иконы Костромского края. Крестные ходы. «Город сорока церквей».  Железноборовский монастырь. Феропонтов монастырь на Монзе. Макариев монастырь на Письме. Кажировская пустынь. Галичские святыни. Святыни Кадыя. Обители веры и красоты. Легенды Княой Пустыни. Церковь Николы в Чернопенье. Загадки шунгенских иконописцев. Как Кузнецовы спасали колокол. Из летописи Макариево-Унженского монастыря. Межевские храмы. Сыпаново. Святыни села Боговарово. Храмы в окрестностях Щелыкова. Святыни Пыщугской земли. Храм Воскресения Христова. Чухломский Авраамиев Городецкий монастырь. Душа города.

24 часа

Собор костромских святых

Святой великомученик Феодор Стратилат – небесный покровитель Костромы. Ученики и духовные последователи игумена земли русской  - преподобного Сергия Радонежского. Экскурсии «Путешествия по святым местам Костромской земли».

3часа

Всего:

33 часа

Прогнозируемый результат

В результате освоения образовательной курса «Святыни Костромской земли»  учащиеся

должны знать:

  • нравственные ценности православной культуры;
  • православные духовные ценности Костромского края;
  •  традиции, обычаи, обряды русской православной культуры;
  • жизнеописания святых Русской православной церкви (в том числе и Костромской земли);
  • произведения искусства православной тематики.

приобрести:

  • опыт проектной и исследовательской деятельности по теме образовательной программы;
  • определенный набор присвоенных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, милосердие, сострадание, смирение, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство.

Личностные результаты изучения курса «Святыни Костромской земли»:

 развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

   знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

  осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

  умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

  настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

   как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения курса «Святыни земли Русской»

        развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

        умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

        умение описывать достопамятные события родного края.

 Предметные результаты изучения курса «Святыни Костромской земли» в развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

         любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

         умение описывать достопамятные события родного края;

         развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

         приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

         усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

         приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг.

Методы определения результативности программы

1.        Наблюдение за поведением ребенка, его деятельностью на занятиях кружка и во внеурочной деятельности.

2.        Непосредственное общение с воспитанником (беседа, интервью), через которое по заранее продуманной программе можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка.

3.        Доверительный опрос с диагностической целью.

Карта наблюдений

Ф.И. учащегося

Мотивация

к знаниям

(анкетирование)

Приобретение положительного опыта

Продуктивные результаты:

создание презентаций, докладов, участие в проектной и исследовательской деятельности, участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах разного уровня)

Уровни освоения программы

интерес

II 

погружение

III 

освоение

интерес

II 

погружение

III 

освоение

интерес

II 

погружение

III 

освоение

1

2.

ИТОГ:

 

Для определения результатов изучения курса используются формы контроля:

Текущая проверка в рамках занятия, сочетающаяся с заданиями по закреплению материала. Для такой проверки могут использоваться  следующие виды заданий:

1. Краткий вопрос типа: «Как называется», «Перечислите», «Укажите», «Дайте определение», «Что означает»;

2. Свободный по форме содержательный текст из 1 – 3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения;

3. Описание, характеристика или изложение из 1 – 5 предложений;

4. Задания на сопоставление. Сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение, или без такого указания;

5. Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов;

6. Задание на объяснение с использованием примеров,  иллюстраций;

7. Задания на объяснение аналитического или синтетического характера;

8. Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач.

Итоговый контроль в форме тестирования или в форме  выставки творческих работ по маршрутам духовного краеведения.

Наличие предметно-развивающей среды, созданной педагогом

  • наглядные пособия, книги по изучаемой проблеме
  • разработка компьютерных презентаций, учебных видеороликов.

Техническое обеспечение учебного процесса

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Интерактивная доска

Календарно-тематическое планирование

№ темы

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведе-ния занятия заплани- рован-ная

Дата проведе-ния занятия фактичес-кая

Часть 1. Православные святыни.

6

Православные святыни.

1

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма

1

Древнерусский монастырь - центр православной культуры

1

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

1

Что означает почитание святых?

1

Обобщение знаний по теме "Православные святыни"

1

Часть 2. Костромские святыни

24

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери

1

«Сказание о явлении и чудесах от иконы Божией Матери Фёдоровской»

1

Чудотворные иконы Костромского края

1

Крестные ходы в Костромской губернии

1

«Город сорока церквей»

1

Феропонтов монастырь на Монзе

1

Макариев монастырь на Письме.

1

Кажировская пустынь.

1

Галичские святыни.

1

Святыни Кадыя.

1

Обители веры и красоты.

1

Легенды Княжной Пустыни.

1

Церковь Николы в Чернопенье.

1

Загадки шунгенских иконописцев.

1

Как Кузнецовы спасали колокол.

1

Из летописи Макариево-Унженского монастыря.

1

Межевские храмы.

1

Сыпаново.

1

Святыни села Боговарово.

1

Храмы в окрестностях Щелыкова.

1

Святыни Пыщугской земли.

1

Храм Воскресения Христова

1

Чухломский Авраамиев Городецкий монастырь.

1

Душа города.

1

Часть 3. «Собор костромских святых»

3

Святой великомученик Феодор Стратилат – небесный покровитель Костромы

1

Ученики и духовные последователи игумена земли русской  - преподобного Сергия Радонежского

1

Экскурсии «Путешествия по святым местам Костромской земли»

1

Литература

1.        Бородина.  История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. … – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.

2.        Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Москва 2009 год;

3.        Медведева, Н. С. День за днем: календарь школьника. Издательский Совет Руссой Православной Церкви. М. 2009.

4.        Мельникова, Т. А. Уроки нравственности на основе православного учения. Издательство «Школьная Пресса». М. 2009.

5.        Сосунов, Е. Ф. Уроки Закона Божия для детей. Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М. 2002.

6.        Сурова, Л. В. Церковный год (беседы о Православии). Издательство «Паломник». М. 2000. .

7.        Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Учебно-методическое издание. Редактор-составитель Е. И. Смольникова. Издательство «Знаки». М. 240 с.

Интернет-источники:

Азбука веры (православная энциклопедия) http://azbyka.ru/;

ТВ Спас. Православный медиа портал http://tvspas.ru/ .

Видеоматериалы

Азбука православия. – Студия Анастасии Дудко «Интересное кино», 2007 год

Приложение1

Храм

Задание 1. Сделай подписи к картинкам.

Икона_Спасителя_1

Канун_1

Кадило_1

Свеча_1

Канун_1

Иконостас_1

Священник_2

Царские врата_1

Алтарь_1

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

Задание 2.

Возьми листочки бумаги и напиши две записочки. Первую - о здравии твоих родных и друзей. Вторую записочку напиши об упокоении твоих близких. Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже.

Икона

Задание 1.

Перед тобой портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.

Ушаков_2

Ушаков_5

Посмотри внимательно, что общего в этих изображениях? __________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем они отличаются? ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Русский поэт и философ Владимир Соловьев написал такие строки:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?...

Как ты думаешь, могли ли эти строки сложиться у поэта в храме? Почему? 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Монастырь

1. Подпиши названия монастырей.

тслkiev_may

___________________________________        ______________________________

___________________________________        ______________________________

  1. Подпиши, как называются части монашеского облачения, и что они символизируют.

клобукпоясчетки

  мантия

                                                               

                                                                                                                                                                     

                                         

Монастырь

Двигаясь по часовой стрелке от выделенного квадратика, замени числовые значения буквами и расшифруй старинную русскую поговорку.

9

17

15

4

5

3

8

19

2

1

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________

Объясни, как ты ее понимаешь.

Гаврилов

.

5

2

19

3

8

11

3

15

5

12

18

;

1

2

3

6

10

5

1

4

15

17

9

Слова – подсказки:

7

8

9

12

13

14

2

3

5

15

Название одного из монашеских обетов.

1

15

16

17

15

10

18

Так монахи иногда называют свои четки

7

8

9

4

10

5

11

Так называется чин посвящения в монахи.

1

2

3

4

5

6

Часть монашеского облачения, закрываю щая все тело и символизирующая жизнь под Божией защитой.

19

12

8

20

13

19

Головной убор монаха.

Приложение2

Ежегодно 5 февраля проходит Собор костромских святых. Всего на костромской земле насчитывается 30 святых подвижников.

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/feodor_stratilat-1smal1.jpg

Святой великомученик Феодор Стратилат – небесный покровитель Костромы

память 8 (21) февраля и (21) июня

Святой великомученик Феодор Стратилат с древних времен является покровителем града Костромы. Собор во имя великомученика Феодора Стратилата был одним из первых костромских храмов. До наших дней он не сохранился, однако известно, что именно в этот храм в середине 13 в., была принесена чудесно обретенная костромским князем Василием Ярославичем, младшим братом святого благоверного князя Александра Невского, Феодоровская икона Божией Матери. Свое название эта великая всероссийская святыня, уже без малого восемь веков пребывающая в нашем городе, получила как раз благодаря тому, что долгие годы хранилась в храме великомученика Феодора Стратилата. В «Сказании о Феодоровской иконе Божией Матери» говорится, что накануне ее явления князю Василию в костромском лесу многие горожане видели, как эту икону носил по улицам Костромы некий воин, облаченный в воинскую одежду и удивительно похожий на изображение Феодора Стратилата в соборном храме его имени. В 1994 году совместным попечением Костромской епархии и администрации области на воинском кладбище Костромы по проекту Л.С. Васильева была возведена часовня во имя великомученика Феодора Стратилата. В 2002 году на территории Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы великомученику Феодору был установлен памятник, освященный в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/avraamygorodec-2smal2.jpg

Преподобный Авраамий Галичский

память 20 июля (2 августа)

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский, Городецкий – ученик преподобного Сергия Радонежского. Место рождения и мирское имя преподобного Авраамия неизвестны. По благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в костромские пределы, в Галичское княжество, где основал первую в галичской стороне обитель – Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (ныне – село Умиление Галичского района Костромской области). Вскоре после прибытия преподобного Авраамия на Галичское озеро, в 1350 году, совершилось чудесное обретение им иконы Божией Матери «Умиление». С этого времени почитание преподобного Авраамия и иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» становятся неразделимы. Впоследствии преподобный Авраамий основал еще 3 монастыря: Авраамиеву Великую пустынь в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы в верховье р. Виги (д. Озерки Чухломского района Костромской области), Авраамиеву Верхнюю пустынь в честь Собора Пресвятой Богородицы на р. Виге (с. Коровье Чухломского района), Аараамиев Городецкий монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на северном берегу Чухломского озера (с. Ножкино Чухломского района). В 16-19 веках преподобный Авраамий Галичский являлся одним из наиболее почитаемых святых костромской земли, в это время и крае существовало несколько десятков храмов с престолами в его честь. Первые три из четырех монастырей, основанных преподобным Авраамием, в 18 веке были упразднены и обращены в приходские церкви, однако Авраамиев Городецкий монастырь по уважению к покоящимся в нем мощам преподробного Авраамия закрыт не был. Рака преподобного была изъята в 1922 году, но святые мощи в советское время никогда не вскрывались.

http://kostroma.ru/i/u/ferapont_monz2.jpg

Преподобный Адриан Монзенский

память 5 (18) мая

Преподобный Адриан (в миру Амос) родился в Костроме и был учеником преподобного Ферапонта Монзенского. Преподобный Адриан считается основателем Благовещенского монастыря, получившего впоследствии имя Адриановой пустыни. Преподобный Адриан преставился в 1619 году и был погребен в Воскресенском храме Благовещенского монастыря. В 1764 году Благовещенский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь (ныне это Благовещенский храм с. Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1937 году Благовещенская церковь была закрыта, древние иконы преподобного были утрачены, однако мощи святого не вскрывались и продолжали оставаться под спудом. Богослужения в Благовещенском храме были возобновлены в 1998 году.

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/aleksandrvochsky-1smal4.jpg

Преподобный Александр Вочский

память 30 августа (12 сентября)

Преподобный Александр был основателем и игуменом Александровской пустыни на реке Воче, левого притока реки Костромы, близ города Солигалич. Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов. Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровное, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. Молва о святости преподобного Александра всегда привлекала к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался «источником неисчерпаемых чудес боготочных» и «кладезем чудес неистощимых». Александр положил основание обители «Александровской пустыни на реке Воче». В 1764 году из упраздненной обители образовался сельский приход села Коровного. Преображенский сельский храм над могилой преподобного был закрыт в 30-е годы 20 столетия и вскоре разрушен, однако мощи святого вскрыты не были.

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/gennadykostrom-1smal5.jpg

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский

память 23 января (5 февраля)

Преподобный Геннадий, в миру Григорий, родился в городе Могилеве. Григорий принял постриг с именем Геннадий. Для своих сподвижников преподобный Геннадий был истинным образцом кротости, смирения и трудолюбия. Еще при жизни Господь удостоил преподобного дара чудотворения. Он был погребен в созданном им Спасском монастыре. После событий 1917 года Спасо-Геннадиев монастырь был упразднен, мощи – кощунственно вскрыты. Ныне эта обитель (находящаяся в пределах Ярославской епархии, на границе Костромской и Ярославской областей, недалеко от города Любима) пока пребывает в запустении. День памяти преподобного Геннадия с 1983 года стал и днем празднования Собора Костромских святых. В располагающемся рядом со Спасо-Геннадиевым монастырем Троицком храме села Сандогора (Костромская епархия) с давних времен сохраняется благочестивая традиция 1 сентября совершать ежегодное местное празднование преподобному Геннадию.

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/iakovzheleznobor-2smal6.jpg

Преподобный Иаков Железноборовский

память 11 (24) апреля и 5 (18) мая

Преподобный Иаков родился в 14 веке в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. Еще в юном возрасте лишившись родителей, он раздал все свое имущество нуждающимся и принял монашеский постриг в обители игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Возвратившись в родной край он поселился на берегу реки Тебзы вблизи села Железный Борок, недалеко от города Буя. На этом месте преподобным Иаковом была устроена общежительная монашеская обитель. Святые мощи угодника Божия впоследствии прославились многими чудотворениями и исцелениями больных и страждущих

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/iona_moskovsky-1smal7.jpg

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России

память 31 марта (13 апреля) 28(15) июня

Святитель Иона родился в конце 14 века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в дворянской семье дворянина. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте в одном из галичских монастырей. Позднее он перешел в московский Симонов монастырь где и был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии и был избран митрополитом всея Руси. Именно с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата. В костромском крае память святителя Ионы более всего почиталась на родной для него солигаличской земле. В деревне Одноушево до наших дней сохранилась часовня, построенная над родником, у которого, по преданию, будущий святитель в детские годы уединялся для молитвы.

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/kirillnovoezer-22smal8.jpg

Преподобный Кирилл Новоезерский

память 4 (17) февраля

Преподобный Кирилл Новоезерский родился в Галиче, происходил из дворянского рода. Тайно оставив родительский дом, удалился в Комельские леса к преподобному Корнилию, от которого принял иноческий постриг. 10 лет подвизался под руководством преподобного Корнилия, а затем по его благословению 7 лет пустынножительствовал. Затем поселился на Красном острове у Нового озера (Белое озеро), построил 2 храма: во имя Воскресения Христова и во имя иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Был посвящен в сан священника. Мощи преподобного Кирилла были обретены нетленными в 1649 году.

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/makaryunzh-10smal9.jpg

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский

память 25 июля (7 августа)

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он принял монашество в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре. Впоследствии преподобный Макарий переселился на берег реки Волги, где близ озера Желтые Воды основал обитель во Имя Живоначальной Троицы. В 1439 году Желтоводский монастырь был разрушен татарами; после этого преподобный Макарий отправился на реку Унжу, где основал свой третий монастырь. В 1444 году он был погребен в стенах обители, которая впоследствии стала именоваться Свято-Троицким Макариево-Унженским монастырем и являлась одной из наиболее почитаемых святынь костромской земли. В конце 1929 года обитель преподобного Макария подверглась закрытию и пребывала с того времени в запустении. Святые мощи угодника Божия, изъятые из монастыря, находились в музее г. Юрьевца. Возвращение их Церкви состоялось лишь в 1990 году. С 1993 года обитель преподобного Макария возобновлена как женский монастырь.

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/makarypisemsky-1smal10.jpg

Преподобный Макарий Писемский

память 10 (23) января

Родился святой в середине 14 века; по преданию, его родиной было село Данилово на реке Письме (левом притоке реки Костромы), а сам он по происхождению принадлежал к старинному боярскому роду. Еще в молодости святой ушел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где и был пострижен в монашество с именем Макарий. По благословению игумена земли Русской преподобный Макарий вернулся на свою родину – в Галичское княжество. Здесь он поставил келью и небольшую часовню на берегу Письмы. Со временем на Письме возникла иноческая обитель, в 2000 году от Рождества Христова торжественно отметившая свое 600-летие. Мощи святого находятся в Преображенском храме Макариево-Писемского монастыря, который на протяжении веков привлекал к себе многочисленных паломников. Священномученик Никодим (Кротков),архиепископ Костромской и Галичский память 23 января (5 февраля) и 8 (21) августа Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника. С 1932 по 1936 годы Никодим управлял Костромской епархией. Многое претерпел архипастырь в это тяжкое время. В 1934 году был взорван Костромской Успенский кафедральный собор, где около шести веков пребывал чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери. Однако сама святыня была спасена стараниями архипастыря.

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/nikita_kostromskoy-2smal11.jpg

Преподобный Никита Костромской

память 15 (28) сентября

Преподобный Никита был учеником преподобного Сергия Радонежского. Родился святой в XIV веке в Подмосковье. Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В начале 20-х годов 15 века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь.

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/paisy_galich-1smal12.jpg

Преподобный Паисий Галичский

память 23 мая (5 июня)

Преподобный Паисий, небесный покровитель древнего града на Галичском озере, в конце 14 века пришел в Галичский Успенский монастырь и подвизался в нем на протяжении 70 лет, став впоследствии настоятелем обители. Уже при жизни святого старца монастырь получил именование Паисиева. Во время настоятельства преподобного Паисия, в 1425 году, в обители совершилось чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Овиновской. Обретенная им икона была поставлена в монастырском храме и прославилась впоследствии многими чудотворениями и исцелениями: многие безнадежно больные избавлялись от своих недугов, только прикоснувшись к святому образу. В 1434 году великий князь Московский Василий Темный, воевавший с галичским князем Юрием Дмитриевичем, взял приступом Галич и увез Овиновскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Однако святыня чудесным образом сама, по воздуху, вернулась в монастырь.

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/pahomy_ner12eht-2smal13.jpg

Преподобный Пахомий, игумен Нерехтский

память 5 апреля (28 мая)

Преподобный Пахомий Нерехтский родился во Владимире в начале 14 века в семье священника. В возрасте 21 года он принял иноческий постриг во Владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы. В поисках удобного места для пустынножительства он выбрал место близ Нерехты на берегу реки Солоницы; издавна оно носило название Сыпаново. При помощи нерехтчан преподобный Пахомий вначале воздвиг храм во Имя Живоначальной Троицы, а затем создал при нем монастырь. Ныне святые мощи преподобного Пахомия почивают под спудом в возрожденном в 1993 году после многолетнего запустения Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре.

http://kostroma.ru/uploads/images/Svyatye_mesta/svyatye/timon_nadeevsky-1smal14.jpg

Преподобный Тимон, старец Надеевский

память 21 января (3 февраля)

Преподобный Тимон (в миру Тихон Федоров) родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии. Его духовным отцом стал великий святой Русской земли – преподобный Серафим Саровский. Он принимал участие в строительстве городецкого Богородице-Феодоровского монастыря – обители, в стенах которой до 1239 года пребывала великая святыня костромской земли чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. После рукоположения в иеромонахи преподобный Тимон переселился в Надеевской пустыни Костромской губернии. По велению Господа он занимался возведением Надеевской пустыни, которая к тому времени пришла в запустение. Он построил каменный Успенский храм с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Макария Унженского, выкопал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. Земные труды преподобный Тимон сочетал с подвигами духовными. Господь наградил святого благодатными дарами прозорливости и чудотворений. И по сей день молитвами преподобного Тимона на источнике совершаются исцеления больных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год

ПРОГРАММА  КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ  ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...

Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015

Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....

Святыни Коломенской земли.

В статье говорится об исторических сражениях, монастырях и соборах Коломенской земли....

Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...

«Методическая разработка исследовательского проекта «Хлеб - святыня русской земли»»

В данной методической разработке  представлен опыт моей работы   по реализации  проектной деятельности по теме  «Хлеб – святыня русской земли»....